ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1536/2016 от 25.02.2016 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-1536/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Якутск 25 февраля 2016 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кычкиной Н.А., при секретаре Ребровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора г.Якутска в интересах неопределенного круга лиц к Окружной администрации города Якутска о признании недействующими п.п. 1 и 7 п. 2.8.2, п. 2.9, п.2.14, п.3.1 Административного регламента предоставления Окружной Администрацией г.Якутска муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность, на которые не разграничена», утвержденного Постановлением Окружной администрации г.Якутска от 27.02.2015г. № 49п,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Якутска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Окружной администрации города Якутска о признании недействующими п.п. 1 и 7 п. 2.8.2, п. 2.9, п.2.14, п.3.1 Административного регламента предоставления Окружной Администрацией г.Якутска муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена» (далее Административный регламент), утвержденного Постановлением Окружной администрации г.Якутска от 27.02.2015г. № 49п

В обоснование иска административный истец указывает, что п.п.1 и 7 п. 2.8.2, п.2.9, п. 2.14, п.3.1 Административного регламента не соответствуют ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ), нарушают права неопределенного круга лиц на предварительное согласование предоставления выбранных ими земельных участков, возлагают на граждан не предусмотренную законом обязанность предоставления дополнительных документов, возлагают на граждан не предусмотренную законом обязанность нотариального заверения подаваемых в орган местного самоуправления документов; содержат не предусмотренные основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги; лишают граждан права на утверждение иного варианта схемы расположения земельного участка. Протест прокурора г.Якутска от ____.2015г. на оспариваемые положения отклонен Главой городского округа «город Якутск» ____2015г. Просит признать п.п. 1 и 7 п. 2.8.2 Административного регламента недействующим в связи с несоответствием п.2 ст.39.15 ЗК РФ, п.2.9 Административного регламента недействующим в связи с несоответствием ст.39.15 ЗК РФ, п.2.14 Административного регламента недействующим в связи с несоответствием ст.39.15 ЗК РФ, п.3.1 Административного регламента недействующим в связи с несоответствием п. 12 ст. 39.15 ЗК РФ, опубликовать решение суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

В судебном заседании административный истец Прокурор г.Якутска Алексеева А.Е исковые требования полностью поддержала.

Представители ответчика Окружной администрации г.Якутска по доверенностям Давыдова З.А и Семенова Н.А. в судебном заседании просили в иске отказать, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

В соответствии с ч. 6 ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Постановление Окружной Администрации г.Якутска от 27.02.2015г. № 49п «Об утверждении Административного регламента предоставления Окружной Администрацией г.Якутска муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена» опубликовано в газете «Эхо столицы» № 22 от 03.03.2015г.

В соответствии п.п. 1 и 7 п. 2.8.2 Административного регламента к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются копия документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина), либо личность представителя заявителя и учредительные документы юридического лица.

Административный истец считает данные подпункты недействующими в связи с несоответствием п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ, в соответствии с которым к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ); документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства. Предоставление иных документов, в т.ч. копий документа, удостоверяющего личность заявителя для гражданина, либо личность представителя заявителя, учредительных документов юридического лица, не предусмотрено.

Также административный истец полагает, что согласно п. 1 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее -ФЗ № 210) органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг при предоставлении земельных участков, регулируются ЗК РФ, который выступает в роли специального законодательного акта и Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", будучи законодательным актом общего характера в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, не может расширять перечень предоставляемых документов, установленных специальным законом.

В этой связи прокурор г.Якутска, считает, что п.п. 1 и 7 п. 2.8.2 Административного регламента нарушают права неопределенного круга лиц на предварительное согласование предоставления выбранных ими земельных участков, возлагают на граждан не предусмотренную законом обязанность предоставления дополнительных документов. Предъявление документа для идентификации гражданина не тождественно предъявлению копии соответствующего документа.

Суд считает требования административного истца о признании п.п. 1 и 7 п. 2.8.2 Административного регламента необоснованными, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 4 ст. 2 ФЗ № 210 административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги; т.е. применительно к данному документу применяются общие требования и правила, установленные в отношении всех нормативных правовых актов, в частности, его нормы подлежат применению в отношении всех субъектов, оказывающих и обратившихся за оказанием предусмотренной регламентом услуги без каких-либо ограничений и изъятий. Нормы регламента являются обязательными в течение всего периода действия регламента с момента приобретения им юридической силы и до ее утраты. Административный регламент рассматривается в качестве процессуального акта, поскольку отражает процедуру предоставления услуги и стандарт ее предоставления. Регламенты отражают основные требования к предоставлению услуг, а также к документам, которые должны быть представлены заявителем для исполнения органом государственной власти или иного уполномоченного субъекта полномочий по предоставлению соответствующих услуг.

В соответствии со ст. 3 ФЗ № 210 нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В статье 16 ФЗ № 210 перечислены функции, права, обязанности и ответственность многофункционального центра.

В п.п 2.1 п. 4 ст. 16 ФЗ № 210 указано, что многофункциональные центры при реализации своих функций в соответствии с соглашениями о взаимодействии обязаны при приеме запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и выдаче документов устанавливать личность заявителя на основании паспорта гражданина Российской Федерации и иных документов, удостоверяющих личность заявителя, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также проверять соответствие копий предоставляемых документов (за исключением нотариально заверенных) их оригиналам, т.е. ФЗ № 210 вменяет в обязанности многофункционального центра устанавливать личность заявителя, поскольку паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 7 ФЗ № 210 органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

Если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 ст. 7 не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа: документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца; учредительные документы юридического лица. Перечень таких документов определен действующим законодательством. Основным документом, удостоверяющим личность российского гражданина, выступает его гражданский паспорт, который в ряде случаев может быть заменен и иным документом, предусмотренным федеральным законом. Однако в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в качестве удостоверения личности признаются лишь паспорт гражданина РФ. Указанный документ позволяют идентифицировать личность заявителя и дальнейшем определить возможность предоставления ему муниципальной услуги, в том числе производить сверку с другими приложенными документам.

Учредительные документы по общему правилу должны быть представлены уполномоченному на оказание соответствующей услуги органу. К числу учредительных документов действующее законодательство относит устав, свидетельство о государственной регистрации, документы, подтверждающие полномочия руководителя, а также выписку из Единого государственного реестра юридических лиц.

В ст. 12 ФЗ № 210 предусмотрено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Структура административного регламента должна содержать, в том числе, стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В ст. 14 ФЗ № 210 указано, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

То есть, исчерпывающий перечень документов установлен п. 2.8.2 Административного регламента, который, в свою очередь обеспечивает реализацию положений ФЗ № 210.

Прокурор г.Якутска также просит признать п. 2.9 Административного регламента недействующим в связи с несоответствием ст. 39.15 ЗК РФ, которой не предусмотрена подача в уполномоченный орган нотариально заверенных копий документов, и считает, что данный подпункт нарушает права неопределенного круга лиц на предварительное согласование предоставления выбранных ими земельных участков, возлагает на граждан не предусмотренную законом обязанность нотариального заверения подаваемых в орган местного самоуправления документов, возлагает дополнительные издержки на заявителя, помимо нотариального заверения копий, имеются и иные способы заверения документов (по месту работы, по месту жительства, лечения и т.д).

Согласно п.2.9 Административного регламента, заявление о предварительном согласовании с приложениями может быть направлено заявителем в Департамент посредством почтовой связи. В случае направления заявления с полным комплектом документов посредством почтовой связи в Департамент копии документов должны быть нотариально заверены.

Суд считает данные требования административного истца необоснованными, исходя из следующего.

Согласно п. 3 статьи 2 ФЗ № 210 под заявителем понимается физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме;

В ст. 4 ФЗ № 210 содержатся основные принципы предоставления Государственных и муниципальных услуг, которые определяют статус, характер и содержание деятельности органов, должностных лиц и организаций, предоставляющих данные услуги.

Исходя из основных принципов открытости и доступности обращения за предоставлением муниципальной услуги заявителю предоставлен выбор непосредственного обращения в организацию, предоставляющие услуги.

При обращении заявителей непосредственно в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска посредством почтовой связи у специалиста, регистрирующего обращение, отсутствует возможность производить проверку соответствия направленных копий документов их оригиналам.

В статье 77 "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) регламентировано совершение нотариального действия, предусмотренного в п. 4 ст. 35 указанного Закона, как свидетельствование верности копий документов и выписок из них. С позиции классификации нотариальных действий по их направленности названное действие относится к нотариальным действиям, направленным на свидетельствование доказательственных фактов.

Установление в административном регламенте возможности обращения посредством почтовой связи является одним из способов и выбора реализации заинтересованным лицом своих прав и законных интересов, и, как следствие, одним из способов реализации органом местного самоуправления своих функций отвечающих основным принципам ФЗ № 210– открытость, доступность, прозрачность.

Исходя из содержания административного искового заявления, сама форма обращения посредством почтовой связи административным истцом не оспаривается и в случае выбора заинтересованным лицом такой формы обращения, единственным предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации способом свидетельствования верности копий предоставляемых документов является совершение нотариального действия, при таких обстоятельствах доводы о нарушении прав неопределенного круга лиц не состоятельны.

Суд также отклоняет требования административного истца о признании п. 2.14 Административного регламента, предусматривающего основания для отказа в приеме документов, недействующим в связи с несоответствием ст. 39.15 ЗК РФ, в которой не предусмотрен отказ в приеме документов, а предусмотрен их возврат.

Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ № 210, данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

Согласно п.п 4 ст. 2 ФЗ № 210 под административным регламентом понимается - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В п. 7 ст. 14 ФЗ № 210 предусматривается, что в стандарте предоставления государственной или муниципальной услуги должен содержаться исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги,

П. 2.14 Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, выполнение административной процедуры по рассмотрению поступившего заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка с пакетом документов установлен п. 3.3-3.10 Административного регламента. Так, п. 3.7 Административного регламента установлено, что в случае, если представленные документы не соответствуют требованиям Административного регламента, муниципальный служащий осуществляет возврат заявления с приложением документов в ГАУ «МФЦ», либо в случае получения заявления по почте - заявителю почтовым отправление. Муниципальный служащий осуществляет подготовку, визирование, подписание и отправку письма о необходимости предоставления недостающих документов. В письме указывается на отказ в приеме документов.

Таким образом, муниципальный служащий фактически осуществляет возврат заявления с указанием основания для отказа в приеме документов, что не влечет нарушение прав и законных интересов заявителей, поскольку отказ в приеме документов по своей правовой природе не лишает заинтересованных лиц реализации прав и законных интересов, оставляя возможность обращения заявителем после устранения причин способствовавших отказу в приеме документов.

При отказе административному истцу в требованиях о признании недействующими п. 1 и 7 п. 2.8.2, п. 2.9, п.2.14 Административного регламента, суд учитывает, что 25.02.2015г. заместителем Прокурора г.Якутска М.И. Буцяк был подписан лист согласования к проекту постановления Окружной администрации г.Якутска от 27.02.2015г. № 49п.

Суд считает требования административного истца в части признания п. 3.1 Административного регламента недействующим в связи с несоответствием п. 12 ст.39.15 ЗК РФ подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно п. 3.1 Административного регламента в рамках предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена" осуществляются следующие административные процедуры: рассмотрение заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; направление запросов в территориальные органы федеральных органов государственной власти и организации для получения документов и информации, необходимых для предоставления муниципальной услуги; экспертиза представленных документов; принятие решения главой или уполномоченным заместителем главы Администрации о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В п.3.1 Административного регламента не предусмотрена процедура утверждения иного варианта схемы расположения земельного участка согласно п.12 ст. 39.15 ЗК РФ при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка. Также в п.2.8.2 Административного регламента не указано получение такого согласия в перечне прилагаемых документов. В административном регламенте отсутствует отдельная административная процедура по разработке иного варианта схемы расположения земельного участка.

Таким образом, оспариваемая норма нарушает право неопределенного круга лиц на утверждение иного варианта схемы расположения земельного участка согласно п. 12 ст. 39.15 ЗК РФ, лишает граждан права на утверждение иного варианта схемы, корректировку схемы при незначительных несоответствия документации по планировке и зонированию территорий.

Также суд учитывает тот факт, что по результатам совместного рассмотрения с помощником прокурора, протеста Прокурора г. Якутска от ____.2015 г. на не соответствие отдельных положений Регламента, исходящим письмом от ____.2015 г. от имени Главы городского округа «город Якутск» на имя Прокурора города Якутска А.Е. Алексеевой в части не соответствия п. 3.1 Регламента, п. 12 статьи 39.15 ЗК РФ как не предусматривающий административную процедуру по запросу согласия лица, обратившегося с заявлением на утверждение иного варианта схемы расположения земельного участка в Регламенте, были даны пояснения о пробеле в законодательстве, а именно о том, что действующим ЗК РФ не предусмотрена процедура получения согласия с возможным увеличением срока предоставления муниципальной услуги, а также оснований приостановления муниципальной услуги. В связи с чем, Окружная администрация города Якутска согласилась о возможном дополнении бланка заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка графой о согласии на утверждение иного варианта схемы расположения земельного участка, как способа реализации права заинтересованного лица и реализации пункта 12 статьи 39.15 ЗК РФ без нарушения срока предоставления муниципальной услуги.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований частично.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора г.Якутска в интересах неопределенного круга лиц к Окружной администрации города Якутска о признании недействующими пунктов Административного регламента предоставления Окружной Администрацией г.Якутска муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена», утвержденного Постановлением Окружной администрации г.Якутска от 27.02.2015г. № 49п- удовлетворить частично.

Признать недействующим п. 3.1 Административного регламента предоставления Окружной Администрацией г.Якутска муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена», утвержденного Постановлением Окружной администрации г.Якутска от 27.02.2015г. № 49п со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части исковых требований отказать.

Опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РС (Я) в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.А. Кычкина