УИД 62RS0001-01-2021-001908-30
№2а-1540/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2021 года <адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> в составе судьи Яцкив О.Г.,
при секретаре Румянцевой А.В.,
с участием старшего помощника прокурора Железнодорожного района г. Рязани Веденеевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, поданному в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению,
установил:
Прокурор Железнодорожного района г. Рязани, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации запрещенной к распространению.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Железнодорожного района г. Рязани в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства об информации, информационных технологиях проведен мониторинг информации, находящейся в общем доступе в сети Интернет, по результатам которого был выявлен Интернет-сайт http://diplomsa-web.com/ с информацией о продаже документов об образовании на территории Российской Федерации.
На указанном Интернет-сайте в открытом доступе без ограничения на передачу, копирование и распространение размещена информация, содержащая объявления о возможности приобретения дипломов об окончании различных высших и средних учебных заведений, размещен бланк заказа, а также стоимость документов об образовании.
Согласно данным сервиса 2ip.ru доменное имя http://diplomsa-web.com/ зарегистрировано, его IP адрес 145.239.62.233, регистратор указанного доменного имени находится во Франции, в связи с чем, владельца данного доменного имени установить не представилось возможным.
Информация о владельце Интернет-сайта (собственнике доменного имени) http://diplomsa-web.com/ на страницах Интернет-сайтов отсутствует.
Действующим законодательством установлен порядок выдачи дипломов об образовании.
Статьями 324, 327 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.
Статьей 19.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за подделку документов, подтверждающих наличие у лица права, а равно за подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт.
Сведения, размещенные на Интернет-сайте http://diplomsa-web.com/ вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования дипломов об окончании различных высших и средних учебных заведений, без прохождения соответствующего обучения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» на страницах по адресу: http://diplomsa-web.com/ предложений о возможности приобретения дипломов об окончании различных высших и средних учебных заведений ставит под угрозу порядок осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономически интересов физических и юридических лиц, общества и государства.
Указанный прокуратурой района Интернет-ресурс http://diplomsa-web.com/ отсутствует в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Прокурор просит суд:
1) признать информацию о продаже дипломов об окончании различных высших и средних учебных заведений на территории Российской Федерации, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайте с URL-адресом: http://diplomsa-web.com/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) обязать Управление Роскомнадзора по Рязанской области включить соответствующие сведения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Рязани Веденеева Е.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица о времени и месте разбирательства дела извещен, не явился, в отзыве на административное исковое заявление, направленном в адрес суда, указал, что полагает возможным признание информации на сайте http://diplomsa-web.com/ запрещенной к распространению на территории России, просил провести судебное заседание в отсутствие представителя Управления.
В силу ч.2 ст.150 КАС РФ, административное дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании главы 27.1 КАС РФ, дела о признании информации, размещенной в информационно - телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, рассматриваются в порядке административного судопроизводства.
По смыслу положений 29, 55 Конституции РФ, федеральным законом могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина, в том числе право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п.1 ст.10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» №149-ФЗ от 27.07.2006г., в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 6 статьи 10 приведенного ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ст.4 Закона РФ от 27.12.1991г. №2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия, и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Указанные нормы устанавливает запрет злоупотребления свободой массовой информации.
Исходя из смысла закона, злоупотребление свободой массовой информации – использование предоставленных средствами массовой информации гарантий прав и свобод во вред обществу или государству.
В соответствии с ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессий рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
Как установлено ч. 1, ч.2, ч.3 ст. 74 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих (при наличии таких разрядов, классов, категорий). Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.
В соответствии с ч.1 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации выдаются:
- документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;
- документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Как установлено ч. 10 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» документ о квалификации подтверждает:
1) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);
2) получение квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение (при наличии) квалификационного разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
Согласно ч. 11 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании п.п. 17 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей «За особые успехи в учении».
В силу п. 9 ст. 98 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обеспечения учета сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сведения о таких документах вносятся в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», формирование и ведение которой организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования. Федеральные государственные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, сведения о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении путем внесения этих сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
Таким образом, действующим законодательством установлен порядок выдачи дипломов об образовании.
Статьями 324, 327 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.
Статьей 19.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за подделку документов, подтверждающих наличие у лица права, а равно за подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт.
Судом установлено, что на интернет - сайте с URL-адресом http://diplomsa-web.com/, размещена информация, которая содержит сведения с информацией о продаже документов об образовании на территории Российской Федерации.
На указанном Интернет-сайте в открытом доступе без ограничения на передачу, копирование и распространение размещена информация, содержащая объявления о возможности приобретения дипломов об окончании различных высших и средних учебных заведений, размещен бланк заказа, а также стоимость документов об образовании.
Указанные обстоятельства подтверждаются скриншотами страниц с указанного сайта, имеющимися в материалах дела, письменными объяснениями Управления Роскомнадзора по Рязанской области от 13.05.2021г.
В силу ч.1 ст.15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет".
Согласно ч.2 ст.15.1 данного Федерального закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.5 ст.15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В соответствии с Положением о Федеральной службе Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), утвержденных Постановлением Правительства РФ №228 от 16.03.2009г., Роскомнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Интернет-ресурс http://diplomsa-web.com/ <данные изъяты> в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится, что подтверждается отзывом на административное исковое заявление от 13.05.2021г. Управления Роскомнадзора по Рязанской области, скриншотом Единого государственного реестра доменных имен указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В целях защиты прав неопределенного круга лиц, профилактики и пресечения совершения преступлений, суд считает необходимым признать, размещенную на интернет сайте с URL – адресом: http://diplomsa-web.com/ <данные изъяты>, информацией, запрещенной к распространению на территории РФ и после вступления решения суда в законную силу направить копию решения суда в Федеральную службу Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для внесения соответствующих сведений в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Согласно ч. 4. ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 180, 265.5 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление прокурора Железнодорожного района г. Рязани в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию о продаже дипломов об окончании различных высших и средних учебных заведений на территории Российской Федерации, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайте с URL-адресом: http://diplomsa-web.com/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций включить соответствующие сведения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение обратить к немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Рязанский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья