ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-152/2022 от 29.08.2022 Черемисиновского районного суда (Курская область)

Дело № 2а-152/2022, эл.№2а-152/2022

УИД 46RS0027-01-2022-000169-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Черемисиново

Черемисиновского района

Курской области «29» августа 2022 года

Черемисиновский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Залозных Е.Н.,

при секретаре Извековой Е.И.,

с участием помощника прокурора Черемисиновского района Курской области Кушнеровой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Черемисиновского района Курской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Стакановский сельсовет» Черемисиновского района Курской области о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Стакановский сельсовет» Черемисиновского района Курской области, выразившегося в непринятии мер к размещению мнемосхемы и тактильной направляющей полосы при входе в здание массового посещения, и о возложении обязанности по размещению мнемосхемы и тактильной направляющей полосы при входе в здание массового посещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Черемисиновского района Курской области обратился в Черемисиновский районный суд Курской области с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Стакановский сельсовет» Черемисиновского района Курской области, в котором просит: признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер к размещению мнемосхемы и тактильной направляющей полосы при входе в здание МКУК «Стакановский СДК» Черемисиновского района Курской области по адресу: Курская область, Черемисиновский район, с. Стаканово; возложить на ответчика обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить при входе в здание МКУК «Стакановский СДК» Черемисиновского района Курской области по указанному адресу мнемосхему и тактильную направляющую полосу.

В обоснование заявленных требований указано, что в нарушение СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуальная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 года №904/пр, ответчиком здание МКУК «Стакановский СДК» Черемисиновского района Курской области не оборудовано мнемосхемой и тактильной направляющей полосой, что нарушает права неопределенного круга лиц (лиц-инвалидов и иных маломобильных групп населения) на доступ к объектам социальной инфраструктуры.

В судебном заседании помощник прокурора Черемисиновского района Курской области Кушнерова А.С. требования административного иска поддержала по основаниям, изложенным в нем, просила их удовлетворить, при этом конкретизировала заявленные требования в соответствии с названным Сводом правил в части вида мнемосхемы – информационная тактильная мнемосхема.

Представитель Администрации муниципального образования «Стакановский сельсовет» Черемисиновского района Курской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания административный ответчик извещен надлежащим образом. Глава Стакановского сельсовета Черемисиновского района Курской области предоставил письменное заявление, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие, указал, что нарушение, являющееся предметом рассмотрения по настоящему делу, не устранено.

Суд, проверив обоснованность изложенных в административном исковом заявлении доводов, исследовав материалы дела в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ).

На основании ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьей ст.15 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления обеспечивают инвалидам, в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.

Согласно ч.7 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: 1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

Требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуальная редакция СНиП 35-01-2001, утверждённых Приказом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 года№904/пр, который разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов и подписан Российской Федерацией, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.

Действие правил данного Свода, содержащих императивные предписания, распространяется, в том числе, на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

Пунктом 8.1.6 указанного Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2-х до 4-х метров от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м. с высотой рифов 4,0 мм.

В свою очередь, в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о социальных гарантиях граждан и прав граждан было установлено (Акт от 13 июля 2022 года проверки соблюдения федерального законодательства), что в нарушение требований пункта 8.1.6 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуальная редакция СНиП 35-01-2001, утверждённых Приказом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 №904/пр, здание МКУК «Стакановский СДК» Черемисиновского района Курской области не оборудовано мнемосхемой и тактильной направляющей полосой в соответствии с требованиями законодательства.

До настоящего времени выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения не устранены, что не оспаривалось административным ответчиком.

Выявленные нарушения не относятся к конструктивным особенностям здания или капитальной реконструкции объекта недвижимости, но при этом препятствуют в полной мере лицам с ограниченными физическими возможностями, маломобильным группам населения пользоваться предоставляемыми органом местного самоуправления услугами, что нарушает права и интересы названной категории лиц на равное с другими участие в жизни общества.

Исходя из содержания статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к ведению местного самоуправления относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, то есть вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей жителей муниципального образования.

Реализация данных прав обеспечивается, в том числе, выполнением требований вышеприведенного законодательства.

Согласно пунктам 1.5., 1.6. Устава МКУК «Стакановский СДК» учредителем и собственником имущества казенного учреждения является муниципальное образование «Стакановский сельсовет» Черемисиновского района Курской области. Функции и полномочия учредителя и собственника казенного учреждения осуществляет Администрация Стакановского сельсовета Черемисиновского района Курской области.

К вопросам местного значения Стакановского сельсовета Черемисиновского района относятся, в том числе: создание условий для организации досуга и обеспечение жителей услугами организацией культуры (пп.13 п.1 ст.3 Устава муниципального образования «Стакановский сельсовет» Черемисиновского района Курской области).

При указанных обстоятельствах, а также принимая во внимание, что до настоящего времени, выявленные нарушения административным ответчиком не устранены, суд находит заявленные прокурором Черемисиновского района Курской области требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд учитывает, что требование прокурора предоставляют собой меру, обеспечивающую удовлетворение потребностей инвалидов по зрению, а выявленные нарушения ограничивают право слабовидящих граждан на получение информации о здании, его помещениях и на беспрепятственный доступ к предоставляемым услугам.

В соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ, с учётом конкретных обстоятельств по делу и объёма предстоящих к выполнению мероприятий, а также при отсутствии возражений административного ответчика, суд считает заявленный прокурором срок - шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для исполнения решения разумным и обоснованным. При этом суд учитывает, что действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления своих полномочий с наличием у них необходимых ресурсов и финансовых возможностей. Отсутствие необходимых финансовых средств не освобождает муниципальное образование от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции.

В силу пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст.227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Черемисиновского района Курской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Стакановский сельсовет» Черемисиновского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к размещению информационной тактильной мнемосхемы и тактильной направляющей полосы при входе в здание МКУК «Стакановский СДК» Черемисиновского района Курской области по адресу: Курская область, Черемисиновский район, с. Стаканово.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Стакановский сельсовет» Черемисиновского района Курской области обязанность в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по размещению информационной тактильной мнемосхемы и тактильной направляющей полосы при входе в здание МКУК «Стакановский СДК» Черемисиновского района Курской области по адресу: Курская область, Черемисиновский район, с. Стаканово.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Курский областной суд через Черемисиновский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Н. Залозных

Мотивированное решение составлено «30» августа 2022 года.

Копия верна

Судья Е.Н. Залозных

Секретарь Е.И. Извекова