К делу № 2а-1540/2022 г.
УИД:23RS0002-01-2021-013857-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Адлерский район город Сочи 17 января 2022 года
Адлерский районный суд города Сочи
Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Машевец С.Ю.,
при секретаре Чобанян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военного прокурора № военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть-полевая почта № в защиту прав РФ, неопределенного круга лиц об ограничении доступа к информации,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец военный прокурор № военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть-полевая почта № в защиту прав РФ, неопределенного круга лиц обратился в Адлерский районный суд города Сочи с административным исковым заявлением об ограничении доступа к информации.
В обосновании своего заявления административный истец указал, что военной прокуратурой гарнизона, войсковая часть - полевая почта № осуществлен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлен факт размещения в данной информационно-телекоммуникационной сети для свободного доступа неограниченного круга лиц на интернет-странице с адресом: <адрес> информации о продаже военного билета. На интернет-сайте: <адрес> предоставляется свободный доступ пользователям неопределенного круга лиц, круг которых постоянно меняется. Информация, размещенная на вышеуказанном сайте, является незаконной. Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Этим же федеральным законом предусмотрено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения требований к распространению информации, а ее передача может быть ограничена в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством (часть 5 статьи 15 Закона № 149-ФЗ). Согласно статьи 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В силу пункта 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Исходя из положений ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом ДД.ММ.ГГГГ, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Согласно ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации за использование поддельного документа предусмотрена уголовная ответственность. Таким образом, распространение информации о покупке военных билетов побуждает граждан к совершению правонарушения, за которое предусмотрена уголовная ответственность и облегчает его совершение. Кроме того, ст. 59 Конституции Российской Федерации возлагает на граждан обязанность и долг по защите Отечества. В соответствии со ст. 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность граждан за неисполнение обязанностей по воинскому учету. Также, ч. 1 ст. 328 УК РФ установлена уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы. Таким образом, распространение информации, способствующей уклонению от службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, побуждает граждан к совершению правонарушений и преступлений, за которые предусмотрены административная и уголовная ответственность, а также облегчает его совершение. Кроме того, повышенное внимание со стороны государства к вопросу призыва на военную службу обусловлено серьезными трудностями с комплектованием Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации, что отрицательно сказывается на обороноспособности страны. На момент проверки указанная информация, размещенная по приведенному электронному адресу, отсутствует в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В соответствии со ст. 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрено ограничение доступа информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации, способами защиты гражданских прав, в частности, является пересечение действий, нарушающих право или создающих угрозы его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются государственными органами при разрешении административно- правовых споров, не связанных с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер административно-правовой ответственности. Обеспечение доступа к информации, способствующей совершению уголовно или административно-наказуемых деяний, облегчает его совершение, вводя в заблуждение неопределенный круг лиц о законности совершения таких действий. Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к указанному сайту необходимо ограничить. Признание интернет-сайта: <адрес> информацией, распространение которой запрещено, имеет юридическое значение. В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратится в суд в защиту прав неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации. В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Право прокурора на обращение в суд в порядке административного судопроизводства в защиту неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой прокурор в случае нарушения прав значительного числа граждан, защищаемых в порядке административного судопроизводства, предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах этих граждан, либо неопределенного круга лиц. Учитывая изложенное, прокурор не только вправе, но и обязан инициировать возбуждение производства по административному делу, когда спор затрагивает интересы неопределенного круга лиц - пользователей Интернет ресурсов. Таким образом, имеются основания для обращения с иском о прекращении обеспечения технической возможности доступа пользователей к интернет-сайту, на котором предлагается незаконно приобрести официальный документ - военный билет, что побуждает граждан к совершению правонарушения, за которое предусмотрена уголовная ответственность, облегчает его совершение. Согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации вправе обратится в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Просит суд признать интернет-сайт: <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Включить интернет-сайт: <адрес>, в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Копию решения направить в Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу, для включения указанной интернет-страницы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Военный прокурор № военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть – полевая почта № в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении административного иска настаивает.
Представитель заинтересованного лица управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещался путем направления судебной корреспонденции, о причинах не явки не сообщил.
Суд, считает возможным рассмотреть административное дело при данной явке сторон.
Изучив материалы административного дела, суд считает административное исковое заявление военного прокурора 152 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть-полевая почта № в защиту прав РФ, неопределенного круга лиц об ограничении доступа к информации, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что военной прокуратурой гарнизона, войсковая часть - полевая почта № осуществлен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлен факт размещения в данной информационно-телекоммуникационной сети для свободного доступа неограниченного круга лиц на интернет-странице с адресом:
<адрес> информации о продаже военного билета.
На интернет-сайте:
<адрес> предоставляется свободный доступ пользователям неопределенного круга лиц, круг которых постоянно меняется.
Информация, размещенная на вышеуказанном сайте, является незаконной.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Этим же федеральным законом предусмотрено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения требований к распространению информации, а ее передача может быть ограничена в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством (часть 5 статьи 15 Закона № 149-ФЗ).
Согласно статьи 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу пункта 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Исходя из положений ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом ДД.ММ.ГГГГ, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Согласно ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации за использование поддельного документа предусмотрена уголовная ответственность.
Таким образом, распространение информации о покупке военных билетов побуждает граждан к совершению правонарушения, за которое предусмотрена уголовная ответственность и облегчает его совершение.
Кроме того, ст. 59 Конституции Российской Федерации возлагает на граждан обязанность и долг по защите Отечества.
В соответствии со ст. 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность граждан за неисполнение обязанностей по воинскому учету.
Также, ч. 1 ст. 328 УК РФ установлена уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы.
Таким образом, распространение информации, способствующей уклонению от службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, побуждает граждан к совершению правонарушений и преступлений, за которые предусмотрены административная и уголовная ответственность, а также облегчает его совершение.
Кроме того, повышенное внимание со стороны государства к вопросу призыва на военную службу обусловлено серьезными трудностями с комплектованием Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации, что отрицательно сказывается на обороноспособности страны.
На момент проверки указанная информация, размещенная по приведенному электронному адресу, отсутствует в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрено ограничение доступа информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации, способами защиты гражданских прав, в частности, является пересечение действий, нарушающих право или создающих угрозы его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются государственными органами при разрешении административно- правовых споров, не связанных с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер административно-правовой ответственности.
Обеспечение доступа к информации, способствующей совершению уголовно или административно-наказуемых деяний, облегчает его совершение, вводя в заблуждение неопределенный круг лиц о законности совершения таких действий.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к указанному сайту необходимо ограничить. Признание интернет-сайта: <адрес> информацией, распространение которой запрещено, имеет юридическое значение.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратится в суд в защиту прав неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации.
В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Право прокурора на обращение в суд в порядке административного судопроизводства в защиту неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой прокурор в случае нарушения прав значительного числа граждан, защищаемых в порядке административного судопроизводства, предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах этих граждан, либо неопределенного круга лиц.
Учитывая изложенное, прокурор не только вправе, но и обязан инициировать возбуждение производства по административному делу, когда спор затрагивает интересы неопределенного круга лиц - пользователей Интернет ресурсов.
Таким образом, имеются основания для обращения с иском о прекращении обеспечения технической возможности доступа пользователей к интернет-сайту, на котором предлагается незаконно приобрести официальный документ - военный билет, что побуждает граждан к совершению правонарушения, за которое предусмотрена уголовная ответственность, облегчает его совершение.
Согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации вправе обратится в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При таком положении суд считает, что исковые требования военного прокурора 152 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть-полевая почта 51443 в защиту прав РФ, неопределенного круга лиц об ограничении доступа к информации являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление военного прокурора № военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть-полевая почта № в защиту прав РФ, неопределенного круга лиц об ограничении доступа к информации, - удовлетворить.
Признать интернет-сайт: <адрес>/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Включить интернет-сайт: <адрес>, в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись. С.Ю. Машевец
Копия верна: Судья- Секретарь-