Дело №2а-1537/2021
УИД 91RS0№-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2021 года город Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Ярошенко Г.А.,
при секретаре Шишеня Г.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2, Феодосийскому городскому управлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации права, понуждении совершить определенные действия, заинтересованное лицо: ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2, уточнив который просит признать незаконным и отменить решение (уведомление) Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД - № о приостановке государственной регистрации права собственности по заявлению ФИО6; обязать государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО2 принять решение по заявлению ФИО1 №КУВД - № с учетом установленных судом обстоятельств в течение месяца с момента принятия решения; взыскать судебные расходы.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что решением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ иск ФИО1 к ФИО3 о разделе жилого дома с хозяйственными строениями, сооружениями и земельного участка, признании выделенных частей дома автономными жилыми блоками в доме сблокированной застройки, выделе доли в натуре в праве общей долевой собственности на земельный участок, третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, был удовлетворен, решение вступило в законную силу. Она обратилась к кадастровому инженеру по поводу подготовки необходимых для исполнения решения суда документов, а затем предоставила через МФЦ в Государственный комитет по регистрации и кадастру Республики Крым. ДД.ММ.ГГГГ она подала межевой план на раздел и формирование двух отдельных домов и участков, и регистрацию ее права собственности. К заявлению о государственной регистрации права были представлены решение Феодосийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения документов ею было получено уведомление государственного регистратора ФИО2 о приостановке от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что для проведения регистрационных действий ей необходимы заявления от всех бывших сособственников.
Полагает, что принятое регистрирующим органом уведомление о приостановке государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пгт.Приморский, <адрес>, право на который установлено решением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным, вынесенным в нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации, и подлежит отмене.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым, занесенным в протокол судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ в качестве административного соответчика привлечено Феодосийское городское управление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила своего представителя адвоката ФИО7, действующую на основании ордера, которая в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении и по представленным суду доказательствам.
Представитель административных ответчиков Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Феодосийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым начальник Феодосийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру <адрес>ФИО8 предоставил письменные возражения, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Административный ответчик государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена надлежаще, причины неявки не сообщила, предоставила в материалы дела письменные возражения, в которых просила в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо ФИО3 при надлежащем извещении не явилась, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайств об отложении рассмотрения дела либо письменной позиции по делу в адрес суда не поступало.
Информация о дате и времени слушания административного дела заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда Республики Крым в Интернет-портале.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд явку лиц, участвующих в деле, обязательной не признал.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, заслушав пояснения представителя административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 45, 46 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 11 указанной нормы закона закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, что решением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № иск ФИО1 к ФИО3 о разделе жилого дома с хозяйственными строениями, сооружениями и земельного участка, прекращении права общей долевой собственности на жилой дом с хозяйственными строениями, сооружениями и земельного участка, признании выделенных частей жилого дома автономными жилыми блоками в доме сблокированной застройки, выделе в натуре доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и признании права собственности на земельный участок, был удовлетворен. Суд постановил: разделить жилой дом с хозяйственными строениями и сооружениями, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, площадью 106,9 кв.м с кадастровым номером №.
Выделить в частную собственность ФИО1 следующие помещения: в жилой пристройке литер «А1» – жилую комнату 1-4 площадью 15,1 кв.м; в тамбуре литер «а1» коридор-кухню 1-5 площадью 7,5 кв.м; в тамбуре литер «а3» служебное 1-6 площадью 5,8 кв.м; в пристройке литер «а2» служебное 1-7 площадью 9,8 кв.м; в подвале под литер «а2» подвал I площадью 5,9 кв.м; в пристройке литер «а4» тамбур IV площадью 9,2 кв.м, общей площадью помещений 53,3 кв.м, в том числе жилой – 15,1 кв.м. Площадь жилого здания 57,0 кв.м.
Выделить в частную собственность ФИО1 следующие хозяйственные строения и сооружения: вход в подвал; гараж литер «Б»; сарай литер «В»; сарай-баню литер «Г»; сарай литер «Д»; уборную литер «О»; сарай литер «Ж»; сарай литер «З»; ворота с калиткой №; мощение №.
Выделить в частную собственность ФИО3 следующие помещения: в жилом доме литер «А» кухню 1-2 площадью 11,5 кв.м; жилую комнату 1-3 площадью 15,6 кв.м; в пристройке литер «а» прихожую II площадью 9,8 кв.м; в пристройке литер «а5» тамбур III площадью 10,1 кв.м, общей площадью 47,0 кв.м, в том числе жилой – 15,6 кв.м. Площадь жилого здания 49,9 кв.м.
Выделить в частную собственность ФИО3 следующие хозяйственные строения и сооружения: сарай литер «К»; сарай литер «Л»; гараж литер «М»; сарай литер «П»; забор №; бассейн №.
Обязать истца ФИО1 выполнить следующее перепланировку: между помещениями II – прихожей площадью 9,8 кв.м в пристройке литер «а» и коридором-кухней 1-5 в литер «а1» площадью 7,5 кв.м демонтировать дверной блок и заложить дверной проем.
Обязать истца ФИО1 и ответчика ФИО3 оборудовать выделяемые им помещения автономным водоснабжением и электроснабжением.
Прекратить право общей долевой собственности ФИО1 и ФИО3 на домовладение с хозяйственными строениями и сооружениями, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Признать выделенные части домовладения автономными блоками в доме сблокированной застройки – жилой <адрес>№.
Взыскать со ФИО1 в пользу ФИО3№ рублей, в связи с отклонением от идеальных долей при разделе домовладения с хозяйственными строениями и сооружениями, по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Разделить земельный участок площадью 2144 +/- 16 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», кадастровый №, по адресу: <адрес> между ФИО1 и ФИО3.
Признать за ФИО1 право собственности на земельный участок площадью 1072 кв.м, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, <адрес>, категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, по координатам характерных точек.
Признать за ФИО3 право собственности на земельный участок площадью 1072 кв.м, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, пгт Приморский, <адрес>, категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, по координатам характерных точек.
Прекратить право общей долевой собственности ФИО1 и ФИО3 на земельный участок площадью 2144 +/- 16 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», кадастровый №, по адресу: <адрес>, <адрес>.
Взыскать с ФИО3 в пользу ФИО1 50 % стоимости судебной экспертизы и расходов за изготовление справки-характеристики и копий материалов инвентарного дела ФГУП РК «Крым БТИ» филиал в <адрес> в размере <данные изъяты>.
Указанное решение Феодосийского городского суда Республики Крым вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Феодосийское городское управление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав земельного участка площадью 1072 кв.м., расположенного по адресу: <адрес><адрес>, который был выделен ФИО1 по решению Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. Заявителем к заявлению были предоставлены: договор на выполнение кадастровых работ № от ДД.ММ.ГГГГ, техническое задание на проведение кадастровых работ по межеванию земельного участка, копия решения Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №№ приостановлено осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № № в связи с имеющимися противоречиями между заявленными и уже зарегистрированными правами; не представление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В уведомлении указано, что ФИО1 подала заявление о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> в связи с образованием 2 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно решению Феодосийского городского суда Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № разделен на два равных по площади земельных участка; местоположение границ образуемых участков определено решением суда, координаты земельного участка в межевом плане указаны согласно координатам решения суда. Также решением суда разделен жилой дом с хозяйственными строениями и сооружениями расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, ФИО1 и ФИО3 выделены в частную собственность помещения в жилом доме и хозяйственные строения и сооружения, обязано ФИО1 выполнить перепланировку, выделенные части домовладения признаны автономными блоками в доме сблокированной застройки. В межевом плане указано, что на земельном участке № имеются ОКСы (жилой дом с кадастровым номером №, сарай с кадастровым номером №, сарай с кадастровым номером №, гараж с кадастровым номером №, сарай с кадастровым номером № и бассейн с кадастровым номером № На земельном участке № имеются ОКСы (жилой дом с кадастровым номером №, гараж с кадастровым номером №, сарай с кадастровым номером №, сарай-баня с кадастровым номером №, сарай с кадастровым номером №, сарай с кадастровым номером № и сарай с кадастровым номером № По сведениям Единого государственного реестра недвижимости на вышеуказанные объекты недвижимости зарегистрировано право долевой собственности за ФИО1 и ФИО3 по ? доли соответственно. Ссылаясь на статьи 15, 26, 41, 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» рекомендовано всем собственникам исходного земельного участка обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки. Также государственным регистратором направлен межведомственный запрос в суд с целью получения информации об актуальности вышеуказанного решения суда, сведений о поданных апелляциях, предоставлении надлежащим образом заверенной копии решения суда. До настоящего времени ответ на запрос не получен.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичное положение предусмотрено частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Порядок и основания регистрации прав на объект недвижимого имущества, отказа в регистрации установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Положениями частей 3 и 5 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с Приложением 1 к Приказу Минэкономразвития России от 25 марта 2016 года № 173 «Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов» в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав приводятся все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, а также рекомендации по устранению причин приостановления.
Кроме того, согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости;
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами (пункт 5 статьи 18 того же закона).
Как указано в пункте 233 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07 июня 2017 года N278, государственный регистратор прав при проведении правовой экспертизы, в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебного акта, удостоверяется в:
1) надлежащем оформлении копии судебного акта;
2) вступлении судебного акта в законную силу;
3) наличии в судебном акте сведений об объекте недвижимости, правообладателе и виде подлежащего государственной регистрации права.
Статьей 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу части 1 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Согласно части 3 указанной статьи снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
В то же время статьей 58 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрены особенности осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда.
В части 3 статьи 58 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" указано, что в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.
Анализ названных положений части 3 статьи 58 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" позволяет сделать вывод, что при осуществлении государственной регистрации права (государственного кадастрового учета) на основании решения суда, такая государственная регистрации (государственный кадастровый учет) может быть осуществлена не только по заявлению (заявлениям) всех лиц, участвовавших в споре, в отношении которых судебный актом установлено возникновение и (или) прекращение прав на имущество, подлежащее регистрации, но и по заявлению любого из этих лиц, у которого на основании судебного акта возникает право собственности или прекращается право собственности.
Иное толкование названной нормы означало бы игнорирование предписаний части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку в случае отсутствия заявления о государственной регистрации (государственном кадастровом учете) одной из сторон, разрешенного судом спора, исполнение решения суда ставилось бы в зависимость от желания этой стороны исполнять судебный акт, что не допускает названная норма Кодекса.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 52 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 июля 2001 года N 154-О указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Из приведенных законоположений в их системном единстве следует, что судебные акты могут быть отменены или изменены только в установленном процессуальным законом порядке и государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт, следовательно, уполномоченные органы и должностные лица в своих действиях не могут исходить из предположения, что вступивший в законную силу акт является неправильным.
Таким образом, представление документов, указанных административным ответчиком в оспариваемом решениях о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в данном случае в силу Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" не являлось обязательным, их отсутствие не препятствует осуществлению государственной регистрации прав и государственному кадастровому учету. Следовательно, их отсутствие не могло служить основанием для приостановления государственной регистрации (государственного кадастрового учета) в соответствии с подпунктом 5 части 1 статьи 26 названного Федерального закона.
Учитывая положения пункта 5 части 2 статьи 14, пункта 5 части 1 статьи 26 и части 1 статьи 58 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в отношении регистрации прав на основании вступивших в законную силу судебных актов с учетом норм процессуального законодательства установлено иное регулирование, в силу которого вступившее в законную силу судебное решение, представленное административному ответчику для совершения регистрационных действий, являлось достаточным основанием для регистрации права собственности и постановке на кадастровый учет ФИО1 объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером №<адрес>, <адрес>, <адрес>.
При этом указание административного ответчика на то, что в решении Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданском делу № не указано, что данное решение является основанием для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации права без заявления всех собственников на вновь образованные земельные участки и части жилых домов, хозяйственных построек и сооружений, а также отсутствие заявления ФИО3, как собственника другого вновь образованного земельного участка, о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, не может служить препятствием в регистрации ФИО1 возникшего права собственности, поскольку Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает регистрацию недвижимого имущества одновременно с постановкой объекта на кадастровый учет. Кроме того, при установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании правовых актов органа регистрации прав.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий (бездействия) и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В нарушение вышеуказанных норм административным ответчиком допустимых доказательств суду не представлено, законность оспариваемых решений ответчиком не доказана.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца о признании незаконным и отмене уведомления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о приостановлении государственной регистрации права собственности № № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения, его законность административным ответчиком не доказана, при этом, безусловно, оно нарушает права административного истца.
В соответствии с частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Согласно части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Российской Федерации суд считает, что в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца, на административного ответчика следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права собственности на земельный участок площадью 1072 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, образованный из земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с учетом установленных обстоятельств, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца ФИО7 заявила ходатайство о восстановлении процессуального срока на обращение в суд.
Как следует из искового заявления, о своем нарушенном праве административный истец узнала ДД.ММ.ГГГГ, обратившись в суд с настоящим иском ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением срока, предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд, учитывая обращения административного истца в апреле 2021 года в прокуратуру <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по настоящему предмету спора, незначительное нарушение срока (1 день), признает причины пропуска срока уважительными и считает возможным восстановить административному истцу пропущенный срок подачи административного искового заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Суд приходит к выводу о взыскании с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу административного истца, уплаченную ею сумму госпошлины в размере 300 рублей, которая подтверждена документально.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, -
РЕШИЛ:
Восстановить ФИО1 срок подачи административного искового заявления.
Административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить уведомление государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав № № от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 обязанность, с учетом установленных судом обстоятельств, повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № № с учетом установленных судом обстоятельств.
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также ФИО1 сведения об исполнении решения суда по административному делу.
Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу ФИО1 300 рублей в счет уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Г.А. Ярошенко