ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1531/18 от 11.12.2018 Гусь-хрустального городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-1531/2018

УИД 33RS0008-01-2018-001866-74

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гусь-Хрустальный 11 декабря 2018 года

Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего Шумник Е.Е.,

при секретаре Гоголевой Е.С.,

с участием

представителя административного истца ФИО1,

административного истца ФИО2,

представителя административных ответчиков ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, муниципальному казенному учреждению «Служба единого заказчика», администрации Владимирской области, департаменту строительства и архитектуры администрации Владимирской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по подготовке и утверждению проектно-сметной документации и строительству инженерной и транспортной инфраструктуры к земельному участку,

УСТАНОВИЛ:

Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в Гусь-Хрустальный городской суд с административным иском в защиту интересов ФИО2, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 к администрации Владимирской области, Департаменту строительства и архитектуры администрации Владимирской области, администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области и Муниципальному казенному учреждению «Служба Единого заказчика» о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по подготовке и утверждению проектно-сметной документации и строительству инженерной и транспортной инфраструктуры к земельному участку.

В обоснование иска указал, что по обращению ФИО2 прокуратурой проведена проверка исполнения земельного законодательства администрацией муниципального образования город Гусь-Хрустальный, в ходе которой установлено, что постановлением главы МО г. Гусь-Хрустальный от 02.05.2017 № 344 ФИО2, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 в общую долевую собственность, как многодетной семье, бесплатно для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 750 кв.м.

09.08.2017 данная семья получила разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.

В связи с неоднократным переносом сроков исполнения программных мероприятий, объемов и источников их финансирования, ненаправления в департамент строительства и архитектуры администрации области соответствующих заявок о предоставлении субсидий на реализацию муниципальной подпрограммы в части спорной территории, неполного освоения предоставляемых из бюджета области денежных средств, а также исключение спорной территории из действующей муниципальной подпрограммы, срок действия которой заканчивается в 2017 г., привело к тому, что проектно-сметная документация на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам на спорной территории не разработана, инженерная и транспортная инфраструктура на спорной территории не сооружены.

Указанное свидетельствует о невозможности для материальных истцов реализовать свое право на жилище путем возведения пригодного для постоянного проживания индивидуального жилого дома, обеспеченного необходимым уровнем благоустройства.

В данном случае имеет место длительное бездействие уполномоченных органов местного самоуправления и органов государственной власти Владимирской области, выразившееся в неисполнении предоставленных законом полномочий и взятых на себя обязательств, выраженных в не обеспечении земельного участка с кадастровым номером , предоставленного ФИО2, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры.

Ссылаясь в правовое обоснование на Конституцию РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Закон Владимирской области от 25.02.2015 № 10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области», определения Конституционного Суда РФ, полагал, что обязанность обеспечению разработки проекта и строительству инфраструктуры лежит на всех административных ответчиках.

На основании изложенного просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный и МКУ «Служба единого заказчика», а также администрации Владимирской области и Департамента строительства и архитектуры, выраженное в не разработке проектно-сметной документации и строительству инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>.

Возложить на администрацию муниципального образования город Гусь-Хрустальный и МКУ «Служба единого заказчика», а также на администрацию Владимирской области и Департамента строительства и архитектуры обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации на строительство инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес> в срок не позднее 01.05.2019;

Возложить на администрацию муниципального образования город Гусь-Хрустальный и МКУ «Служба единого заказчика», а также на администрацию Владимирской области и Департамента строительства и архитектуры обязанность в срок не позднее 01.10.2019 обеспечить строительство инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, административный истец ФИО2 поддержали заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске, поддержали пояснения, данные в предыдущих судебных заседаниях.

В судебном заседании 30.10.2018 г. представитель административного истца ФИО1, ссылаясь на определение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 г. № 2516-О полагал, что у органов государственной власти субъекта РФ также имеется обязанность по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктуры земельного участка, предоставленного Тимаховским. Данная инфраструктура на спорном участке должна была быть уже в 2016 году, в связи с чем в действиях административных ответчиком имеется незаконное бездействие.

Административный истец ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснил, что до настоящего времени невозможно осуществить строительство в полном объеме и соответственно реализовать свое право на проживание.

Представитель административного ответчика - Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В ранее представленном отзыве возражал против требований к Департаменту администрации Владимирской области.

Представитель административного ответчика - администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В ранее представленном отзыве возражал против требований к Департаменту администрации Владимирской области.

Согласно ранее представленным отзывам Департамента строительства и архитектуры и администрации Владимирской области, в целях реализации основных приоритетов государственной политики в сфере жилищного строительства органы местного самоуправления разрабатывают муниципальные программы развития жилищного строительства, которые должны представлять собой взаимоувязанный комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения путем массового строительства комфортного жилья, что позволит обеспечить достижение установленных для каждого муниципального образования целевых значений ввода жилья.

Основные направления реализации муниципальных программ включают мероприятия по созданию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимых для развития территории в целях жилищного строительства.

Механизм реализации программы состоит в согласованном нормативно- правовом, финансовом и организационном обеспечении реализации комплекса предусматриваемых программой мероприятий на уровне органов исполнительной власти Владимирской области и органов местного самоуправления муниципальных образований.

Кроме того, программой отмечено, что учитывая невозможность решения вопроса обеспечения жилой застройки инженерными сетями полностью ни за счет средств бюджетов всех уровней, ни за счет средств застройщиков (автоматический перенос затрат на строительство сетей на стоимость жилья и тем самым резкое снижение его доступности для населения), предполагается разделение стоимости строительства жилья и стоимости строительства инженерных сетей.

Строительство объектов коммунальной инфраструктуры планируется осуществлять организациями коммунального комплекса - сетевыми компаниями с их последующей эксплуатацией. Окупаемость их затрат на строительство достигается путем формирования и защиты инвестиционных программ развития, взимания с потребителей платы за подключение (технологическое присоединение) к построенным объектам, а также включения инвестиционной составляющей в надбавку к тарифу на оказание жилищно- коммунальных услуг.

В рамках реализации механизмов частно-государственного партнерства и осуществления проектов развития территорий под жилищное строительство планируется апробирование механизма заключения с инвесторами договоров "полного цикла", т.е. строительства объектов инфраструктуры (автомобильные дороги, инженерные сети) с последующей эксплуатацией на 10 - 15 лет. При этом конкурсы на отбор застройщиков будут включать в себя окончательную цену строительства объекта и его эксплуатации.

Потребность строительства инженерной инфраструктуры определена Схемой территориального развития Владимирской области, утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 20.01.2012 №41.

В соответствии с названными нормативными-правовыми актами постановлением Губернатора области от 13.03.2013 № 267 утвержден план мероприятий ("Дорожная карта") "Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, во Владимирской области".

Согласно п.4 приложения к названной дорожной карте департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области является ответственным исполнителем по ежегодному распределению субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой указанных земельных участков.

Реализация мероприятий по разработке проектно-сметной документации и прохождению экспертизы возложена на органы местного самоуправления.

В развитие нормативности названных актов в приложении №2 к названной государственной программе «Стимулирование развития жилищного строительства утвержден Перечень подпрограммных мероприятий. Ответственным исполнителем Подпрограммы является департамент строительства администрации Владимирской области. Участники мероприятий - городские округа и муниципальные районы. Срок реализации программы - 2020 год.

В соответствии с п. 2 Порядка предоставления субсидий органам местного самоуправления для реализации подпрограммы "Стимулирование развития жилищного строительства" государственной программы Владимирской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения владимирской области" (Приложение № 1 к подпрограмме 2 «Стимулирование развития жилищного строительства») предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных департаменту строительства и архитектуры администрации области.

Согласно п.3.3. в целях обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных (предоставляемых) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, субсидия предоставляется на реализацию данных мероприятий, предусмотренных муниципальными программами.

Средства областного бюджета выделяются органам местного самоуправления в виде субсидии на реализацию мероприятий Подпрограммы по строительству объектов инженерной инфраструктуры в рамках реализации проектов по развитию территорий, предусматривающих строительство жилья.

Условиями предоставления субсидий являются:

наличие муниципальной программы, содержащей мероприятия, предусмотренные пунктом 3 данного Порядка;

решение органа местного самоуправления, подтверждающего наличие в местном бюджете бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансированию мероприятий Подпрограммы;

объем бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования на финансовое обеспечение расходного обязательства муниципального образования, софинансируемого за счет субсидии, утверждается решением о бюджете муниципального образования, исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидии;

централизация закупок товаров, работ, услуг, финансируемых за счет субсидий для муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений муниципальных образований;

использование типовой проектной документации, которая разработана для аналогичного объекта капитального строительства и информация о которой внесена в реестр типовой проектной документации (при наличии такой документации);

возврат муниципальным образованием средств в областной бюджет в соответствии с пунктами 13 и 14 приложения к постановлению администрации Владимирской области от 19.12.2014 № 1287 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Владимирской области».

Распределение субсидий в разрезе муниципальных образований утверждается законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее - Закон).

Расходование субсидий осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Соглашениями о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий Подпрограммы, заключенными с ответственным исполнителем Подпрограммы не позднее 30 дней после принятия Закона.

Вместе с Соглашением в целях обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных (предоставляемых) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет в Департамент предоставляются следующие документы:

муниципальная программа, предусматривающая реализацию мероприятия по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных (предоставляемых) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет;

выписка из бюджета муниципального образования о наличии средств на финансирование муниципальной программы в объемах, достаточных для выполнения работ по обеспечению земельного участка инженерной и транспортной инфраструктурой с учетом субсидии;

положительное заключение государственной вневедомственной экспертизы на проектную документацию и смету;

положительное заключение о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства;

список земельных участков, предоставленных или планируемых к выделению в собственность многодетным семьям, на обеспечение инфраструктурой которых будет осуществляться выделение средств областного бюджета.

Финансирование Подпрограммы осуществляется в соответствии с постановлением Губернатора области от 15.07.2008 № 517 «О реализации отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в части финансирования объектов капитального строительства».

Областным законом на 2019 год не установлено обязательство по обеспечению инфраструктурой и транспортной доступностью земельного участка по спорной улице города Гусь-Хрустальный, предоставленного многодетной семье, вследствие чего наличие, содержащегося в п.3 ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации прямого запрета на выделение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законом субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исключает возможность возложения на исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанностей по организации выделения конкретному местному бюджету денежных средств областного бюджета на обеспечение инфраструктурой, в том числе на строительство автомобильной дороги исключительно к территории конкретного земельного участка, принадлежащего многодетной семье, помимо которого на территории данного муниципального образования имеется значительное количество семей, отнесенных к категории многодетных, получивших на безвозмездной основе в собственность земельные участки.

Порядок и процедура предоставления субсидий четко регламентируется бюджетным законодательством, вследствие чего предоставление субсидий местным бюджетам возможно по установленному высшим исполнительным органом государственной власти субъекта перечню, утвержденному на срок не менее трех лет, по результатам отбора. Предоставление субсидий отдельному муниципальному образованию, не включенному в соответствующий список запрещено.

Помимо этого одним из обязательных условий предоставления субсидий является наличие разработанной проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В свою очередь, проектная документация на строительство в числе требуемых документов в департамент не представлялась, что также исключает возможность возложения на ответчиков (исполнительные органы государственной власти субъекта) обязанности по предоставлению соответствующих субсидий из областного бюджета.

Возложение в судебном порядке на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, противоречит положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) и бюджетному законодательству.

Судебные органы не вправе подменять в своей деятельности органы исполнительной власти в части осуществления соответствующих полномочий и функций, в том числе по проверке представленных документов и установлении (оценке) юридически значимых обстоятельств, и вмешиваться в их компетенцию, принимая за них решение.

Из положений ст.ст. 14-16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 следует, что вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Источник финансирования мероприятий в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №600 в отношении семей, имеющих трех и более детей, не определен.

Вместе с тем, инициируя обращение в суд с настоящим иском, прокурор фактически просит возложить на орган местного самоуправления обязанность по обеспечению строительства перечисленных выше объектов инфраструктуры.

Однако обязанность совершения определенных действий на орган местного самоуправления может быть возложена судом только в случаях, предусмотренных законом. В противном случае нарушается принцип самостоятельности органов местного самоуправления. По существу, прокурором ставится вопрос о реализации публичной обязанности органа местного самоуправления по организации газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, равно как и электроснабжения, подведению автомобильной подъездной дороги в приоритетном по отношению к ней порядке без учета иных задач местного самоуправления, также требующих финансирования.

Более того, в нарушение положений названных нормативных правовых актов административный истец требует совершить определенные действия в конкретный срок, не предусмотренный законодательством.

Финансирование мероприятий по обеспечению земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой осуществляется в том числе на условиях софинансирования в соответствии с муниципальными программами и государственными программами Владимирской области. Возложение решением суда обязанностей по разработке и утверждению проектно-сметной документации, строительству инженерной и транспортной инфраструктуры на Администрацию Владимирской области и департамент строительства противоречит федеральному и областному законодательству.

Таким образом, Администрацией Владимирской области, департаментом строительства и архитектуры администрации Владимирской области принимались и принимаются все действия в рамках действующего законодательства, а также предоставленных полномочий.

Представитель административных ответчиков - администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный и МКУ «СЕЗ» - ФИО3 возражала против иска, указала, что в настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация. После прохождения государственной экспертизы будет направлена заявка в администрацию Владимирской области на софинансирование, в связи с чем отсутствует бездействие. В настоящее время имеется программа, в которой запланировано строительство инфраструктуры на спорном земельном участке на 2020 год. Программа существует, она действующая, мероприятия запланированы, поэтому бездействие администрации в плане строительства также отсутствует.

Не оспаривала наличие у администрации МО г. Гусь-Хрустальный обязательства по разработке проектно-сметной документации и строительству инфраструктуры к земельному участку Тимаховских.

Также указала, что в настоящее время сети электроснабжения уже установлены.

Полагала, что МКУ «Служба единого заказчика» является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку Учреждение действуют в пределах доведенных лимитов денежных обязательств и если органы местного самоуправления не предусмотрел в текущем финансовом году финансовые средства на проведение определенных работ, то МКУ «СЕЗ» эти деньги самостоятельно не выделит.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело без участия неявившихся лиц, поскольку их явка в судебное заседание не признана обязательной.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, что постановлением главы МО г. Гусь-Хрустальный от 02.05.2017 № 344 ФИО2, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 в общую долевую собственность, как многодетной семье, бесплатно для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 750 кв.м.

09.08.2017 данная семья получила разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.

Судом установлено, что до настоящего времени к указанному земельному участку не подведена необходимая для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома инженерная (водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, водоотведение) и транспортная (дороги, тротуары) инфраструктура.

Согласно статье 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

Данные вопросы частью 1 статьи 72 Конституции РФ отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной поддержки многодетных семей отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно пункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Пунктом 1 части 1 статьи 2, частью 1 статьи 3 Закона Владимирской области от 25.02.2015 № 10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований осуществляют предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов по месту жительства: гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, независимо от их имущественного положения, постоянно проживающим на территории Владимирской области не менее трех лет и имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 г. поручалось разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 1119-р утвержден комплекс мер по улучшению жилищных условий многодетных семей, к числу которых отнесено утверждение субъектам Российской Федерации методических рекомендаций по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков рассматриваемой категории граждан (п. 7).

Согласно приказу Минрегиона России от 09.09.2013 № 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» их целью является оказание методической помощи субъектам Российской Федерации в целях единообразного нормативного правового регулирования случаев и порядка бесплатного предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков (далее - земельные участки), и практики предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления указанной категории граждан земельных участков, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро -, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро -, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Согласно п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.

Согласно требованиям пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, обеспечение земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, объектами инфраструктуры (расходные обязательства) может осуществляться органами государственной власти субъектов РФ в порядке реализации указанных полномочий, установленных статьей 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ на основании принятых на своем уровне законов и (или) иных нормативных правовых актов.

К числу нормативных правовых актов, которыми могут устанавливаться расходные обязательства Владимирской области, в том числе относится постановление губернатора Владимирской области.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600, в развитие приведенных положений Бюджетного кодекса РФ, пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ постановлениями губернатора Владимирской области утвержден ряд нормативных правовых актов, которыми предусмотрен комплекс мер, направленных на создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых многодетным семьям:

1) План мероприятий («дорожная карта») «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, во Владимирской области» на 2014-2020 годы (утвержден постановлением губернатора Владимирской области от 13.03.2013 № 267).

Указанным планом предусмотрены следующие мероприятия, исполнителями либо соисполнителями которых являются органы местного самоуправления:

- приведение муниципальных программ, предусматривающих мероприятия по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков для указанной категории граждан в соответствие с государственной программой области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области»;

- реализация мероприятий по разработке проектно-сметной документации и прохождению государственной экспертизы;

- реализация подпрограммы «Обеспечение жильем многодетных семей Владимирской области»;

2) Государственная программа области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» (утвержденная постановлением губернатора Владимирской области от 17.12.2013 № 1390) (далее – Государственная программа).

Одним из основных мероприятий Государственной программы является принятие необходимых мер по обустройству земельных участков, планируемых для жилищного строительства, инженерной и транспортной инфраструктурой.

В план мероприятий по освоению земельных участков, предусмотренных под жилищное строительство, под номером 41 включена улица Строительная г. Гусь-Хрустальный, на которой расположен земельный участок, предоставленный семье Б-вых. Ответственным исполнителем указан уполномоченный орган местного самоуправления.

Сроки исполнения программных мероприятий определены в следующем порядке:

- подготовка проекта планировки и межевания территории – 2015 год;

- получение технических условий на присоединение к объектам инженерной инфраструктуры и решение вопросов развития транспортной сети – 2015 год;

- выполнение работ по строительству объектов инженерной инфраструктуры – 2016 год.

Данная государственная программа включает в себя подпрограмму 2 «Стимулирование развития жилищного строительства» (далее – Подпрограмма 2).

Одним из приоритетов Подпрограммы 2 обозначена поддержка многодетных семей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности построить жилье. Основной формой поддержки такой категории граждан в рамках реализации Подпрограммы 2 является строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам.

В рамках Подпрограммы 2 реализуются мероприятия по предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований Владимирской области на реализацию соответствующих муниципальных программ по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктуры земельных участков.

В целях реализации Подпрограммы 2 утвержден Порядок предоставления субсидий органам местного самоуправления. Так, пунктами 3, 6 указанного Порядка установлено, что средства областного бюджета выделяются органам местного самоуправления в виде субсидии на основании поданной ими в установленном порядке заявки в департамент строительства и архитектуры администрации области.

Для выделения субсидии органам местного самоуправления помимо заявки необходимо разработать и утвердить на своем уровне муниципальную программу, предусматривающую реализацию мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предполагаемых к предоставлению многодетным семьям.

В целях участия в реализации Подпрограммы 2 постановлением главы г. Гусь-Хрустальный от 05.12.2012 № 881 утверждена Долгосрочная целевая программа «Жилище» на 2013-2015 годы (далее – муниципальная программа «Жилище»).

В качестве одной из задач муниципальной программы «Жилище» является обеспечение земельных участков, предназначенных для развития малоэтажного жилищного строительства, инженерной и транспортной инфраструктурой.

Пунктом 1.6 постановления главы МО г. Гусь-Хрустальный от 11.07.2013 № 489 муниципальная программа «Жилище» дополнена приложением № 6 «Подпрограмма «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, в г. Гусь-Хрустальный на 2014-2015 годы» (далее – муниципальная Подпрограмма).

В соответствии с паспортом первоначальной редакции муниципальной Подпрограммы, перечень основных мероприятий включает в себя разработку проектно-сметной документации и строительство инженерной и транспортной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых (предоставленных) многодетным семьям. Объем финансирования на 2014 – 2015 годы запланирован в размере 43 400,0 тыс. руб., в том числе в 2014 году 2200,0 тыс. руб. (областной бюджет – 1650,0 тыс. руб.; городской бюджет – 550,0 тыс. руб.); в 2015 году – 41200,0 тыс. руб. (областной бюджет – 30900,0 тыс. руб.; городской бюджет – 10300 тыс. руб.).

Ответственный исполнитель муниципальной подпрограммы МКУ «Служба единого заказчика» г. Гусь-Хрустальный.

В рамах муниципальной Подпрограммы запланировано осуществление обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой трех земельных участков, в том числе земельного участка, расположенного в районе ул. Садовая и ул. Строительная, пос. Гусевский, оценочной площадью 12,0 тыс. м? под размещение 16 земельных участков под индивидуальное малоэтажное строительство. Уровень обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой в рамках подпрограммы: централизованное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, дороги, тротуары.

Один из 16 земельных участков, расположенных на спорной территории, предоставлен семье Тимаховских.

В соответствии с п. 3 Раздела 3 «Перечень программных мероприятий» муниципальной Подпрограммы входит разработка проектно-сметной документации и строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам, расположенным на спорной территории.

Финансирование программных мероприятий на 2015 года изначально составляло 38 000 тыс. руб., из них на разработку проектно-сметной документации 2000,0 тыс. руб. (из областного бюджета 1500,0 тыс. руб., из городского бюджета 500 тыс. руб.), на строительство инфраструктуры 36 000 тыс. руб. (из областного бюджета 27 000 тыс. руб., из городского бюджета 9 000 тыс. руб.).

Между тем, с момента принятия указанной муниципальной подпрограммы в нее неоднократной вносились существенные изменения, как в части сроков исполнения работ, так и объема и источников их финансирования.

Так, постановлением главы МО г. Гусь-Хрустальный от 30.12.2014 № 963 в муниципальную Подпрограмму внесены следующие изменения:

- срок реализации программы перенесен на период 2014 – 2016 г.г.;

- существенно снизился размер финансирования работ по разработке проектно-сметной документации на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам на спорной территории, который составил 500 тыс. руб., выделяемых только из муниципального бюджета (финансирование в размере 1500,0 тыс. руб. из областного бюджета исключено).

- срок строительства инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам на спорной территории перенесен на 2015 - 2016 г.г. со следующим объемом финансирования: 2015 г. – 1234,7 тыс. руб. (средства областного бюджета), 2016 г. – 34765,3 тыс. руб. (средства областного бюджета 27 000 тыс. руб., средства муниципального бюджета 7765,3 тыс. руб.).

Постановлением главы МО г. Гусь-Хрустальный от 18.05.2017 № 345 мероприятия по разработке проектно-сметной документации на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам на спорной территории перенесены на 2016 год. При неизменности сроков строительства инженерной и транспортной инфраструктуры увеличился объем планируемого финансирования из городского бюджета в 2015 г., который составил 1617,8 тыс. руб.

Постановлением главы МО г. Гусь-Хрустальный от 30.06.2015 № 527 сроки реализации муниципальной Подпрограммы определены на период 2014-2017 г.г. При этом сроки строительства инженерной и транспортной инфраструктуры на спорной территории перенесены на 2017 г. с существенным снижением объемов финансирования: 8 506,1 тыс. руб. (средства областного бюджета 5 400 тыс. руб., средства муниципального бюджета 3 106,1 тыс. руб.).

Постановлением главы МО г. Гусь-Хрустальный от 30.12.2016 № 1095 в муниципальную Подпрограмму внесены очередные изменения. Так, в разделе 5 «Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы» в п. 1 содержит сведения о целевых показателях, подлежащих достижению в 2017 году, а именно обеспечение 16 земельных участков, предоставленных многодетным семьям, инженерной и транспортной инфраструктурой. Вместе с тем, изменился срок разработки проектно-сметной документации на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам на спорной территории перенесены на 2017 год. Кроме того, объем финансирования работ по строительству инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам на спорной территории существенно снизился с 8506,1 тыс. руб. до 3106, 1 тыс. руб. (в полном объеме исключено финансирование из бюджета субъекта).

Постановлением главы МО г. Гусь-Хрустальный от 31.03.2017 № 247 какие-либо программные мероприятия, связанные с разработкой проектно-сметной документации и строительством инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам, расположенным на спорной территории исключены из муниципальной программы «Жилище».

Постановлением главы МО г. Гусь-Хрустальный от 15.11.2017 № 144 утверждена Долгосрочная муниципальная программа «Жилище» на 2018-2020 годы.

Приложением № 5 к указанной муниципальной программе является Подпрограмма № 5 «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельный участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, в г. Гусь-Хрустальный на 2018-2020 годы» (далее – Подпрограмма 5).

В указанной Подпрограмме 5 в качестве задачи муниципальной программы «Жилище» является обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет.

Объем финансирования подпрограммы запланирован в размере 33958,8 тыс.руб. (местный бюджет – 4565,8 тыс.руб., областной - 29393,0 тыс.руб.; в 2018 – 14514,4 тыс.руб., 2019 – 8333,3 тыс.руб., 2020 – 11111,1 тыс.руб.).

Ответственный исполнитель муниципальной подпрограммы МКУ «Служба единого заказчика» г. Гусь-Хрустальный.

Администрацией МО г. Гусь-Хрустальный в 2015-2017 г. в департамент строительства и архитектуры администрации области неоднократно направлялись заявки на участие в Подпрограмме 2 Государственной программы в целях выделения субсидий на строительство инженерной инфраструктуры к земельным участкам в районах улиц Зеленая, ФИО7, Фрунзе, Торфяная, Березовая.

Между тем, заявки администрации МО г. Гусь-Хрустальный на выделение субсидий на софинансирование разработки проектно-сметной документации и строительства инженерной и транспортной инфраструктуры к земельному участку, принадлежащему Тимаховским за период с 2014 по 2018 г. в департамент строительства и архитектуры администрации области не поступали, в связи с чем субсидии не предоставлялись.

Из бюджета МО г. Гусь-Хрустальный денежные средства на реализацию указанных программных мероприятий в указанный период также не выделялись, мероприятия не выполнялись.

В связи с неоднократным переносом сроков исполнения программных мероприятий, объемов и источников их финансирования, ненаправления в департамент строительства и архитектуры администрации области соответствующих заявок о предоставлении субсидий на реализацию муниципальной подпрограммы в части спорной территории, неполного освоения предоставляемых из бюджета области денежных средств, а также исключение спорной территории из действующей муниципальной подпрограммы привело к тому, что проектно-сметная документация на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам на спорной территории не разработана, инженерная и транспортная инфраструктура не сооружена.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности для материальных истцов реализовать свое право на жилище путем возведения пригодного для постоянного проживания индивидуального жилого дома, обеспеченного необходимым уровнем благоустройства (срок действия разрешения на строительство дома истекает 09.08.2027).

В соответствии с п.7 ч.3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В силу ч. 8 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.

На основании ч.10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 года № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила).

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.

В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5 - 12 Правил. В случае, если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.

Согласно п. 5 Правил орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с положениями п. 4 ст. 8 Устава МО г. Гусь-Хрустальный, утвержденного решением Совета народных депутатов МО г. Гусь-Хрустальный от 03.08.2005 № 82/13 к вопросам местного значения МО городской округ г. Гусь-Хрустальный отнесена организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от своих обязательств.

Статьей 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что газоснабжение населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Следовательно, обязанность по обеспечению земельных участков, предназначенных для строительства и расположенных на территории МО г. Гусь-Хрустальный, в том числе предоставленных многодетными семьям, системами инженерной инфраструктуры возложена на МО г. Гусь-Хрустальный.

При этом определение и получение технических условий подключения земельного участка, позволяющих осуществить подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, является обязанностью администрации МО г. Гусь-Хрустальный. Действующим законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления представить технические условия заинтересованным лицам до даты проведения торгов, или предоставления земельного участка, или решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно п.п.6 ч.1 ст.13 этого Закона дорожная деятельность относится к полномочиям органов местного самоуправления. В силу ч.3 ст.15 указанного закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной и транспортной инфраструктурой, в том числе, при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Как установлено судом, администрацией МО г. Гусь-Хрустальный с 2017 года до настоящего времени не предприняты какие-либо меры по обеспечению возможности подключения выделенного земельного участка к сетям инженерно–технического обеспечения, организации транспортной инфраструктуры, проект об обеспечении инженерной и транспортной инфраструктурой до настоящего времени не разработан и не утвержден, а следовательно имеет место бездействие администрации МО г. Гусь-Хрустальный, которое является незаконным.

Кроме того, учитывая, что предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, то в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.

Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований к администрации МО г. Гусь-Хрустальный.

Разрешая требования к администрации Владимирской области, Департаменту строительства и архитектуры администрации Владимирской области и Муниципальному казенному учреждению «Служба Единого заказчика» суд учитывает, что действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации вопросов обеспечения жителей инженерной и транспортной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков многодетным семьям для индивидуального строительства. Таким образом, возложение данных обязанностей на указанных ответчиков является незаконным, в связи с чем они являются ненадлежащими административными ответчиками.

Ссылка процессуального истца на Определение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 г. № 2516-О является несостоятельной, поскольку данным определением на субъект Российской Федерации возложена обязанность обеспечить инфраструктурой земельные участки, предоставленные совместно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Кроме того, подготовка и утверждение проектно-сметной документации не входит в полномочия администрации Владимирской области, Департамента архитектуры и строительства и МКУ «СЕЗ».

Таким образом, доказательств неисполнения администрацией Владимирской области, Департаментом строительства и архитектуры администрации Владимирской области и Муниципальным казенным учреждением «Служба Единого заказчика» возложенных на них законом обязательств административным истцом не предоставлено и судом не установлено.

Из пояснений представителя администрации МО г. Гусь-Хрустальный администрации МО г. Гусь-Хрустальный следует, что до настоящего времени администрация не подавала заявку с целью получения софинансирования мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельного участка по ул. Строительная п. Гусевский.

Таким образом, отсутствие данной заявки не могло обеспечить участие земельного участка, принадлежащего Тимаховским, в участии в целевой программе.

Непринятие администрацией МО г. Гусь-Хрустальный мер направленных на получение субсидий на софинансирование мероприятий по обеспечению спорного земельного участка необходимой инфраструктурой, от наличия которой зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, свидетельствует о наличии незаконного бездействия.

Доводы административного ответчика - администрации МО г. Гусь-Хрустальный об отсутствии в муниципальном и областном бюджетах денежных средств на строительство коммунальной и транспортной инфраструктуры на земельном участке материальных истцов, не являются основаниями для отказа в иске и не освобождают ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанности по организации обеспечения строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, поскольку приведенные выше нормы права не связывают реализацию вопросов местного значения с наличием средств в соответствующем бюджете. Финансовое обеспечение осуществления возложенных на органы местного самоуправления полномочий, решение вопросов местного значения является обязанностью соответствующих органов муниципального образования.

Также вопреки доводам представителя административного ответчика, в соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ, при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Заявленный административным истцом срок, с учетом длительности неисполнения своих обязанностей, является по мнению суда разумным и достаточным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный, Владимирской области, выраженное в не разработке проектно-сметной документации и строительству инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>.

Возложить на администрацию муниципального образования город Гусь-Хрустальный, Владимирской области обязанность в срок до 01.05.2019 г. обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации на строительство инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>.

Возложить на администрацию муниципального образования город Гусь-Хрустальный, Владимирской области обязанность в срок до 01.10.2019 г. обеспечить строительство инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>.

В удовлетворении требований к администрации Владимирской области, Департаменту строительства и архитектуры администрации Владимирской области и Муниципальному казенному учреждению «Служба Единого заказчика» отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий Е.Е. Шумник