ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1530/2016 от 01.02.2017 Ленинградского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-47/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ст. Ленинградская 01 февраля 2017 года

Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Юхименко В.Г.,

при секретаре Сергеевой А.А.,

с участием:

административного истца ФИО1

представителя административного ответчика

ГУ МВД РФ по КК ФИО2

представителя административного ответчика

ОМВД РФ по Ленинградскому району ФИО3.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца ФИО1 к административному ответчику ОМВД РФ в Ленинградском районе и ГУ МВД РФ по КК о признании действия (бездействия) органа государственной власти незаконными и обязать устранить допущенные нарушения и привлечении виновных лиц в нарушении прав заявителя к установленной законом ответственности,

установил:

В Ленинградский районный суд 07.12.2016 года поступило административное исковое заявление ФИО1 к административным ответчикам ОМВД РФ в Ленинградском районе и ГУ МВД РФ по КК о признании действия (бездействия) органа государственной власти незаконными, обязать устранить допущенные нарушения и привлечь виновных лиц в нарушении прав заявителя к установленной законом ответственности.

В судебном заседании административный истец уточнил свои исковые требования и просил суд признать действия административных ответчиков по непринятию документов по программе носителя русского языка и неприятию документов на признание гражданства РФ незаконными, в обоснование привел доводы, указанные в административном иске и в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, пояснив, что он является гражданином Азербайджана, и имеет вид на жительство. С мая 2015 года по апрель 2016 года его документы непонятно где находились сданные административному ответчику ОУФМС РФ по КК в Ленинградском районе на комиссию носителя русского языка для дальнейшего получения гражданства РФ по упрощенной программе. В январе 2016 года он обратился к начальнику ОУФМС РФ по КК в Ленинградском районе ФИО4, которая ему посоветовала обратиться в ОУФМС по КК УВМ ГУ МВД РФ по КК.

Впоследствии 04.05.2016 года он вновь подал документы на комиссию носителя русского языка, которые не были рассмотрены и возвращены. После чего он обратился в прокуратуру за нарушение сроков принятия решения. Ему пришлось продлевать вид на жительство. Он был уволен с места работы, а организация, в которой он работал, была оштрафована.

10.11.2016 года стал собирать пакет документов на гражданство РФ в общем порядке, собранные им документы начальником ФИО4 и сотрудником Д.Т.И. не принимаются по надуманным мотивам, а письменный отказ в принятии документов заявителю не выдают.

31.01.2017 года в суд от административного истца поступило заявление, к которому приложены информационные письма за подписью начальника ОВМ ОМВД России по Ленинградскому району ФИО4, в котором указывается, что заявление ФИО1 о приеме в гражданство РФ и приложенные документы возвращены без рассмотрения на основании ч.9 главы 1 Указа Президента РФ от 14.11.2002 М1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», поскольку предоставленные документы не соответствуют ч.3 и ч.6 главы I. Указа Президента РФ от 14.11.2002 № 325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации».

Представитель административного ответчика ОВМ ОМВД РФ по Ленинградскому районе в судебном заседании требования административного истца не признал, просил в их удовлетворении отказать в части обжалования действий административных ответчиков по принятию документов административными ответчиками по программе носителя русского языка в связи с пропуском административным истцом процессуального срока на подачу заявления, а в части требований по неприятию документов на признание гражданства РФ по основаниям указанным в отзыве на заявление в связи с несоответствием приложенной справки о восьмилетнем образовании и непредставлением доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства.

Представитель второго административного ответчика ГУ МВД РФ по КК в судебном заседании требования административного истца не признал, просил в их удовлетворении отказать в части обжалования действий административных ответчиков по принятию документов административными ответчиками по программе носителя русского языка в связи с пропуском административным истцом процессуального срока на подачу заявления, а в части требований по неприятию документов на признание гражданства РФ по основаниям указанным в отзыве на заявление в связи с несоответствием приложенной справки о восьмилетнем образовании и непредставлением доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства.

.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Положения ч. 2 ст. 62 КАС РФ предусматривают обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Судом установлено, что Административный истец ФИО1 в июле 2015 года обратились в отделение УФМС России по Краснодарскому краю в Ленинградском районе с заявлением о признании заявителя носителем русского языка на основании ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Данный материал был передан на рассмотрение в УФМС России по Краснодарскому краю.

В декабре 2015 года из УФМС России по Краснодарскому краю в отделение УФМС России по Краснодарскому краю в Ленинградском районе в отношении ФИО1 поступил материал без решения, в связи с невозможностью уведомить заявителя о времени и месте проведения заседания комиссии по признанию иностранного гражданина носителем русского языка.

В мае 2016 года ФИО1 повторно обратился с заявлением о признании носителем русского языка в МО УФМС России по Краснодарскому краю в Ленинградском районе, но УФМС России по Краснодарскому краю материал к рассмотрению не приняло, так как с мая 2016 года по сентябрь- 2016 года комиссия по признанию носителем русского языка, приостановила свою деятельность на время принятия экзаменов и выдачи дипломов студентам.

Статьёй 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В суд административное исковое заявление подано ФИО1 07.12.2016 года.

Административный истец в своем заявлении указывает, что 30 мая 2016 года он обратился в прокуратуру Ленинградского района Краснодарского края с заявлением о проведении проверки по факту неправомерных действий отдела ФМС России по Ленинградскому району.

Прокуратурой Ленинградского района Краснодарского края в установленном законом порядке заявление рассмотрено, и дан соответствующий письменный ответ от 28.06.2016 № <...> об отсутствии в действиях отдела ФМС России по Ленинградскому району нарушений действующего законодательства, который получен 28.06.2016.

При таких обстоятельствах суд считает, что административным истцом пропущен установленный ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячный срок для обращения с административным исковым заявлением в суд.

С заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока в порядке, установленном статьей 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ФИО1 не обращался.

Конституционный суд Российской Федерации в определении от 02.12.2013 № 1908-О, указывает, что определение момента начала течение сроков для обращения в суд предполагает для суда необходимость при рассмотрении поданного заявления принять во внимание все значимые для правильного решения дела фактические обстоятельства, позволяющие доподлинно установить момент, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, оценивая имеющиеся в деле доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.

Административным истцом не представлено суду убедительных, бесспорных и достоверных доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения в суд, относимых доказательств, объективно исключающих возможность истцу своевременно обратиться в суд в установленные сроки со дня, когда стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, что является основанием для отказа в удовлетворении требований в части обжалования действий административных ответчиков по принятию документов по программе носителя русского языка в связи с пропуском административным истцом процессуального срока на подачу заявления.

В ноябре 2016 ФИО1 на личном приеме в ОВМ ОМВД России по Краснодарскому краю в Ленинградском районе был разъяснен порядок и представлен перечень документов, необходимых для приобретения гражданства Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

ФИО1 выдан перечень необходимых документов в соответствии с пунктом 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № <...>.

27.12.2016 года он обратился в ОВМ ОМВД РФ по Ленинградскому району с заявлением о приеме в гражданство РФ, информационными письмами за подписью начальника ОВМ ОМВД России по Ленинградскому району ФИО4, заявление ФИО1 о приеме в гражданство РФ и приложенные документы возвращены без рассмотрения со ссылкой на положения ч.9 главы 1 Указа Президента РФ от 14.11.2002 М1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», поскольку предоставленные документы не соответствуют ч.3 и ч.6 главы I Указа Президента РФ от 14.11.2002 №325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации».

В Решение Верховного Суда РФ от 8 июля 2014 г. N АКПИ14-642 О признании частично не действующим пункта 21.4 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в РФ, утв. приказом Федеральной миграционной службы от 22 апреля 2013 г. N 215 указывается, что правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом, который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) определено, что иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в общем порядке на основании статьи 13 Федерального закона, если они соответствуют следующим требованиям;

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Как пояснили в судебном заседании представители ответчиков основанием для возврата заявления ФИО1 предоставлением копии с копии свидетельства о восьмилетнем образовании, с заверенной иностранным государством нечитаемой печатью и непредставления им доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства.

В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке рассмотрения вопроса о гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325, в случае представления заявителем копий других необходимых документов они должны быть удостоверены в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

ФИО1 приложена копия свидетельства о восьмилетнем образовании, которая зарегистрирована в реестре за № <...> и нотариально заверенная нотариусом Ленинградского нотариального округа ФИО5 15.04.2015 года, что дает основание суду не согласиться с доводами представителями административных ответчиков о несоответствии данного документа Указу Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325( далее Указ), что является основанием для удовлетворения требований административного истца и признания действий ответчика в этой части незаконными.

Получение гражданства Российской Федерации в соответствии с Указом зависит от представления кандидатом доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства.

По п. "в" ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве условием приема в гражданство является наличие законного источника средств к существованию. Однако понятие законного источника средств к существованию на уровне закона не раскрыто. В п. 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ указано, что вместе с заявлением о приеме в гражданство лицо должно представить также один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию.

Кроме того, в самом заявлении (п. 15 заявления) отражается трудовая деятельность за последние пять лет, предшествовавших дате обращения с заявлением (включая учебу в высших, средних, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, военную службу). Если заявитель является предпринимателем без образования юридического лица, то указываются номер свидетельства о регистрации, наименование регистрирующего органа и место выдачи. В случае прохождения военной службы следует указать должность, номер воинской части (учреждения), ее (его) местонахождение.

Пункт 16 заявления требует указания источника средств к существованию, для чего следует назвать все имевшиеся виды доходов за период проживания на территории РФ. Если заявителю назначена пенсия, следует указать вид пенсии, номер удостоверения (свидетельства), кем и когда оно выдано.

В п. 17 заявления указываются источники средств к существованию за период проживания на территории РФ с 1 января по 31 декабря года, предшествовавшего дате обращения с заявлением. Сюда вносятся виды доходов и их величина (в рублях или иностранной валюте). При этом в заявлении названы следующие виды доходов: доход по основному месту работы, доход от иной деятельности, доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях, доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, пенсии, стипендии, иные социальные выплаты.

Представленные административным истцом копии расписок о получении денежных средств, справки из банка о наличии счета открытого в ноябре 2016, справки о работе в 2015 за 4 месяца, могут быть признаны судом законным источником средств к существованию, что является основанием для удовлетворения требований административного истца и признания действий ответчика в этой части незаконными.

. Данный вывод согласуется и с содержанием пункта 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, в котором справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета названа в числе документов, подтверждающих наличие у иностранного гражданина законного источника средств к существованию.

При таких обстоятельствах отказ начальника ОВМ ОМВД России по Ленинградскому району в принятии документов ФИО1 на признание гражданства РФ и их возврат нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ судом дана оценка доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, которые свидетельствуют о необходимости в частичном удовлетворении требований административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 95, 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление административного истца ФИО1, удовлетворить частично.

Признать отказ начальника ОВМ ОМВД России по Ленинградскому району в непринятии документов на гражданство Российской Федерации у ФИО1 и их возврат заявителю незаконным и обязать устранить препятствия к осуществлению законных прав и интересов заявителя на подачу документов на принятие гражданства Российской Федерации.

В удовлетворении требований ФИО1 к административным ответчикам ОМВД РФ в Ленинградском районе и ГУ МВД РФ по КК о признании их действий по непринятию документов по программе носителя русского языка незаконными, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, через Ленинградский районный суд в течение 30 дней.

Судья Ленинградского

районного суда В.Г. Юхименко