Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 26 августа 2019 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Воронцовой Е.С.,
при секретаре Петровой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1535/19 по административному иску Пономаревой Светланы Михайловны к администрации г.Тамбова, жилищному комитету администрации г.Тамбова о признании незаконным бездействия по не предоставлению муниципальной услуги,
У С Т А Н О В И Л:
09.04.2019 жители дома *** (Пономарева С.М., Комова Т.Ф., Жмаева М.А., Дудоладова Е.М., Пономарев М.М., Кузнецов А.В., Ермилова В.А., Ермилова К.А.) обратились в администрацию г.Тамбова с заявлением, в котором просили создать межведомственную комиссию для обследования жилого помещения на предмет оценки соответствия жилого дома установленным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
На данное заявление письмом жилищного комитета администрации г.Тамбова от 15.04.2019 сообщено, что создание межведомственной комиссии производится в рамках Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа – город Тамбов», утвержденного постановлением администрации г.Тамбова от 18.05.2012 № 3798 (далее – Административный регламент).
Поданное заявление от 09.04.2019 не соответствует требованиям ст. 2.7.1 Административного регламента, поскольку в нем не указано какую конкретно муниципальную услугу нужно получить: признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания или дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В письме разъяснено о необходимости уточнения в заявлении конкретной муниципальной услуги и какой перечень документов следует к заявлению приложить согласно требований ст. 2.7.1 Административного регламента.
Поскольку жители дома *** выбрали ненадлежащий способ подачи документов и заявление подано с участием большого количества заявителей заявление от 09.04.2019 не может быть рассмотрено.
Пономарева С.М. обратилась в суд с административным иском к администрации г.Тамбова, в котором просит признать незаконным бездействие, выраженное
В административном иске Пономарева С.М. указывает, что при подаче заявления от 09.04.2019 за образец была принята форма заявления, размещенная на официальном сайте жилищного комитета администрации г.Тамбова. В оспариваемом ответе не указано в чем выражается ненадлежащий способ подачи заявления. Неясна позиция, что заявление подано большим количеством заявителей. В требованиях к форме заявления не указано, что оно должно быть подано единолично. В силу п. 2.9 Административного регламента оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги не имелось, соответственно оспариваемый ответ незаконен.
В судебное заседание Пономарева С.М. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ее представитель по ордеру Иванченко Р.Б. в судебном заседании административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель административных ответчиков по доверенности Корабанов А.Н. возражал против удовлетворения административного иска, указывая, что оспариваемый ответ дан заявителю согласно требований Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа – город Тамбов», утвержденного постановлением администрации г.Тамбова от 18.05.2012 № 3798. Полагал, что в настоящее время ничто не препятствует административному истцу вновь обратиться с соответствующим заявлением для оказания ему муниципальной услуги. Указал, что такое заявление не может быть направлено почтовой корреспонденцией и подписано несколькими лицами.
Заинтересованные лица Комова Т.Ф., Жмаева М.А., Дудоладова Е.М., Пономарев М.М., Кузнецов А.В., Ермилова В.А., Ермилова К.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участников судебного процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч.4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия в сфере регулирования жилищных отношений, Правительство Российской Федерации постановлением от 28 января 2006г. N47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение).
Согласно п. 1 Положения оно устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
В 5. Положения определено, что жилым помещением признается:
жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем;
квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении;
комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (п. 6 Положения).
Согласно п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее- комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом7.1 настоящего Положения. Всостав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а)заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и(или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б)копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в)в отношении нежилого помещения для признания его вдальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г)заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса опризнании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д)заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения-в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е)заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Заявитель вправе представить заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных имуниципальных услуг (функций)" (далее-единый портал), регионального портала государственных и муниципальных услуг (при его наличии) или посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
Постановлением администрации г.Тамбова от 18.05.2012 № 3798 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа – город Тамбов».
Ответственным за исполнение данного Административного регламента в силу п. 2 указанного постановления является жилищный комитет администрации г.Тамбова (уполномоченный орган).
По смыслу закрепленного в п. 1.3 Административного регламента понятия заявителем муниципальной услуги является физическое или юридическое лицо либо уполномоченный представитель, обратившиеся в межведомственную комиссию, с запросом о предоставлении муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Согласно п. 2.2. Административного регламента обеспечивает предоставление муниципальной услуги межведомственная комиссия.
По пункту 2.4. Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является принятие одного из следующих решений (в виде заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции):
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями;
- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания в нем граждан с ограниченными возможностями;
либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В случае непредставления заявителем необходимых документов и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия межведомственная комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15дней со дня истечения срока, предусмотренного для рассмотрения заявления.
По результату предоставления муниципальной услуги заявителю выдается заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и постановление администрации города Тамбова с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Пунктом 2.7.1 Административного регламента определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным, которые заявитель представляет самостоятельно в межведомственную комиссию, уполномоченную организацию:
- заявление по форме согласно приложению N1 к настоящему Административному регламенту;
- копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- проект реконструкции нежилого помещения (в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением);
- заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям;
- заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" - в случае постановки вопроса о признании непригодными для проживания отдельных помещений (комнат, квартир), занимаемых инвалидами;
- заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Согласно п. 2.8. Административного регламента в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, отказывается, если:
- заявление подано неуполномоченным лицом;
- представление неполного комплекта документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
- представление документов, составленных на иностранном языке, без надлежащим образом заверенного перевода на русский язык;
- наличие в представленных документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковывать их содержание, подчисток либо приписок, зачеркнутых слов, записей выполненных карандашом.
В силу п. 2.9.2. Административного регламента основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги отсутствуют.
Из материалов дела следует, что 09.04.2019 жители дома *** (Пономарева С.М., Комова Т.Ф., Жмаева М.А., Дудоладова Е.М., Пономарев М.М., Кузнецов А.В., Ермилова В.А., Ермилова К.А.) обратились в администрацию г.Тамбова с заявлением, к котором просили создать межведомственную комиссию для обследования жилого помещения на предмет оценки соответствия жилого дома установленным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
На данное заявление письмом жилищного комитета администрации г.Тамбова от 15.04.2019 сообщено, что создание межведомственной комиссии производится в рамках Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа – город Тамбов», утвержденного постановлением администрации г.Тамбова от 18.05.2012 № 3798 (далее – Административный регламент).
Поданное заявление от 09.04.2019 не соответствует требованиям ст. 2.7.1 Административного регламента, поскольку в нем не указано какую конкретно муниципальную услугу нужно получить: признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания или дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В письме разъяснено о необходимости уточнения в заявлении конкретной муниципальной услуги и какой перечень документов следует к заявлению приложить согласно требований ст. 2.7.1 Административного регламента.
Поскольку жители дома *** выбрали ненадлежащий способ подачи документов и заявление подано с участием большого количества заявителей заявление от 09.04.2019 не может быть рассмотрено.
Между тем такое решение административного ответчика не соответствует требованиям Административного регламента.
Согласно определенной п. 3.1. Административного регламента последовательности действий (административных процедур) при предоставлении муниципальной услуги, отраженной блок-схемой в приложении N2 к Административному регламенту, специалист - работник, непосредственно осуществляющий прием и выдачу документов в уполномоченном органе, в своих полномочиях вправе лишь принимать решение об отказе в приеме документов по основаниям п. 2.8 Административного регламента.
Решение об оставлении заявления и документов без рассмотрения п.2.4 Административного регламента отнесено к компетенции межведомственной комиссии.
Также незаконной является ссылка в оспариваемом ответе на ненадлежащий способ подачи документов, поскольку п. 45 Положения предусматривает возможность подачи документов почтовым отправлением, как осуществлено жителями дома *** в настоящем случае.
Поскольку оспариваемый ответ не отвечает требованиям Административного регламента, его следует признать незаконным, а в целях восстановления нарушенных прав администрацию г.Тамбова обязать повторно рассмотреть заявление от 09.04.2019.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Пономаревой Светланы Михайловны удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г.Тамбова по не предоставлению муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа – город Тамбов», утвержденной постановлением администрации г.Тамбова от 18.05.2012 № 3798.
Обязать администрацию г. Тамбова принять и рассмотреть заявление от 09.04.2019 о предоставлении муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа – город Тамбов», утвержденной постановлением администрации г.Тамбова от 18.05.2012 № 3798.
Обязать администрацию г.Тамбова сообщить об исполнении настоящего решения в Ленинский районный суд г.Тамбова и Пономаревой Светлане Михайловне в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Воронцова
Решение в окончательной форме изготовлено 26.08.2019
Судья Е.С. Воронцова