ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1536/2022250029-01-2022-001694-32 от 15.03.2022 Уссурийского районного суда (Приморский край)

Дело №2а-1536/2022 25RS0029-01-2022-001694-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2022 года г. Уссурийск

Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Рогалева Е.В., при секретаре Высоцкой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Харченко В. В.ча к администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным решения администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – магазина непродовольственных товаров, на земельном участке с кадастровым номером XXXX, по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX и о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление Харченко В. В.ча о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – магазина непродовольственных товаров, на земельном участке с кадастровым номером XXXX, по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с требованием о признании незаконным решения администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – магазина непродовольственных товаров, на земельном участке с кадастровым номером XXXX, по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX и о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление Харченко В. В.ча о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – магазина непродовольственных товаров, на земельном участке с кадастровым номером XXXX, по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX, мотивируя свои требования следующим.

Административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером XXXX, по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX, в территориальной зоне «Ж-4», на основании сведений ЕГРН от ДД.ММ.ГГ с разрешенным видом использования – объекты торгового назначения.

Истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – магазина непродовольственных товаров, на земельном участке с кадастровым номером XXXX, по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX.

Истцу дан отказ от ДД.ММ.ГГXXXX в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства по мотивам отсутствия документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, а именно, экспертизы проектной документации, являющейся обязательной, поскольку, предполагаемый к строительству объект относится к объектам массового пребывания граждан.

Истец считает, обжалуемое решение незаконным, поскольку, указанный вывод ответчика основан на предположении о том, что после строительства объекта в нем могут находится более чем 50 человек одновременно.

В судебном заседании представитель истца Савранская М.В. на требованиях настаивала в полном объеме, приведя доводы аналогичные вышеизложенным.

Представитель административного ответчика Кляченко А.В. в судебном заседании возражала против иска, считая отказ законным и обоснованным.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории застройки или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).

В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса, если иное не установлено частью 7.3 настоящей статьи;

1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

4) положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;

4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;

6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;

10) копия договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

В соответствии с частью 2.2 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Согласно Приказа Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации «О критериях отнесения объектов, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации к объектам массового пребывания граждан» от ДД.ММ.ГГXXXX/пр критерием отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан является возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек - в отношении объектов, указанных в пункте 4 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером XXXX, по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX, в территориальной зоне «Ж-4», на основании сведений ЕГРН от ДД.ММ.ГГ с разрешенным видом использования – объекты торгового назначения.

Истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – магазина непродовольственных товаров, на земельном участке с кадастровым номером XXXX, по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX.

Истцу дан отказ от ДД.ММ.ГГXXXX в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства по мотивам отсутствия документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, а именно, экспертизы проектной документации, являющейся обязательной, поскольку, предполагаемый к строительству объект относится к объектам массового пребывания граждан.

Согласно проектной документации магазина непродовольственных товаров, на земельном участке с кадастровым номером XXXX, по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX, изготовленной обществом с ограниченной ответственностью «Стройпрофиль ДВ» здание магазина общей площадью 1318, 2 метра квадратных, состоит из двух этажей: второй этаж площадью – 672,1 метра квадратных не имеет помещений для посещения граждан, первый этаж площадью 646,1 метра квадратных имеет торговый зал площадью 104,3 квадратных метра, одновременное посещение которого запроектировано 34 посетителями, обслуживающий персонал здания магазина состоит по проекту из 7 работников, общая численность одновременного нахождения в здании магазина людей составляет – 41 человек.

Учитывая сведения проектной документации, вывод ответчика о том, что здание магазина относится к категории объектов с массовым пребыванием граждан не основан на законе, поскольку, проектное количество одновременно, находящихся в здании людей составляет – 41 человек.

Довод ответчика, со ссылкой на нормы противопожарной безопасности, о том, что в здании после его ввода в эксплуатацию, могут находиться более 50 человек не основан на требованиях закона и является предположительным, в то время, как, критерием отнесения объекта к категории массового пребывания граждан, являются только сведения, содержащиеся в проектной документации. При этом, нормы противопожарной безопасности содержат показатель минимального размера площади в здании на одного человека в целях, именно, противопожарной безопасности, и не нарушаются в настоящем случае. Проектная документация объекта, соответствует требованиям закона при ее составлении.

Учитывая названные законоположения и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о признании обжалуемого решения незаконным, поскольку, указанное здание магазина не относится к категории объектов с массовым пребыванием граждан и предоставление экспертизы в отношении проектной документации данного объекта не предусмотрено законом.

При таких обстоятельствах, суд полагает обжалуемое решение незаконным, требования административного искового заявления подлежащими удовлетворению в полном объеме с возложением на ответчика, в целях восстановления нарушенного права, обязанности повторно рассмотреть заявление Харченко В. В.ча о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – магазина непродовольственных товаров, на земельном участке с кадастровым номером XXXX, по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX.

По изложенному, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать решение администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX об отказе Харченко В. В.чу в выдаче разрешения на строительство магазина непродовольственных товаров, на земельном участке с кадастровым номером XXXX, по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX – незаконным.

Возложить на администрацию Уссурийского городского округа обязанность повторно рассмотреть заявление Харченко В. В.ча о выдаче разрешения на строительство магазина непродовольственных товаров, на земельном участке с кадастровым номером XXXX, по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения.

Председательствующий Е.В. Рогалев

Мотивированное решение изготовлено 15.03.2022 года.