ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-153/20 от 21.05.2020 Катайского районного суда (Курганская область)

Дело № 2а-153/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Катайск Курганской области 21 мая 2020 года

Катайский районный суд Курганской области в составе: председательствующего, судьи Колесникова В.В.,

при секретаре Карлыковой Е.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 13 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России по № 13 по Свердловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с ФИО1 в бюджет задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в сумме 83317 руб., пени – 304,11 руб., - земельному налогу за 2018 г. – 327760 руб., пени – 1196,32 руб. Всего 412577,43 руб.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 является владельцем указанных в административном исковом заявлении объектов недвижимого имущества, в том числе земельных участков, расположенных в г. Ирбите Свердловской области, поэтому обязан уплатить указанные виды налогов за 2018 г. В связи с неуплатой данных налогов, ответчику направлялось требование об уплате задолженности, которое не исполнено в установленный срок. 03.03.2020 мировым судьёй был вынесен судебный приказ о взыскании указанной задолженности, который отменён 20.03.2020, в связи с возражениями должника. Ввиду неисполнения ФИО1 обязанности по уплате указанных налогов административному ответчику начислены пени (л.д. 5-6).

Судом в соответствии с ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС Российской Федерации) принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощённого (письменного) производства в отсутствие неявившихся представителя административного истца и ответчика, извещённых о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 45, 46, 52, 53). Представитель административного истца просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 44). Причины неявки участников по делу признаны судом неуважительными, а их явка - необязательной. Удовлетворено ходатайство представителя административного истца о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования МИФНС России № 13 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций - законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – НК Российской Федерации), указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Согласно п. 2 ст. 44 НК Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

По правилам ст. 387 НК Российской Федерации земельный налог устанавливается НК Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст. 389 НК Российской Федерации).

В соответствии со ст. 388 НК Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии со ст. 390-392 НК Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок. Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговым периодом в соответствии со ст. 393 НК Российской Федерации признается календарный год.

Положениями ст. 394 НК Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в НК Российской Федерации.

Налоговые ставки определены решением Ирбитской городской Думы "Об установлении земельного налога" (в ред. Решений Ирбитской городской Думы от 22.12.2005 N 117, от 22.12.2005 N 124, от 28.12.2005 N 129, от 27.04.2006 N 171, Решений Думы МО "г. Ирбит" от 21.11.2007 N 318, от 20.12.2007 N 333, от 17.04.2008 N 11, от 27.08.2009 N 139, от 28.01.2010 N 184, от 27.05.2010 N 216, от 25.11.2010 N 277, от 24.03.2011 N 310, от 26.05.2011 N 327, от 30.06.2011 N 341, от 24.11.2011 N 376, от 25.10.2012 N 59, от 25.04.2013 N 106, от 29.08.2013 N 136, от 31.10.2013 N 147, от 29.10.2015 N 321, от 25.02.2016 N 360, от 23.03.2017 N 479).

Судом установлено и следует из материалов административного дела, что ФИО1 является собственником земельных участков, расположенных в г. Ирбите Свердловской области, со следующими кадастровыми номерами:

- (...);

- (...);

- (...);

- (...);

- (...);

- (...);

- (...);

- (...);

- (...);

- (...);

- (...) (л.д. 20-21 и др.).

В этой связи ФИО1 является плательщиком земельного налога.

В соответствии ст. 400 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК Российской Федерации.

Согласно подп. 1 и 2 п. 1 ст. 401 НК Российской Федерации объектами налогообложения признаются, в том числе жилой дом, квартира, комната.

В силу ст. 399 НК Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается НК Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с п.1 ст. 406 НК Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений п. 5 ст. 406 НК Российской Федерации.

Пункт 1 ст. 408 НК Российской Федерации предусматривает, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Налоговые ставки определены Решением Думы МО "г. Ирбит" "Об установлении налога на имущество физических лиц" № 244 от 27.11.2014.

Судом установлено и следует из материалов административного дела, что ФИО1 является собственником недвижимого имущества, расположенного в г. Ирбите Свердловской области, с кадастровыми номерами:

- иные строения, помещения, сооружения; (...);

- квартиры; (...);

- иные строения, помещения, сооружения; (...);

- иные строения, помещения, сооружения; (...);

- квартиры; (...);

- гаража; (...);

- иные строения, помещения, сооружения; (...);

- иные строения, помещения, сооружения; (...);

- иные строения, помещения, сооружения; (...);

- иные строения, помещения, сооружения; (...);

- иные строения, помещения, сооружения; (...);

- иные строения, помещения, сооружения; (...);

- иные строения, помещения, сооружения; (...);

- иные строения, помещения, сооружения; (...) (за 2016 год);

- иные строения, помещения, сооружения; (...) (за 2016 год);

- иные строения, помещения, сооружения; (...) (за 2017 год);

- гаража; (...В) (за 2017 год);

- иные строения, помещения, сооружения; (...) (за 2017 год);

- иные строения, помещения, сооружения; (...) (за 2017 год) (л.д. 22-29).

В этой связи ФИО1 является плательщиком налога на имущество.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 48 НК Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.

В силу п. 3 ст. 48 НК Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном производстве.

Согласно налоговым уведомлениям от 22.08.2019, от 16.10.2019 ответчику исчислен земельный налог на указанные земельные участки и налог на иное недвижимое имущество, уплата по которым составляла 327760 руб. и 53875 руб. (налоговое уведомление от 22.08.2019), 29442 руб. (налоговое уведомление от 16.10.2019). Уплата данных налогов должна быть произведена ФИО1 не позднее 02.12.2019 (л.д. 11-14, 15-16, соответственно).

Таким образом, налогоплательщик был уведомлен о необходимости уплаты указанных налогов. Соответствующие отметки о направлении налогового уведомления ФИО1 внесены в личном кабинете налогоплательщика (л.д. 9).

В связи с неисполнением своей обязанности по уплате указанных налоговых платежей налоговым органом ФИО1 направлено требование об уплате задолженности по состоянию на 20.12.2019 (л.д. 7-8, 9). Данное обстоятельство подтверждено также сообщением представителя административного истца (л.д. 44).

Статьей 75 НК Российской Федерации предусмотрена уплата пени за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов, сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК Российской Федерации. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Административным истцом представлен расчёт пеней, начисленных в связи с неисполнением административным ответчиком своих обязанностей по уплате указанных налогов, данный расчет пеней соответствует заявленным административным истцом исковым требованиям к ответчику (л.д. 5-6). Иного расчёта административным ответчиком суду не представлено. Расчёт пеней административного истца судом проверен и признается правильным. Суд рассматривает данное дело в пределах заявленных исковых требований.

Наличие у ФИО1 обязанности по уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц, а также их размер административным ответчиком не оспорены, доказательства погашения указанной задолженности не представлено.

В соответствии с требованием административному ответчику был установлен срок для исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога и пени до 21.01.2020.

В связи с неисполнением налогоплательщиком указанной обязанности налоговый орган обращался к мировому судье судебного участка № 10 Катайского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа. На основании заявления мировым судьей 03.03.2020 был вынесен судебный приказ, который в законную силу не вступил и был отменён определением мирового судьи от 20.03.2020 в связи с поступлением возражений от ответчика ФИО1 (л.д. 34).

Согласно учётным данным налогоплательщика – физического лица ФИО1 зарегистрирован по ул. ..., в г. Катайске Курганской области (л.д. 7). Данное обстоятельство также подтверждено адресной справкой (л.д. 43).

Ответчику налоговое уведомление передано через личный кабинет налогоплательщика.

По правилам п. 4 ст. 52 НК Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (её законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 1 ст. 72 НК Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, банковской гарантией.

В соответствии со ст. 69 НК Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога; направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки; должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Пунктом 6 указанной статьи предусмотрено, что требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о соблюдении административным истцом порядка истребования с административного ответчика недоимки по налогу и пени, доведения указанной информации до налогоплательщика в установленном законом порядке, в связи с чем административные исковые требования о взыскании задолженности по уплате налога подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 114 КАС Российской Федерации и п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. Учитывая, что государственные органы, выступающие в качестве административных истцов или ответчиков по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождены от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК Российской Федерации, государственная пошлина по данному делу подлежит взысканию с ответчика ФИО1. Размер государственной пошлины определён в порядке, установленном п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК Российской Федерации и составляет 7325,77 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования межрайонной МИФНС России № 13 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 задолженность по земельному налогу за 2018 год в сумме 328956,32 руб., в том числе: налог – 327760 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за период с 03.12.2019 по 19.12.2019 – 1 196,32 руб.; задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 83621,11 руб., в том числе: налог – 83317 руб., пени – 304,11 руб. за период с 03.12.2019 по 19.12.2019. Всего взыскать 412577 (Четыреста двенадцать тысяч пятьсот семьдесят семь) рублей 43 коп.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования Катайского района Курганской области государственную пошлину в размере 7325 (Семь тысяч триста двадцать пять) рублей 77 коп.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Катайский районный суд в течение 15-ти дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий Колесников В.В.

Мотивированное решение изготовлено: 21.05.2020