ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1538/2022230013-01-2022-002145-62 от 15.07.2022 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

к делу № 2а-1538/2022 23RS0013-01-2022-002145-62

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Гулькевичи 15 июля 2022 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Соколенко А.В.,

при секретаре Переверзевой Н.С.,

с участием старшего помощника прокурора Гулькевичского района Рубашина Н.Н.,

представителя административного ответчика по доверенности Карауловой Т.А.,

представителя заинтересованного лица ОМВД России по Гулькевичскому району Стишенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Гулькевичского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гулькевичский район о признании незаконным бездействия по обеспечению должного уровня содержания муниципальных дорог,

у с т а н о в и л:

Прокурор Гулькевичского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением в порядке ст.39 КАС РФ и просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Гулькевичский район, выразившееся в ненадлежащей организации содержания дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них и осуществления дорожной деятельности; обязать администрацию муниципального образования Гулькевичский район устранить нарушения законодательства, выразившиеся в ненадлежащем содержании дорог местного значения, а именно: на участке автодороги г. Гулькевичи - с. Майкопское, устранить нарушения в части касающейся плохо различимой горизонтальной дорожной разметки; на участке автодороги г. Гулькевичи - ст. Кавказская, устранить нарушения в части касающейся плохо различимой горизонтальной дорожной разметки; на участке автодороги г. Гулькевичи - ст. Кавказская, устранить нарушения в части касающейся многочисленных выбоин дорожного покрытия; на участке автодороги подъезд к п. Комсомольский, устранить нарушения в части касающейся плохо различимой горизонтальной дорожной разметки; на участке автодороги подъезд к п. Комсомольский, устранить нарушения в части касающейся многочисленных выбоин дорожного покрытия; на участке автодороги подъезд к ул. Кирова с. Соколовское от а/д «Гулькевичи-Скобелевская» (участок бесхозный), устранить нарушения в части касающейся многочисленных выбоин дорожного покрытия.

Требования обоснованы тем, что в ходе проверки проведенной прокуратурой района с привлечением сотрудников ОГИБДД ОМВД России по Гулькевичскому району, выявлен ряд недостатков, влияющих на безопасность дорожного движения на территории муниципального образования Гулькевичский район. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Однако, вопреки требованиям законодательства, а также государственных стандартов Российской Федерации: ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» при обследовании улично-дорожной сети муниципального образования Гулькевичский район выявлены следующие недостатки: участок, а/д г. Гулькевичи - с. Майкопское, имеет нарушения в части касающейся плохо различимой горизонтальной дорожной разметки; участок, а/д г. Гулькевичи - ст. Кавказская, имеет нарушения в части касающейся плохо различимой горизонтальной дорожной разметки; участок, а/д г. Гулькевичи - ст. Кавказская, имеет нарушения в части касающейся многочисленных выбоин дорожного покрытия; участок, а/д подъезд к п. Комсомольский, имеет нарушения в части касающейся плохо различимой горизонтальной дорожной разметки; участок, а/д подъезд к п. Комсомольский, имеет нарушения в части касающейся многочисленных выбоин дорожного покрытия; участок, а/д подъезд к ул. Кирова с. Соколовское от а/д «Гулькевичи- Скобелевская», имеет нарушения в части касающейся многочисленных выбоин дорожного покрытия. Выявленные нарушения законодательства при содержании дорог в соответствии с требованиями ГОСТ являются дорожными условиями, сопутствующими совершению дорожно-транспортных происшествий и способствующими совершению административных правонарушений, а также ненадлежащее содержание автомобильных дорог, являющихся муниципальной собственностью. Требования национальных стандартов, действующие в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранность жизни, здоровья и имущества граждан и юридических лиц. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов, других населенных пунктов, межпоселенческие дороги. Обеспечение безопасных условий передвижения пешеходов является одной из действенных мер, направленных на повышение безопасности данной категории участников дорожного движения и сокращение дорожно-транспортных происшествий с их участием. Согласно п.13 основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения от 23.10.1993 №1090, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения. Бездействие администрации муниципального образования Гулькевичский район нарушает предоставленное право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, судебная защита которого гарантирована п.1 ст.46 Конституции Российской Федерации. В настоящее время, администрацией муниципального образования Гулькевичский район меры по устранению вскрытых нарушений в сфере безопасности дорожного движения, не предприняты. Неправомерными действиями администрации муниципального образования Гулькевичский район нарушаются законные права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку указанные нарушения законодательства при обустройстве, содержании и ремонте дорог являются условиями, сопутствующими возникновению дорожно-транспортных происшествий, создают угрозу жизни и здоровью граждан и требуют незамедлительного устранения. Данные обстоятельства позволяют прокурору обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в защиту интересов с целью принудительного исполнения требований законодательства Российской Федерации при обустройстве, содержании и ремонте дорог.

Представитель административного истца - старший помощник прокурора Гулькевичского района Рубашин Н.Н. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика по доверенности Караулова Т.А. в судебном заседании административные исковые требования прокурора не признала, в возражениях указала, что администрацией муниципального образования Гулькевичский район принимаются все возможные меры по повышению безопасности организации дорожного движения, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения. Для реализации администрацией муниципального образования Гулькевичский район полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения, содержания и реконструкции автомобильных дорог, постановлением администрации утверждена муниципальная программа «Ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования Гулькевичский район» (в редакции постановления от 29.10.2021 ), а так же муниципальная программа муниципального образования Гулькевичский район «Повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании Гулькевичский район» (в ред. постановления от 29.10.2021 ). В 2022 году на проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в дорожном фонде заложено - 4 452,7 тыс. рублей. Специалистами управления ТЭК, ЖКХ и транспорта в 2022 году по результатам проводимого мониторинга дорожной сети после окончания зимнего периода, были проведены подсчеты объемов необходимых для выполнения работ по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог и заказаны сметы на проведение работ по проведению ямочного ремонта и нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования. По результатам проведенных электронных аукционов заключены муниципальные контракты: Муниципальный контракт от 18.05.2022 «на выполнение работ по ямочному ремонту на автомобильных дорогах общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования Гулькевичский район»; муниципальный контракт от 23.05.2022 «на выполнение работ по нанесению дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования Гулькевичский район». В рамках заключенного муниципального контракта «на выполнение работ по ямочному ремонту на автомобильных дорогах общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования Гулькевичский район», обществом с ограниченной ответственностью «РЕАЛСТРОЙ» 07.06.2022 завершены работы, в том числе и на автодороге «г. Гулькевичи - ст. Кавказская», протяженность автодороги 4 160 метра, дорога в комбинированном состоянии асфальт/гравийная, в рамках контракта выполнены работы по ремонту повреждений асфальтобетонного покрытия дорожного полотна в объеме 38,2 кв.м. протяженностью 800 метров. В рамках заключенного муниципального контракта «на выполнение работ по нанесению дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования Гулькевичский район» индивидуальным предпринимателем П.О. 22.06.2022 завершены работы, в том числе и на автодорогах: «г. Гулькевичи - с. Майкопское», выполнены работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки на всем протяжении в соответствии с дислокацией дорожных знаков и разметки; «г. Гулькевичи - ст. Кавказская», выполнены работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки на всем протяжении асфальтобетонного покрытия в соответствии с дислокацией дорожных знаков и разметки. На автодороге «подъезд к пос. Комсомольский» протяженностью 1 200 метров, силами ЗАО ПЗ «Гулькевичский» проведены работы по ямочному ремонту дорожного полотна указанной автодороги на всем протяжении (по результатам работ проведено комиссионное обследование, акт прилагается). На автомобильной дороге подъезд к ул. Кирова с. Соколовское от автомобильной дороги регионального значения «Гулькевичи - Скобелевская» работы по устранению выявленных нарушений не проводились в связи с тем, что данная автомобильная дорога отсутствует в утвержденном перечне автомобильных дорог общего пользования администрации муниципального образования Гулькевичский район. Автомобильная дорога «Подъезд к с. Соколовскому» протяженностью примерно 365 м. (схема прилагается) согласно данным Единого государственного реестра прав на объекты недвижимости расположена в границах населенного пункта с. Соколовское. Граница населенного пункта с. Соколовского внесена в ЕГРН и имеет уникальный номер . Указанная автомобильная дорога начинается от съезда с автомобильной дороги регионального значения г. Гулькевичи – ст. Скобелевская, который внесен в ЕГРН и фактически расположен в границе () населенного пункта с. Соколовского Гулькевичского района и проходит до ул. Кирова с. Соколовского. В силу п.1 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий, (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Названное Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 №2 после издания (в связи с принятием КАС РФ) Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» применению не подлежит, но в последнем соответствующие определение не дано, в связи с чем, не видится препятствий к использованию приведенных положений. Считает, что отсутствует бездействие администрации муниципального образования Гулькевичский район, связанное с ненадлежащим содержанием дорог местного значения.

Представитель заинтересованного лица - ОМВД России по Гулькевичскому району Стишенко А.А. в судебном заседании требования прокурора поддержал по доводам, указанным в иске.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

В силу ч.1 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в муниципальной собственности.

В соответствии с п.1 ч.5 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закона №196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу ч.4 ст.6 Закона №196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

На основании ч.10 ст.6 Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные, законодательные акты Российской Федерации» собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

В силу п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Согласно ст.12 Закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района с привлечением сотрудников ОГИБДД ОМВД России по Гулькевичскому району, была проведена проверка соблюдения требований по обеспечению должного уровня содержания муниципальных дорог, по итогам чего выявлен ряд недостатков, влияющих на безопасность дорожного движения на территории муниципального образования Гулькевичский район.

В ходе проверки улично-дорожной сети муниципального образования Гулькевичский район выявлены следующие недостатки: участок, а/д г. Гулькевичи - с. Майкопское, имеет нарушения в части касающейся плохо различимой горизонтальной дорожной разметки; участок, а/д г. Гулькевичи - ст. Кавказская, имеет нарушения в части касающейся плохо различимой горизонтальной дорожной разметки; участок, а/д г. Гулькевичи - ст. Кавказская, имеет нарушения в части касающейся многочисленных выбоин дорожного покрытия; участок, а/д подъезд к п. Комсомольский, имеет нарушения в части касающейся плохо различимой горизонтальной дорожной разметки; участок, а/д подъезд к п. Комсомольский, имеет нарушения в части касающейся многочисленных выбоин дорожного покрытия; участок, а/д подъезд к ул. Кирова с. Соколовское от а/д «Гулькевичи - Скобелевская», имеет нарушения в части касающейся многочисленных выбоин дорожного покрытия.

Выявленные нарушения законодательства при содержании дорог в соответствии с требованиями ГОСТ являются дорожными условиями, сопутствующими совершению дорожно-транспортных происшествий и способствующими совершению административных правонарушений, а также ненадлежащее содержание автомобильных дорог, являющихся муниципальной собственностью.

Требования национальных стандартов, действующие в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранность жизни, здоровья и имущества граждан и юридических лиц.

Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Обеспечение безопасных условий передвижения пешеходов является одной из действенных мер, направленных на повышение безопасности данной категории участников дорожного движения и сокращение дорожно-транспортных происшествий с их участием.

Согласно п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации №1090 от 23.10.1993, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:

содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;

принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Судом установлено, что бездействие администрации муниципального образования Гулькевичский район нарушает предоставленное право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, судебная защита которого гарантирована п.1 ст.46 Конституции Российской Федерации. Неправомерными действиями администрации муниципального образования Гулькевичский район нарушаются законные права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку указанные нарушения законодательства при обустройстве, содержании и ремонте дорог являются условиями, сопутствующими возникновению дорожно-транспортных происшествий, создают угрозу жизни и здоровью граждан и требуют незамедлительного устранения.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает заявленные требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Гулькевичского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гулькевичский район о признании незаконным бездействия по обеспечению должного уровня содержания муниципальных дорог – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Гулькевичский район, выразившееся в ненадлежащей организации содержания дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них и осуществления дорожной деятельности.

Обязать администрацию муниципального образования Гулькевичский район устранить нарушения законодательства, выразившиеся в ненадлежащем содержании дорог местного значения, а именно:

на участке автодороги г. Гулькевичи - с. Майкопское, устранить нарушения в части касающейся плохо различимой горизонтальной дорожной разметки;

на участке автодороги г. Гулькевичи - ст. Кавказская, устранить нарушения в части касающейся плохо различимой горизонтальной дорожной разметки;

на участке автодороги г. Гулькевичи - ст. Кавказская, устранить нарушения в части касающейся многочисленных выбоины дорожного покрытия;

на участке автодороги подъезд к п. Комсомольский, устранить нарушения в части касающейся плохо различимой горизонтальной дорожной разметки;

на участке автодороги подъезд к п. Комсомольский, устранить нарушения в части касающейся многочисленных выбоин дорожного покрытия;

на участке автодороги подъезд к ул. Кирова с. Соколовское от а/д «Гулькевичи-Скобелевская» (участок бесхозный), устранить нарушения в части касающейся многочисленных выбоин дорожного покрытия.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 19.07.2022.

Судья

Гулькевичского районного суда А.В. Соколенко