ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-153/2016 от 08.11.2016 Чаа-хольского районного суда (Республика Тыва)

Административное дело № 2а-153/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Чаа-Холь 08 ноября 2016 года

Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Монгуша К.К., при секретаре Дуват-оол Ч.Р., с участием административного истца - заместителя прокурора Чаа-Хольского района РТ Лудуп А.С., представителя административного ответчика ФИО1, в открытом судебном заседании рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва к Хуралу представителей сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва о признании Устава сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва противоречащим в части федеральному закону, а именно ст. ст. 5, 41 и ст.42 Устава, и обязании привести Устав сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского кожууна в соответствие с требованиями федерального законодательства, а также зарегистрировать нормативно-правовой акт о внесении изменений в Устав в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чаа-Хольского района Республики Тыва обратился в суд с административным исковым заявлением к Хуралу представителей сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва о признании Устава сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва противоречащим в части федеральному закону, а именно ст. ст. 5, 41 и ст.42 Устава, и обязании привести в соответствие Устав сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского кожууна с требованиями федерального законодательства, а также зарегистрировать нормативно-правовой акт о внесении изменений в Устав сельского поселения сумона Шанчы в Министерстве юстиции Республики Тыва в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда, указывая на то, что прокуратурой района Чаа-Хольского района была проведена проверка Устава сельского поселения с. Шанчы Чаа-Хольского кожууна на предмет соответствия федеральному законодательству в связи с изменением Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ). По результатам проверки установлено, что имеются противоречия федеральному законодательству. В статье 5 Устава перечислены права органов местного самоуправления сумона на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения сумона. Вместе с тем, Федеральным законом от 23 июня 2016 № 197-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов» государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, которые вступили в законную силу с 04 июля 2016 года. Так согласно п.15 части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 313-ФЗ (в редакции Федерального закона № 197-ФЗ) органы местного самоуправления городского и сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Таким образом, органы местного самоуправления вправе осуществлять мероприятия в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». 2. Статьей 41 Устава предусмотрено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправлений несут ответственность перед населением сумона, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Однако, согласно п. 8 ст. 44 Федерального закона № 313-ФЗ Уставом муниципального образования должны определяться: виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Таким образом, Глава VII Устава не определены виды ответственностей органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством, ответственность представительного органа муниципального образования перед государством, ответственность главы муниципального образования и председателя администрации перед государством, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами, а также не установлены основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Согласно пункту 6 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. 3. Статьей 42 Устава установлен контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Однако в статью 77 Федерального закона № 131-ФЗ внесены значительные изменения с целью упорядочения проведения органами государственного и регионального контроля (надзора) проверок исполнения органами местного самоуправления публично-властных полномочий. Указанные изменения распространяются на отношения, связанные с осуществлением контроля (надзора) за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами требований действующего законодательства при решении вопросов местного значения, осуществлении закрепленных за ними полномочий, а также за соответствием муниципальных правовых актов действующему законодательству. Статью 77 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена пунктами 2.1 - 2.8, которые устанавливают порядок и ограничения при организации и проведении проверок исполнения публично-властных полномочий органами местного самоуправления. Органы государственного контроля (надзора) не вправе требовать от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществления полномочий, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов. Органы государственного контроля (надзора) осуществляют государственный контроль (надзор) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основываясь на принципах объективности, открытости и гласности. При осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней. Координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры. Плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации (далее – ежегодный план). При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года. Органы государственного контроля (надзора) направляют в прокуратуру соответствующего субъекта Российской Федерации проекты ежегодных планов проведения проверок, деятельности органов местного самоуправления, и должностных лиц местного самоуправления не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок. Указанные проекты рассматриваются прокуратурой субъекта Российской Федерации на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) с внесением предложений руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок. Прокуратура субъекта Российской Федерации на основании представленных органами государственного контроля (надзора) проектов формирует ежегодный план не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок. В ежегодный план включаются следующие сведения: 1) наименования и места нахождения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, деятельность которых подлежит проверкам; 2) наименования органов государственного контроля (надзора), планирующих проведение проверок; 3) цели и основания проведения проверок, а также сроки их проведения. 2.5. Ежегодный план подлежит размещению на официальных сайтах прокуратуры субъекта Российской Федерации и соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок. 2.6. Внеплановые проверки деятельности органов самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также, массовые нарушения прав граждан. Внеплановые проверки органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Информация о результатах проведенной проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, в том числе выявленных нарушениях и предписаниях об их устранении с указанием сроков устранения, в течение одного месяца после завершения проверки подлежит размещению на официальном сайте соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Запрос органа государственного контроля (надзора) о предоставлении информации направляется руководителю органа местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления с учетом их полномочий. Непосредственное рассмотрение запроса осуществляется руководителем органа местного самоуправления, к компетенции которого относятся содержащиеся в запросе вопросы. Срок, устанавливаемый органами государственного контроля (надзора) для предоставления органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления информации по запросу указанных органов государственного контроля (надзора), составляет не менее 10 рабочих дней. Сокращение срока предоставления информации допускается в случаях установления фактов нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни или здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе не предоставлять информацию по запросу органов государственного контроля (надзора), если эта информация ранее была предоставлена либо официально опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления в ответе на запрос сообщают источник официального опубликования или размещения соответствующей информации. Пунктом 2.9. статьи 77 ФЗ № 133 органы государственного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации. Также статья 77 дополнена частью 4, согласно которой положения настоящей статьи не применяются в случаях, если федеральными законами установлен иной порядок организации и проведения контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, а также к мероприятиям по контролю (надзору), проводимым должностными лицами органов федеральной службы безопасности. Таким образом, указанными изменениями подробно регламентировано порядок и организации проведения проверок, связанные с осуществлением контроля (надзора) за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами требований действующего законодательства. Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ (ред. от 21 ноября 2011года) «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований. Приказом Минюста России от 03 марта 2014 года № 26 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» Управление Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее – Управление) является территориальным органом Минюста России, действующим на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации уполномоченным по осуществлению в установленном порядке государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы. Государственная регистрация имеет юридическое значение, поскольку влечет правовые последствия для устава муниципального образования. Согласно п. 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Таким образом, при проверке официального сайта администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва Chaa-hol.rtyva.ru. на котором согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» сельское поселение с. Шанчы размещает информацию о своей деятельности установлено, что нормативные правовые акты о внесении изменений в Устав сельского поселения с. Шанчы Чаа-Хольского кожууна на официальном сайте не размещены. В соответствии со статьей 39 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» от 08 марта 2015 года № 21-ФЗ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно п. 2 ст.1, п.3 ст.22, ст.23 и ст.28 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор, в частности, имеет право оспорить в суде нормативный правовой акт в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Просит признать Устав сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва противоречащим федеральному законодательству, а именно ст. ст. 5, 41 и ст.42 Устава, и об обязании привести в соответствие Устав сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского кожууна с требованиями федерального законодательства, а также зарегистрировать нормативно-правовой акт о внесении изменений в Устав сельского поселения сумона Шанчы в Министерстве юстиции Республики Тыва в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании административный истец - заместитель прокурора Чаа-Хольского района РТ Лудуп А.С. административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям поддержала полностью. В уточнение административных исковых требований, также просила обязать Хурал представителей сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав официально опубликовать (обнародовать) в течение семи дней со дня его поступления из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва.

В судебное заседание представитель административного ответчика - Хурала представителей сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва ФИО1 административные исковые требования признал полностью.

В соответствии с ч.3 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Прокуратурой района Чаа-Хольского района проведена проверка Устава сельского поселения с.Шанчы Чаа-Хольского кожууна на предмет соответствия федеральному законодательству в связи с изменением Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ). По результатам проверки установлено, что имеются противоречия федеральному законодательству. В статье 5 Устава перечислены права органов местного самоуправления сумона на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения сумона. Вместе с тем, Федеральным законом от 23 июня 2016 № 197-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов» государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, которые вступили в законную силу с 04 июля 2016 года. Так согласно п.15 части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 313-ФЗ (в редакции Федерального закона № 197-ФЗ) органы местного самоуправления городского и сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Таким образом, органы местного самоуправления вправе осуществлять мероприятия в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». 2. Статьей 41 Устава предусмотрено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправлений несут ответственность перед населением сумона, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Однако, согласно п. 8 ст. 44 Федерального закона № 313-ФЗ Уставом муниципального образования должны определяться: виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Таким образом, Глава VII Устава не определены виды ответственностей органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством, ответственность представительного органа муниципального образования перед государством, ответственность главы муниципального образования и председателя администрации перед государством, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами, а также не установлены основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Согласно пункту 6 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. 3. Статьей 42 Устава установлен контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Однако в статью 77 Федерального закона № 131-ФЗ внесены значительные изменения с целью упорядочения проведения органами государственного и регионального контроля (надзора) проверок исполнения органами местного самоуправления публично-властных полномочий. Указанные изменения распространяются на отношения, связанные с осуществлением контроля (надзора) за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами требований действующего законодательства при решении вопросов местного значения, осуществлении закрепленных за ними полномочий, а также за соответствием муниципальных правовых актов действующему законодательству. Статью 77 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена пунктами 2.1 - 2.8, которые устанавливают порядок и ограничения при организации и проведении проверок исполнения публично-властных полномочий органами местного самоуправления. Органы государственного контроля (надзора) не вправе требовать от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществления полномочий, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов. Органы государственного контроля (надзора) осуществляют государственный контроль (надзор) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основываясь на принципах объективности, открытости и гласности. При осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней. Координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры. Плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации (далее – ежегодный план). При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года. Органы государственного контроля (надзора) направляют в прокуратуру соответствующего субъекта Российской Федерации проекты ежегодных планов проведения проверок, деятельности органов местного самоуправления, и должностных лиц местного самоуправления не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок. Указанные проекты рассматриваются прокуратурой субъекта Российской Федерации на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) с внесением предложений руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок. Прокуратура субъекта Российской Федерации на основании представленных органами государственного контроля (надзора) проектов формирует ежегодный план не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок. В ежегодный план включаются следующие сведения: 1) наименования и места нахождения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, деятельность которых подлежит проверкам; 2) наименования органов государственного контроля (надзора), планирующих проведение проверок; 3) цели и основания проведения проверок, а также сроки их проведения. 2.5. Ежегодный план подлежит размещению на официальных сайтах прокуратуры субъекта Российской Федерации и соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок. 2.6. Внеплановые проверки деятельности органов самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также, массовые нарушения прав граждан. Внеплановые проверки органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Информация о результатах проведенной проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, в том числе выявленных нарушениях и предписаниях об их устранении с указанием сроков устранения, в течение одного месяца после завершения проверки подлежит размещению на официальном сайте соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Запрос органа государственного контроля (надзора) о предоставлении информации направляется руководителю органа местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления с учетом их полномочий. Непосредственное рассмотрение запроса осуществляется руководителем органа местного самоуправления, к компетенции которого относятся содержащиеся в запросе вопросы. Срок, устанавливаемый органами государственного контроля (надзора) для предоставления органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления информации по запросу указанных органов государственного контроля (надзора), составляет не менее 10 рабочих дней. Сокращение срока предоставления информации допускается в случаях установления фактов нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни или здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе не предоставлять информацию по запросу органов государственного контроля (надзора), если эта информация ранее была предоставлена либо официально опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления в ответе на запрос сообщают источник официального опубликования или размещения соответствующей информации. Пунктом 2.9. статьи 77 ФЗ № 133 органы государственного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации. Также статья 77 дополнена частью 4, согласно которой положения настоящей статьи не применяются в случаях, если федеральными законами установлен иной порядок организации и проведения контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, а также к мероприятиям по контролю (надзору), проводимым должностными лицами органов федеральной службы безопасности. Таким образом, указанными изменениями подробно регламентировано порядок и организации проведения проверок, связанные с осуществлением контроля (надзора) за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами требований действующего законодательства. Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ (ред. от 21 ноября 2011года) «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований. Приказом Минюста России от 03 марта 2014 года № 26 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» Управление Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее – Управление) является территориальным органом Минюста России, действующим на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации уполномоченным по осуществлению в установленном порядке государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы. Государственная регистрация имеет юридическое значение, поскольку влечет правовые последствия для устава муниципального образования. Согласно п. 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Таким образом, при проверке официального сайта администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва Chaa-hol.rtyva.ru. на котором согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» сельское поселение с. Шанчы размещает информацию о своей деятельности установлено, что нормативные правовые акты о внесении изменений в Устав сельского поселения с. Шанчы Чаа-Хольского кожууна на официальном сайте не размещены.

Из административных исковых требований следует, что Устав сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва противоречит в части федеральному закону, а именно ст. ст. 5, 41 и ст. 42 Устава, и подлежит привидению в соответствие с требованиями федерального законодательства.

В соответствии со ст.ст. 7, 17 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, полномочиями, в том числе и на принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.

Из ответа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва от 03 ноября 2016 года следует, что в государственный реестр уставов муниципальных образований Российской Федерации (РУМО) Управлением включен зарегистрированный муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования – Решение Хурала представителей сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского кожууна от 02.02.2016 № 19 «О внесении изменений в Устав сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва». Последующие изменения и дополнения в устав муниципального образования после 02 февраля 2016 года главой сельского поселения сумона Шанчы в Управление не предоставлялись.

Непосредственная проверка Устава сумона Шанчы Чаа-Хольского района выявила противоречие с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ, выразившееся в следующем:

По результатам проверки установлено, что в статье 5 Устава перечислены права органов местного самоуправления сумона на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения сумона, имеются противоречия федеральному законодательству.

Статью 5 Устава необходимо дополнить пунктом 15 и изложить в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ), «осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", которые вступили в законную силу 03 июля 2016 года.

Таким образом, ст.5 Устава сумона Шанчы противоречит в части данному федеральному законодательству

Статью 41 Устава необходимо изложить в соответствии с п. 8 ст. 44 Федерального закона № 313-ФЗ Уставом муниципального образования должны определяться: виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Главой VII Устава определить виды ответственностей органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством, ответственность представительного органа муниципального образования перед государством, ответственность главы муниципального образования и председателя администрации перед государством, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами, а также не установлены основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Таким образом, ст.41 Устава сумона Шанчы противоречит в части данному федеральному законодательству

Статью 42 Устава необходимо изложить в соответствии с п.п. 2.1 - 2.8 ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ:

Пункт 2.1. органы государственного контроля (надзора) не вправе требовать от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществления полномочий, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов;

Пункт 2.2. органы государственного контроля (надзора) осуществляют государственный контроль (надзор) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основываясь на принципах объективности, открытости и гласности. При осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней. Координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры;

Пункт 2.3. плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации (далее - ежегодный план). При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года. Органы государственного контроля (надзора) направляют в прокуратуру соответствующего субъекта Российской Федерации проекты ежегодных планов проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок. Указанные проекты рассматриваются прокуратурой субъекта Российской Федерации на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) с внесением предложений руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок. Прокуратура субъекта Российской Федерации на основании представленных органами государственного контроля (надзора) проектов формирует ежегодный план не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок;

Пункт 2.4. в ежегодный план включаются следующие сведения: 1) наименования и места нахождения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, деятельность которых подлежит проверкам; 2) наименования органов государственного контроля (надзора), планирующих проведение проверок; 3) цели и основания проведения проверок, а также сроки их проведения;

Пункт 2.5. ежегодный план подлежит размещению на официальных сайтах прокуратуры субъекта Российской Федерации и соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок;

Пункт 2.6. внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

Пунктом 2.7. информация о результатах проведенной проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, в том числе о выявленных нарушениях и предписаниях об их устранении с указанием сроков устранения, в течение одного месяца после завершения проверки подлежит размещению на официальном сайте соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

Пунктом 2.8. запрос органа государственного контроля (надзора) о предоставлении информации направляется руководителю органа местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления с учетом их полномочий. Непосредственное рассмотрение запроса осуществляется руководителем органа местного самоуправления, к компетенции которого относятся содержащиеся в запросе вопросы. Срок, устанавливаемый органами государственного контроля (надзора) для предоставления органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления информации по запросу указанных органов государственного контроля (надзора), составляет не менее 10 рабочих дней. Сокращение срока предоставления информации допускается в случаях установления фактов нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе не предоставлять информацию по запросу органов государственного контроля (надзора), если эта информация ранее была предоставлена, либо официально опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления в ответе на запрос сообщают источник официального опубликования или размещения соответствующей информации.

Также статью 41 Устава необходимо дополнить пунктом 2.9. статьи 77 ФЗ № 131 и изложить в следующей редакции: органы государственного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации.

Также статью 41 необходимо дополнить частью 4 статьи 77 Федерального закона 131-ФЗ согласно которой положения настоящей статьи не применяются в случаях, если федеральными законами установлен иной порядок организации и проведения контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, а также к мероприятиям по контролю (надзору), проводимым должностными лицами органов федеральной службы безопасности.

В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Таким образом, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения поселения расширены.

Таким образом, доводы административного искового заявления нашли свое подтверждение представленными суду доказательствами, а также основаны на законе, в связи с чем, подлежат удовлетворению.

Подача заявления прокурором Чаа-Хольского района РТ в суд представляется суду в силу ст.39 КАС РФ, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обоснованной.

Категория лиц, жителей сумона Шанчы Чаа-Хольского района в защиту прав и интересов которых подано настоящее заявление, количественно не постоянна и персонально изменчива, в связи с чем, конкретизировать круг лиц не представляется возможным, поэтому настоящее заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, жителей с. Шанчы.

В соответствии со ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход муниципального района.

При обращении в суд прокурор в силу п.14 ч.1 ст.89 ГПК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины.

Хурал представителей сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва как представительный орган местного самоуправления на основании п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва удовлетворить полностью.

Признать Устав сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва (в редакции от 02 февраля 2016 года) противоречащим федеральному закону в части, а именно: статья 5 Устава сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва пункту 15 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статья 41 Устава сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва пункту 8 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статья 42 Устава сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва пунктам 2.1 - 2.8 статьи 77, пункту 2.9 статьи 77, частью 4 статьи 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», со дня вступления решения в законную силу.

Обязать Хурал представителей сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва принять меры по приведению Устава сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва в соответствие с пунктом 15 части 1 статьи 14.1, пунктом 8 статьи 44, пунктами 2.1 - 2.8 статьи 77, пунктом 2.9 статьи 77, частью 4 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также зарегистрировать нормативно-правовой акт о внесении изменений в Устав сельского поселения сумона Шанчы в Управлении Министерства юстиции по Республике Тыва в течение десяти суток со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Хурал представителей сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва правовой акт о внесении изменений в Устав официально опубликовать (обнародовать) в течение семи дней со дня его поступления из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда.

Председательствующий Монгуш К.К.