дело № 2а-1536/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2016 года с. Тоцкое
Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Сайфутдиновой В.Г.,
при секретаре Тарасовой Т.А.,
с участием представителя административного истца Швецовой А.А.,
представителей административного ответчика
Лемешкина П.А., Ястребова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Анисимова Е. А. к Межрайонной инспекции налоговой службы № 4 по Оренбургской области о признании решений незаконными, обязании возвратить излишне уплаченные суммы налога,
УСТАНОВИЛ:
Анисимов Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Оренбургской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области об обжаловании решений Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области, взыскании излишне уплаченных сумм налога.
В обоснование заявленных требований указал, являясь военнослужащим войсковой части № согласно выписке из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ на основании телеграммы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ с ДД.ММ.ГГГГ был направлен в командировку для участия в смешанных силах по установлению мира и правопорядка в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе республики Молдова в составе Коллективных сил по поддержанию мира (совместных миротворческих сил) и занимал должность <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ прибыл в состав воинского контингента Миротворческих сил РФ в Приднестровском регионе республики Молдова для выполнения задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на должность <данные изъяты> сроком на <данные изъяты> год.
С ДД.ММ.ГГГГ приступил к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Согласно выписке из приказа <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ в целях служебной необходимости и в связи с усложнением порядка и увеличения срока подготовки офицеров к служебной командировке в состав воинского контингента Миротворческих сил РФ в Приднестровском регионе республики Молдова период нахождения в служебной командировке продлен.
Согласно выписке из приказа <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ служебная командировка прекращена, убыл для дальнейшего прохождения военной службы к месту дислокации воинской части № в <адрес>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял задачи по восстановлению мира в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе республики Молдова в составе Коллективных сил по поддержанию мира.
ДД.ММ.ГГГГ в налоговый орган вместе с декларациями на доходы физических лиц по форме 3НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ представил заявление о возврате налога на доходы физических лиц.
Решением МИФНС № 4 по Оренбургской области №1 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в данном решении указано на неправомерное занижение суммы начисленного налога в размере <данные изъяты> рублей.
Решением МИФНС № 4 по Оренбургской области №2 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в данном решении указано на неправомерное занижение суммы начисленного налога в размере <данные изъяты> рубля.
Не согласившись с данными решениями, обратился с жалобами в вышестоящий налоговый орган.
Решениями руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№1, от ДД.ММ.ГГГГ№2 жалобы оставлены без удовлетворения.
Считает указанные решения руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№1 и решением от ДД.ММ.ГГГГ№2 незаконными, удержание налога необоснованным, поскольку в соответствии и со ст.11 Протокола о статусе групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от ДД.ММ.ГГГГ, участником которого является Российская Федерация, персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты подоходного налога в размере 13%.
Просил признать незаконными решения Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№2 об отказе в удовлетворении апелляционных жалоб на решение Межрайонной ИФНС России №4 по Оренбургской области №1 от ДД.ММ.ГГГГ, №1 об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы на решение Межрайонной ИФНС России №4 по Оренбургской области №2 от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с Межрайонной ИФНС России №4 по Оренбургской области излишне уплаченные суммы налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.
Впоследствии административным истцом Анисимовым Е.А. заявлено об изменении предмета иска, отказа от исковых требований к одному из ответчиков.
Просил признать незаконным решение МИФНС № 4 по Оренбургской области №2 от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено завышение налога на дохода физических лиц, заявленного к возврату из бюджета за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рубля, признать незаконным решение МИФНС № 4 по Оренбургской области №1 от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено завышение налога на доходы физических лиц, заявленного к возврату из бюджета за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, обязать МИФНС № 4 по Оренбургской области возвратить излишне уплаченные суммы налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубля.
От заявленных требований к Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области отказался.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований к ответчику – Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области прекращено, в связи с отказом истца от иска.
Представитель административного истца – Швецова А.А., действующая на основании ордера, требования истца с учетом уточнения поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Анисимов Е.А. выполнял задачи по восстановлению мира в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе республики Молдова в составе Коллективных сил по поддержанию мира. Поскольку в соответствии со ст.11 Протокола о статусе групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15.05.1992 года, участником которого является Российская Федерация, персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты подоходного налога в размере 13%, решения МИФНС № 4 по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, которыми установлено завышение налога на доходы физических лиц и отказано Анисимову Е.А. в возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубля, являются незаконными.
Представители административного ответчика – МИФНС № 4 по Оренбургской области - Лемешкин П.А., Ястребов А.А., действующие на основании доверенностей, с требованиями Анисимова Е.А. не согласились. Полагали, что обжалуемые решения являются законными и обоснованными по доводам, указанным в них. Оснований для возврата Анисимову Е.А. сумм налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубля не имеется.
В судебное заседание административный истец Анисимов Е.А. не явился, извещен надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившегося административного истца, в порядке части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Суд, заслушав представителей административного истца, административных ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:
Как следует из материалов дела, Анисимов Е.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял задачи по восстановлению мира в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе республики Молдова в составе Коллективных сил по поддержанию мира.
За указанный период из денежного довольствия истца производилось удержание подоходного налога в размере 13%, что составило за период ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей, за период ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рубля.
Анисимов Е.А. представил в налоговый орган вместе с декларациями заявление о возврате указанных сумм налога за ДД.ММ.ГГГГ, обосновывая тем, что в соответствии со ст.11 Протокола о статусе групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15.05.1992 года, персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты налога на зарплату и вознаграждения, получаемые от Группы или Государства-участника. Военнослужащие Миротворческого воинского контингента Российской Федерации получают денежное довольствие от Российской Федерации, которая является Государством-участником.
По результатам камеральной налоговой проверки, МИФНС № 4 по Оренбургской области вынесены решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, №1 от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которыми установлено завышение налога на доходы физических лиц, заявленного к возврату из бюджета за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей и за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рубля, тем самым отказано в их возврате.
В качестве обоснования, в данных решениях налоговый орган указал, военнослужащие, проходящие службу за границей, признаются налоговыми резидентами Российской Федерации. Доходы заявителя не относятся к перечню доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, предусмотренные статьей 217 Налогового кодекса РФ и облагаются НДФЛ в общем порядке. Условия пребывания Группы военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в государстве, на территории которого размещается Группа по поддержанию мира, определены в Протоколе о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15.05.1992 года, заключенном в соответствии с Соглашением о группах военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира СНГ от 20.03.1992 года. В соответствии с Протоколом, государство, на территории которого будут развертываться операции по поддержанию мира (принимающее государство), подписывающее протокол, принимает на себя определенные международные обязательства. Так как республика Молдова не входит в перечень государств, подписавших Протокол, то его положения на данную территорию не распространяются. Соглашением от 12.04.1996 года, заключенным Правительствами РФ и Республикой Молдова об избежание двойного налогообложения доходов и имущества, и предотвращения уклонения от уплаты налогов, вознаграждение, выплачиваемое органом власти, созданным в Договаривающемся Государстве (в РФ), или из его фондов любому физическому лицу за службу, осуществляемую для того органа власти, облагается налогом только в этом договаривающемся государстве (в РФ). При этом вознаграждение облагается налогом только в Договаривающемся государстве (в республике Молдова), если служба осуществляется в этом государстве, и физическое лицо, являющееся резидентом этого государства (республика Молдова), является гражданином этого государства или не стало резидентом этого государства, только с целью осуществления службы. Таким образом, доходы военнослужащих, являющихся резидентами РФ, полученные от участия в выполнении задач по восстановлению мира и поддержанию правопорядка в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова подлежат обложению на доходы физических лиц в установленном порядке.
Решениями руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№2, №1 отказано в удовлетворении апелляционных жалоб Анисимова Е.А. на решения Межрайонной ИФНС России №4 по Оренбургской области №1, №2.
В соответствии с частью 1 статьи 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно статьи 209 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 207 Налогового кодекса РФ независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются, в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей.
Статус и социально-правовая защищенность личного состава Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств определены Положением о Коллективных силах по поддержанию мира (КСПМ) в Содружестве Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 19.01.1996 г., подписанным Российской Федерацией.
Пунктом 39 раздела 7 указанного Положения определено, что в период прохождения службы в составе КСПМ личный состав пользуется статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных наций, принятой Генеральной ассамблеей ООН 13 февраля 1946 года, Конвенцией о безопасности ООН и связанного с ней персонала, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1994 года, Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года и настоящим Положением.
В соответствии со статьей 11 Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 г., участником которого является, в том числе Российская Федерация, персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждения, получаемые от Группы или Государства-участника. Кроме того, они освобождаются от уплаты всех других налогов за предоставляемые услуги, а также от всех регистрационных комиссионных платежей и сборов.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, предусмотренные данной договорной нормой международного права.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15.07.1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации," международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.
Статьей 7 Налогового кодекса РФ установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Анисимов Е.А., как военнослужащий, проходивший службу в составе Коллективных Сил по поддержанию мира в Приднестровском регионе Республики Молдова, в силу обязательности для Российской Федерации вышеприведенных норм международного права, освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждение, полученные в указанный период, в связи с чем обжалуемые решения налогового органа нельзя признать законными и обоснованными.
Доводы налогового органа о том, что Республика Молдова не входит в перечень государств, подписавших Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15.05.1992 г., а потому положения Протокола на данную территорию не распространяются, суд находит не состоятельными. Российская Федерация, являясь Государством-участником указанного Протокола, приняла на себя определенные данным актом международные обязательства, в том числе, установленные статьей 11 Протокола.
Не состоятельны также ссылки налогового органа на Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от 12.04.1996 г., поскольку вопросы налогообложения доходов, полученных военнослужащими Российской Федерации, участвовавшими в выполнении задач в составе Коллективных сил по поддержанию мира, регулируются специальными международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, проанализировав указанные норма закона, исследованные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 194, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Анисимова Е. А. удовлетворить.
Признать незаконными решения Межрайонной инспекции налоговой службы № 4 по Оренбургской области №1 от ДД.ММ.ГГГГ, №2 от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».
Обязать Межрайонную инспекцию налоговой службы № 4 по Оренбургской области возвратить Анисимову Е. А. излишне уплаченные суммы налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубля.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной через Тоцкий районный суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 30.12.2016 года.
Судья В.Г. Сайфутдинова.