Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 20 мая 2019 года
дело №2а-1535/2019
Тюменский районный суд Тюменской области
в составе:
председательствующего судьи Хромовой С.А.,
при секретаре Палтыреве Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Тюменского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации <данные изъяты> муниципального образования Тюменского муниципального района о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тюменского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации <данные изъяты> муниципального образования Тюменского муниципального района о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным. Требования мотивированы тем, что проведенной проверкой по поручению прокуратуры Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об усилении прокурорского надзора в сфере охраны лесов от пожаров» установлены нарушения при исполнении мероприятий, связанных с исполнением предписаний в сфере пожарной безопасности. В рамках проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ МОНД и ПР № 9 УНД и ПР МЧС России по Тюменской области выдано предписание администрации <данные изъяты> МО об устранении следующих нарушений: пожарный резервуар (емкость), являющиеся источником противопожарного водоснабжения заполнена наполовину водой по адресу: <адрес>; направление движения к пожарному гидранту не обозначено указателем с четко нанесенными цифрами расстояния до его месторасположения по адресу: <адрес>; колодец и пожарный гидрант, расположенные по адресу: <адрес> находится в затопленном состоянии и заморожен в воде. По запросу прокуратуры Администрацией <данные изъяты> муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ представлена информация об исполнении предписания, исправности пожарных гидрантов. Между тем, выездной проверкой ДД.ММ.ГГГГ установлено, что установленные знаки по направлению движения отсутствуют, нарушения, связанные с ненадлежащим состоянием пожарных гидрантов не устранены, в пожарном резервуаре не обеспечен необходимый объем воды, имеется лед и снег, отсутствует утепление, что препятствует набору воды. Указанные сведения подтверждаются актом проверки прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ, информацией МОНД и ПР № 9 УНД и ПР МЧС России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ. На основании этого просит суд признать бездействие Администрации <данные изъяты> муниципального образования, заключающееся в неприятии мер по установке указателей по направлению движения к пожарному гидранту с четко нанесенными цифрами по адресу: <адрес>, по проведению в рабочее состояние и утоплению пожарного гидранта, расположенного по <адрес>, по поддержанию в исправном состоянии пожарного резервуара, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным. Обязать Администрацию <данные изъяты> муниципального образования установить указатели по направлению движения к пожарному гидранту с четко нанесенными цифрами по адресу: <адрес>, указывающими на расстояние до водоисточника на территории <адрес>, соответствующие требованиям п. 80 Правил противопожарного режима в Российской федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№; привести в исправное состояние, утеплить и содержать в исправном состоянии в любое время года пожарный гидрант, расположенный по <адрес> согласно требованиям п. 55 Правил противопожарного режима в Российской федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, п. 8.6. СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности; пожарный резервуар, расположенный по адресу: <адрес>, являющийся источником противопожарного водоснабжения заполнить водой, утеплить и содержать в исправном состоянии в любое время года согласно требованиям п. 55 Правил противопожарного режима в Российской федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, п. 8.6. СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности.
В судебном заседании старший помощник прокурора Тюменского района Ялдышева ФИО7 заявленные требования поддержала, за исключением требования об обязании установить указатели по направлению движения к пожарному гидранту с четко нанесенными цифрами по адресу: <адрес>, поскольку указанные требования административным ответчиком выполнены добровольно.
Представитель административного ответчика - Администрации <данные изъяты> муниципального Лысак ФИО8 действующий на основании прав по должности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что требования предписания выполнены: указатели установлены; резервуар наполнен водой, на горловину установлено железобетонное кольцо для дальнейшего утепления; колодец и пожарный гидрант по <адрес> находятся в рабочем состоянии, колодец разморожен. Все возможные меры по утеплению колодца и резервуара приняты; в случае удовлетворения иска об обязании провести работы по утеплению, просит указать какие конкретные работы необходимо выполнить и каким образом.
Представитель третьего лица - МОНДиПР №9 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии п. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления » одним из вопросов местного значения является обеспечение мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Федеральный закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Согласно ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В силу положений ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут руководители органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1, 2, 4 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 утверждены Правила противопожарного режима в РФ, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п.16 Правил противопожарного режима в РФ, на территории поселений обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения.
Согласно п.80 Правил противопожарного режима в РФ, органами местного самоуправления поселений для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения.
В соответствии с п.55 Правил противопожарного режима в РФ, руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного водоснабжения, исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 1 Закона Тюменской области от 26.12.2014 № 124 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Тюменской области» полномочие по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения закреплено за администрацией <данные изъяты> муниципального образования.
Согласно ст. 4 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Межрайонным отделом надзорной деятельности и профилактической работы №9 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области выдано предписание № Администрации <данные изъяты> муниципального образования об устранении нарушений: пожарный резервуар (емкость) являющиеся источником противопожарного водоснабжения заполнена наполовину водой по адресу: <адрес>; направление движения к пожарному гидранту, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обозначено указателем с четко нанесенными цифрами расстояния до его месторасположения по адресу: <адрес>; колодец и пожарный гидрант, расположенный по адресу: <адрес> находится в затопленном состоянии и заморожен в воде (л.д.22-24).
Администрацией <данные изъяты> муниципального образования в адрес МОНД и ПР №9 УНД и ПР МЧС России по Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо, согласно которому пожарный резервуар (емкость), являющийся источником противопожарного водоснабжения заполнен полностью водой по адресу: <адрес>; направление движения к пожарному гидранту обозначено указателем с четко нанесенными цифрами расстояния до его месторасположения, расположенного по адресу: <адрес>; колодец и пожарный гидрант, расположенный по адресу: <адрес> разморожен, находится в рабочем состоянии. Выявленные нарушения устранены в полном объеме (л.д.13-18).
Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ№, направленной главой Администрации <данные изъяты> муниципального образования в адрес МОНД и ПР №9 УНД и ПР МЧС России по Тюменской области на предписание № по устранению и выполнению пунктов проведена в полном объеме с установленными сроками до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <данные изъяты> муниципального образования в адрес старшего помощника прокурора Захаровой ФИО9 направлена информация о выполнении мероприятий, связанных с исполнением предписания в сфере пожарной безопасности (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником прокурора Тюменского района с привлечением специалистов МОНД и ПР № 9 УНД и ПР МЧС России по Тюменской области проведена выездная прокурорская проверка Администрации <данные изъяты> муниципального образования по поручению прокуратуры Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об усилении прокурорского надзора в сфере охраны лесов от пожаров», в ходе которой установлены нарушения при исполнении мероприятий, связанных с исполнением предписания в сфере пожарной безопасности: пожарный резервуар, расположенный по <адрес> заполнен водой наполовину, присутствует лед, снег; отсутствуют знаки направления движения к пожарному гидранту в <адрес>, пожарный гидрант затоплен, в колодце отсутствует крышка, свободный доступ и месторасположение колодца создает опасность для граждан; колодец и пожарный гидрант, расположенный по адресу: <адрес> находится в неисправном состоянии, заморожен в воде, доступ к колодцу свободный, что создает опасность для граждан (л.д.27-33).
ДД.ММ.ГГГГ МОНД и ПР №9 УНД и ПР МЧС России по Тюменской области направил в адрес заместителя прокурора Тюменского района информацию, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ выявлено невыполнение предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно пункты: п.1 пожарный резервуар (емкость) являющиеся источником противопожарного водоснабжения заполнена наполовину водой по адресу: <адрес>; п.2 направление движения к пожарному гидранту, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обозначено указателем с четко нанесенными цифрами расстояния до его месторасположения по адресу: <адрес>; п.3 колодец и пожарный гидрант, расположенный по адресу: <адрес> находится в затопленном состоянии и заморожен в воде (л.д.26).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией Администрации <данные изъяты> муниципального образования составлен акт проверки источников наружного водоснабжения <данные изъяты> муниципального образования (л.д.51).
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки источников наружного водоснабжения <данные изъяты> муниципального образования, согласно которого пожарный резервуар по адресу: <адрес>, заполнен водой полностью; пожарный гидрант, расположенный по адресу: <адрес>, находится в рабочем состоянии (вода откачена, разморожен) (л.д.53).
Работоспособность пожарного гидранта, выполнение работ по установке указателей по направлению движения к пожарному гидранту с четко нанесенными цифрами, заполнение резервуара водой подтверждаются фотографиями (л.д.61-64).
С учетом вышеуказанных обстоятельств, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора Тюменского района в защиту прав неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия административного ответчика.
Вместе с тем, суд считает, что к моменту рассмотрения спора в суде, административным ответчиком допущенные нарушения устранены, в настоящий момент пожарный гидрант приведен в исправное состояние, утеплен; резервуар наполнен водой, разморожен, утеплен, в связи с чем, оснований для возложения на административного ответчика обязанности по проведению указанных работ, не имеется. Поскольку эффективность проведенного ответчиком утепления гидранта и резервуара возможно проверить только в зимний период, методы утепления в административном иске не указаны, суд приходит к выводу, что административный ответчик исполнил обязанность по утеплению пожарного гидранта и резервуара.
Руководствуясь ст. 59, 62, 221, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации <данные изъяты> муниципального образования Тюменского муниципального района заключающееся в непринятии мер по установке указателей по направлению движения к пожарному гидранту с четко нанесенными цифрами по адресу: <адрес>; непринятии мер по приведению в рабочее состояние и утепление пожарного гидранта, расположенного на <адрес>; непринятии мер по поддержанию в исправном состоянии пожарного резервуара, расположенного по адресу: <адрес>, незаконными.
В остальной части административного иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Судья (подпись) Хромова С.А.
Мотивированное решение изготовлено судом 27 мая 2019 года.
Подлинник решения хранится в административном деле № 2а-1535/2019 (УИД: 72RS0021-01-2019-001224-61) в Тюменском районном суде Тюменской области.
Решение вступило в законную силу «____»_____________2019 года
Копия верна.
Судья Хромова С.А.