ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-152/2016 от 03.02.2016 Саянского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Город Саянск ДД.ММ.ГГГГ

Дело № 2а-152/2016

Судья Саянского городского суда Маничева С.С., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области к Корниенко Т. Д. о восстановлении пропущенного срока для взыскания и о взыскании штрафов, начисленных за несвоевременное представление налоговых деклараций по НДС и по налогу с продаж,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 14 по Иркутской области (административный истец, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением о восстановлении пропущенного срока для взыскания и о взыскании с административной ответчицы Корниенко Т.Д. (налогоплательщика) штрафа, начисленного за несвоевременное представление налоговых деклараций по НДС, в размере 800 рублей, и штрафа, начисленного за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу с продаж, в размере 2800 рублей, указав в обоснование иска, что Корниенко Т.Д. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №14 по Иркутской области. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГКорниенко Т.Д. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) и в соответствии с п.1 ст. 143 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2002-2004 гг.) ИП Корниенко Т.Д. в 2002-2004 гг. являлась налогоплательщиком НДС, а согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НКРФ. Пунктом 2 ст. 163 НК РФ установлено, что для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.

Следовательно, налоговые декларации по НДС за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2002 года подлежали представлению в сроки не позднее ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, соответственно; налоговые декларации по НДС за 1, 2 и 3 кварталы 2003 года подлежали представлению в сроки не позднее ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ода, соответственно; налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2004 года подлежала представлению в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, в нарушение п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщиком указанные документы налоговой отчетности были представлены с нарушением срока. В связи с чем по результатам камеральных налоговых проверок налогоплательщик за данные налоговые правонарушения был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2002-2004 гг.), согласно которому непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 ст. 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

В отношении налогоплательщика принимались решения о привлечении к налоговой ответственности.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 348 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2001-2003 гг.) ИП Корниенко Т.Д. являлась налогоплательщиком налога с продаж. Согласно ст. 352 НК РФ налоговый период устанавливался как календарный месяц. Пунктами 2 и 3 ст. 2 Закона Иркутской области от 19 октября 1998 № 44-03 «О налоге с продаж» установлено, что налогоплательщики, для которых исчисленная сумма налога за предыдущий налоговый период составила 5000 рублей или менее, уплачивают налог не позднее срока, установленного п. 3 ст.2 Закона для представления налоговой декларации по налогу. Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании двадцати восьми решений камеральных налоговых проверок от ДД.ММ.ГГГГ произведено привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности в виде налоговых санкций в общем размере 2800,0 рублей, в связи с несвоевременным представлением 28 налоговых деклараций по налогу с продаж за налоговые периоды 2001, 2002 и 2003 гг. в рамках п. 1 ст. 119 НКРФ.

Между тем, в соответствии с приказом МНС России от 16 октября 2001 года № БГ-3-18/413 «Об утверждении Перечня специфических документов, образующихся в деятельности налоговых органов, с указанием сроков хранения», ст.ст. 62, 236 Перечня документов, образующихся в деятельности Министерства РФ по налогам и сборам, утвержденного приказом МНС России от 21 апреля 2004 года № САЭ-3-18/297, а также положений Приказа от 15 февраля 2012 года № ММВ-7-10/88@, срок хранения решений по результатам налоговых проверок, документов о взыскании недоимки составляет 5 лет, срок хранения реестров на отправку служебных писем на почту с отметкой почтового отделения связи - в течение 2-х лет. В связи с изложенным материалы налоговых проверок, обосновывающие начисление в отношении Корниенко Т.Д. налоговых санкций, налоговым органом представлены быть не могут.

Согласно ст. 69 НК РФ налоговым органом выставлено требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа <номер изъят> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с установленным сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа в соответствии со ст. 70 НК РФ направлено налогоплательщику ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени требование не исполнено.

Согласно п.9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Из системного анализа ст.ст. 45, 59, 70 НК РФ следует, что налоговый орган независимо от периода возникновения недоимки и сроков ее уплаты обязан предпринять необходимые меры по взысканию налогов, пени, штрафов, как в пределах сроков, предусмотренных ст. 70, 46, 47, 48 НК РФ для бесспорного взыскания, так и в случае пропуска данных процессуальных сроков путем обращения в суд с заявлением о взыскании налога, пени, штрафов с мотивированным ходатайством о восстановлении пропущенного срока для взыскания задолженности.

В силу пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ, вступившего в силу с 02 сентября 2010 года), а также пп. 2.4 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию (далее - Порядок списания), утвержденного Приказом ФНС России от 19 августа 2010 года № ЯК-7-8/393@ (далее Приказ ФНС России), одним из оснований признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящимся за отдельными налогоплательщиками, безнадежными к взысканию, является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Задолженность по штрафам налогоплательщиком не оплачена, в связи с чем, Межрайонная ИФНС России № 14 по Иркутской области обратилась в суд с заявлением о взыскании недоимки, пеней, штрафа, ходатайствуя о восстановлении срока для взыскания.

На основании изложенного, ссылаясь на ст.ст. 31, 45, 48 НК РФ, ст. 125, 126, 286, 287 КАС РФ, Межрайонная ИФНС России № 14 по Иркутской области просила суд восстановить пропущенный срок для взыскания и взыскать с Корниенко Т.Д. штрафа, начисленного за несвоевременное представление в 2002-2004 г.г. налоговых деклараций по НДС, в размере 800 рублей, и штрафа, начисленного за несвоевременное представление в 2001-2003 г.г. налоговых деклараций по налогу с продаж, в размере 2800 рублей, всего 3600,0 рублей.

Административная ответчица Корниенко Т.Д. в судебное заседание не явилась. До начала судебного заседания предоставила письменное заявление о не признании административного искового заявления, так как никаких налоговых уведомлений и требований она не получала и уважительных причин для восстановления налоговому органу срока для взыскания с административной ответчице налоговых санкций не имеется.

В соответствии с ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Поскольку в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, и представители этих лиц, суд определил рассмотреть административное дело по административному исковому заявлению налогового органа о взыскании с Корниенко Т.Д. налоговых санкций в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований налогового органа по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Поскольку Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для взыскания с Корниенко Т.Д. штрафов, начисленных за несвоевременное представление налоговых деклараций по НДС и налоговых деклараций по налогу с продаж в 2001-2004 годах, - выявление задолженности по штрафам должно было быть произведено много лет назад, и установленные п. 1 ст. 70 НК РФ сроки направления требований об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов истекли задолго до направления ДД.ММ.ГГГГ административным истцом требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа <номер изъят> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с установленным сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Материалы налоговых проверок, обосновывающие начисление в отношении Корниенко Т.Д. налоговых санкций, налоговым органом не сохранены, так как в соответствии с приказом МНС России от 16 октября 2001 года № БГ-3-18/413 «Об утверждении Перечня специфических документов, образующихся в деятельности налоговых органов, с указанием сроков хранения», ст.ст. 62, 236 Перечня документов, образующихся в деятельности Министерства РФ по налогам и сборам, утвержденного приказом МНС России от ДД.ММ.ГГГГ № САЭ-3-18/297, а также положений Приказа от 15 февраля 2012 года № ММВ-7-10/88@, срок хранения решений по результатам налоговых проверок, документов о взыскании недоимки составляет 5 лет, срок хранения реестров на отправку служебных писем на почту с отметкой почтового отделения связи - в течение 2-х лет.

При таких обстоятельствах проверка в суде обоснованности начисления административной ответчице Корниенко Т.Д. невозможна, а установленный ч. 2 ст. 286 КАС РФ срок подачи административного искового заявления для взыскания с Корниенко Т.Д. налоговых санкций следует признать пропущенным.

Вместе с тем, причины пропуска административным истцом установленного ч. 2 ст. 286 КАС РФ срока обращения в суд налоговым органом не названы. Уважительные причины пропуска данного срока не приведены. Сведений о противоправных действиях административной ответчицы Корниенко Т.Д., обусловивших невозможность своевременного взыскания с нее в установленном порядке штрафов за несвоевременное представление налоговых деклараций по НДС и налоговых деклараций по налогу с продаж в 2001-2004 годах, суду не представлено.

Вследствие изложенного невозможно удовлетворение требования налогового органа о восстановлении заявленного им в иске срока для взыскания с Корниенко Т.Д. штрафов, начисленных за несвоевременное представление налоговых деклараций.

В связи с пропуском налоговым органом без уважительной причины установленного законом срока обращения в суд для взыскания с Корниенко Т.Д. указанных штрафов в удовлетворении административного иска о взыскании с Корниенко Т.Д. этих штрафов должно быть отказано.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 291-294 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Полностью отказать в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области к Корниенко Т. Д. о восстановлении пропущенного срока для взыскания и о взыскании штрафа, начисленного за несвоевременное представление в 2002-2004 г.г. налоговых деклараций по НДС, в размере 800 рублей, и штрафа, начисленного за несвоевременное представление в 2001-2003 г.г. налоговых деклараций по налогу с продаж, в размере 2800 рублей, всего 3600,0 рублей.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: Маничева С.С.