ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-153/20 от 20.07.2020 Сузунского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2а-153/2020

поступило в суд

30.03.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Сузун Новосибирской области 20 июля 2020г.

Сузунский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Акимова А.А., с участием административного ответчика Ипатова Е.В., представителя административного ответчика Бондаренко О.В., с надлежащим извещением других лиц, участвующих по делу, при секретаре Максимовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску: Криворучко ФИО8, к должностному лицу государственного органа субъекта Российской Федерации – начальнику отдела лесных отношений – главному лесничему по Сузунскому лесничеству Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>ФИО2, Министерству природных ресурсов и экологии <адрес>

о признании незаконным отказа должностного лица государственного органа субъекта Российской Федерации – начальника отдела лесных отношений – главного лесничего по Сузунскому лесничеству Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>ФИО2 в заключении договора купли-продажи древесины для собственных нужд граждан, в объеме 100 куб.м. деловой древесины с ФИО1

обязании должностного лица государственного органа субъекта Российской Федерации – начальника отдела лесных отношений – главного лесничего по Сузунскому лесничеству Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>ФИО2, Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> заключить договор купли-продажи древесины для собственных нужд граждан, в объеме 100 куб.м. деловой древесины с ФИО1

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, предметом административного иска является:

признание действий должного лица государственного органа субъекта Российской Федерации – начальника отдела лесных отношений – главного лесничего по Сузунскому лесничеству Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>ФИО2, которые выразились в отказе в заключении договора купли-продажи древесины для собственных нужд граждан, в объеме 100 куб.м. деловой древесины с ФИО1 – незаконными.

обязание должностного лица государственного органа субъекта Российской Федерации – начальника отдела лесных отношений – главного лесничего по Сузунскому лесничеству Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>ФИО2, Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> прекратить противоправные действия путем заключения договора купли-продажи древесины для собственных нужд граждан, в объеме 100 куб.м. деловой древесины с ФИО1

В обоснование требований ФИО1 привела следующие доводы:

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в отдел лесных отношений по Сузунскому лесничеству Департамента лесного хозяйства <адрес> с заявлением о заключении договора купли-продажи древесины для собственных нужд граждан, в объеме 150 куб.м. деловой древесины для строительства жилого дома. Её заявление было рассмотрено и внесено в реестр под от ДД.ММ.ГГГГ. В 2020 году ФИО1 была уведомлена, что подошла её очередь на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на строительство жилья. Письмом начальника отдела лесных отношений по Сузунскому лесничеству Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, в заключении с ФИО1 договора лесных насаждений для собственных нужд на строительство жилья было отказано по следующим основаниям: в связи с тем, что ФИО1 зарегистрировала жилой дом по адресу: <адрес>, р.<адрес>, кадастровый , площадь 64,7 кв.м., свидетельство о государственной регистрации <адрес> выдано Управлением Россреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, на основании п.10 постановления <адрес>-п от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке информирования граждан о наличии лесных насаждений на территории лесничеств для продажи гражданам для собственных нужд и их местоположении, порядке рассмотрения заявлений граждан и принятии решений о предоставлении гражданам лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд», ей было отказано в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на строительство жилья.

ФИО1 считает, что отказ является незаконным, потому что с учетом требований ч.3 ст.75 ЛК РФ, ст.ст.4, 422 ГК РФ, изменения в порядке заключения с гражданами договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на строительство жилья, которые произошли после того, как она в установленном порядке встала в очередь на заключение данного договора, не могут быть основанием для отказа в его заключении. Кроме того, до настоящего времени цели строительства ею жилого дома не достигнуты, поскольку в соответствии с проектом на строительство планировался дом площадью 72,83 кв.м., и хозяйственных строений (гараж, летняя кухня, баня), а фактически построен только жилой дом площадью 64,7 кв.м. и гараж.

Административный истец, его представитель в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Должностное лицо государственного органа субъекта Российской Федерации – начальник отдела лесных отношений – главный лесничий по Сузунскому лесничеству Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>ФИО4, представитель административного ответчика - Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>ФИО7 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признали в полном объеме, просили в их удовлетворении отказать.

При этом, ФИО4 суду пояснил: принятое им решение об отказе в заключении с ФИО1 договора купли-продажи лесных насаждений является законным и обоснованным, поскольку в период 2015 года она зарегистрировала право собственности на жилой дом, для строительства которого просила выделить ей деловую древесину, в связи с чем основания для заключения с нею договора купли-продажи лесных насаждений отпали.

Представитель административного ответчика представил суду письменные возражения, которые были приобщены к административному делу. Из возражений следует, что отказ административному истцу в заключении договора купли-продажи лесных насаждений был осуществлен в соответствии с требованиями ст.ст.30,77 ЛК РФ, п.10 Постановления администрации <адрес>-па от ДД.ММ.ГГГГ «Порядок информирования граждан о наличии лесных насаждений на территории лесничеств для продажи гражданам для собственных нужд и их местоположении», другими нормативными актами. В период 2015 года ФИО1 зарегистрировала право собственности на жилой дом, для строительства которого просила заключить с нею договор купли-продажи лесных насаждений, предоставление ей деловой древесины при таких обстоятельствах носило бы нецелевой характер. Ссылки истца на ст.422 ГК РФ, являются несостоятельными, поскольку Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> в период её обращения с заявлением о выделении древесины для личных нужд, никаких договоров с нею не заключало. Несостоятельны доводы административного истца и том, что указанная древесина ей необходима для строительства бани, хозяйственных строений и т.д., так как данные объекты не относятся к категории объектов индивидуального жилого строительства.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО7 доводы и требования возражений подержала в полном объеме, в дополнительных пояснениях повторила доводы, содержащиеся в письменных возражениях.

Исследовав материалы административного дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании всех представленных в дело документов, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ч.ч.2,3 ст.75 Лесного кодекса РФ, купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.1 ст.4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Согласно п.1 ч.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 130-ОЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в <адрес>", в <адрес> устанавливаются следующие нормативы заготовки гражданами древесины на корню для собственных нужд: для строительства или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства - однократно до 150 куб. м деловой древесины.

В соответствии с ч.3 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 130-ОЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в <адрес>", порядок информирования граждан о наличии лесных насаждений на территории лесничеств для продажи гражданам для собственных нужд и их местоположении, порядок рассмотрения и принятия решений о предоставлении гражданам лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд устанавливаются администрацией <адрес>.

Постановлением администрации <адрес>-па от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден «Порядок информирования граждан о наличии лесных насаждений на территории лесничеств для продажи гражданам для собственных нужд и их местоположении», в соответствии с которым (п.п.1,5):

Информирование граждан о наличии лесных насаждений на территории лесничеств для продажи гражданам для собственных нужд и их местоположении осуществляется до 25 июня года, предшествующего году рубки.

Информирование граждан о наличии лесных насаждений, предназначенных для заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляется путем публикации соответствующих извещений в районных (городских) газетах <адрес>.

Тем же постановлением администрации <адрес> был утвержден «Порядок рассмотрения и принятия решений о предоставлении гражданам лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд», в соответствии с которым (п.п.1,2):

Лесничество, на основании приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> об объемах заготовки гражданами древесины для собственных нужд по каждому району области, обеспечивает отвод лесных участков с учетом расположения населенных пунктов и плотности их населения. При этом, уполномоченный специалист лесничества в присутствии гражданина определяет границы лесного участка или намеченные в рубку деревья с указанием пасек, волоков, мест складирования, а также выделяет неэксплуатационные участки, семенники и семенные куртины, не подлежащие рубке, участки с жизнеспособным подростом, подлежащие сохранению для последующего лесовосстановления места рубки.

Согласно п.п.6-10 «Порядка заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории <адрес>», утвержденного Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 240-па (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ):

«6.Гражданин, заинтересованный в приобретении древесины для собственных нужд, обращается в лесничество с заявлением, в котором указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность;

б) наименование лесничества, в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений;

в) требуемый объем древесины и ее качественные показатели.

7. Заявление гражданина регистрируется в лесничестве в день поступления и рассматривается в течение 15 календарных дней.

8. По результатам рассмотрения заявления должностным лицом лесничества выносится решение о подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений либо заявление возвращается гражданину.

9. Возврат заявления осуществляется по следующим основаниям:

а) превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленным <адрес>;

б) отсутствие в указанном заявителем лесничестве лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями.

10. О принятом решении по подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений должностное лицо лесничества информирует гражданина в письменной форме в течение 15 дней после принятия решения.

11. Гражданину до заключения договора купли-продажи лесных насаждений предоставляется право осматривать продаваемые лесные насаждения, знакомиться с их материально-денежной оценкой и другой документацией, относящейся к продаваемым лесным насаждениям (далее - документация). В случае несогласия с данными документации гражданин имеет право до подписания договора купли-продажи лесных насаждений представить лесничеству свои возражения в письменной форме. Обнаруженные несоответствия в сведениях, указанных в документах, в случае их обоснованности должны быть устранены лесничеством в недельный срок со дня поступления письменных возражений гражданина».

Согласно постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 129-па "О порядке информирования граждан о наличии лесных насаждений на территории лесничеств для продажи гражданам для собственных нужд и их местоположении, порядке рассмотрения заявлений граждан и принятия решений о предоставлении гражданам лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд" (редакция ДД.ММ.ГГГГ):

5. Отказ в заключении договора купли-продажи лесных насаждений осуществляется по следующим основаниям:

1) превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленным <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 130-ОЗ "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в <адрес>";

2) отсутствие в указанном заявителем лесничестве лесных насаждений с требуемыми качественными показателями;

3) приложенные к заявлению документы не соответствуют документам, предусмотренным пунктом 2 настоящего Порядка.

6. Решение о постановке заявителя на основании заявления на очередь принимается в случае отсутствия в указанном заявителем лесничестве предельных объемов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на текущий год, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями.

7. О принятом решении гражданин информируется отделом лесных отношений в течение 15 дней после его принятия. Способ информирования указывается гражданином в заявлении.

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 357-п "О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 129-па", п.10 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 129-па "О порядке информирования граждан о наличии лесных насаждений на территории лесничеств для продажи гражданам для собственных нужд и их местоположении, порядке рассмотрения заявлений граждан и принятия решений о предоставлении гражданам лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд", изложен в следующей редакции:

При наступлении очередности осуществляется отказ в заключении договора купли-продажи лесных насаждений в случае, если органом местного самоуправления гражданину выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта и (или) гражданином зарегистрировано право собственности на объект, для целей строительства которого он подавал заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

В судебном заседании были установлены следующие обстоятельства административного дела:

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в отдел лесных отношений по Сузунскому лесничеству Департамента лесного хозяйства <адрес> с заявлением о заключении договора купли-продажи древесины для собственных нужд граждан, в объеме 100 куб.м. деловой древесины для строительства жилого дома. Заявление ФИО1 в установленном порядке было рассмотрено Департаментом лесного хозяйства <адрес>, принято к производству, и внесено в соответствующий реестр. Начальник отдела лесных отношений по Сузунскому лесничеству Департамента лесного хозяйства <адрес>ФИО5 направил ФИО1 уведомление о том, что её заявление принято, по результатам рассмотрения заявления она поставлена на очередь, на основании п.6 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 129-па, в связи с отсутствием предельных объемов заготовки древесины с требуемыми качественными показателями.

В дальнейшем, в период до 2020 года Департамента лесного хозяйства <адрес>, а так же его правопреемник Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> никаких действий по исполнению принятого к производству заявления ФИО1 не производили, договора купли-продажи древесины с нею не заключили.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась к начальнику отдела лесных отношений по Сузунскому лесничеству Департамента лесного хозяйства <адрес>ФИО2 с заявлением, в котором просил заключить с нею договор купли-продажи лесных насаждений на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

Должностное лицо государственного органа субъекта Российской Федерации – начальник отдела лесных отношений – главный лесничий по Сузунскому лесничеству Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>ФИО4ДД.ММ.ГГГГ направил ФИО1 письменный ответ на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором в удовлетворении заявления отказал. Основаниями отказа явились: ФИО1 зарегистрировала жилой дом по адресу: <адрес>, р.<адрес>, кадастровый , площадь 64,7 кв.м., свидетельство о государственной регистрации <адрес> выдано Управлением Россреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, на основании п.10 постановления <адрес>-п от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке информирования граждан о наличии лесных насаждений на территории лесничеств для продажи гражданам для собственных нужд и их местоположении, порядке рассмотрения заявлений граждан и принятии решений о предоставлении гражданам лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд», ей было отказано в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на строительство жилья.

По проекту строительства жилого дома по адресу: <адрес>, р.<адрес>, планировалось строительство жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м., материал стен – брус <данные изъяты> куб.м., пиломатериал <данные изъяты> куб.м., блоки дверные <данные изъяты> куб.м., блоки оконные – <данные изъяты> куб.м.; хозяйственные постройки: веранда, гараж, хоз.сарай, летняя кухня, навес, баня, мастерская. В государственный реестр недвижимости по указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения о жилом доме, стены деревянные, площадь <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО1 на жилой дом, кадастровый , по адресу: <адрес>, р.<адрес>.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в суд с административным иском об оспаривании вышеуказанного решения должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>.

Доказательствами, на которых основываются выводы суда о вышеперечисленных обстоятельствах, являются:

- копия паспорта ФИО1, подтверждающая факт проживания истца на территории <адрес>;

- копия сообщения Департамента лесного хозяйства <адрес> о принятии заявления ФИО1 и внесении его в реестр под от ДД.ММ.ГГГГ;

- копия заявления ФИО1 о заключении с нею договора купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ;

- копия ответа начальника отдела лесных отношений – главного лесничего по Сузунскому лесничеству Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ;

- копия разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес>, р.<адрес>;

- копия проекта индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, р.<адрес>;

- копия кадастрового паспорта жилого дома по адресу: <адрес>, р.<адрес>;

- копия свидетельства о регистрации права собственности на жилой дом;

Давая оценку обоснованности требований административного истца, суд считает, что оспариваемым решением должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> были нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, так как ФИО1 была лишена права и возможности приобретения древесины для строительства индивидуального жилого дома по условиям и в порядке, которые действовали в период её обращения в государственный орган с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ.

При этом суд учитывает, что в рамках полномочий, определенных п.4 ст.82 ЛК РФ (в редакции ДД.ММ.ГГГГ), орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений, Постановлением администрации <адрес>-па от ДД.ММ.ГГГГ, утвердил порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, кроме того Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 240-па, был утвержден порядка заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.

В связи с тем, что на период обращения ФИО1 с заявлением о заключении с ним договора купли-продажи лесных насаждений ДД.ММ.ГГГГ, порядок заготовки гражданами древесины для собственных нужд, а так же порядок заключения соответствующих договоров купли-продажи древесины, содержали в себе процедуру принятия заявлений граждан (или их возвращения), и указания общего характера, без детализации по срокам и очередности выполнения тех или иных юридически значимых действий участниками правоотношений после принятия заявлений к производству, то есть по непосредственному заключению с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, у административного истца не было оснований полагать, что его заявление было оставлено без исполнения фактически, и ему необходимо оспаривать решения и действия соответствующих должностных лиц.

В частности, «Порядком информирования граждан о наличии лесных насаждений на территории лесничеств для продажи гражданам для собственных нужд и их местоположении», утвержденным Постановлением администрации <адрес>-па от ДД.ММ.ГГГГ, был определен только срок информирования граждан о наличии лесных насаждений на территории соответствующих лесничеств - до 25 июня года, предшествующего году рубки, а так же было установлено, что информирование осуществляется путем публикации соответствующих извещений в районных (городских) газетах <адрес>.

При этом, в указанной процедуре отсутствовали основания для отказа в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на строительство жилья в связи с регистрацией права собственности на объект, для целей строительства которого гражданин подавал заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Данное правило было введено ДД.ММ.ГГГГ постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п "О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 129-па".

Суд считает, что действовавшим на период обращения ФИО1 с соответствующим заявлением законодательством, в том числе законодательством <адрес>, подобное основание для отказа в заключении договора купли-продажи древесины для собственных нужд граждан – отсутствовало.

При этом, постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п "О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 129-па", не содержит указаний на то, что изменения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие до их принятия.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действие требований постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п "О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 129-па", не могут распространяться на период 2015 года, когда между сторонами возникли правоотношения по поводу заключения договора купли-продажи древесины для собственных нужд граждан, на основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, суд полагает, что длительное нахождение административного истца в очереди на заключение договора купли-продажи древесины для собственных нужд граждан произошло не в связи с какими-либо действиями (бездействием) административного истца, но обусловлены организацией деятельности административных ответчиков, в связи с чем, изменения в правовом регулировании отношений сторон, не могут влиять на их взаимные права и обязанности, за исключением случаев, установленных законом.

Суд считает, что содержание оспариваемого решения не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, суд руководствуется следующими мотивами:

При принятии оспариваемого решения должное лицо государственного органа субъекта Российской Федерации – начальник отдела лесных отношений – главный лесничий по Сузунскому лесничеству Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>, в нарушение требований гражданского законодательства (ст.4 ГК РФ), руководствовался нормативной базой, действующей в настоящее время.

При этом, были оставлены без внимания требования недопустимости, без прямого указания в законе, применения обратной силы нормативно-правовых актов в отношении правоотношений, возникших до введения их в действие.

Спорное правоотношение, возникшее между правопреемником Департамента природных ресурсов <адрес> - Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> и ФИО1, подлежало урегулированию, помимо требований общего характера, установленных лесным и гражданским законодательством, на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 130-ОЗ "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в <адрес>", а так же постановлений администрации <адрес>-па от ДД.ММ.ГГГГ, -па от ДД.ММ.ГГГГ - в редакциях нормативно-правовых актов, действовавших на момент обращения административного истца с заявлением о заключении с ним договора купли-продажи древесины от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с действовавшим в период 2015 года в <адрес> порядком заготовки древесины гражданами для собственных нужд, отсутствовало основание для отказ в заключении договора купли-продажи лесных насаждений в случае, если гражданином зарегистрировано право собственности на объект, для целей строительства которого он подавал заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

Доводы возражений представителя административного ответчика о необоснованности ссылок ФИО1 к ст.422 ГК РФ, поскольку с административным истцом не заключалось каких-либо договоров по поводу купли-продажи деловой древесины, суд расценивает как несостоятельные, основанные на произвольном и ошибочном толковании закона.

В частности, административный истец свои требования основывает не только на ст.422 ГК РФ, но и на ст.4 ГК РФ. При принятии должностными лицами Департамента природных ресурсов <адрес> заявления ФИО1 о заключении с нею договора купли-продажи лесных отношений для собственных нужд граждан ДД.ММ.ГГГГ, между сторонами была совершена сделка, в результате которой у них возникли взаимные права и обязанности, в том числе, по заключению вышеуказанного договора.

Согласно ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

В соответствии с ч.1 ст.310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

При таких обстоятельствах, суд считает, что односторонний отказ административных ответчиков от выполнения обязательства по заключении соответствующего договора с административным истцом противоречит основам гражданского законодательства, и должен быть признан не правомерным.

Оценивая обоснованность доводов административного иска, суд принимает во внимание факт того, что в связи с отсутствием необходимых строительных материал, ФИО1 не имела возможности достичь полного выполнения проекта строительства своего дома. В частности, административным истцом не была достигнута проектная площадь жилого дома, не были построены все необходимые для эксплуатации дома, а так же для жизни в сельской местности строения вспомогательного и хозяйственного назначения.

Доводы представителя административного ответчика о том, что требование административного истца о предоставлении деловой древесины для строительства сооружений хозяйственного характера (гараж, баня, и т.п.) на территории усадьбы дома по адресу: <адрес>, р.<адрес>, не относится к индивидуального жилищного строительства, на цели которого выделяется древесина, суд так же признает несостоятельными.

Согласно ст.135 ГК РФ, вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Суд считает, что индивидуальный жилой дом и иные сооружения хозяйственного характера (гараж, баня, и т.п.), расположенные на одном земельном участке, соотносятся как главная вещь и принадлежность, так как вышеуказанные сооружения предназначены для обслуживания главной вещи – жилого дома, и не имеют самостоятельной юридической судьбы.

В связи с тем, что для возведения хозяйственных сооружений на земельном участке с жилым домом не требуется специальных разрешений на строительство, и указанные сооружения не могут быть признаны самовольными постройками, доводы административного ответчика о том, что срок разрешения на строительство у ФИО1 истек, не ставят под сомнение обоснованности требований истца, изложенных в предмете административного иска.

При таких обстоятельствах, суд считает, что сам по себе факт регистрации в установленном законом порядке прав административного истца на объект недвижимости, для целей строительства которого он подавал заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, с учетом длительности бездействия государственного органа в обеспечении прав ФИО1 на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, не может служить основанием для лишения её данных прав.

Суд приходит к выводу о том, что содержание оспариваемого решения не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Для разрешения спорного отношения с ФИО1 должностному лицу Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> надлежало руководствоваться нормативно-правовыми актами, действовавшими в момент обращения административного истца с заявлением о заключении с нею договора купли-продажи древесины – в том числе и при оценке наличия оснований для отказа в заключении договора купли-продажи древесины для собственных нужд.

В связи с тем, что должностное лицо Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> при принятии оспариваемого решения не руководствовалось нормативно-правовыми актами, действовавшими в момент обращения административного истца с заявлением о заключении с ним договора купли-продажи древесины, при принятии данного решения были нарушены полномочия указанного должностного лица, порядок принятия оспариваемого решения, а так же основания для его принятия.

Суд считает, что оспариваемое решение начальника отдела лесных отношений – главного лесничего по Сузунскому лесничеству Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> было принято с нарушением предоставленных ему разделом 5 Положения об отделе лесных отношений по Сузунскому лесничеству Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> полномочий, утвержденного Министром природных ресурсов и экологии <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, суд считает, что порядок принятия оспариваемого решения был нарушен.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Решение суда подлежит исполнению после его вступления в законную силу.

Оснований для опубликования в печатном издании решения по настоящему административному делу, суд не усматривает.

Вещественные доказательства по делу не приобщались, гражданский иск заявлен не был. Меры предварительной защиты по административному иску не применялись.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст.178-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Криворучко ФИО9, к должностному лицу государственного органа субъекта Российской Федерации – начальника отдела лесных отношений – главного лесничего по Сузунскому лесничеству Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>ФИО2, Министерству природных ресурсов и экологии <адрес> – удовлетворить.

Признать незаконным отказ должностного лица государственного органа субъекта Российской Федерации – начальника отдела лесных отношений – главного лесничего по Сузунскому лесничеству Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>ФИО2 в заключении договора купли-продажи древесины для собственных нужд граждан, в объеме 100 куб.м. деловой древесины с ФИО1

Обязать должностное лицо государственного органа субъекта Российской Федерации – начальника отдела лесных отношений – главного лесничего по Сузунскому лесничеству Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>ФИО2, Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> заключить договор купли-продажи древесины для собственных нужд граждан, в объеме 100 куб.м. деловой древесины с ФИО1

Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу, могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Акимов А.А.