ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-152/2021 от 24.02.2021 Багаевского районного суда (Ростовская область)

Дело 2а-152/2021,

УИД 61RS0025-01-2021-000053-80

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Багаевская 24 февраля 2021 года

Багаевский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Величко М.Г.

с участием представителя административного истца К.М.Л.

административных ответчиков директора МСПКК «Альянс-Кредит» Х.Г.М., А.М.А., А.О.А., Л.А.А.,

при секретаре Кофановой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда, административное дело по административному иску Центрального банка Российской Федерации к административному ответчику МСПКК «Альянс-Кредит» А.М.А., А.О.А., Г.С.А., И.Л.Ф., Л.А.А., М.В.А., Н.Е.М., Т.М.В., Т.Л.В., Х.Г.И., Х.О.Г., Х.Н.А. и другим о ликвидации Межрайонного сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператив «Альянс-Кредит»,

У С Т А Н О В И Л:

Центральный банк Российской Федерации обратился с административным иском к МСПКК «Альянс-Кредит» А.М.А., А.О.А., Г.С.А., И.Л.Ф., Л.А.А., М.В.А., Н.Е.М., Т.М.В., Т.Л.В., Х.Г.И., Х.О.Г., Х.Н.А. о ликвидации Межрайонного сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператив «Альянс-Кредит», указав в обоснование следующее.

В соответствии со статьей 76.1 и статьей 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Федеральный закон №86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, в том числе кредитными потребительскими кооперативами и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 40.2 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее - Федеральный закон № 193-Ф3) Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований Федерального закона №193-Ф3, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 40.3 Федерального закона № 193-Ф3.

Контрольно-надзорные полномочия Банка России в отношении сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (далее также - СКПК) перечислены в статье 40.2 Федерального закона № 193-ФЗ. В их число входят:

- издание в пределах компетенции Банка России нормативных актов, регулирующих деятельность кредитных кооперативов;

- запрос у кредитного кооператива учредительных документов, внутренних документов и иных документов, связанных с осуществлением кредитным кооперативом своей деятельности и необходимых для осуществления надзора за выполнением кредитным кооперативом требований, установленных Законом №193-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России;

- выдача кредитному кооперативу в порядке, установленном нормативными актами Банка России, обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений;

- обращение в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива.

Межрайонный Сельскохозячйственный Потребительский Кредитный Кооператив «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» (ИНН , ОГРН ) (далее также – МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ», Кооператив) является организацией, поднадзорной Банку России.

В соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, Кооператив создан ДД.ММ.ГГГГ и является действующим юридическим лицом. Председателем МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» является Х.Г.М.. Учредителями Кооператива значатся А.М.А., А.О.А., Г.С.А., И.Л.Ф., Л.Л.А.А., М.В.А., Н.Е.М., Т.М.В., Т.Л.В., Х.Г.И., Х.О.Г., Х.Н.А., Х.Г.М., Ч.И.А., Ш.В.П., Ш.Л.И..

В соответствии с пунктом 11 статьи 40.1 Федерального закона № 193-Ф3 сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив обязан соблюдать числовые значения финансовых нормативов, установленных Указанием Банка России от 27.02.2017 № 4299-У «О числовом значении финансового норматива и порядке расчета финансовых нормативов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов» (далее - Указание №4299-У).

По результатам рассмотрения писем Кооператива от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а также Отчета о деятельности кооператива за первое полугодие 2020 года выявлены нижеследующие нарушения.

1) Нарушения статьи 40.1 Федерального закона № 193-Ф3 и Указания Банка России № 4299-У, поскольку согласно данным расчета числовых значений финансовых нормативов, представленным в ответе МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» на запрос Банка России от 02.09.2020 № :

- числовое значение финансового норматива ФН1 (финансовый норматив соотношения величины резервного фонда и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от членов кредитного кооператива и ассоциированных членов кредитного кооператива) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 0,33%. При этом подпунктом 1 пункта 11 статьи 40.1 Федерального закона №193-ФЗ установлено минимально допустимое числовое значение ФН1 с ДД.ММ.ГГГГ для сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (далее – СКПК) 5%;

- числовое значение финансового норматива ФН2 (финансовый норматив соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от одного члена кредитного кооператива, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от членов кредитного кооператива) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 30,83%. При этом подпунктом 2 пункта 11 статьи 40.1 Федерального закона № 193-Ф3 установлено максимально допустимое числовое значение ФН2 для СКПК 20%;

- числовое значение финансового норматива ФН4 (финансовый норматив соотношения величины паевого фонда кредитного кооператива и размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением займов кредитным кооперативом от членов кредитного кооператива и ассоциированных членов кредитного кооператива, вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 0,21%. При этом подпунктом 4 пункта 11 статьи 40.1 Федерального закона № 193-ФЗ установлено минимально допустимое числовое значение ФН4 для СКПК 3%;

- числовое значение финансового норматива ФН6 (финансовый норматив соотношения части активов кредитного кооператива, включающей в себя денежные средства и задолженность по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением займов кредитным кооперативом) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 34,46%. При этом, подпунктом 6 пункта 11 статьи 40.1 Федерального закона № 193-ФЗ установлено минимально допустимое числовое значение ФН6 для СКПК - 70%;

- числовое значение финансового норматива ФН7 (финансовый норматив соотношения суммы денежных требований кредитного кооператива, срок платежа по которым наступает в течение двенадцати месяцев, и суммы денежных обязательств кредитного кооператива, срок погашения по которым наступает в течение двенадцати месяцев) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 51,88%). При этом частью 1 Указания Банка России № 4299-У установлено минимально допустимое числовое значение ФН7 для СКПК - 70%.

2) Нарушение требований статьи 35 Федерального закона № 193-Ф3, а именно: величина чистых активов МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» имеет отрицательную величину (-15 079,24 тыс. руб.). При этом величина сформированного паевого фонда составляет 69 тыс. руб. (счет ОСВ 80).

Согласно пункту 9 статьи 35 Федерального закона № 193-Ф3 размер паевого фонда не должен превышать размер чистых активов кооператива.

Ранее МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» в течение одного года неоднократно нарушались следующие требования законодательства и нормативных актов Банка России.

1) Нарушение требований статьи 40.1 Федерального закона № 193-ФЗ к соблюдению финансовых нормативов:

- ФН1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 1,36% (подпунктом 1 пункта 11 статьи 40.1 Федерального закона № 193-ФЗ установлено минимально допустимое числовое значение ФН1 для кредитных кооперативов 3%).

- ФН3 (финансовый норматив соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займа и (или) займов одному члену кредитного кооператива, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 29,82%. В то же время подпунктом 3 пункта 11 статьи 40.1 Федерального закона №193-ФЗ установлено максимальное допустимое числовое значение ФН3 для кредитных кооперативов 25%.

- ФН6 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 25,41%. При этом подпунктом 6 пункта 11 статьи 40.1 Федерального закона № 193-ФЗ установлено минимально допустимое числовое значение ФН6 для кредитных кооперативов - 70%.

В связи с данными нарушениями МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» направлено предписание о запрете на осуществление привлечения денежных средств, прием новых членов и выдачу займов от ДД.ММ.ГГГГ. Нарушения, послужившие основанием для направления данного предписания, не устранены.

За указанные нарушения МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ №195-ФЗ (далее - КоАП РФ) (Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ).

2) Нарушение пункта 4 части 1 статьи 40.2 Федерального закона № 193-ФЗ в части неисполнения запроса Банка России от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» направлено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

3) Нарушение пункта 4 части 1 статьи 40.2 Федерального закона № 193-ФЗ в части неисполнения запроса Банка России от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» направлено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, Кооператив привлечен к административной ответственности предусмотренной:

- частью 1 статьи 15.38 КоАП РФ (Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ). В связи с неисполнением обязанности по уплате соответствующего штрафа в установленный срок в отношении МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» возбуждено производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 20.25 КоАП РФ (протокол по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, направлен в суд в установленном порядке);

- частью 4 статьи 15.38 КоАП РФ (Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ). В связи с неисполнением обязанности по уплате соответствующего штрафа в установленный срок МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 20.25 КоАП РФ (протокол по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление Мирового судьи судебного участка Багаевского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу );

- частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ (Постановление о назначении предупреждения по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;

- частью 1 статьи 15.38 КоАП РФ) (Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, реализуемые Банком России надзорные процедуры в виде мер воздействия не оказали долговременного положительного воздействия на снижение уровня регуляторного риска МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ». Кроме того, длительное несоблюдение числовых финансовых нормативов с ДД.ММ.ГГГГ года и выявленные нарушения иных финансовых нормативов в ДД.ММ.ГГГГ году свидетельствуют об утрате МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» финансовой устойчивости и создают угрозу неисполнения своих обязательств перед кредиторами (пайщиками).

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 40.2 Федерального закона № 193-ФЗ в случае неоднократного в течение одного года нарушения сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом данного закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России Банк России, однократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания об ограничении деятельности кредитного кооператива вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива.

Неоднократное нарушение Федерального закона № 193-ФЗ, а также законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма подтверждается фактами привлечения Кооператива к административной ответственности за нарушения, предусмотренные статьями 15.38, 15.27 КоАП РФ. Указанное выше нарушение числовых значений финансовых нормативов является неисполнением Указания № 4299-У. Нарушения, послужившие основанием для направления предписания о запрете на осуществление привлечения денежных средств, прием новых членов и выдачу займов от ДД.ММ.ГГГГ Кооперативом также не устранены.

На основании подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 61 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее - ГК РФ) требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации, а также в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Пунктом 5 статьи 61 части первой ГК РФ установлено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Согласно пункту 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае возложения обязанности по ликвидации юридического лица на участников (учредителей) юридического лица либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, в решении суда о ликвидации юридического лица указываются, в частности сроки завершения ликвидационной процедуры.

Из содержания пункта 1 части 3 статьи 1 и статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (далее – КАС РФ) административные дела о ликвидации некоммерческих организаций рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном КАС РФ.

В силу пункта 2 статьи 123.1 части первой ГК РФ, а также пункта 2 статьи 4 Закона №193-ФЗ, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями.

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2013 года (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с частями 1 и 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации и со статьей 1 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России, как орган, имеющий конституционный статус, наделен определенными государственными функциями и полномочиями.

В соответствии с частью 8 статьи 54 КАС РФ от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

Частью 2 статьи 57 КАС РФ установлено, что полномочия руководителей органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение.

Просит суд: ликвидировать Межрайонный Сельскохозяйственный Потребительский Кредитный Кооператив «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» (ИНН , ОГРН ).

Обязать А.М.А., А.О.А., Г.С.А., И.Л.Ф., ФИО1 Л.А.А., М.В.А., Н.Е.М., Т.М.В., Т.Л.В., Х.Г.И., Х.О.Г., Х.Н.А., Х.Г.М., Ч.И.А., Ш.В.П., Ш.Л.И. ликвидировать Межрайонный Сельскохозяйственный Потребительский Кредитный Кооператив «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» в шестимесячный срок.

В судебном заседании представитель административного истца К.М.Л. административный иск поддержала, просила его удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске.

Представитель административного ответчика директор МСПКК «Альянс-Кредит» Х.Г.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска.

Административные ответчики А.М.А., А.О.А., Л.А.А. в судебном заседании не возражали против удовлетворения административного иска, считая его обоснованным.

Административные ответчики Г.С.А., И.Л.Ф., М.В.А., Н.Е.М., Т.М.В., Т.Л.В., Х.Г.И., Х.О.Г., Х.Н.А., Ч.И.А., Ш.В.П., Ш.Л.И. в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ч. 4 ст. 263 КАС РФ, суд рассмотрел дело в их отсутствие.

Из материалов дела установлено, что в соответствии со статьей 76.1 и статьей 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Федеральный закон №86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, в том числе кредитными потребительскими кооперативами и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 40.2 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее - Федеральный закон № 193-Ф3) Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований Федерального закона №193-Ф3, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 40.3 Федерального закона № 193-Ф3.

Контрольно-надзорные полномочия Банка России в отношении сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (далее также - СКПК) перечислены в статье 40.2 Федерального закона № 193-ФЗ.

Межрайонный Сельскохозячйственный Потребительский Кредитный Кооператив «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» (ИНН , ОГРН ) (далее также – МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ», Кооператив) является организацией, поднадзорной Банку России.

В соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, Кооператив создан ДД.ММ.ГГГГ и является действующим юридическим лицом. Председателем МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» является Х.Г.М.. Учредителями Кооператива значатся А.М.А., А.О.А., Г.С.А., И.Л.Ф., Л.Л.А.А., М.В.А., Н.Е.М., Т.М.В., Т.Л.В., Х.Г.И., Х.О.Г., Х.Н.А., Х.Г.М., Ч.И.А., Ш.В.П., Ш.Л.И. (т.1 л.д. 170-190).

В соответствии с пунктом 11 статьи 40.1 Федерального закона № 193-Ф3 сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив обязан соблюдать числовые значения финансовых нормативов, установленных Указанием Банка России от 27.02.2017 № 4299-У «О числовом значении финансового норматива и порядке расчета финансовых нормативов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов» (далее - Указание №4299-У).

По результатам рассмотрения писем Кооператива от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а также Отчета о деятельности кооператива за первое полугодие 2020 года выявлены нижеследующие нарушения.

1) Нарушения статьи 40.1 Федерального закона № 193-Ф3 и Указания Банка России № 4299-У, поскольку согласно данным расчета числовых значений финансовых нормативов, представленным в ответе МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» на запрос Банка России от ДД.ММ.ГГГГ:

- числовое значение финансового норматива ФН1 (финансовый норматив соотношения величины резервного фонда и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от членов кредитного кооператива и ассоциированных членов кредитного кооператива) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 0,33%. При этом подпунктом 1 пункта 11 статьи 40.1 Федерального закона №193-ФЗ установлено минимально допустимое числовое значение ФН1 с ДД.ММ.ГГГГ для сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (далее – СКПК) 5%;

- числовое значение финансового норматива ФН2 (финансовый норматив соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от одного члена кредитного кооператива, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от членов кредитного кооператива) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 30,83%. При этом подпунктом 2 пункта 11 статьи 40.1 Федерального закона № 193-Ф3 установлено максимально допустимое числовое значение ФН2 для СКПК 20%;

- числовое значение финансового норматива ФН4 (финансовый норматив соотношения величины паевого фонда кредитного кооператива и размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением займов кредитным кооперативом от членов кредитного кооператива и ассоциированных членов кредитного кооператива, вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 0,21%. При этом подпунктом 4 пункта 11 статьи 40.1 Федерального закона № 193-ФЗ установлено минимально допустимое числовое значение ФН4 для СКПК 3%;

- числовое значение финансового норматива ФН6 (финансовый норматив соотношения части активов кредитного кооператива, включающей в себя денежные средства и задолженность по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением займов кредитным кооперативом) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 34,46%. При этом, подпунктом 6 пункта 11 статьи 40.1 Федерального закона № 193-ФЗ установлено минимально допустимое числовое значение ФН6 для СКПК - 70%;

- числовое значение финансового норматива ФН7 (финансовый норматив соотношения суммы денежных требований кредитного кооператива, срок платежа по которым наступает в течение двенадцати месяцев, и суммы денежных обязательств кредитного кооператива, срок погашения по которым наступает в течение двенадцати месяцев) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 51,88%). При этом частью 1 Указания Банка России № 4299-У установлено минимально допустимое числовое значение ФН7 для СКПК - 70%.

2) Нарушение требований статьи 35 Федерального закона № 193-Ф3, а именно: величина чистых активов МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» имеет отрицательную величину (-15 079,24 тыс. руб.). При этом величина сформированного паевого фонда составляет 69 тыс. руб. (счет ОСВ 80).

Согласно пункту 9 статьи 35 Федерального закона № 193-Ф3 размер паевого фонда не должен превышать размер чистых активов кооператива.

Ранее МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» в течение одного года неоднократно нарушались следующие требования законодательства и нормативных актов Банка России.

1) Нарушение требований статьи 40.1 Федерального закона № 193-ФЗ к соблюдению финансовых нормативов:

- ФН1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 1,36% (подпунктом 1 пункта 11 статьи 40.1 Федерального закона № 193-ФЗ установлено минимально допустимое числовое значение ФН1 для кредитных кооперативов 3%).

- ФН3 (финансовый норматив соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займа и (или) займов одному члену кредитного кооператива, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 29,82%. В то же время подпунктом 3 пункта 11 статьи 40.1 Федерального закона №193-ФЗ установлено максимальное допустимое числовое значение ФН3 для кредитных кооперативов 25%.

- ФН6 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 25,41%. При этом подпунктом 6 пункта 11 статьи 40.1 Федерального закона № 193-ФЗ установлено минимально допустимое числовое значение ФН6 для кредитных кооперативов - 70%.

В связи с данными нарушениями МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» направлено предписание о запрете на осуществление привлечения денежных средств, прием новых членов и выдачу займов от ДД.ММ.ГГГГ. Нарушения, послужившие основанием для направления данного предписания, не устранены (т.1 л.д. 23-84).

За указанные нарушения МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ №195-ФЗ (далее - КоАП РФ) (Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ).

4) Нарушение пункта 4 части 1 статьи 40.2 Федерального закона № 193-ФЗ в части неисполнения запроса Банка России от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» направлено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

5) Нарушение пункта 4 части 1 статьи 40.2 Федерального закона № 193-ФЗ в части неисполнения запроса Банка России от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» направлено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, Кооператив привлечен к административной ответственности предусмотренной:

- частью 1 статьи 15.38 КоАП РФ (Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ). В связи с неисполнением обязанности по уплате соответствующего штрафа в установленный срок в отношении МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» возбуждено производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 20.25 КоАП РФ (протокол по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, направлен в суд в установленном порядке);

- частью 4 статьи 15.38 КоАП РФ (Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ). В связи с неисполнением обязанности по уплате соответствующего штрафа в установленный срок МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 20.25 КоАП РФ (протокол по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление Мирового судьи судебного участка Багаевского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу );

- частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ (Постановление о назначении предупреждения по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;

- частью 1 статьи 15.38 КоАП РФ) (Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ) (т.1 л.д. 85-151).

Таким образом, реализуемые Банком России надзорные процедуры в виде мер воздействия не оказали долговременного положительного воздействия на снижение уровня регуляторного риска МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ». Кроме того, длительное несоблюдение числовых финансовых нормативов с ДД.ММ.ГГГГ года и выявленные нарушения иных финансовых нормативов в ДД.ММ.ГГГГ году свидетельствуют об утрате МСПКК «АЛЬЯНС-КРЕДИТ» финансовой устойчивости и создают угрозу неисполнения своих обязательств перед кредиторами (пайщиками).

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 40.2 Федерального закона № 193-ФЗ в случае неоднократного в течение одного года нарушения сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом данного закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России Банк России, однократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания об ограничении деятельности кредитного кооператива вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива.

Неоднократное нарушение Федерального закона № 193-ФЗ, а также законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма подтверждается фактами привлечения Кооператива к административной ответственности за нарушения, предусмотренные статьями 15.38, 15.27 КоАП РФ. Указанное выше нарушение числовых значений финансовых нормативов является неисполнением Указания № 4299-У. Нарушения, послужившие основанием для направления предписания о запрете на осуществление привлечения денежных средств, прием новых членов и выдачу займов от ДД.ММ.ГГГГ Кооперативом также не устранены.

Доказательств обратного ответчиками суду не представлено.

На основании изложенного, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 264, ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Центрального банка Российской Федерации – удовлетворить.

Ликвидировать Межрайонный сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Альянс-Кредит» (ИНН , ОГРН ).

Обязать А.М.А., А.О.А., Г.С.А., И.Л.Ф., Л.А.А., М.В.А., Н.Е.М., Т.М.В., Т.Л.В., Х.Г.И., Х.О.Г., Х.Н.А., Х.Г.М., Ч.И.А., Ш.В.П., Ш.Л.И. ликвидировать Межрайонный сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Альянс-Кредит» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Межрайонный сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Альянс-Кредит» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Багаевский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26.02.2021 года.

Председательствующий: М.Г. Величко