Административное дело № 2а-152/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Чаа-Холь 08 ноября 2016 года
Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Монгуша К.К., при секретаре Серенмаа Р.А., с участием административного истца - заместителя прокурора Чаа-Хольского района РТ Лудуп А.С., в открытом судебном заседании рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва к Хуралу представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва о признании Устава сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва противоречащим в части федеральному закону, а именно ст.3.1 и ст.35 Устава, и обязании привести Устав сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна в соответствие с требованиями федерального законодательства, а также зарегистрировать нормативно-правовой акт о внесении изменений в Устав в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чаа-Хольского района Республики Тыва обратился в суд с административным исковым заявлением к Хуралу представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва о признании Устава сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва противоречащим в части федеральному закону, а именно ст.3.1 и ст.35 Устава, и обязании привести в соответствие Устав сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна с требованиями федерального законодательства, а также зарегистрировать нормативно-правовой акт о внесении изменений в Устав сельского поселения сумона Ак-Дуругский в Министерстве юстиции Республики Тыва в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда, указывая на то, что прокуратурой Чаа-Хольского района была проведена проверка Устава сельского поселения с.Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна на предмет соответствия федеральному законодательству в связи с изменением Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ). По результатам проверки установлено, что имеются противоречия федеральному законодательству. В статье 3.1 Устава перечислены права органов местного самоуправления сумона на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения сумона. Вместе с тем, Федеральным законом от 23 июня 2016 № 197-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов» государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, которые вступили в законную силу с 04 июля 2016 года. Так согласно п.15 части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 313-ФЗ (в редакции Федерального закона № 197-ФЗ) органы местного самоуправления городского и сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Таким образом, органы местного самоуправления вправе осуществлять мероприятия в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Статьей 35 Устава предусмотрено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправлений несут ответственность перед населением сумона, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Однако, согласно п. 8 ст. 44 Федерального закона № 313-ФЗ Уставом муниципального образования должны определяться: виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Таким образом, Глава VII Устава не определены виды ответственностей органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством, ответственность представительного органа муниципального образования перед государством, ответственность главы муниципального образования и председателя администрации перед государством, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами, а также не установлены основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Согласно пункту 6 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ (ред. от 21 ноября 2011года) «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований. Приказом Минюста России от 03 марта 2014 года № 26 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» Управление Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее – Управление) является территориальным органом Минюста России, действующим на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации уполномоченным по осуществлению в установленном порядке государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы. Государственная регистрация имеет юридическое значение, поскольку влечет правовые последствия для устава муниципального образования. Согласно п. 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Таким образом, при проверке официального сайта администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва Chaa-hol.rtyva.ru. на котором согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» сельское поселение с. Ак-Дуругский размещает информацию о своей деятельности установлено, что нормативные правовые акты о внесении изменений в Устав сельского поселения с. Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна на официальном сайте не размещены. В соответствии со статьей 39 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» от 08 марта 2015 года № 21-ФЗ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно п. 2 ст.1, п.3 ст.22, ст.23 и ст.28 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор, в частности, имеет право оспорить в суде нормативный правовой акт в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Просит признать Устав сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва противоречащим федеральному законодательству, а именно ст.3.1 и ст.35 Устава, и об обязании привести в соответствие Устав сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна с требованиями федерального законодательства, а также зарегистрировать нормативно-правовой акт о внесении изменений в Устав сельского поселения сумона Ак-Дуругский в Министерстве юстиции Республики Тыва в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании административный истец - заместитель прокурора Чаа-Хольского района РТ Лудуп А.С. административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям поддержала полностью. В уточнение административных исковых требований, также просила обязать Хурал представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав официально опубликовать (обнародовать) в течение семи дней со дня его поступления из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва.
В судебное заседание представитель административного ответчика - Хурала представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва не явился, хотя о дате, месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок не сообщил, в связи с чем, суд признает его неявку неуважительной и не влекущей оснований для вывода о нарушении процессуальных прав этого лица, и рассматривает дело в его отсутствие в порядке ст.150 КАС РФ. Присутствие указанного лица в судебном заседании в силу закона не является обязательным и не признается судом обязательным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокуратурой Чаа-Хольского района проведена проверка Устава сельского поселения с.Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна на предмет соответствия федеральному законодательству в связи с изменением Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ). По результатам проверки установлено, что имеются противоречия федеральному законодательству. В статье 3.1 Устава перечислены права органов местного самоуправления сумона на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения сумона. Вместе с тем, Федеральным законом от 23 июня 2016 № 197-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов» государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, которые вступили в законную силу с 04 июля 2016 года. Так согласно п.15 части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 313-ФЗ (в редакции Федерального закона № 197-ФЗ) органы местного самоуправления городского и сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Таким образом, органы местного самоуправления вправе осуществлять мероприятия в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Статьей 35 Устава предусмотрено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправлений несут ответственность перед населением сумона, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Однако, согласно п. 8 ст. 44 Федерального закона № 313-ФЗ Уставом муниципального образования должны определяться: виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Таким образом, Глава VII Устава не определены виды ответственностей органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством, ответственность представительного органа муниципального образования перед государством, ответственность главы муниципального образования и председателя администрации перед государством, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами, а также не установлены основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Согласно пункту 6 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ (ред. от 21 ноября 2011года) «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований. Приказом Минюста России от 03 марта 2014 года № 26 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» Управление Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее – Управление) является территориальным органом Минюста России, действующим на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации уполномоченным по осуществлению в установленном порядке государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы. Государственная регистрация имеет юридическое значение, поскольку влечет правовые последствия для устава муниципального образования. Согласно п. 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Таким образом, при проверке официального сайта администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва Chaa-hol.rtyva.ru. на котором согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» сельское поселение с. Ак-Дуругский размещает информацию о своей деятельности установлено, что нормативные правовые акты о внесении изменений в Устав сельского поселения с. Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна на официальном сайте не размещены.
Устав сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского района Республики Тыва принят Хуралом представителей сумона Ак-Дуруг 21 марта 2008 года решением № 15. Последние изменения в данный Устав были внесены 01 февраля 2016 года. В соответствии со ст.2 Устава сельского поселения сумон Ак-Дуругский Чаа-Хольского района РТ, оно является самостоятельным муниципальным образованием, находящимся в границах муниципального района Чаа-Хольский район РТ.
Из административных исковых требований следует, что ст. 3.1 и ст. 35 Устава сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна противоречат требованиям федерального законодательства, и подлежит привидению в соответствие с требованиями федерального законодательства.
В статье 3.1 Устава с. Ак-Дуругский перечислены права органов местного самоуправления сумона на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения сумона, в котором имеются противоречия федеральному законодательству.
В соответствии частью 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ), в связи с изменениями был дополнен пунктом 15 «осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", которые вступили в законную силу с 03 июля 2016 года.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст.14.1 Федерального закона № 313-ФЗ органы местного самоуправления городского и сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
К вопросам местного значения поселения относятся органы местного самоуправления городского и сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
Таким образом, органы местного самоуправления вправе осуществлять мероприятия в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
Статьей 35 Устава предусмотрено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправлений несут ответственность перед населением сумона, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральным законами.
Однако, согласно п. 8 ст. 44 Федерального закона № 313-ФЗ Уставом муниципального образования должны определяться виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Таким образом, в Главе VII Устава не определены виды ответственностей органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством, ответственность представительного органа муниципального образования перед государством, ответственность главы муниципального образования и председателя администрации перед государством, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами, а также не установлены основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Согласно пункту 6 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ (ред. от 21 ноября 2011года) «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.
Приказом Минюста России от 03 марта 2014 года № 26 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» Управление Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее – Управление) является территориальным органом Минюста России, действующим на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации уполномоченным по осуществлению в установленном порядке государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.
Государственная регистрация имеет юридическое значение, поскольку влечет правовые последствия для устава муниципального образования. Согласно п. 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
Таким образом, при проверке официального сайта администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва Chaa-hol.rtyva.ru. на котором согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» сельское поселение с. Ак-Дуругский размещает информацию о своей деятельности установлено, что нормативные правовые акты о внесении изменений в Устав сельского поселения с. Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна на официальном сайте не размещены.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии со ст.ст. 7, 17 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, полномочиями, в том числе и на принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.
Из ответа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва от 03 ноября 2016 года следует, что в государственный реестр уставов муниципальных образований Российской Федерации (РУМО) Управлением включен зарегистрированный муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования – Решение Хурала представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна от 01.02.2016 № 11 «О внесении изменений в Устав сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва». Последующие изменения и дополнения в устав муниципального образования после 02 февраля 2016 года главой сельского поселения сумона Ак-Дуругский в Управление не предоставлялись.
Непосредственная проверка Устава сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского района выявила противоречие с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ, выразившееся в следующем:
Статью 3.1 Устава необходимо дополнить пунктом 15 и изложить в редакции в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ), «осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации".
Статью 35 Устава изложить в соответствии с п. 8 ст. 44 Федерального закона № 313-ФЗ Уставом муниципального образования должны определяться: виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Главой VII Устава определить виды ответственностей органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством, ответственность представительного органа муниципального образования перед государством, ответственность главы муниципального образования и председателя администрации перед государством, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами, а также не установлены основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Таким образом, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения поселения расширены.
Таким образом, доводы административного искового заявления нашли свое подтверждение представленными суду доказательствами, а также основаны на законе, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
Подача заявления прокурором Чаа-Хольского района РТ в суд представляется суду в силу ст.39 КАС РФ, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обоснованной.
Категория лиц, жителей сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского района в защиту прав и интересов которых подано настоящее заявление, количественно не постоянна и персонально изменчива, в связи с чем, конкретизировать круг лиц не представляется возможным, поэтому настоящее заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, жителей с. Ак-Дуруг.
В соответствии со ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход муниципального района.
При обращении в суд прокурор в силу п.14 ч.1 ст.89 ГПК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины.
Хурал представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва как представительный орган местного самоуправления на основании п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва удовлетворить полностью.
Признать Устав сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва (в редакции от 01 февраля 2016 года) противоречащим федеральному закону в части, а именно: статья 3.1 Устава сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва пункту 15 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статья 35 Устава сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва пункту 8 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Хурал представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва принять меры по приведению Устава сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва в соответствие с пунктом 15 части 1 статьи 14.1, пунктом 8 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также зарегистрировать нормативно-правовой акт о внесении изменений в Устав сельского поселения сумона Ак-Дуругский в Управлении Министерства юстиции по Республике Тыва в течение десяти суток со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Хурал представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва правовой акт о внесении изменений в Устав официально опубликовать (обнародовать) в течение семи дней со дня его поступления из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий Монгуш К.К.