ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1536/2017 от 18.04.2017 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело а – 1536/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Пышкиной О.В.

при секретаре Пуляевой В.О.,

с участием помощника прокурора <адрес>Федяевой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 18 апреля 2017 года дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Кузнецкие Ферросплавы» к Администрации <адрес> о признании нормативно правового акта недействующим,

у с т а н о в и л:

АО «Кузнецкие Ферросплавы» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации <адрес> о признании недействующим Распоряжения Администрации гор. Новокузнецка от 27.05.1998 г. № 422 «Об утверждении Положения «Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации гор. Новокузнецка» полностью, как несоответствующее действующему законодательству РФ.

Требования мотивированы тем, что Распоряжением Администрации города Новокузнецка от 27.05.1998 №422 "Об утверждении Положения "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Новокузнецка", было утверждено Положение "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Новокузнецка".

АО «Кузнецкие ферросплавы» является субъектом, регулируемых отношений, что следует из текста Распоряжения. В настоящее время в отношении административного истца вышеуказанное Распоряжение незаконно применяется при рассмотрении споров с ООО «Водоканал». Как указано в п. 1 Распоряжения, Положение "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Новокузнецка, принято с целью улучшения работы по контролю за качеством сточных вод, сбрасываемых в городскую канализацию г. Новокузнецка.

В соответствии с п. 1.3 Положения "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Новокузнецка" оно определяет нормативы водоотведения по качеству сточных вод абонентов и содержит: нормативные показатели общих свойств сточных вод, принимаемых в систему канализации г. Новокузнецка; перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в систему канализации г. Новокузнецка; перечень веществ, запрещенных к сбросу в систему канализации г. Новокузнецка. Согласно п. 3.2 Положения нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах установлены для всех абонентов города Новокузнецка. В п. 4.4. Положения установлены нормативы допустимых концентраций (ДК, мг/л) загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентом ОАО "Кузнецкие ферросплавы" в систему канализации города Новокузнецка. В разделе 6 Положения установлен перечень веществ в сточных водах, запрещенных к сбросу в систему канализации города Новокузнецка. Как следует из раздела 6 Положения, вышеуказанный перечень установлен с целью обеспечения безаварийной работы сетей и сооружений систем канализации (предотвращения заиливания, зажиривания, закупорки трубопроводов, агрессивного влияния на материал труб, колодцев, оборудования; нарушения технологического режима очистки), а также защиты систем канализации от вредного воздействия загрязняющих веществ.

Оспариваемое Распоряжение издано органом местного самоуправления, было опубликовано в средствах массовой информации города Новокузнецка, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитано на неоднократное применение, в связи с чем, имеет все признаки нормативного правового акта.

Административный истец считает, что оспариваемое Распоряжение незаконно вводит избыточные обязанности для субъектов предпринимательской деятельности, способствующих возникновению необоснованных расходов у субъектов предпринимательской деятельности, применяется в спорах между административным истцом и ООО «Водоканал» и является основанием взыскания с АО «Кузнецкие ферросплавы» повышенной платы за сброс стоков с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных этим Распоряжением, что непосредственно нарушает интересы АО «Кузнецкие ферросплавы».

Акционерное общество «Кузнецкие ферросплавы» считает оспариваемое Положение не соответствующим действующему законодательству РФ и не подлежащим применению в силу следующих обстоятельств:

Распоряжение Администрации города Новокузнецка от 27.05.1998 № 422 "Об утверждении Положения "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Новокузнецка" не соответствует форме (виду), в которой Администрация города Новокузнецка вправе принимать нормативные правовые акты.

Учитывая, что Распоряжение Администрации города Новокузнецка от 27.05.1998 № 422 "Об утверждении Положения "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Новокузнецка" обладает признаками нормативного правового акта, оно могло быть издано только в форме Постановления, что предусмотрено ст. 16 Устава города Новокузнецка 1995 года.

Утверждение Положения "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Новокузнецка" распоряжением, подписанным Главой города, противоречит ст.ст.15, 16, 20, 31 Устава города Новокузнецка 1995 года.

На момент принятия Распоряжение Администрации города Новокузнецка от 27.05.1998 № 422 "Об утверждении Положения "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Новокузнецка" не соответствовало полномочиям органа, принявшего оспариваемое Распоряжение, и не соответствовало форме (виду), в которой Администрации города Новокузнецка вправе была принимать нормативные правовые акты.

Оспариваемое Распоряжение не соответствует полномочиям Администрации города Новокузнецка и форме, в которой Администрация города Новокузнецка вправе принимать нормативные правовые акты в настоящее время на основании действующего Устава Новокузнецкого городского округа.

Полномочия Главы гор. Новокузнецка закреплены в ст. 39 Устава Новокузнецкого городского округа.

Несмотря на то, что согласно ч. 4 ст. 39 Устава Новокузнецкого городского округа Глава города может осуществлять иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, законами Кемеровской области, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами городского Совета народных депутатов, административным истцом не выявлено факта наделения Главы города Новокузнецка полномочиями по утверждению условий приема сточных вод в городскую канализацию для неограниченного круга абонентов.

Не установлено таких полномочий и у Администрации города Новокузнецка.

Единственным органом самоуправления Новокузнецкого городского округа, который имеет право принять нормативный правовой акт, регламентирующий условия приема сточных вод в систему канализации города Новокузнецка, является Совет народных депутатов.

При таких обстоятельствах, распоряжение Администрации города Новокузнецка от 27.05.1998 № 422 "Об утверждении Положения "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Новокузнецка" подлежит отмене, как принятое с нарушением порядка принятия нормативного правового акта, установленного Уставом города Новокузнецка, и не соответствующее Уставу Новокузнецкого городского округа с 2009 года.

Распоряжение Администрации гор. Новокузнецка от 27.05.1998 г. № 422 «Об утверждении Положения «Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации гор. Новокузнецка» не соответствует требованиям Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Как следует из ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3, органы местного самоуправления обязаны были привести до 1 июля 2005 года в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Распоряжение Администрации города Новокузнецка от 27.05.1998 № 422 "Об утверждении Положения "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Новокузнецка" в соответствие с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 приведено не было, в связи с чем не только не соответствует порядку принятия нормативного правового акта, но, и содержит избыточные для субъектов предпринимательской деятельности, требования.

Несмотря на то, что АО «Кузнецкие ферросплавы» неоднократно заявляло о несоответствии действующему законодательству РФ допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных Распоряжением Администрации г. Новокузнецка от 27.05.1998 г. № 422, этим доводам в городе не было дано никакой оценки, что продолжает вести к взысканию платы за стоки, которые должны быть чище питьевой воды.

Перечень контролируемых веществ, предусмотренный Распоряжением Администрации города Новокузнецка N 422 от 27.05.1998 г., является избыточным и не соответствует перечню загрязняющих веществ, подлежащих нормированию абонентами-водопотребителями ООО «Водоканал», который установлен Методикой, утвержденной Приказом Минприроды России от 17.12.2007 г. № 333 и нормативами допустимых сбросов ООО «Водоканал».

При сопоставлении допустимых концентраций загрязняющих веществ, которые могут содержаться в питьевой воде в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01", и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в распоряжении Администрации города Новокузнецка № 422 от 27.05.1998 г., установлено, что стоки должны быть чище питьевой воды по содержанию цинка в 23,8 раза (5 : 0.21), по содержанию алюминия в 1,5 раза, по сульфатам в 8,3 раза и т.д.

Таким образом, для соблюдения требований оспариваемого акта предприятиям необходимо проводить доочистку поставляемой ООО «Водоканал» питьевой воды от названных загрязняющих веществ перед сбросом в канализацию и нести дополнительные расходы.

При таких обстоятельствах, акционерное общество «Кузнецкие ферросплавы» полагает, что применение Распоряжения Администрации города Новокузнецка от 27.05.1998 года № 422 является незаконным.

Распоряжение Администрации города Новокузнецка от 27.05.1998 № 422 "Об утверждении Положения "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Новокузнецка" не соответствует Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 и Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года № 644.

Как следует из Распоряжения Администрации г. Новокузнецка от 27.05.1998 № 422 "Об утверждении Положения "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Новокузнецка", оно принято до вступления в силу Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и разработанных в соответствии с ним Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года № 644 (далее Правила от 29.07.2013 года № 644) и измененных согласно этому Федеральному закону Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года № 167 (далее Правила от 12.02.1999 № 167).

В связи с принятием Правил от 29.07.2013 года № 644 предотвращение негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, включая установление нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, регламентируется Правилами от 29.07.2013 года № 644 (пункты 111-114) и приложением № 3 к вышеуказанным Правилам.

С 2013 года п. 4.4 Положения "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Новокузнецка" не соответствует приложению № 3 Правил от 29.07.2013 года № 644 в редакции, действовавшей до 26.12.2016 (в настоящее время - приложение № 5 к вышеуказанным Правилам).

Правила от 12.02.1999 г. не регламентируют установление нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.

В силу п. 61 Правил от 12.02.1999 № 167 органы местного самоуправления или уполномоченная ими организация водопроводно-канализационного хозяйства устанавливают нормативы водоотведения (сброса) в водный объект по составу сточных вод с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранным органами. Однако это требование п. 61 правил от 12.02.1999 г. № 167 в оспариваемом Распоряжении нарушено.

Несмотря на обращение АО «Кузнецкие Ферросплавы» к Главе города Новокузнецка о незаконности оспариваемого Распоряжения, оно продолжает действовать.

Административный истец просит суд признать недействующим Распоряжение Администрации города Новокузнецка от 27.05.1998 № 422 "Об утверждении Положения "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Новокузнецка" полностью, как не соответствующее действующему законодательству РФ.

В судебном заседании представители административного истца, ФИО1, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, на требованиях настаивали.

Представитель административного ответчика ФИО3, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения требований административного истца.

Представитель заинтересованного лица ООО «Водоканал», ФИО4, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения требований административного истца.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, заключение помощника прокурора, полагавшего заявленные требования необоснованными не подлежащими удовлетворению, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В судебном заседании установлено, что 27.05.1998 года распоряжением Администрации г. Новокузнецка было утверждено Положение «Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации гор. Новокузнецка» № 422.

Положением об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Новокузнецка, утвержденным распоряжением Администрации города Новокузнецка от 27.05.1998 N 422, установлены нормативы водоотведения и сброса загрязняющих веществ.

Административный истец АО «Кузнецкие ферросплавы» признает себя субъектом отношений, регулируемых Положением «Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации гор. Новокузнецка» № 422 от 27.05.1998 г.

Административный истец указывает, что распоряжение Администрации города Новокузнецка от 27.05.1998 N 422 утверждено за пределами компетенции, установленной Уставом г. Новокузнецка от 17.12.1995 г. и не соответствует форме нормативно-правого акта, установленной Уставом г. Новокузнецка от 17.12.1995 г. (вынесен в форме распоряжения).

Согласно ст. 19 ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (действующего на момент утверждения распоряжения) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 15 Устава города Новокузнецка от 17.12.1995 г. Глава города как Глава администрации города:

- руководит на основе единоначалия деятельностью Администрации города;

- устанавливает и изменяет структуру Администрации города по согласованию с Советом народных депутатов;

- определяет компетенцию и утверждает положения о структурных подразделениях Администрации города;

- устанавливает фонды оплаты труда работников Администрации города в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом города;

- утверждает схему управления городом;

- разрабатывает и представляет в Совет народных депутатов программы социально-экономического развития города, порядок управления и распоряжения муниципальной (городской) собственностью;

- назначает на должность и освобождает от должности заместителей Главы города, руководителей структурных подразделений и иных должностных лиц Администрации города, пользуется правом найма и увольнения специалистов аппарата Администрации города;

- определяет порядок назначения и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций;

- применяет в соответствии с законодательством меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей и специалистов структурных подразделений Администрации города;

- от имени города своими действиями приобретает и осуществляет имущественные права и обязанности;

- осуществляет или поручает осуществление правомочий Администрации города как юридического лица;

- представляет или поручает представление иным лицам интересов города в федеральных или областных органах государственной власти;

- заключает договоры и соглашения с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, коммерческими и некоммерческими организациями и физическими лицами;

- распоряжается средствами городского бюджета, внебюджетными, бюджетными и валютными фондами, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, является распорядителем кредитов, подписывает финансовые документы;

- вносит в Совет народных депутатов проект городского бюджета, представляет отчет о его исполнении, а также отчет о расходовании валютных фондов;

- управляет и распоряжается муниципальной собственностью в порядке, установленном Советом народных депутатов;

- организует и осуществляет прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Кемеровской области, настоящим Уставом, соглашениями о передаче полномочий органов государственной власти, правовыми актами Совета народных депутатов.

Согласно ч. 1 ст. 16 Устава города Новокузнецка от 17.12.1995 г. Глава города в пределах своей компетенции издает:

а) постановления - правовые акты нормативного характера;

б) распоряжения - правовые акты, не носящие нормативный характер.

Согласно ст. 20 Устава города Новокузнецка от 17.12.1995 г., исключительными полномочиями Городского Собрания являются:

- принятие общеобязательных правил по вопросам городского значения и правовых актов, предусмотренных настоящим Уставом.

Согласно ст. 4 Устава города Новокузнецка от 17.12.1995 г., действующего на момент утверждения распоряжения № 422, в ведении города Новокузнецка находятся вопросы городского значения, а также отдельные государственные полномочия, возложенные на органы городского самоуправления законами Российской Федерации и Кемеровской области, либо переданные на договорной основе.

К вопросам городского значения относятся: … - организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; - организация, содержание и развитие муниципальных систем энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации.

Перечисление конкретных предметов ведения и вопросов городского значения города Новокузнецка в настоящем Уставе не может быть истолковано как исчерпывающее. Органы городского самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Кемеровской области, а также вопросы, не исключенные из ведения города и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Согласно ст. 24 Устава города Новокузнецка от 17.12.1995 г. правовые акты по вопросам городского значения принимаются Городским Собранием в рамках своей компетенции исключительно на заседаниях Городского Собрания.

Городское Собрание принимает:

а) постановления - правовые акты нормативного характера;

б) решения - правовые акты, не носящие нормативный характер.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Стороны не оспаривают, что распоряжение Администрации гор. Новокузнецка № 422 от 27.05.1998 г., является правовым актом нормативного характера, так как, в силу п. 1.8 распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, содержит общеобязательные нормы, рассчитанные на неоднократное применение, направленны на урегулирование общественных отношений.

Таким образом, в силу Устава города Новокузнецка от 17.12.1995 г. решение вопроса об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Новокузнецка, на момент утверждения распоряжения Администрации г. Новокузнецка № 422, относится к исключительным полномочиям Городского Собрания.

Однако, в момент принятия распоряжения Администрации г. Новокузнецка № 422 от 27.05.1998 г., в части также действовал Закон РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации".

Согласно ч. 3 ст. 73 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", городская администрация: осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения; принимает меры по обеспечению населения топливом.

Согласно Закона Кемеровской области от 06.10.1997 N 31-ОЗ "О местном самоуправлении в Кемеровской области" (принят Законодательным собранием Кемеровской области 25.09.1997) в соответствии с уставом муниципального образования в ведении представительного органа местного самоуправления могут находиться:

правотворчество - разработка, принятие и изменение правовых актов и решений по вопросам местного значения;

контроль за исполнением принятых правовых актов, решений, контроль за исполнением бюджета муниципального образования, использования собственности муниципального образования, контроль за деятельностью исполнительных органов и должностных лиц местного самоуправления в пределах своей компетенции;

принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

принятие планов и программ развития территории муниципального образования и утверждение отчетов об их выполнении;

установление местных налогов, сборов, а также налоговых льгот в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством;

установление порядка владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

осуществление законодательной инициативы в представительном органе государственной власти области;

назначение в установленном порядке местного референдума, выборов депутатов органов местного самоуправления;

учреждение совместно с исполнительным органом местного самоуправления местных средств массовой информации;

избрание и освобождение от занимаемой должности председателя, ответственного секретаря и иных должностных лиц представительного органа местного самоуправления;

образование, избрание и упразднение постоянных и временных органов представительного органа местного самоуправления, установление порядка их работы, изменение их состава, утверждение отчетов об их работе;

утверждение регламента представительного органа местного самоуправления;

досрочное прекращение в установленных случаях полномочий депутатов представительного органа местного самоуправления;

утверждение по представлению главы муниципального образования схемы управления муниципальным образованием, структуры местной администрации;

заслушивание отчетов главы муниципального образования и его заместителей, руководителей органов и структурных подразделений администрации;

принятие мотивированных решений о выражении недоверия и досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования, его заместителей и руководителей органов структурных подразделений администрации в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования;

принятие решений об обращении в соответствующих случаях в судебные органы с исками к органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям, средствам массовой информации, гражданам;

осуществление иных полномочий, отнесенных к компетенции представительного органа местного самоуправления федеральными и областными законами, уставом муниципального образования.

Ссылка административного истца на Закон Кемеровской области от 06.10.1997 N 31-ОЗ "О местном самоуправлении в Кемеровской области", не обоснована, так как, нормативно-правовым актом, имеющим большую юридическую силу - Законом РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", предусмотрена компетенция местной администрации по решению вопроса об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города.

Также, п. 7 Правил приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов" (утв. Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 02.03.1984 N 107), действующих до настоящего времени, установлено, что утвержденные исполкомом местных Советов народных депутатов Правила приема являются обязательными для всех промышленных предприятий, административно расположенных на данной территории, независимо от их ведомственной принадлежности. Промышленные предприятия обязаны строго выполнять установленные в Правилах приема требования по сбросу производственных сточных вод.

Пунктом 8 Правил приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов" (утв. Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 02.03.1984 N 107), Правила приема содержат требования к количеству и составу производственных сточных вод, которые могут быть сброшены промышленными предприятиями в системы канализации населенных пунктов для совместного отведения и очистки со сточными водами населенных пунктов, а также нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ, содержащихся в производственных сточных водах.

Довод АО «Кузнецкие ферросплавы» о том, что Правила приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов" (утв. Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 02.03.1984 N 107), утратили силу приказом Госстроя РФ от 06.04.2001 г., необоснован.

Приказом Госстроя РФ от 06.04.2001 N 75, которому Минюстом РФ отказано в регистрации (Письмо Минюста РФ от 16.08.2002 N 07/7789-ЮД), Правила приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов" (утв. Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 02.03.1984 N 107), признаны утратившим силу. Однако, в соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу.

Следовательно, Правила приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов действуют до настоящего момента.

Оспариваемое распоряжение г. Новокузнецка № 422 от 27.05.1998 г. «Об утверждении Положения об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Новокузнецка» регулирует требования к количеству и составу производственных сточных вод, которые могут быть сброшены именно промышленными предприятиями г. Новокузнецка в системы канализации г. Новокузнецка.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение г. Новокузнецка № 422 от 27.05.1998 г. «Об утверждении Положения об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Новокузнецка» принято в пределах компетенции органа, утвердившего указанный нормативно-правовой акт.

Довод административного истца о противоречии ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", необоснован. На момент принятия спорного распоряжения, оба указанных закона действовали и регулировали различные аспекты местного самоуправления. Закон РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" действовал в части (ст. 49-76, ст. 80-86), касающейся именно компетенции местной администрации.

При этом, акт не соответствует форме, предусмотренной Уставом города Новокузнецка, в редакции, действующей на дату принятия акта.

Согласно ч. 1 ст. 16 Устава города Новокузнецка от 17.12.1995 г. Глава города в пределах своей компетенции издает:

а) постановления - правовые акты нормативного характера;

б) распоряжения - правовые акты, не носящие нормативный характер.

Оспариваемое распоряжение г. Новокузнецка № 422 от 27.05.1998 г. «Об утверждении Положения об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Новокузнецка» является нормативно правовым актом в связи с тем, что распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, содержит общеобязательные нормы, рассчитанные на неоднократное применение, направленны на урегулирование общественных отношений.

Следовательно, должно было быть принято в форме постановления.

Однако, довод административного истца АО «Кузнецкие ферросплавы», что издание оспариваемого нормативного правового акта в названной сфере общественных отношений в форме распоряжения, а не в виде постановления влечет признание его не действующим, является ошибочным ввиду неправильного толкования норм материального права.

Истец ссылается на разъяснения, содержащиеся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", о необходимости при рассмотрении дела по существу выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Согласно абз. 2 п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", предусмотрено право суда принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта, в случае установления нарушения требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта не действующим.

Между тем, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", предусматривает, что наименование нормативного правового акта (за исключением акта, принятого в форме закона) не является определяющим фактором при решении вопроса о соответствии его законодательству.

Таким образом, ненадлежащая форма (вид) нормативного правового акта (наименование нормативного правового акта) может повлечь признание его недействующим только при условии противоречия имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, и лишь несоответствие нормативно правового акта предусмотренной форме, не может являться основанием для признания его недействующим.

В обоснование исковых требований, административный истец также указывает, что распоряжение г. Новокузнецка № 422 от 27.05.1998 г. «Об утверждении Положения об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Новокузнецка» не соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части избыточности обязанностей, запретов и ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Данный закон принят 06.10.2003 г., то есть, после утверждения распоряжения г. Новокузнецка № 422 от 27.05.1998 г. «Об утверждении Положения об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Новокузнецка».

Согласно ч. 8 ст. 85 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления: до 1 июля 2005 года приводят в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Согласно ст. 46 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов.

Законом субъекта Российской Федерации устанавливается перечень муниципальных районов и городских округов, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, является обязательным. При этом законом субъекта Российской Федерации определяются критерии включения муниципальных районов и городских округов в указанный перечень, отражающие объективные особенности осуществления местного самоуправления в данном субъекте Российской Федерации, включая степень концентрации возложенных на такие муниципальные образования государственных полномочий.

Согласно ст. 3 Закона Кемеровской области от 26.12.2013 N 142-ОЗ "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов в Кемеровской области" оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования "город Кемерово", а также иных городских округов и муниципальных районов Кемеровской области, включенных согласно приложению 1 к настоящему Закону в перечень городских округов и муниципальных районов, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов является обязательным, проводится осуществляющими их подготовку органами местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов, в соответствии с порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, установленным муниципальным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Согласно приложению № 2 к Закону Кемеровской области от 26.12.2013 N 142-ОЗ "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов в Кемеровской области", Новокузнецкий городской округ включен в перечень городских округов и муниципальных районов, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов является обязательным.

Указанные нормы права регулируют обязанности органов местного самоуправления при создании проектов муниципальных нормативных правовых актов об установлении, изменении обязанностей субъектов предпринимательской деятельности.

Указанный закон не предусматривает принудительное изменение органами местного самоуправления имеющихся муниципальных нормативных правовых актов.

В оспариваемый акт - распоряжение г. Новокузнецка № 422 от 27.05.1998 г. «Об утверждении Положения об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Новокузнецка», не вносились изменения после вступления в силу ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый акт не противоречит указанному административным истцом нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Также административный истец указывает, что оспариваемое распоряжение противоречит ФЗ № 416 «О водоснабжении и водоотведению» в части противоречия Постановлению Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, принятых во исполнение указанного закона № 416, в части нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ.

АО «Кузнецкие ферросплавы» указывает на то, что нормативы, установленные оспариваемым распоряжением, ухудшают положение АО «Кузнецкие ферросплавы» так как, ниже установленных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Согласно п. 113 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.

Согласно п. 118 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.

Таким образом, Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" устанавливает максимальные допустимые значения нормативных показателей концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.

Согласно данного постановления, не установлены полномочия органов местного самоуправления по определению нормативов концентрации. Согласно п. 136 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", органами местного самоуправления устанавливаются нормативы только по объему сточных вод.

Согласно п. 61 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", устанавливает, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:

соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;

обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;

техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.

То есть, согласно Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", органы местного самоуправления устанавливают нормативы только по составу сточных вод (перечень веществ в сточных водах, запрещенных к сбросу в систему канализации).

Однако, распоряжение г. Новокузнецка № 422 от 27.05.1998 г. «Об утверждении Положения об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Новокузнецка» не отменено вступлением в законную силу Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации". Также постановление N 644 и № 167 не предусматривает приведение в соответствие постановлению, актов, существующих на момент вступления в законную силу постановления N 644 и № 167.

Таким образом, распоряжение г. Новокузнецка № 422 от 27.05.1998 г. «Об утверждении Положения об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Новокузнецка» не противоречит указанным постановлениям № 644 и № 167.

Административный истец указывает также на то, что согласно распоряжения г. Новокузнецка № 422 от 27.05.1998 г., АО «Кузнецкие ферросплавы» должно сбрасывать в канализацию сточные воды, значительно чище, чем предусмотрено Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.

Суд считает, что в этом случае, распоряжение г. Новокузнецка № 422 от 27.05.1998 г., не противоречит Постановлению Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, так как, не ухудшает качество и безопасность воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, не ухудшает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

При условии соответствия распоряжения г. Новокузнецка № 422 от 27.05.1998 актам, имеющим большую юридическую силу, нельзя говорить о нарушении прав административного истца применением этого акта, так как, расходы, которые несет административный истец, являются обязательными в силу законности оспариваемого распоряжения.

Исследовав все доказательства в их совокупности, изучив все доводы сторон, учитывая заключение помощника прокурора, суд приходит к выводу, что требования АО «Кузнецкие ферросплавы» удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 178-180 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Отказать Акционерному обществу «Кузнецкие Ферросплавы» в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение изготовлено 19.04.2017 г.

Председательствующий: (подпись) О.В. Пышкина

Верно. Судья- О.В. Пышкина

Решение вступило в законную силу «_____»_______________201 г.

Судья-