ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1541/20 от 12.08.2020 Ейского городского суда (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Ейск «12» августа 2020 года

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Тунгел А.Ю.,

при секретаре Попко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Ломовцева Ф.Ф. к администрации Ейского городского поселения Ейского района, заинтересованное лицо - Ейская межрайонная прокуратура, об оспаривании нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л :

ИП Ломовцев Ф.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением в котором просит признать недействующими со дня принятия абзац 2 пункта 2 (в части отсутствия условия об обязательном повторном проведении открытого конкурса), абзац 1 пункта 3 (в части указания, что «свидетельство и карты маршрута выдаются перевозчику администрацией Ейского городского поселения Ейского района (далее - администрация) один раз на срок, который не может превышать 180 дней...»), абзац 11 пункта 4 (в части установления требования представления копии документов, подтверждающих установку на каждое заявленное транспортное средство аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS Порядка выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карт маршрута регулярных перевозок без проведения открытого конкурса, утвержденного Постановлением Администрации Ейского городского поселения Ейского района №473 от 23.07.2020 г.

В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности Воронцов А.В. пояснил, что ИП Ломовцев Ф.Ф. является субъектом предпринимательской деятельности, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом. 23.07.2020 года на официальном сайте администрации поселения опубликовано Постановление Администрации Ейского городского поселения Ейского района №473 «Об утверждении Порядка выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карт маршрута регулярных перевозок без проведения открытого конкурса» (далее Порядок). Указание в Порядке о выдаче свидетельства без проведения открытого аукциона, противоречит ФЗ от 13 июля 2015 года № 220- ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации».

Представитель полагает, что наличие указанного пункта в Порядке в изложенной редакции является неполным и теряется основной смысл, заложенный законодателем, обязывающий уполномоченный орган местного самоуправления провести открытый конкурс на право выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в срок, не превышающий 180 дней. В пункте 3 Порядка указано, что «свидетельство и карты маршрута выдаются перевозчику администрацией Ейского городского поселения Ейского района один раз на срок, который не может превышать 180 дней, а в случае если обстоятельством для выдачи свидетельства явилось приостановление действия ранее выданного свидетельства - на срок приостановления действия данного свидетельства».

Наличие указанного пункта в Порядке в изложенной редакции противоречит вышестоящему законодательству, а именно искажен смысл вложенный законодателем, определяющим срок, на который выдается свидетельство на срок, не превышающий 180 дней и один раз. Из смысла текста порядка следует, что такая выдача свидетельств может производиться неоднократно разным перевозчикам каждому на срок, не превышающий 180 дней.

По мнению представителя, данные положения нормативного акта администрации поселения нарушают права Ломовцева Ф.Ф. и права иных перевозчиков, а также ставят в заведомо неравное положение с другими определенными потенциальными участниками конкурсных процедур, тем самым созданы дискриминационные условия, ограничивается конкуренция.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что с момента размещения информации, указанной в пункте 3 настоящего Порядка, перевозчик, изъявивший желание осуществлять транспортное обслуживание населения по муниципальному маршруту регулярных перевозок, указанному в информации, подает в администрацию заявление о намерении осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку с приложением к нему следующих документов: копии документов, подтверждающих установку на каждое заявленное транспортное средство аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Данная редакция Порядка противоречит Закону Краснодарского края от 21.12.2018 № 3931-КЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае», которая не предусматривает такого требования.

В связи с изложенным, представитель административного истца просит административное исковое заявление удовлетворить.

Представитель административного ответчика – администрации Ейского городского поселения Ейского района, действующий на основании доверенности Фролов А.А. требования административного истца не признает, в судебном заседании пояснил, что в отношении проекта постановления администрации Ейского городского поселения Ейского городского поселения Ейского района «Об утверждении Порядка выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок без проведения открытого конкурса» с 03.07.2020 г. по 13.07.2020 года проводилась антикоррупционная экспертиза. Предложений и замечаний по данном проекту, в том числе из Ейской межрайонной прокуратуры, не поступало. Постановление вступило в силу со дня его обнародования.

Также представитель административного ответчика указал, что частью 3 статьи 19 ФЗ от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены случаи выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок без проведения открытого конкурса.

Согласно ч. 3.1 ст. 19 Закона № 220-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, участники договора простого товарищества, которым свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующих маршрутов выдаются без проведения открытого конкурса в случаях, предусмотренных ч.3 ст. 19 Закона № 220-ФЗ, определяются в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона Краснодарского края от 21.12.2018 года № 3931-КЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются без проведения конкурса в случаях, предусмотренных ч.3 ст. 19 ФЗ от 13.07.2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" В частях 6 и 7 данной статьи закреплён порядок выдачи свидетельств без проведения открытого конкурса.

Абзац 2 п. 2 Порядка № 473 соответствует п. 1 ч.3 ст. 19 Закона № 220-ФЗ, согласно которому после наступления обстоятельств, предусмотренных ч. 10 ст. 24 Закона № 220-ФЗ (если участник открытого конкурса, которому предоставлено право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по предусмотренным конкурсной документацией маршрутам регулярных перевозок, отказался от права на получение хотя бы одного из свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам или не смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, такой конкурс признается несостоявшимся и назначается повторное проведение открытого конкурса) либо п. 1, 2 или 7 ч.1 ст. 29 Закона № 220-ФЗ, и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса.

По обстоятельствам, предусмотренным ч. 10 ст. 24 ФЗ № 220-ФЗ, выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт данного маршрута победителю открытого конкурса, признанного несостоявшимся, не допускается.

Изложение данного абзаца в иной редакции повлечет нарушение действующего законодательства.

Пункт 3 Порядка полностью воспроизводит положение ч. 6 ст. 19 Закона № 220-ФЗ и ч. 6 ст. 13 Закона № 3931-КЗ.

Согласно ч.7 ст. 13 Закона № 3931-КЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или участник договора простого товарищества должен иметь на праве собственности или ином законном основании транспортные средства, количественные и качественные характеристики которых соответствуют сведениям, включенным в соответствующий реестр маршрутов.

Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Ейского городского поселения Ейского района утвержден постановлением администрации Ейского городского поселения Ейского района от 12.02.2016 года № 123 (в редакции постановления от 6 марта 2020 года № 163). Данный реестр размещен на сайте администрации Ейского городского поселения в сети «Интернет» в разделе «Деятельность» подраздел «Транспорт».

В подграфе № 9 «Иные характеристики» графы «Характеристика транспортных средств» указано - установлена аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Следовательно, пункт 4 Порядка соответствует положениям ч. 7 ст.13 Закона № 3931-КЗ.

Обжалуемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав заявителей на осуществление предпринимательской деятельности, не препятствуют и не препятствовали им в принятии участия в конкурсе, не ограничивают количество потенциальных участников конкурса и не создают для кого-либо из них необоснованных преимуществ или дискриминационных условий.

В связи с изложенным, представитель административного ответчика просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Выслушав доводы представителей, изучив доводы административного иска и возражений, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагающего, что нарушений норм действующего законодательства в обжалуемом нормативно-правовом акте не имеется, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 208 КАС РФ и п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

В силу ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Проверяя полномочия администрации Ейского городского поселения Ейского района на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения.

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения (п. 7 ч. 1 ст.). Следовательно, административный ответчик – администрация Ейского городского поселения Ейского района является уполномоченным представительным органом местного самоуправления, имеющим полномочия по принятию оспариваемого нормативного акта.

Оспариваемым «Порядком выдачи свидетельства об осуществлении перевозок…» от 23.07.2020 года утвержден Порядок выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карт регулярных перевозок без проведения открытого конкурса, утвержденного Постановлением администрации Ейского городского поселения Ейского района № 473 от 23.07.2020 г.

Оспариваемый Порядок является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом и опубликованным 23.07.2020 года на официальном сайте администрации.

В ходе рассмотрения дела судом не установлено нарушений порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Частью 3 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены случаи выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок без проведения открытого конкурса.

Согласно ч. 3.1 ст. 19 Закона № 220-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, участники договора простого товарищества, которым свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующих маршрутов выдаются без проведения открытого конкурса в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 19 Закона № 220-ФЗ, определяются в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом.

В соответствии с ч. 5 ст.13 Закона Краснодарского края от 21 декабря 2018 года № 3931-КЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются без проведения конкурса в случаях, предусмотренных ч.3 ст. 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В частях 6 и 7 данной статьи закреплён порядок выдачи свидетельств без проведения открытого конкурса.

Абзац 2 пункта 2 Порядка № 473 соответствует пункту 1 части 3 статьи 19 Закона № 220-ФЗ, согласно которому после наступления обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 24Закона № 220-ФЗ (если участник открытого конкурса, которому предоставлено право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по предусмотренным конкурсной документацией маршрутам регулярных перевозок, отказался от права на получение хотя бы одного из свидетельств об осуществлении перевозокпо данным маршрутам или не смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, такой конкурс признается несостоявшимся и назначается повторное проведение открытого конкурса) либо пунктом 1, 2 или 7 части 1 статьи 29Закона № 220-ФЗ, и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса. По обстоятельствам, предусмотренным частью 10 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ, выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт данного маршрута победителю открытого конкурса, признанного несостоявшимся, не допускается.

Изложение данного абзаца в иной редакции повлечет нарушение действующего законодательства.

Пункт 3 Порядка полностью воспроизводит положение части 6 статьи 19 Закона № 220-ФЗ и части 6 статьи 13 Закона № 3931-КЗ.

Согласно части 7 статьи 13 Закона № 3931-КЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или участник договора простого товарищества должен иметь на праве собственности или ином законном основании транспортные средства, количественные и качественные характеристики которых соответствуют сведениям, включенным в соответствующий реестр маршрутов.

Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Ейского городского поселения Ейского района утвержден постановлением администрации Ейского городского поселения Ейского района от 12 февраля 2016 года № 123 (в редакции постановления от 6 марта 2020 года № 163). Данный реестр размещен на сайте администрации Ейского городского поселения в сети «Интернет» в разделе «Деятельность» подраздел «Транспорт».

В подграфе «Иные характеристики» графы «Характеристика транспортных средств» указано - установлена аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Следовательно, пункт 4 Порядка соответствует положениям части 7 статьи 13 Закона № 3931-КЗ.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Таким образом, для признания нормативного правового акта недействительным необходимо два условия: его не соответствие закону или иным правовым актам и нарушение прав и охраняемых законом интересам.

Обжалуемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав заявителей на осуществление предпринимательской деятельности, не препятствуют и не препятствовали им в принятии участия в конкурсе, не ограничивают количество потенциальных участников конкурса и не создают для кого-либо из них необоснованных преимуществ или дискриминационных условий.

Кроме того, в отношении проекта постановления администрации Ейского городского поселения Ейского городского поселения Ейского района «Об утверждении Порядка выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок без проведения открытого конкурса» проводилась антикоррупционная экспертиза. Предложений и замечаний по данном проекту, в том числе из Ейской межрайонной прокуратуры, не поступало.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд -

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя Ломовцева Ф.Ф. к администрации Ейского городского поселения Ейского района, заинтересованное лицо - Ейская межрайонная прокуратура о признании недействующими со дня принятия абзац 2 пункта 2 (в части отсутствия условия об обязательном повторном проведении открытого конкурса), абзац 1 пункта 3 (в части указания, что «свидетельство и карты маршрута выдаются перевозчику администрацией Ейского городского поселения Ейского района (далее - администрация) один раз на срок, который не может превышать 180 дней...»), абзац 11 пункта 4 (в части установления требования представления копии документов, подтверждающих установку на каждое заявленное транспортное средство аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS) Порядка выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карт маршрута регулярных перевозок без проведения открытого конкурса, утвержденного Постановлением Администрации Ейского городского поселения Ейского района №473 от 23.07.2020 г. – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ейский городской суд в срок один месяц со дня изготовления решения в полном объеме, то есть с 17 августа 2020 года.

Председательствующий