ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1536/2016 от 25.05.2016 Новошахтинского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-1536/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Федченко В.И., при секретаре Абрамовой Е.В., в открытом судебном заседании рассмотрев административное дело по административному иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области к Новошахтинскому Городскому Общественному Фонду защиты прав потребителей, заинтересованное лицо Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области о ликвидации общественного фонда, -

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился с настоящим исков в суд, указав, что Новошахтинский Городской Общественный Фонд защиты прав потребителей (далее - Фонд) зарегистрирован Управлением МНС России по Ростовской области 31 декабря 2012 года за ОГРН 1026100028591, ИНН 6151009373.

В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области (далее - Главное управление) Фонд внесен за учетным номером 6112030136.

На основании распоряжения Главного управления от «11» ноября 2015 г. № 2070-р «О проведении плановой документарной проверки Новошахтинского Городского Общественного Фонда защиты прав потребителей» с 01.12.2015 по 28.12.2015 была проведена плановая документарная проверка на соответствие деятельности Фонда, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества его уставным целям, за период деятельности с 01.12.2012 по 30.11.2015.

В результате проверки Фонда установлено следующее.

Фонд действует на основании устава, утвержденного общим собранием учредителей 11.11.1997, в соответствии с п. 2.2 которого основной целью деятельности Фонда является формирование имущества на основе добровольных взносов для поддержки потребительского движения, оказания помощи при защите прав потребителей.

Согласно п. 4.1 устава Высшим органом управления является общее собрание участников, созываемое не менее двух раз в год. В период между Общими собраниями руководящим органом является Совет. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в три месяца (п. 4.5 устава).

Однако в проверяемом периоде заседания Общего собрания участников, а также Совета не проводились.

В соответствии с п. 4.8 Устава органом, осуществляющим контроль за финансовой деятельностью Фонда является Контрольно-ревизионная комиссия фонда, избираемая Общим собранием в количестве трех человек сроком на 1 год. В нарушение п. 4.11 устава проверки Контрольно-ревизионной комиссией не проводились.

В соответствии с информационным письмом управляющего Фондом Пятаковой Т.М., представленным в Главное управление 30.11.2015, Фондом с 01.12.2012 финансово-хозяйственная деятельность не велась. Собрания и заседания Правления не проводились по разным независящим объективным причинам. Планирование работы Фонда также не осуществлялось.

Несоблюдение положений устава при осуществлении деятельности является нарушением п.1 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что юридические лица действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Также при проведении проверки были выявлены следующие нарушения:

  1. В нарушение пп. «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) не внесены сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
  2. В нарушение абз. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Фонд не представлял в Главное управление обновленные сведения о продолжении своей деятельности, уклоняясь от выполнения законной обязанности в более трех лет.

3. В нарушение п. 2 ст. 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации Фонд не опубликовывал отчеты об использовании своего имущества.

4. Согласно п. 4.12 устава лицом, имеющим право действовать без доверенности, является Управляющий советом, однако до настоящего времени в ЕГРЮЛ не внесены сведения о новой должности, что является нарушением пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В качестве лица, имеющего право действовать без доверенности от имени Фонда, в ЕГРЮЛ содержатся сведения о председателе Пятаковой Т.М..

Кроме того, согласно п. 4.12 устава Управляющий советом избирается на срок полномочий совета, т.е. на один год (п.4.5 устава). Однако, срок полномочий указанного должностного лица истек, в нарушение положений устава Пятакова Т.М. не переизбрана на очередной срок, что также является нарушением п.1 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Более того, аналогичные нарушения были выявлены при проведении плановой проверки в период с 11.05.2009 по 25.09.2009 (акт проверки от 01.06.2009), по результатам которой Фонду было внесено представление от 03.06.2009.

Таким образом, Фондом при осуществлении деятельности допущены грубые и неоднократные нарушения действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», и в связи со вступлением в законную силу Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 25 (далее - Положение), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации и контроля некоммерческих организаций (в том числе общественных объединений), является Главное управление, что и обуславливает обращение в суд с настоящим иском.

В соответствии с п.п. 77 п. 6 раздела II Положения Главное управление наделено правомочием обращения в суд с заявлением о ликвидации Фонда.

На основании вышеизложенного, руководствуясь, пп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, абз. 3 ст. 44 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» административный истец просит суд ликвидировать Новошахтииский Городской Общественный Фонд защиты прав потребителей, ОГРН 1026100028591, ИНН 6151009373, и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил суд рассмотреть настоящее административное исковое заявление в его отсутствие.

Административный ответчик в лице представителя - Пятаковой Т.М. в судебное заседание явилась, возражений относительно заявленных исковых требований суду не представила.

Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Суд, выслушав административного ответчика, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему:

В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с абз.2 и абз.3 ст.44 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Судом установлено, что Новошахтинский Городской Общественный Фонд защиты прав потребителей зарегистрирован Управлением МНС России по Ростовской области 31 декабря 2012 года за ОГРН 1026100028591, ИНН 6151009373.

В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области Фонд внесен за учетным номером 6112030136.

На основании распоряжения Главного управления от «11» ноября 2015 г. № 2070-р «О проведении плановой документарной проверки Новошахтинского Городского Общественного Фонда защиты прав потребителей» с 01.12.2015 по 28.12.2015 была проведена плановая документарная проверка на соответствие деятельности Фонда, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества его уставным целям, за период деятельности с 01.12.2012 по 30.11.2015.

В результате проверки Фонда установлено следующее:

Фонд действует на основании устава, утвержденного общим собранием учредителей 11.11.1997, в соответствии с п. 2.2 которого основной целью деятельности Фонда является формирование имущества на основе добровольных взносов для поддержки потребительского движения, оказания помощи при защите прав потребителей.

Согласно п. 4.1 устава Высшим органом управления является общее собрание участников, созываемое не менее двух раз в год. В период между Общими собраниями руководящим органом является Совет. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в три месяца (п. 4.5 устава).

Однако в проверяемом периоде заседания Общего собрания участников, а также Совета не проводились.

В соответствии с п. 4.8 Устава органом, осуществляющим контроль за финансовой деятельностью Фонда является Контрольно-ревизионная комиссия фонда, избираемая Общим собранием в количестве трех человек сроком на 1 год. В нарушение п. 4.11 устава проверки Контрольно-ревизионной комиссией не проводились.

В соответствии с информационным письмом управляющего Фондом Пятаковой Т.М., представленным в Главное управление 30.11.2015, Фондом с 01.12.2012 финансово-хозяйственная деятельность не велась. Собрания и заседания Правления не проводились по разным независящим объективным причинам. Планирование работы Фонда также не осуществлялось.

Несоблюдение положений устава при осуществлении деятельности является нарушением п.1 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что юридические лица действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Также при проведении проверки были выявлены следующие нарушения:

1. В нарушение пп. «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) не внесены сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

2. В нарушение абз. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Фонд не представлял в Главное управление обновленные сведения о продолжении своей деятельности, уклоняясь от выполнения законной обязанности в более трех лет.

3. В нарушение п. 2 ст. 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации Фонд не опубликовывал отчеты об использовании своего имущества.

4. Согласно п. 4.12 устава лицом, имеющим право действовать без доверенности, является Управляющий советом, однако до настоящего времени в ЕГРЮЛ не внесены сведения о новой должности, что является нарушением пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В качестве лица, имеющего право действовать без доверенности от имени Фонда, в ЕГРЮЛ содержатся сведения о председателе Пятаковой Т.М..

Кроме того, согласно п. 4.12 устава Управляющий советом избирается на срок полномочий совета, т.е. на один год (п.4.5 устава). Однако, срок полномочий указанного должностного лица истек, в нарушение положений устава Пятакова Т.М. не переизбрана на очередной срок, что также является нарушением п.1 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Аналогичные нарушения были выявлены при проведении плановой проверки в период с 11.05.2009 по 25.09.2009 (акт проверки от 01.06.2009), по результатам которой Фонду было внесено представление от 03.06.2009.

Таким образом, Фондом при осуществлении деятельности допущены грубые и неоднократные нарушения действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», и в связи со вступлением в законную силу Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 25, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации и контроля некоммерческих организаций (в том числе общественных объединений), является Главное управление, что и обуславливает обращение в суд с настоящим иском.

В соответствии с п.п. 77 п. 6 раздела II Положения Главное управление наделено правомочием обращения в суд с заявлением о ликвидации Фонда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд -

Р Е Ш И Л:

Ликвидировать Новошахтинский Городской Общественный Фонд защиты прав потребителей, ОГРН 1026100028591, ИНН 6151009373.

Исключить сведения о Новошахтинском Городском Общественном Фонде защиты прав потребителей, ОГРН 1026100028591, ИНН 6151009373 из Единого государственного реестра юридических лиц.

С мотивированным решением суда стороны имеют право ознакомиться начиная с 27.05.2016 года.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение (резолютивная часть) изготовлено в совещательной комнате.

Судья: Федченко В.И.