Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2021 года
Дело № 2а-1541/2021
УИД 51RS0021-01-2021-001601-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2021 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области составе:
председательствующего судьи Ревенко А.А.
при секретаре Ратниковой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, указывая, что ФИО1 имеет задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 607 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 год в размере 52 копейки, по уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 13 237 рублей и пени в размере 11 рублей 25 копеек.
На налогоплательщика в 2019 году были зарегистрированы транспортные средства: ***.
В соответствии со статьями 359, 361 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Мурманской области от 18 ноября 2002 года № 368-01-ЗМО налогоплательщику исчислен транспортный налог за вышеуказанные автомобили, расчет которого приведен в налоговом уведомлении от 01 сентября 2020 года N 71292839.
Однако в срок, установленный абз. 3 п. 1 ст. 363 НК Российской Федерации налогоплательщик налог не уплатил, что послужило основанием для начисления ему, в соответствии со ст. 75 НК РФ, пени и направления требования об уплате налога и пени от 08 декабря 2020 года N 20105. Указанное требование налогоплательщиком до настоящего времени не исполнено.
Кроме того, орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, представил сведения о том, что на налогоплательщика в 2019 году был зарегистрирован объект недвижимого имущества – квартира по адресу: ***.
Расчет налога на имущество физических лиц приведен в налоговом уведомлении от 01 сентября 2020 года N 71292839.
В установленный законом срок, предусмотренный п. 1 ст. 409 НК РФ, налогоплательщик налог не уплатила, что послужило основанием для начисления пени и направления требования от 08 декабря 2020 года N 20105 об уплате налога и пени. Указанное требование налогоплательщиком до настоящего времени не исполнено.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требований об уплате налога и пени Межрайонная ИФНС обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
02 марта 2021 года мировым судьей вынесен судебный приказ, который 26 марта 2021 года отменен на основании заявления налогоплательщика.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2019 год в сумме 13 237 рублей, пени в размере 11 рублей 25 копеек, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 607 рублей, пени в размере 00 рублей 52 копейки.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивает на удовлетворении заявленных требований, изложенных в административном исковом заявлении.
Административный ответчик и его представитель в судебное заседание не прибыли, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу ч. 2 ст. 289 названного Закона неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Исследовав материалы дела, материалы административного дела № 2а-703/2021 о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС Российской Федерации).
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации определена обязанность налогоплательщика по самостоятельной уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. ст. 19, 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.
Согласно абз. l ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (пункт 3).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговые ставки установлены статьей 5 Закона Мурманской области от 18 ноября 2002 года № 368-01-ЗМО «О транспортном налоге» и составляют, в частности, 10 рублей для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно, 12 рублей для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно.
В соответствии с п. l ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Из положений п. 4, 11 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в электронной форме сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Во исполнение указанных выше положений Налогового кодекса Российской Федерации, орган, осуществляющий государственную регистрацию транспортных средств, представил в налоговые органы сведения о том, что на налогоплательщика в 2018 году были зарегистрированы транспортные средства: ***
Подпунктом 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя в лошадиных силах.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, которым, в соответствии с п. 1 ст. 360 НК Российской Федерации, признается календарный год, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2 ст. 362 НК Российской Федерации).
Налогоплательщику был исчислен транспортный налог за указанные выше автомобили за 2019 год в размере 13 237 рублей по сроку уплаты 02.12.2020.
Пунктами 1,2 ст. 11.2 НК Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Личный кабинет налогоплательщика – информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Порядок получения налогоплательщиками – физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики – физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
ФИО1 как пользователь личного кабинета налогоплательщика, зарегистрирована 28.10.2015.
С учетом положений налогового законодательства, налоговое уведомление от 01 сентября 2020 года N 71292839, содержащее расчет налога за 2019 год, направлено в адрес налогоплательщика посредством личного кабинета налогоплательщика. Днем получения требования в данном случае является день, следующий за днем размещения требования в личном кабинете (пункт 4 статьи 31 Кодекса).
Таким образом, уведомление считается полученным 26 сентября 2020 года.
В срок, установленный абз. 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик налог не уплатил, что послужило основанием для начисления ему, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени и направления требования об уплате налога и пени от 08 декабря 2020 года N 20105.
За неуплату сумм налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок, в соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начисляется пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Указанное требование также направлено в адрес налогоплательщика посредством ЛК и получено 11 декабря 2020 года (в силу пункта 4 статьи 31 Кодекса).
Сведений о том, что ФИО1 обращалась в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат.
Таким образом, ФИО1, имея личный кабинет налогоплательщика и доступ в него, имела возможность ознакомиться с направленным в ее адрес налоговым уведомлением, а также требованием об уплате налогов и пени.
До настоящего времени требование об уплате транспортного налога налогоплательщиком не исполнено.
Также согласно п.1 ст. 1 Закон РФ от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (ред. от 02.11.2013) (далее – Закон) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Статьей 2 указанного закона установлено, что объектами налогообложения признаются, в том числе, квартиры.
Согласно ст. 5 Закона исчисление налогов производится налоговыми органами ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москва, Санкт-Петербург или Севастополь) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (пункт 1 статьи 401 НК Российской Федерации).
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1 статьи 408 НК РФ).
Во исполнение указанных выше положений, в налоговые органы представлены сведения о том, что на налогоплательщика в 2019 году был зарегистрирован следующий объект недвижимого имущества:
- квартира по адресу: ***.
Налогоплательщику был исчислен налог на имущество за 2019 год, расчет налога приведен в налоговом уведомлении от 01 сентября 2020 года.
Как указано выше, данное налоговое уведомление направлено через личный кабинет налогоплательщика, считается полученным 26 сентября 2020 года.
За неуплату сумм налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок, в соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начисляется пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В соответствии с абз. 3 п. l ст. 45, ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес налогоплательщика посредством личного кабинета налогоплательщика направлено требование от 08 декабря 2020 года N 20105 об уплате налога и пени, получено 11 декабря 2020 года (в силу пункта 4 статьи 31 Кодекса).
Требование об уплате налога и пени не исполнено.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требований об уплате налога и пени Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Североморского судебного района Мурманской области с заявлением о выдаче судебного приказа.
Мировым судьей 02 марта 2021 года вынесен судебный приказ № 2а-703/2021. Однако 26 марта 2021 года на основании заявления должника указанный судебный приказ отменен.
Как регламентировано в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац первый); если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов и пени превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй).
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Поскольку вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Материалами административного дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что определением мирового судьи судебного участка № 3 Североморского судебного района Мурманской области 26 марта 2021 года судебный приказ от 02 марта 2021 года о взыскании недоимки налогам, пени отменен по причине поступивших возражений от административного ответчика.
Отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента его отмены.
Настоящее административное исковое заявление подано в Североморский районный суд 26 мая 2021 года (направлено почтовой корреспонденцией 21 мая 2021 года, что усматривается из оттиска штампа почтовой корреспонденции).
При таком положении суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление к ФИО1 подано Инспекцией в суд в установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок.
С учетом изложенного, суд удовлетворяет требования в полном объеме.
В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная по правилам статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статей 176, 178 КАС Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области задолженность по транспортному налогу за 2019 год в сумме 13 237 рублей, пени 11 рублей 25 копеек, по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 607 рублей, пени 00 рублей 52 копейки, а всего: 13 855 (тринадцать тысяч восемьсот пятьдесят пять) рублей 77 копеек.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 554 (пятьсот пятьдесят четыре) рубля 23 копейки.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца.
Председательствующий А.А. Ревенко