ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-152/2021 от 27.10.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №2а-152/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 октября 2021 года город Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым - Кучеренко Н.В.,

при секретаре – Налисник Е.В.,

с участием прокурора - Алескерова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к Бахчисарайскому районному совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация Бахчисарайского района Республики Крым, Администрация Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, глава Администрации Бахчисарайского района Республики Крым о признании недействующим решения Бахчисарайского районного совета Республики Крым «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым» от 15 февраля 2021 года №265 в части,

установил:

ФИО1, ФИО2 обратились в Верховный Суд Республики Крым с административным иском к Бахчисарайскому районному совету Республики Крым, в котором просили признать недействующим решение Бахчисарайского районного совета Республики Крым «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым» от 15 февраля 2021 года №265 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к зоне СХ-1 (зона сельскохозяйственного назначения) с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что административные истцы являются сособственниками земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 18 862 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 06.12.2018 №780 утверждён Генеральный план муниципального образования Песчановского сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, согласно которому данный земельный участок отнесён к зоне садово-дачной застройки (СХ-3). Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, утверждённым решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 05.03.2019, данный земельный участок располагался в зоне СХ-3: зона садово-дачной застройки. При рассмотрении административного дела №2а-1070/2021 в судебном заседании 02 августа 2021 года представителем администрации Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым был предоставлен ответ на судебный запрос, из которого стало известно, что согласно ПЗЗ муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденным решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 15.02.2021 №265, земельный участок с кадастровым номером располагается в зоне СХ-1: зона сельскохозяйственного назначения с кодами основного ВРИ 1.0, 12.0 согласно статье 51 градостроительных регламентов, что не соответствует функциональной зоне земельного участка, установленной Генеральным планом. Таким образом, имеет место нарушение норм федерального законодательства, поскольку установление Правилами землепользования и застройки в отношении вышеуказанного земельного участка территориальной зоны СХ-1: зона сельскохозяйственного назначения не соответствует функциональной зоне - для ведения дачного хозяйства, установленной действующим Генеральным планом, что влечёт нарушение прав административных истцов, как собственников объекта недвижимости.

Определениями Верховного Суда Республики Крым от 02 сентября 2021 года, 13 октября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Бахчисарайского района Республики Крым, глава Администрации Бахчисарайского района Республики Крым

Проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., считавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен, поскольку оспариваемый акт является нормативным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление №50 от 25 декабря 2018 года).

В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1, 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 года №15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым», муниципальное образование Бахчисарайский район наделён статусом муниципального района и определён его административным центром город Бахчисарай. В составе муниципального образования Бахчисарайский район образовано Песчановское сельское поселение (административный центр - село Песчаное).

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений части 1 статьи 43 Федерального закона №131-ФЗ, в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Статьёй 14 Федерального закона №131-ФЗ определены вопросы местного значения городского, сельского поселения, в пункте 20 части 1 которой указано, в том числе: утверждение правил землепользования и застройки.

Вместе с тем, в соответствии с Законом Республики Крым от 19.01.2015 №71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения», решение вышеуказанного вопроса местного значения отнесено к компетенции органов местного самоуправления муниципального района.

Согласно части 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту, за исключением случаев, если утверждение правил землепользования и застройки осуществляется местной администрацией в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Решением Бахчисарайского районного совета от 07.11.2014 №36 утверждён Устав муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым (далее - Устав).

Статьёй 5 Устава предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления района составляют: представительный орган муниципального района - Бахчисарайский районный совет Республики Крым; глава муниципального образования - председатель Бахчисарайского районного совета Республики Крым; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - администрация Бахчисарайского района Республики Крым; контрольно-счетный орган муниципального образования - Контрольно-счетная палата Бахчисарайского района Республики Крым.

Согласно пункту 23 статьи 29 Устава, в компетенцию Бахчисарайского районного совета отнесено утверждение документов территориального планирования района, другой градостроительной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки сельских поселений.

В соответствии с частями 2, 6, 7 статьи 30 Устава, основной формой работы Бахчисарайского районного совета являются его заседания, на которых решаются вопросы, отнесенные к компетенции Бахчисарайского районного совета. На каждом заседании Бахчисарайского районного совета ведется протокол. В протокол заседания включаются сведения о дате, месте и времени проведения заседания, перечисляются все рассматриваемые вопросы и фиксируются все принятые решения с указанием итогов голосования. После подписания протокола заседания Бахчисарайского районного совета председателем Бахчисарайского районного совета с ним может ознакомиться любой житель района. На заседаниях Бахчисарайского районного совета каждый депутат имеет один голос. Депутат Бахчисарайского районного совета осуществляет свое право на голосование лично. Голосование на заседаниях Бахчисарайского районного совета может быть открытым (в том числе поименным) и <данные изъяты>. Случаи применения каждого вида голосования устанавливаются настоящим Уставом, регламентом Бахчисарайского районного совета.

Организацию деятельности Бахчисарайского районного совета осуществляет председатель Бахчисарайского районного совета (часть 1 статьи 31 Устава).

В силу пункта 3 части 1 статьи 38 Устава, председатель Бахчисарайского районного совета подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Бахчисарайским районным советом.

Бахчисарайский районный совет осуществляет контроль за соблюдением на территории района положений настоящего Устава, принимаемых Бахчисарайским районным советом нормативных актов, исполнением бюджета района, использованием средств внебюджетных фондов, программ развития района, деятельностью администрации Бахчисарайского района и ее главы (часть 1 статьи 32 Устава).

В систему муниципальных правовых актов района входят: устав района; правовые акты, принятые на местном референдуме, сходе граждан; нормативные и иные правовые акты Бахчисарайского районного совета; правовые акты председателя Бахчисарайского районного совета, главы администрации Бахчисарайского района, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом (часть 1 статьи 61 Устава).

Бахчисарайский районный совет по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории района, решение об удалении председателя Бахчисарайского районного совета в отставку, регламент Бахчисарайского районного совета, иные решения по вопросам организации деятельности Бахчисарайского районного совета, а также решения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Крым, настоящим Уставом. Решения Бахчисарайского районного совета принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Бахчисарайского районного совета, за исключением случаев, установленных законодательством, настоящим Уставом. Решения Бахчисарайского районного совета района подписываются председателем Бахчисарайского районного совета в трехдневный срок со дня их принятия и обнародуются в порядке, установленном настоящим Уставом (части 1,2,4 статьи 65 Устава).

Частями 3, 4, 9, 11 статьи 68 Устава предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Каждый муниципальный правовой акт должен содержать его реквизиты: наименование, дату его подписания (для правового акта, принятого Бахчисарайским районным советом района, - также дату его принятия Бахчисарайским районным советом), регистрационный номер, наименование должностного лица, подписавшего правовой акт, печать.

Официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется посредством:

- опубликования текста правового акта в печатных средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления района, либо иных печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории района. При опубликовании текста правового акта в иных печатных средствах массовой информации должна быть отметка о том, что данное опубликование является официальным;

- размещения текста правового акта или проекта правового акта в системе «Интернет» в порядке, установленном регламентом районного совета;

- рассылки (раздачи) в централизованном порядке текста правового акта жителям района, в том числе в виде специального печатного издания;

- размещения текста правового акта на специальных информационных стендах на территории населенных пунктов района. Количество указанных стендов и места их расположения утверждаются Бахчисарайским районным советом и должны обеспечивать возможность беспрепятственного ознакомления с текстом муниципального правового акта жителей района.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, направляются председателем Бахчисарайского районного совета в Министерство юстиции Республики Крым для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Крым в установленные законодательством сроки.

Частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1, части 1, 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки регламентирован статьёй 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой, подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов (пункт 1).

Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (часть 5).

Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении (часть 6).

Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть 7).

Данные, подлежащие указанию в приведенном в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, приведены в части 8 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (часть 9).

По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (часть 10).

Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11).

Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (часть 12).

Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырёх месяцев со дня опубликования такого проекта (часть 13).

Процедура и этапы проведения публичных слушаний регламентированы частью 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 64 Устава, проекты муниципальных правовых актов могут вноситься председателем Бахчисарайского районного совета, депутатами Бахчисарайского районного совета, главой администрации Бахчисарайского района, прокурором района, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также Контрольно-счетной палатой района.

Порядок организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в муниципальном образовании в Бахчисарайском районе Республики Крым определяется соответствующим Положением, утверждённым решением 72-й сессии Бахчисарайского районного совета Республики Крым I созыва от 02 июля 2018 года №23.

Как установлено, решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 05 марта 2019 года №829 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, указанное решение принято компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой.

Данное решение размещено на официальном сайте муниципального образования, а также обнародовано (опубликовано) в еженедельной газете «Слава труду» выпуск №9 (10272) от 07 марта 2019 года (т.4 л.д. 1).

Следует отметить, что соблюдение процедуры принятия административным ответчиком решения от 05 марта 2019 года №829 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым» (первоначальная редакция Правил землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым) административными истцами не оспаривается.

В указанной редакции Правил землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым земельный участок административных истцов, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 18862 кв.м., отнесён к территориальной зоне СХ-3: зона садово-дачной застройки.

В дальнейшем, решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 15 февраля 2021 года №265 в Правила землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым внесены изменения: изложение тома 2 текстовой части Правил землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым в новой редакции согласно приложению №1 к решению; карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым изложена в новой редакции, согласно приложению 2 к данному решению.

Так, земельный участок, принадлежащий административным истцам, отнесён к территориальной зоне СХ-1: зона сельскохозяйственных угодий.

До принятия Бахчисарайским районным советом Республики Крым оспариваемого в части нормативного правового акта были осуществлены следующие процедуры.

Как следует из материалов административного дела, на решение Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 05 марта 2019 года №829 был принесён протест Прокуратуры Бахчисарайского района Республики Крым от 06 апреля 2020 года №42-2020/Прдп43-20-120350004, в котором указано, что решение противоречит действовавшему законодательству и подлежит приведению в соответствие (т. 4 л.д. 3-6).

Так, установлено, что назначение земельного участка, площадью 23684 кв.м., расположенного на территории Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района на основании Государственного акта на право собственности земельного участка от 17 января 2005 года КМ , выданного на основании распоряжения Бахчисарайской районной государственной администрации от 18.03.2003 №179р, - для ведения товарного сельскохозяйственного производства. Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района, утверждённым решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 05.03.2019 №829, указанный земельный участок размещён в территориальной зоне садовой застройки (СХ-3), градостроительный регламент которой предусматривает вид разрешенного использования «Ведение садоводства» (код 13.2), допускающий строительство зданий и сооружений, а также устанавливает предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в данной территориальной зоне. Таким образом, данный земельный участок - сельскохозяйственные угодья, отнесен Правилами землепользования и застройки в территориальную зону – зону садовой застройки с установлением градостроительного регламента в нарушение требований части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона №101-ФЗ, частей 1, 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающих запрет на включение сельскохозяйственных угодий в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд и их использование для строительства садовых и жилых домов, хозяйственных построек и гаражей, а также на установление градостроительного регламента для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Аналогичные нарушения выявлены с иными земельными участками, рядом расположенными с земельным участком с кадастровым номером . Таким образом, Правила землепользования и застройки Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, утверждённые решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 05.03.2019, подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством.

Решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 14 мая 2020 года №105 «О рассмотрении протеста прокурора №42-2020/Прдп43-20-120350004 от 06.04.2020 на решение 83 сессии Бахчисарайского районного совета 1 созыва от 05.03.2019 №829 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым» протест прокурора удовлетворён. Администрации Бахчисарайского района с учётом доводов и требований прокурора указано подготовить и внести на рассмотрение Бахчисарайского районного совета проект решения о внесении изменений в решение 83 сессии Бахчисарайского районного совета 1 созыва от 05.03.2019 №829 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым» (т. 54 л.д. 7).

Проекты внесения изменений в Правила землепользования и застройки Ароматненского, Верхореченского, Вилинского, Голубинского, Долиненского, Железнодорожненского, Зеленовского, Каштановского, Красномакского, Куйбышевского, Плодовского, Песчановского, Почтовского, Скалистовского, Табачненского, Тенистовского и Угловского сельских поселений муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым и информационные материалы к ним были опубликованы на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://bahch.rk.gov.ru (т. 5 л.д. 134-135).

Постановлением Главы Бахчисарайского района Республики Крым от 15 декабря 2020 года №27-п «О назначении общественных обсуждений по проектам внесения изменений в правила землепользования и застройки сельских поселений муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым» назначены общественные обсуждения по проектам внесения изменений в Правила землепользования и застройки Ароматненского, Верхореченского, Вилинского, Голубинского, Долиненского, Железнодорожненского, Зеленовского, Каштановского, Красномакского, Куйбышевского, Плодовского, Песчановского, Почтовского, Скалистовского, Табачненского, Тенистовского и Угловского сельских поселений муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым - согласно Приложению 2. Создана комиссия по подготовке, организации и проведению общественных обсуждений по проектам и определён её состав - согласно Приложению №1. Указано на проведение экспозиций проектов в период с 18.12.2020 по 18.01.2021 с понедельника на официальном Портале Правительства Республики Крым (https://bahch.rk.gov.ru). Предложения и замечания по проектам вносятся гражданами, постоянно проживающими на территории, в отношении которой подготовлены проекты, правообладателями находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, до окончания проведения экспозиций: в письменном виде в администрацию Бахчисарайского района (298400, <...> (каб. 15) с указанием контактной информации (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) – для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес – для юридических лиц); посредством официального сайта https://bahch.rk.gov.ru (т.5 л.д.64-66).

Указанное постановление от 15 декабря 2020 года №27-п и оповещение о проведении публичных слушаний с указанием сроков, времени и мест проведения публичных слушаний, сроков и мест проведения экспозиции, а также сроков подачи возражений и замечаний опубликовано в газете «Слава труду» №51-52 (10366-10367) от 25 декабря 2020 года, а также размещено на официальном сайте https://bahch.rk.gov.ru (т. 5 л.д. 67-74).

По результатам проведения общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки Ароматненского, Верхореченского, Вилинского, Долиненского, Железнодорожненского, Красномакского, Куйбышевского, Песчановского, Почтовского и Скалистовского сельских поселений муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым составлен протокол Комиссии по подготовке, организации и проведению общественных обсуждений по проектам внесения изменений в правила землепользования и застройки сельских поселений муниципального образования Бахчисарайский район республики Крым от 19 февраля 2021 года (т. 5 л.д. 78-88).

На общественные обсуждения по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки вынесены следующие вопросы, в частности, по пункту 8 Песчановское сельское поселение:

1) внесение изменений в Градостроительные регламенты: уточнить предельные параметры для вида разрешенного использования земельного участка с кодом 4.4 «магазины»; в зону Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) добавить вид разрешенного использования земельного участка с кодом 13.1 – «ведение огородничества», установить для него предельные параметры;

2) внесение изменений в карту градостроительного зонирования: изменить зону с индексом Сх-3 (зона садово-дачной застройки) на зону с индексом Сх-1 (зона сельскохозяйственных угодий).

Общественные обсуждения проведены в заочной форме на официальном портале Правительства Республики Крым по адресу: http://bahch.rk.gov.ru/ru/structure/3192. Дата проведения собрания участников общественных обсуждений: с 18.12.2020 по 18.01.2021. Время проведения экспозиций общественных обсуждений: с 08-00 часов по 17-00 часов. Предложения, рекомендации и замечания по обсуждаемым проектам принимались до 17 часов 00 минут 18.01.2021 посредством официального сайта Правительства Республики Крым по адресу: http://bahch.rk.gov.ru/ru/structure/3192, в разделе №Общественные обсуждения» - «Проекты внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельских поселений муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым», или по адресу электронной почты: bahch.rk.gov.ru, в письменной форме в адрес Комиссии: 298400, Республика Крым, <...>, (каб. 15), указанным в пункте 4 постановления.

За период проведения общественных обсуждений в Комиссию поступили предложения, в том числе: главы Песчановского сельского поселения от 18.01.2021 №3 в части изменения территориальной зоны с индексом Сх-3 «Зона садово-дачной застройки» на зону с индексом Сх-1 «Зона сельскохозяйственных угодий», расположенной севернее с. Береговое.

Учитывая результаты общественных обсуждений, поступившие предложения глав Ароматненского, Верхореченского, Вилинского, Долиненского, Железнодорожненского, Красномакского, Куйбышевского, Песчановского, Почтовского и Скалистовского сельских поселений муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым, Комиссия посчитала возможным внесение изменений в Правила землепользования и застройки по вопросам, в том числе, согласно пункту 8.1, в графической части правил землепользования и застройки Песчановского сельского поселения устранить разночтения в части отображения зоны, расположенной с северной стороны относительно с. Береговое, заменив зону Сх-3 «зона садово-дачной застройки» на зону Сх-1 «зона сельскохозяйственных угодий», согласно прилагаемому чертежу (рис. 2).

Согласно Заключению по результатам общественных обсуждений Комиссии по подготовке, организации и проведению общественных обсуждений по проектам внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельских поселений муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым от 19 января 2021 года, рекомендовано организовать внесение изменений в Правила землепользования и застройки Ароматненского, Верхореченского, Вилинского, Долиненского, Железнодорожненского, Красномакского, Куйбышевского, Песчановского, Почтовского и Скалистовского сельских поселений муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым. Направить проекты внесения изменений в Правила землепользования и застройки Ароматненского, Верхореченского, Вилинского, Долиненского, Железнодорожненского, Красномакского, Куйбышевского, Песчановского, Почтовского и Скалистовского сельских поселений муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым, а также протокол общественных обсуждений Правил землепользования и застройки указанных сельских поселений Главе Администрации Бахчисарайского района Республики Крым для принятия решения об их утверждении с последующим направлением на рассмотрение сессии Бахчисарайского районного совета Республики Крым, либо об отклонении проекта Правил землепользования и застройки и направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (т. 5 л.д. 89-90).

05 февраля 2021 года распоряжением Бахчисарайского районного совета Республики Крым №03-р «О созыве 24-й сессии Бахчисарайского районного совета 2-го созыва» созвана 24 сессия Бахчисарайского районного совета 2-го созыва 15 февраля 2021 года в 11-00 часов в большом зале администрации Бахчисарайского района (<...>). На повестку дня сессии вынесено 29 вопросов (т. 5 л.д. 135-136).

11 февраля 2021 года состоялось совместное заседание постоянных комиссий Бахчисарайского районного совета (пункт XXII), на котором было решено вынести обсуждаемый проект решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым на рассмотрение 24 сессии районного совета. Голосовали: «за» - 19 чел., «против» - 0 чел., «воздержались» - 0 чел (т. 4 л.д. 70-77).

15 февраля 2021 года состоялась 24 сессия Бахчисарайского районного совета Республики Крым второго созыва, на которой из общего количества 36 депутатов присутствовало - 20 (т. 4 л.д. 78-86).

Также на сессии, как установлено соответствующим протоколом (т.4 л.д. 78), присутствовал представитель прокуратуры – заместитель прокурора Бахчисарайского района.

На повестке дня указанной сессии под пунктом №265-22 был поставлен вопрос об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым (т.4 л.д. 80), по которому за принятие решения проголосовали 20 депутатов, против – 0, воздержались – 0 (т.4 л.д. 84 об.).

Таким образом, Бахчисарайским районным советом Республики Крым второго созыва на 24 сессии 15 февраля 2021 года принято решение №265 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым» (т. 3 л.д. 159-243).

Пунктом 1 указанного решения внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, изложив:

- Том 2 текстовой части Правил землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым в новой редакции, согласно приложению 1 к данному решению (пункт 1.1);

- Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым в новой редакции, согласно приложению 2 к данному решению (пункт 1.2).

Указанное решение опубликовано в газете «Слава труду» №6 (10373) от 19 февраля 2021 года (т. 4 л.д. 2), размещено на официальном Портале правительства Республики Крым (https://bahch.rk.gov.ru).

На основании вышеизложенного, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что решение Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 15.02.2021 №265 принято полномочным представительным органом местного самоуправления муниципального образования Бахчисарайского района Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением требований об официальном опубликовании, процедура принятия этого решения соблюдена, содержание утверждённых Правил соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что соблюдение процедуры принятия административным ответчиком вышеуказанного нормативного правового акта административными истцами не оспаривается.

Проверкой соответствия оспариваемого положения вышеуказанного решения административного ответчика нормативным актам большей юридической силы, доводов о нарушении им прав административных истцов, установлено следующее.

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип определения правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1); земли населенных пунктов (подпункт 2).

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Категория земель указывается в: актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

В соответствии со статьёй 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью правил землепользования и застройки.

В соответствии со статьёй 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьёй 11 Земельного кодекса Российской Федерации, вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесён к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.

Как усматривается из материалов административного дела, 21 июня 2007 года Бахчисарайской районной государственной администрацией ФИО3 выдан Государственный акт на право собственности на земельный участок серии ЯД площадью 1,8862 га. Земельный участок расположен на территории Песчановского сельского совета Бахчисарайского района Автономной Республики Крым, целевое назначение (использование) земельного участка - для ведения товарного сельскохозяйственного производства (т. 5 л.д. 39-41).

Согласно пункту «а» части 3 статьи 22 Земельного кодекса, действовавшего на указанный момент на территории Республики Крым, передавались в собственность и пользование гражданам для ведения товарного сельскохозяйственного производства земли сельскохозяйственного назначения.

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 22 приведенного Земельного кодекса, действовавшего на указанный момент на территории Республики Крым, к землям сельскохозяйственного назначения относились: а) сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежи); б) несельскохозяйственные угодья.

Таким образом, исходя из целевого назначения указанного земельного участка, суд приходит к выводу о предоставлении ФИО3 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения: сельскохозяйственные угодья.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, ФИО1 и ФИО2 на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли каждой) принадлежит земельный участок с кадастровым номером: , площадью 18 862 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Дата государственной регистрации - 14 июля 2017 года, документы – основание: Свидетельства о праве на наследство по закону на имущество ФИО3 от 24 ноября 2016 года (т.4 л.д. 164-165, 166-169, 187, 188).

Данный земельный участок имеет категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи).

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 данной статьи).

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30).

Согласно пунктам 2, 3, 4, 5 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы территориальных зон устанавливаются с учётом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий.

Решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым на 79 сессии 1 созыва №780 от 06 декабря 2018 года утверждён Генеральный план муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым.

Как усматривается из раздела 2 Функциональное зонирование территории текстовой части Генерального плана муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, на карте зонирования территории Песчановского сельского поселения выделены следующие функциональные зоны: жилая зона; общественно-деловая зона; зона рекреационного назначения; зона инженерной и транспортной инфраструктуры; зона сельскохозяйственного использования; зона производственного использования и коммунально-складского назначения; зона специального назначения; зона иного назначения.

Исходя из приложенной Карты функциональных зон к вышеуказанному Генеральному плану, обозначений в ней, земельный участок административных истцов с кадастровым номером отнесён к функциональной зоне – Зона сельскохозяйственного использования (т.5 л.д. 138).

Виды и состав территориальных зон регламентируются положениями статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно части 1 которой, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В соответствии с частью 9 данной нормы, в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: 1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.

В связи с чем, отнесение земельного участка административных истцов к территориальной зоне Сх-1: зона сельскохозяйственных угодий, очевидно, не противоречит его функциональной зоне: зона сельскохозяйственного использования.

Наличия противоречий оспариваемого в части акта с нормативными правовыми актами большей юридической силы судом не установлено.

Пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Согласно пункту 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Следовательно, для таких земель установлен особый правовой режим, имеющий цель охраны указанных земель и недопущение выведения их из сельскохозяйственного оборота, осуществления на таких землях застройки.

Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.

С учётом названных положений и правил пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию – «земли населенных пунктов».

Однако, до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Суд не принимает в качестве основания для удовлетворения административного иска доводы стороны административного истца об обозначении вышеуказанного земельного участка в Карте к Генеральному плану в функциональной зоне - зона объектов сельскохозяйственного назначения, предназначенная для ведения дачного хозяйства, поскольку, во-первых, обозначенная на карте «подзона» не может противоречить самой функциональной зоне, и во-вторых, в силу вышеприведенного запрета, установленного федеральным законодательством, что сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд.

При этом, такой запрет, предусмотренный пунктом 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, существовал на момент принятия административным ответчиком Правил землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым 05 марта 2019 года за №829 в первоначальной редакции.

Корме того, суд приходит к выводу, что оспариваемым в части актом административного ответчика права административных истцов не нарушены, поскольку не лишают собственников сельскохозяйственного использования имеющегося земельного участка в соответствии с установленными в ЕГРН сведениями о нём.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что принятое в установленном законом порядке компетентным органом решение Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 15 февраля 2021 года №265 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым» в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права и законные интересы административных истцов не нарушает, вследствие чего отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных в административном иске требований.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2 к Бахчисарайскому районному совету Республики Крым о признании недействующим решения Бахчисарайского районного совета Республики Крым «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым» от 15 февраля 2021 года №265 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к зоне СХ-1 (зона сельскохозяйственного назначения) - отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым подпись Н.В. Кучеренко

Решение суда составлено в окончательной форме 11 ноября 2021 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>