Дело № 2а –1537 \19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2019 г. г. Новосибирск
Советский районный суд г. Новосибирска в составе председательствующего судьи Цепелёвой О.В.
при секретаре судебного заседания Зиминой К.А.,
с участием представителя административного истца – Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирское высшее военное командное училище» Министерства обороны Российской Федерации ( г. Новосибирск) Орла С.Н.,
представителя заинтересованного лица –военной прокуратуры Новосибирского гарнизона ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирское высшее военное командное училище» Министерства обороны Российской Федерации ( г. Новосибирск) к начальнику Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) ФИО2 о признании незаконным действия (бездействия), возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирское высшее военное командное училище Министерства обороны Российской Федерации ( г. Новосибирск)» обратилось в суд с административным иском к начальнику межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита министерства обороны Российской Федерации ( по Центральному военному округу) ФИО2 об оспаривании действий (бездействия) начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу ФИО2, выраженных в не снятии с контроля предложений, внесенных в акт выездного контрольного мероприятия, проведенного в отношении федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирское высшее военное командное училище» Министерства обороны Российской Федерации ( г. Новосибирск) Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации ( по Центральному военному округу) ( акт № дсп от 03 октября 2017 г.).
Во исполнение плана контрольных мероприятий Департамента ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации на 2017 год, в соответствии с приказом начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центрального военному округу ) от 22 августа 2017 г. №, контрольной группой Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации ( по Центральному военному округу) в период с 4 сентября по 3 октября 2017 г. в отношении Новосибирского высшего военного командного училища (НВВКУ) произведено выездное контрольное мероприятие.
Согласно акту контрольного мероприятия, выявлен реальный ущерб на сумму 7.355.056,52 руб., в том числе: неправомерное возмещение бюджетных средств по фиктивным документам на сумму 103.080, 00 руб., незаконное возмещение командировочных расходов - 177.555, 60 руб., незаконный расход материальных средств по вещевой службе ( неверный расчет стоимости имущества, положенного к выдаче, и выдачи другого имущества со склада военнослужащим по контракту) -205 198,48 руб., незаконная выдача вещевого имущества иностранным военнослужащим - 484 358,65 руб., повторная выдача вещевого имущества- -124 038,47 руб., не возврат вещевого имущества, подлежащего сдаче- 215 971,94 руб., незаконное списание материальных ценностей по службе горючего и смазочных материалов - 12. 225,36 руб., незаконный расход материальных средств по продовольственной службе (индивидуальных рационов питания) на сумму 510.643,90 руб., несвоевременное снятие с продовольственного обеспечения и незаконное зачисление на продовольственное обеспечение - 1. 755. 080,84 руб., неположенные выплаты денежной компенсации за вещевое имущество - 14 203,37 руб. непроизводительные расходы бюджетных средств (не дающие очевидного, определенного результата), подлежащие возмещению ( порча материальных средств бронетанковой службы) - 28 002,58 руб., недостачи материальных ценностей - 3 724 697,33 руб. ( продовольствие - 408 755, 71 руб., горючее и смазочные материалы - 1 115 069, 64 руб.), вещевое имущество - 2 200 871, 98 руб.
Административным истцом исх. от 11 октября 2017 г. № в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства обороны Российской Федерации 2017 года № дсп, поданы возражения на акт контрольного мероприятия, которые были частично (в части допущенных счётных ошибок) удовлетворены административным ответчиком на общую сумму 83 949,60 руб. ( протокол рассмотрения возражений от 13 ноября 2017 г. № ДСП).
В соответствии с п. 94 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации по каждому пункту акта контрольного мероприятия в НВВКУ проведены административные разбирательства, изданы приказы. При этом по ряду положений акта, изложенным далее, фактов причинения материального ущерба не установлено либо его фактический ущерб был снижен.
Кроме того, военной прокуратурой Новосибирского гарнизона по информации, изложенной в акте контрольных мероприятий Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Минобороны России ( по Центральному военному округу), в 2017 году, проведена проверка исполнения законодательства о государственной собственности, бюджете и налогах должностными лицами НВВКУ.
В ходе проверки был подтвержден допущенный должностными лицами НВВКУ материальный ущерб на общую сумму 5 307 тыс. руб., не относящийся к уголовного -наказуемым деяниям. На момент окончания проверки военной прокурату данный ущерб был возмещён.
Вместе с тем, полагает административный истец, выводы ревизоров контрольной группы Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Минобороны России (по Центральному военному округу) об ущербе на общую сумм 2 048 тыс. руб. по мнению должностных лиц военной прокуратур Новосибирского гарнизона не подтвердились. В том числе: неправомерное возмещение бюджетных средств по фиктивным документам на сумму 103, 0 тыс. руб., не возврат вещевого имущества, подлежащего сдаче - 216,9 тыс. руб., а также неверное определение размера недостачи вещевого имущества на складе текущего хранения ( 189, 6 тыс. руб. вместо указанных в акте 2200,9 тыс. руб.).
По результатам надзорных мероприятий опротестован приказ начальника НВВКУ от 02 октября 2017 г. № в части объявления размера материального ущерба ( исх. № от 05 октября 2017 г. ) и внесено представление об устранении нарушений закона ( исх. № от 11 октября 2017 г.).
В соответствии с требованиями пункта 53 Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженный Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации 2017 года № дсп, административным истцом исх. от 02 декабря 2017 г. №, от 01 июня 2018 г. № и от 12 ноября 2018 г. в адрес административного ответчика направлялись донесения с приложением копий документов, подтверждающих устранение нарушений, ранее включенных в акт выездного контрольного мероприятия, а также ходатайства о снятии с контроля остатка сумму нарушений ( п. 1, 3, 11 предложений в акт), не нашедших своё подтверждение в ходе проверки военной прокуратуры Новосибирского гарнизона ( официальное заключение исх. 7358 от 29 августа 2018 г.), а именно: неправомерное возмещение бюджетных средств по фиктивным документам на сумму 103 080,00 руб., не возврат вещевого имущества, подлежащего сдаче - 187 480,54 руб., а также неверное определение размера недостачи вещевого имущества на складе текущего хранения ( 189 591, 27 руб. вместо числящихся по данным Межрегионального управления 1 880 803,10 руб. ).
Ущерб от не сдачи вещевого имущества на складе текущего хранения возмещен Д.С. по квитанции от 01.12.2017 на сумму 149 000,00 руб. и на сумму 40591,27 руб.
Согласно решению начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) исх. от 26 декабря 2018 г. №/цво/2990, поступившему в НВВКУ 09 января 2019 г. ( вх. №), снятие с контроля сумм неправомерного возмещения начальнику службы РАВ капитану Ю.Б. бюджетных средств по фиктивным документам на приобретение компьютерной техники на 103 080, 00 руб., ущерба на 187 480,54 руб. от не сдачи на склады училища четырьмя военнослужащими по контракту, уволенными с военной службы, инвентарного вещевого имущества, подлежащего сдаче; недостачи материальных ценностей на вещевом складе ТД на 1 880 803, 10 руб. а всего на 2 171 363, 64 руб. признано невозможным по причинам:
- наличия материалов прокурорского реагирования военной прокуратуры Центрального военного округа (от 20.02.2018 №, квалифицировавших их в качестве ущерба),
- не обжалования НВВКУ в судебном порядке акта выездного контрольного мероприятия ( № от 03 октября 2017 г.).
Кроме того, административным ответчиком неоднократно (исх. от 06 апреля 2018 №, от 11 июля 2018 г. №, от 16 августа 2018 г. № и от 28 сентября 2018 г. №) в адрес командования НВВКУ направлялись письма с требованиями издания приказов о признании в качестве ущерба сумм неправомерного возмещения бюджетных средств, якобы по фиктивным документам на 103 080,00 руб. и сумм от не возврата вещевого имущества, подлежащего сдаче на 187 480, 54 руб.
Административный истец считает действия (бездействие) начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации ( по <адрес>), выраженные в принятии решения о не снятии с контроля пунктов 1, 3 и 11 акта выездного контрольного мероприятия № дсп от 03 октября 2017 г. путем установления ему нового срока представлении донесения, незаконными, необоснованными, по следующим основаниям:
- поскольку в ходе контрольного мероприятия не были исследованы все бухгалтерские записи и регистры учёта НВВКУ, а также при инвентаризации имущества с участием представителей органа ведомственного финансового контроля проверялось наличие имущества лишь на выборочных местах хранения в отношении не поставленных на учёт и оспариваемых положений акта, командованием училища в соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» проведены административные расследования с целью установления причин ущерба, его размера, виновных лиц. По результатам разбирательств фактического причинения ущерба государству не установлено, о чем был издан приказ по училищу № ( по строевой части) от 19.10.2017, а в отношении недостачи вещевого имущества - приказ № от 31.10.2017 о снижении размера ущерба. Копии указанных приказов были представлены в адрес ответчика вместе с донесением ( исх. от 02.12.2017 №);
- в соответствии с Регламентом организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженых силах Российской Федерации ( приказ Минобороны России от 17.02.2017 № ДСП) должностными лицами НВВКУ акт контрольного мероприятия был обжалован;
- факт отсутствия причиненного ущерба подтвержден в ходе проверки исполнения законодательства о государственной собственности, проведенной военной прокуратурой Новосибирского гарнизона в октябре 2017 г. и дополнительно изложен в сообщении военного прокурора гарнизона ( исх. от 29 августа 2018 г. №). В период после окончания работы контрольной группы Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) какие- либо другие проверочные действия должностными лицами военной прокуратуры Центрального военного округа в НВВКУ не осуществлялись; - командованием НВВКУ в полном объеме выполнены требования пункта 51 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 17 февраля 2017 г. № дсп, поскольку указанный нормативный документ не содержит иного порядка действия руководителя объекта ведомственного контроля в случаях если по завершению контрольного мероприятия и срока на обжалование его результатов органами дознания или надзора ( в данном случае ВП Новосибирского гарнизона) будут установлены факты отсутствия причиненного материального ущерба;
- постановка в зависимость выполнение п. 11 предложений к акту от издания приказов об объявлении сумм ущерба при наличии заключений и материалов административных расследований о его отсутствии противоречит действующему законодательству.
Поскольку решением Министерства обороны Российской Федерации учет сумм ущерба возложен на Департамент ведомственного финансового контроля и аудита, а на местах - на его территориальные управления, наличие данных о суммах непринятых решений является основанием для наложения на командиров и начальников мер дисциплинарного взыскания с последующим снижением отдельных норм их денежного довольствия.
Просит:
- признать незаконными действия (бездействие) начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации ( по Центральному военному округу), выраженные в признании непринятыми мер по возмещению ущерба на общую сумму 2 171 363, 64 руб., а именно:
- неправомерного возмещения начальнику службы РАВ капитану Ю.Б. бюджетных средств по фиктивным документам на приобретение компьютерной техники на 103 080,00 руб.;
- ущербу от не сдачи на склады училища четырьмя военнослужащими по контракту, уволенными с военной службы, инвентарного вещевого имущества, подлежащего сдаче, на сумму 187 480, 54 руб.;
- недостаче материальных ценностей на вещевом складе ТД на 1 880 803, 10 руб.
Обязать начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) в части сумм, указанных а п. 1, снять с контроля пункты 1, 3, 11 предложений в акт выездного контрольного мероприятия НВККУ от 03 октября 2017 г. № дсп и внести изменения в соответствующие учетные данные.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика было привлечено Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу), от представителя которого поступили возражения, приобщенные к материалам административного дела ( л.д. 147-156).
В возражениях административный ответчик указал, что Межрегиональным управлением в соответствии с Планом ведомственного финансового контроля на 2017 год ( п. 159) проведено контрольное мероприятие в отношении Учреждения. В ходе указанного контрольного мероприятия выявлены нарушения с денежными и материальными средствами в размере 20.384088,17 руб. в том числе, реальный ущерб в размере 7. 355. 056,52 руб. Результаты контрольного мероприятия отражены в акте от 03.10.2017 № дсп.
Начальником Учреждения 25.10.2017 направлялись возражения на акт контрольного мероприятия от 03.10.2017 № дсп. Представленные возражения установленным порядком рассмотрены Межрегиональным управлением. По итогам рассмотрения составлен протокол рассмотрения возражений от 13.11.2017 № дсп, которым возражения начальника учреждения удовлетворены частично.
Далее, в адрес Межрегионального управления начальником учреждения в соответствии с требованиями пункта 53 Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных силах РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 17.02.2017 № дсп (Регламент) направлялись донесения о проделанной работе по возмещению ущерба, причиненного государству ( исх. № от 02.12.2017, исх. № от 01.06.2018 исх. № от 12.11.2018).
Межрегиональным управлением вышеуказанные донесения рассматривались своевременно, в полном объёме, о чем свидетельствуют ответы Межрегионального управления.
До настоящего времени на контроле в Межрегиональном управления числятся суммы ущерба в размере 2 171 363, 64 руб., а именно: неправомерное возмещение бюджетных средств по фиктивным документам в размере 103 080 руб.; незаконный расход материальных средств по вещевой службе не возврат вещевого имущества, подлежащего сдаче) в размер 187 480,54 руб., недостача материальных средств по вещевой службе в размере 1 880 803, 10 руб.
Одной из причин, по которой начальник Учреждения отказывается принимать меры по постановке на учет и принятию решения по возмещению оставшихся сумм ущерба, является наличие письма военной прокуратуры Новосибирского гарнизона ( исх. № от 29.08.2018),
Так, в указанном письме военного прокурора Новосибирского гарнизона ( исх. № от 29.08.2018) по вопросу неправомерного возмещения бюджетных средств по фиктивным документам на сумму 103080 руб. указано о том, что «.. выводы ревизоров об ущербе на общую сумму 2 046 тыс. руб. не подтвердились… Несмотря на возможные упущения при принятии авансового отчета, закупленные товарно- материальные ценности имеются в наличии, их стоимость не превышает среднерыночную, в связи с чем отсутствует причиненный государству ущерб….».
По мнению Межрегионального управления, изложенном в письме (исх. №/ цво/1033 от 21.05.2018), направленном в адрес Учреждения, доводы, позволившие военной прокуратуре Новосибирского гарнизона прийти к изложенному выводу, несостоятельны, поскольку в представленном в ходе проведения контрольного мероприятия авансовом отчете от 16.09.2016 № начальника службы РАВ капитана полиции Ю.Б. вместо бланков строгой отчетности (изготовленных типографским способом) кассового о товарного чеков на приобретение товарно- материальных ценностей, представлена копия чека от 29.07.2016 б\н ООО «<данные изъяты>» ИНН № КПП №, заверенная подписью продавца и скрепленная оттиском мастичной печати ООО «<данные изъяты>», в которой отсутствуют идентифицирующие данные юридического лица.
Согласно данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации указанное ИНН закреплено за ООО «<данные изъяты>». Таким образом, начальником службы РАВ капитаном полиции Ю.Б. к авансовому отчету от ДД.ММ.ГГГГ№ представлены фиктивные документы на приобретение товарно- материальных ценностей организации, которая не существовала как экономический субъект.
По вопросу неправомерного (незаконного) расхода вещевого имущества, в результате не возврата вещевого имущества, подлежащего сдаче в размере 187 480, 54 руб. в письме военного прокурора НСО исх № от 29.08.2018, указано: «… неправомерный (незаконный) расход) вещевого имущества на сумму 215 971, 94 руб. подтвержден. Более того, фактически наличие указанного вещевого имущества в ходе контрольных мероприятий не проверялось, соответствующие инвентаризационные описи не составлялись, вследствие чего, описанное нарушение не может быть квалифицировано как недостача…»
Вместе с тем, указанное суждение свидетельствует об искаженном понимании сути выявленного нарушения, демонстрирует недостаточное внимание нормам, регулирующим финансово- экономическую и хозяйственную деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации, что является недопустимым.
В процессе проведения контрольных мероприятий выявлено, что на дате начала проведения контрольного мероприятия, уволенные военнослужащие не сдали на склады Учреждения вещевое имущество, подлежащее сдаче, на сумму 187 480,54 руб. ( с учетом удовлетворения возражений начальника Учреждения по протоколу рассмотрения возражений от 13.11.2017 № дсп.).
Кроме того, в указанном письме военной прокуратуры Новосибирского гарнизона приведено утверждение: «… В ходе прокурорской проверки подполковник В.В., рядовой Э.Д., сержант А.М., старший сержант П.В., рядовой А.Р., сержант И.В. сдали вещевое имущество на вещевой склад, а полковнику А.Л. несданное вещевое имущество зачитано в счет имущества, положенного к выдаче на день увольнения…», которое подтверждает факт того, что на дату начала проведения контрольного мероприятия вещевое имущество, подлежащее сдаче, уволенными военнослужащими не сдано на склады Учреждения, что как раз свидетельствует о верности и обоснованности выводов инспекторского состава Межрегионального управления.
По факту недостачи материальных средств по вещевой службе в размере 1. 880.803,10 руб. в письме военного прокурора Новосибирского гарнизона ( исх. № от 29.08.2018) приведено суждение «…проверкой также установлено, что фактическая сумма недостачи вещевого имущества на вещевом складе училища составила 189,6 тыс. руб. вместо подтвержденной в акте 2 200, 9 тыс. руб. Таким образом, результаты проведенной инвентаризации не являются достоверными и не могут являться подтверждением наличия недостачи названных материальных ценностей. В ходе повторной инвентаризации вещевого имущества представлено «отсутствовавшее» альпинистское имущество на сумму 1 444,6 тыс. руб…».
В ходе проведения контрольного мероприятия на основании приказа начальника Учреждения от 06.09.2017 №, в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 16.10.2010 № 1365 инвентаризационной комиссией Учреждения проведена инвентаризация материальных средств вещевой службы. Было проверено наличие и качественное состояние вещевого имущества на вещевом складе, в подразделениях путем поштучного просчета единичных предметов с нарушением фабричной упаковки с последующим сличением полученных результатов с учетными данными, что отражено в актах о результатах инвентаризации, ведомостях расхождений и инвентаризационных описях, оформленных в соответствии с положениями приказа Министра обороны Российской Федерации от 16.10.2010 № 1365, что свидетельствует о голословности приведенного суждения в письме военного прокурора Новосибирского гарнизона.
Кроме того, в письме военного прокурора Новосибирского гарнизона приведено утверждение: «… установлено, что сумма реального ущерба 247,3 тыс. рублей, причиненного недостачей вещевого имущества второй категории определена не верно….».
Вместе с тем, в акте контрольного мероприятия от 03.10.2017№ дсп отсутствует такое нарушение как недостача вещевого имущества второй категории в размере 247, 30 тыс. руб.
В письме Межрегионального управления, направленном в адрес начальника Учреждения ( исх. №/цво/1338 от 25.06.2018) прямо указано, что факт нахождения альпинистского имущества, после проведения контрольного мероприятия на сумму 1 444,60 тыс. руб. не опровергает факт отсутствия данного вещевого имущества при проведении инвентаризации в сентябре 2017 г. Данное обстоятельство свидетельствует об устранении выявленного нарушения уже после окончания проведения контрольного мероприятия, что должно быть оформлено надлежащим образом и отражено в книге учета недостач установленным порядком.
Межрегиональное управление в письмах от 11.02.108, 25.06.2018, 26.12.2018 неоднократно обращало внимание руководителя учреждения о том, что акт контрольного мероприятия от 03.10.2017 № дсп до настоящего времени не признан незаконным, в данной части в судебном или административном порядке. Кроме того, до начальника Учреждения неоднократно доводилась информация о том, что в соответствии с письмом заместителя военного прокурора Центрального военного округа от 20.02.2018 № нарушения, выявленные Межрегиональным управлением в ходе проведения указанных контрольных мероприятия военной прокуратурой Центрального военного округа подтверждены. Следовательно, учитывая изложенное, в у Межрегионального управления отсутствуют законные основания для снятия с учета оставшейся суммы ущерба в размере 2 171 363, 64 руб.
Просит отказать в удовлетворении административного иска ( л.д. 147-156).
Представитель заинтересованного лица- военной прокуратуры Новосибирского гарнизона ФИО1 полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, представил письменные возражения, приобщённые к материалам дела ( л.д. 241-249).
Судом установлено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лиц, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая- либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Согласно Положению о Межрегиональном управлении ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) Межрегиональное управление предназначено для организации и осуществления контроля финансово- экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил, а также участия в осуществлении внутреннего финансового аудита в Вооруженных силах и ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.
Управление является органом военного управления и подчиняется Департаменту ведомственного финансового контроля и аудита ( л.д. 158)
Межрегиональным управлением в соответствии с Планом ведомственного финансового контроля на 2017 г. проведено контрольное мероприятие в отношений учреждения (административного истца).
В ходе проведенного контрольного мероприятия выявлены нарушения с денежными и материальными средствами в размере 20 384 088,17 руб., в том числе, реальный ущерб в размере 7. 355. 056,52 руб. результаты контрольного мероприятия нашли отражение в акте контрольного мероприятия от 03.10.2017 № дсп.
Начальник учреждения 25.10.2017 направлял возражения на указанный акт контрольного мероприятия от 03.10.2017, которые в установленном порядке были рассмотрены Мжрегиональным управлением. Итогом рассмотрения возражений явился протокол от 13.11.2017 № дсп, в котором возражении начальника учреждения были частично удовлетворены.
Затем, в Межрегиональное управление начальник учреждения направлял донесения о проделанной работе по возмещению ущерба, причиненного государству ( исх. № от 02.12.2017, исх. № от 01.06.2018, исх. № от 12.11.2018) - л.д. 74-82, 87-92, л.д. 97-100.
Указанные донесения рассматривались, что подтверждают ответы на них ( исх. №/цво/13 от 11.01. 2018, исх. № /цво/ 1338 от 25.06.2018, исх. № /цво/2990 от 26.12.2018 - л.д. 83 -86, 93-96, 103-105.
При этом на контроле в Межрегиональном управлении числится сумма ущерба в размере 2 171 363,64 руб., которая включает в себя:
- неправомерное возмещение бюджетных средств по фиктивным документам в размере 103 080, 00 руб.,
- незаконный расход материальных средств по вещевой службе ( не возврат вещевого имущества, подлежащего сдаче в размере 187 480,54 руб.,
- недостача материальных средств по вещевой службе в размере 1 880 803,10 руб.
Относительно установленного неправомерного возмещения бюджетных средств по фиктивным документам в размере 103080,00 руб. судом установлено следующее.
В процессе контрольных мероприятий выявлен факт оплаты авансового отчета по фиктивным документам на сумму 103080,00 руб. Начальник службы РАВ капитан Ю.Б. по РКО № от ДД.ММ.ГГГГ получил под отчет денежные средства в сумме 100 000 руб. Согласно авансовому отчету от ДД.ММ.ГГГГ№ представил в финансовую службу НВВКУ к возмещению копию чека, данного ООО «<данные изъяты>» от 29.07. 2016, на сумму 103 080 руб. Финансовой службой НВВКУ авансовый отчет от ДД.ММ.ГГГГ№ принят учету в сумме 103 080 руб. перерасход денежных средства в сумме 3080 руб. капитану Ю.Б. выдан согласно РКО № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями ст. 9 Федерального Закона от 06.12.2011 № 402- ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не опускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе, лежащие в основе мнимых и притворных сделок». Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно- кассовой техники», юридические лица могут осуществлять денежные расчеты с физическими лицами с использованием бланков строгой отчетности ( изготовленных типографским способом), без применения контрольно- кассовой техники.
Представленная капитаном Ю.Б. копия чека ООО «<данные изъяты>» не соответствует требованиям указанного Постановления, поскольку вместо бланков строгой отчетности, изготовленных типографским способом, кассового и товарного чеков на приобретение товарно- материальных ценностей, представлена копия чека от ДД.ММ.ГГГГ б\н ООО «<данные изъяты>» ИНН № КПП №, заверенная подписью продавца и скрепленная оттиском мастичной печати ООО «<данные изъяты>», в которой отсутствуют идентифицирующие данные - ИНН или ОГРН юридического лица.
Согласно данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации, за ИНН /КПП №/ № закреплено ООО «Сатурн». Следовательно, начальником службы РАВ капитаном Ю.Б. к авансовому отчету от 16.09.2016 № представлены фиктивные документы на приобретение товарно- материальных ценностей организации, которая не существовала.
Предположения представителя военной прокуратуры Новосибирского гарнизона о том, что приобретенные товарно- материальные ценности не превышают среднерыночной стоимости, не могут быть приняты.
В соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 03.10.2015 № 590 «Об утверждении Классификатора основных нарушений и недостатков, выявляемых в процессе осуществления в Вооруженных Силах Российской Федерации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд» неправомерное (незаконное) расходование, выплата и списание бюджетных средств без подтверждения оправдательными документами при отсутствии первичных учетных документов, в том числе по фиктивным документам, относится на код нарушения 1.03.01.у. и является ущербом ( л.д. 250 об.).
Далее, в процессе проведения контрольных мероприятий было выявлено, что на дату начала проведения контрольных мероприятий, уволенные военнослужащие не сдали на склады Учреждения вещевое имущество, подлежащее сдаче, на сумму 187 480,54 руб., с учетом удовлетворения возражений начальника Учреждения по протоколу рассмотрения возражений от 13.11.2017 № дсп) ( л.д. 64-65).
На страницах 42- 45 акта контрольного мероприятия от 03.10.2017 № дсп, относящихся к сути неправомерного (незаконного) расхода вещевого имущества, произошедшего в результате не возврата вещевого имущества, подлежащего сдаче, на сумму 187 480, 54 руб. ( л.д. 29-31).
В соответствии с требованиями пункта 25 Правил владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно- прачечного обслуживания в мирное время, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 390 вещевое имущество, за исключением расходных материалов, передается во владение и безвозмездное пользование военнослужащим с момента его получения. Возврату подлежит: вещевое имущество личного пользования, выданное военнослужащим, проходящим военную службу по призыву; вещевое имущество личного пользования, срок носки которого не истек, выданное военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в случае их увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «д»-«з», «л», «м» пункта 1 и подпунктами «в» - «е.2» и «з»-«л» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; инвентарное имущество, за исключением отдельных предметов, предусмотренных нормами снабжения.
Согласно п. 74 Руководства по учету вооружения, военной, специальной техники и иных материальных ценностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 15.04.2013 №дсп перед убытием из воинской части к новому месту военной службы (увольнении ем с военной службы) оружие, боеприпасы и инвентарное имущество, а также материальные ценности, выданные во временное пользование, сдаются военнослужащими, проходящими военную службу: по призыву - старшинам подразделений или иным материально ответственным лицам под расписку в карточках учета материальных ценностей личного пользования; по контракту- на склады воинской части по требованиям –накладным ( форма по ОКУД №) или раздаточным (сдаточным) ведомостям материальных ценностей ( форма по ОКУД №). Материальные ценности, выданные военнослужащим во временное пользование на срок не более одного месяца, сдаются материально ответственному лицу с отметкой в книге учета материальных ценностей, выданных по временное пользование ( форма по ОКУД 6002215), об их возвращении.
Из материалов дела следует, что при проведении контрольного мероприятия установлено, что на дату начала проведения контрольного мероприятия, уволенные военнослужащие не сдали на склады Учреждения вещевое имущество, подлежащее сдаче, на сумму 187 480, 54 руб. Данная сумма определена с учетом возражений начальника НВВКУ по протоколу рассмотрения возражения от 13.11.2017 № дсп ( л.д. 64 об. -65).
Представленные административным истцом в ходе судебного разбирательства доказательства: требования- накладные, оборотно- сальдовые ведомости, выписка из приказа начальника НВВКУ от 27 августа 2018 г. № ( л.д. 204-219) были учтены Межрегиональным управлением при рассмотрении донесения врио начальника НВВКУ исх. № от 02.12.2017 ( л.д. 74 об., 75), сумма нарушений была уменьшена до 187480, 54 руб.
По факту недостачи материальных ценностей по вещевой службе в размере 1 880 803,10 руб., установлено следующее.
Инвентаризационной комиссией, в присутствии материально ответственных лиц, было проверено наличие и качественное состояние вещевого имущества на вещевом складе, в подразделениях, путем поштучного просчета единичных предметов с нарушением фабричной упаковки, с последующим сличением полученных результатов с учетными данными, что отражено в актах и результатах инвентаризации, ведомостях расхождений и инвентаризационных описях, оформленных в соответствии с положениями приказа Министерства обороны Российской Федерации от 16.10.2010 № 1365.
При этом в письме Межрегионального управления, направленном в адрес начальника Учреждения ( исх. № от 25.06.2018 указано, что факт нахождения альпинистского имущества после проведения контрольного мероприятия на сумму 1 444,60 тыс. руб. не опровергает факт его отсутствия при проведении инвентаризации в сентября 2017 г. О том, что данное имущество найдено после проведения инвентаризации, указывал и административный истец при рассмотрении настоящего дела.
Следовательно, это подтверждает устранение выявленного нарушений после окончания контрольного мероприятия, и должно быть оформлено надлежащим образом, с отражением в книге учета недостач.
Представленные заинтересованным лицом - прокуратурой, объяснения от 06 октября 2017 г., от 03 октября 2017 г., отобранные, соответственно, от заведующего вещевым складом А.Н., начальника вещевой службы Д.С. о ходе проведения контрольного мероприятия, не могут служить основанием для вывода о незаконности действий административного ответчика при проведении контрольных мероприятий.
Суд также учитывает, что акт контрольного мероприятия от 03.10.2017 № дсп не признан незаконным в судебном или административном порядке.
При этом суд учитывает, что именно Межрегиональное управление, а не прокуратура предназначено для организации и осуществления контроля финансово- экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, задачами которого являются, в том числе, ведомственный финансовый контроль, участие в осуществлении внутреннего финансового аудита.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у административного ответчика - Межрегионального управления отсутствуют законные основания для снятия с учета оставшейся суммы ущерба в размере 2 171 363, 64 руб., а потому основания для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 180-185 КАС РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирское высшее военное командное училище» Министерства обороны Российской Федерации ( г. Новосибирск) к начальнику Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации ( по Центральному военному округу) ФИО2 о признании незаконным действия (бездействия), возложении обязанности, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Судья Цепелёва О. В.
Мотивированное решение изготовлено 02 сентября 2019 г.