РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2016 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд ХМАО - Югры в составе председательствующего судьи Черкашина В.В.,
при секретаре Русановой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-942-1544/2016 по административному исковому заявлению ООО «Лукойл-Западная Сибирь» к Управлению Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании недействительным предписаний Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре №№ 471-ОН/7, 472-ОН/7, 473-ОН/7, 474-ОН/7, 475-ОН/7, 476-ОН/7, 478-ОН/7, 490-ОН/30 от 13.11.2015г. об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Лукойл-Западная Сибирь» обратилось в Ханты - Мансийский районный суд ХМАО - Югры с требованием о признании незаконным и подлежащим отмене предписаний Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре №№ 471-ОН/7, 472-ОН/7, 473-ОН/7, 474-ОН/7, 475-ОН/7, 476-ОН/7, 478-ОН/7, 490-ОН/30 от 13.11.2015г. об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Требования мотивированы тем, что 13.11.2015 года Управлением Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Западная Сибирь» вынесены предписания №№ 471-ОН/7, 472-ОН/7, 473-ОН/7, 474-ОН/7, 475-ОН/7, 476-ОН/7, 478-ОН/7, 490-ОН/30, согласно которым обществу предложено в срок до 30.09.2016 года обеспечить проведение производственного контроля за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод на объектах размещения отходов: шламовом амбаре куста № 572 Ватьеганского месторождения, шламовом амбаре куста № 588 Ватьеганского месторождения, шламовом амбаре куста № 586 Ватьеганского месторождения, шламовом амбаре куста № 196Р Свободного месторождения, шламовом амбаре куста № 195Р Свободного месторождения, шламовом амбаре куста № 199П Северо-Ватьеганского месторождения, шламовом амбаре куста № 526 Ватьеганского месторождения, шламовом амбаре куста № 85б Ватьеганского месторождения, шламовом амбаре куста № 226Р Северо-Покачевского месторождения, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и требованиями санитарно-эпидемиологоческого законодательства, а также обеспечить включение объектов размещения отходов вышеуказанных месторождений в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Вынесение указанных предписаний не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку нормами Закона № 294-ФЗ не предусмотрена выдача нескольких предписаний по результатам одной проверки. Также указывает, что конечным результатом мероприятий по государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов является составление акта проверки, и в случае выявления нарушений – на основании акта проверки выдает предписание по устранению выявленных нарушений. В предписаниях указано одно нарушение по нескольким объектам и по этим же объектам указано второе нарушение. Кроме того указывает, что мероприятия по производственному контролю за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод административным истцом ведутся постоянно. Проводится экологический мониторинг природной среды, в том числе мониторинг грунтовых вод объектов размещения отходов, на основании заключенных с лабораторией ООО «Центр научно-исследовательских и производственных работ» на лицензионных участках истца. Также административным истцом в полном объеме исполнена обязанность по внесению объектов размещения отходов в ГРОРО, так как были направлены в адрес административного ответчика необходимые пакеты документов. Обжалуемые предписания не соответствует критерию исполнимости, так как из их содержания невозможно установить, какие конкретно действия еще следует совершить обязанному субъекту в целях надлежащего исполнения указанных ненормативных правовых актов.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного заседания, не явились, представитель истца направил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с ч.7 ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
В связи с указанным, суд определил административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Западная Сибирь» о признании недействительным предписаний Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре №№ 471-ОН/7, 472-ОН/7, 473-ОН/7, 474-ОН/7, 475-ОН/7, 476-ОН/7, 478-ОН/7, 490-ОН/30 от 13.11.2015г. об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, рассмотреть в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
Исследовав и проанализировав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Статьями 9 и 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регламентированы действия по организации и проведению плановой и внеплановой проверок, которые обязан совершить административный орган при выполнении той либо иной проверки.
Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 196 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, который определяет последовательность совершения административных процедур и отдельных действий при осуществлении государственной функции.
Согласно п. 11 Административного регламента, результатом проверки является составление акта проверки и других документов по установленной форме в соответствии с разделом Административного регламента "Оформление результатов проверок и направление их пользователям недр, в отношении которых проводилась проверка".
Административным регламентом определена следующая процедура проведения плановой проверки (раздел 3.3).
Основаниями для начала административной процедуры является приказ или распоряжения руководителя или заместителя руководителя Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора о проведении плановой проверки.
Должностным лицом, ответственным за выполнение административного действия, является должностное лицо Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора согласно приказу или распоряжению о проведении плановой проверки.
По результатам проверки должностными лицами Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора, осуществляющими федеральный государственный надзор, составляется акт проверки по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При выявлении в ходе проведения проверки нарушений должностное лицо, осуществляющее федеральный государственный надзор, выдает уполномоченному представителю проверяемого пользователя недр предписание, оформленное в установленном порядке, по каждому нарушению отдельно.
Положения ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" корреспондируют с изложенными требованиями о том, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Как следует из материалов дела, все обжалуемые административным истцом предписания выданы на основании акта проверки № 251 от 13.11.2015г., что следует из самих обжалуемых предписаний.
Возможность вынесения нескольких предписаний по результатам одной проверки в отношении одного проверяемого лица нормами Закона № 294-ФЗ не предусмотрена.
Таким образом, выдача должностным лицом одному проверяемому лицу нескольких предписаний об устранении однородных нарушений природоохранного законодательства, выявленного в результате одной проверки, не основана на законе.
Кроме того, согласно обжалуемых предписаний, административному истцу предписано обеспечить проведение производственного контроля за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод на объектах размещения отходов в соответствии с требованиями законодательства в области обращения с отходами и требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а также обеспечить включение объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу пункта 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ, объекты размещения отходов должны быть внесены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
В соответствии с пунктом 18 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утверждённого Приказом Минприроды России от 30.09.2011 №792, ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученных в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010 № 49. Источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований объектов размещения отходов; фондовые материалы и иная документация.
По завершению сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов, юридическим лицом на каждый объект размещения отходов составляется характеристика ОРО, которая направляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения ОРО, по форме, согласно приложению к вышеназванным Правилам.
Территориальные органы Росприроднадзора, с даты поступления от юридического лица характеристик ОРО, в 10-дневный срок представляют в Росприроднадзор информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО, Росприроднадзор в 15-дневный срок рассматривает указанную информацию, принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО (п. 19, п.20 Порядка ведения государственного кадастра отходов).
Из представленных административным истцом материалов следует, что Приказом ООО «Лукойл-Западная Сибирь» от 04.3.2014г. № 66 введен в действие с 01.03.2014г. Порядок осуществления производственного контроля в области с обращения с отходами ООО «Лукойл-Западная Сибирь». Данный приказ согласован с Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу Письмом от 16.12.2013 г. № 06-04-24/7353.
Согласно разделу 1 указанного Порядка производственный контроль в области обращения с отходами - составная часть природоохранной деятельности Общества, представляющая собой систему мероприятий, осуществляемых уполномоченным структурным подразделением, в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды от негативного воздействия отходов производства, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области обращения с отходами, установленных природоохранным законодательством.
Так же в Порядком определено, что производственный контроль в области обращения с отходами включает в себя проведение таких мероприятий, как мониторинг подземных вод, мониторинг почвы, визуальный контроль наполнения амбаров, своевременную откачку жидкой фракции, визуальный контроль шламовых амбаров, визуальный контроль наполнения дренажных емкостей, визуальный контроль целостности гидроизоляционного материала.
В соответствии с договором №14С5770/211 1505 от 28.01.2015г., заключенным между ООО «Лукойл-Западная Сибирь» и ООО «Центр научно-исследовательских и производственных работ», на лицензионных участках ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" проводится экологический мониторинг природной среды, в том числе мониторинг грунтовых вод объектов размещения отходов.
Проектной документацией «Строительство скважины № 196Р Свободного месторождения», имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы № 94 от 14.11.2013г., утверждённое приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре № 1729 от 14.11.2013 г., предусмотрена периодичность отбора проб 2 раза в год (Заключение ГЭЭ № 94 от 14.11.2013г.). Пакет документов для постановки на учет в ГРОРО направлен в 2015 г. (исх. № 53/2-20- 406 Пх от 24.06.2015). После обработки данных. Управлением Росприроднадзора по ХМАО- Югре направлены документы для регистрации в адрес Центрального аппарата Росприроднадзора (ЦА РПН). 01.10.2015 г. и 26.11.2015 г. ТПП «Повхнефтегаз» направлены запросы (исх. № 53/2-20-571 Пх от 01.10.2015 г.; исх. № 53/2-20-676 Пх от 26.11.2015 г.) в адрес ЦА РПН о предоставлении сведений о ходе регистрации объектов размещения отходов, о чем свидетельствуют копии писем № 53/2-20-406Пх от 24.06.2015 (о per.); № 53/2-20-457 Пх от 10.08.2015 (о ходе per.); № 03-1/7439 от 13.08.2015 (напр. в ЦРПН на per., исх. № 03-1/6645 от 20.07.15); № 53/2-20-571 Пх от 01.10.2015 (о ходе per.) в ЦА РПН; № 53/2-20-676 Пх от 26.11.2015 (о ходе per.) в ЦА РПН.
В соответствии с проектной документацией на «Строительство скважины № 195Р Свободного месторождения», на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы № 52 от 17.06.2013г., утверждённое приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО- Югре № 1018 от 01.07.2013 г. предусмотрена следующая периодичность отбора проб: начало половодья, летне-осенняя межень, перед ледоставом. Пакет документов для постановки на учет в ГРОРО направлен в 2015 г. (№ 53/2-20-422 Пх от 30.06.2015). После обработки данных. Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре направлены документы для регистрации в адрес Центрального аппарата Росприроднадзора (ЦА РПН). 01.10.2015 г. и 26.11.2015 г. ТПП «Повхнефтегаз» направлены запросы (исх. № 53/2-20-571 Пх от 01.10.2015 г.; исх. № 53/2-20-676 Пх от 26.11.2015 г.) в адрес ЦА РПН о предоставлении сведений о ходе регистрации объектов размещения отходов, что подтверждается копиями писем № 53/2-20-422 Пх от 30.06.2015 (о per.); № 53/2-20-457 Пх от 10.08.2015 (о ходе per.); № 03-1/7439 от 13.08.2015 (напр. в ЦРПН на per., исх. № 03-1/6645 от 20.07.15); № 53/2-20-571 Пх от 01.10.2015 (о ходе per.) в ЦА РПН; № 53/2-20-676 Пх от 26.11.2015 (о ходе per.) в ЦА РПН.
Согласно Проектной документацией на «Строительство скважины № 199П Северо-Ватьеганского месторождения», на которое имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы № б/н от 05.08.2013г., утверждённое приказом Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу № 703 от 09.08.2013 г. предусмотрена следующая периодичность отбора проб: начало половодья, летне-осенняя межень, перед ледоставом (стр. 22 (Экол. Монит.) Заключения ГЭЭ № б/н от 05.08.2013г.). Пакет документов для постановки на учет в ГРОРО направлен в 2014 г. (№53/2-20- 91 Шх от 22.12.2014). После обработки данных, Управлением Росприроднадзора по ХМАО- Югре направлены документы для регистрации в адрес Центрального аппарата Росприроднадзора (ЦА РПН). 01.10.2015 г. и 26.11.2015 г. ТПП «Повхнефтегаз» направлены запросы (исх. № 53/2-20-571 Пх от 01.10.2015 г.; исх. № 53/2-20-676 Пх от 26.11.2015 г.) в адрес ЦА РПН о предоставлении сведений о ходе регистрации объектов размещения отходов, что подтверждается копиями писем № 53/2-20-911Пх от 22.12.2014 (о per.); №03-1/10465 от 31.12.2014 (на доработку); № 53/2-20-280Пх от 13.04.2015 (о per.); № 53/2-20-418 Пх от 29.06.2015 (о ходе per.); № 03-1/6489 от 14.07.2015 (напр. в ЦРПН на per., исх. № 03-1/5289 от 11.06.2015); № 53/2-20-571 Пх от 01.10.2015 (о ходе per.) в ЦА РПН № 53/2-20-676 Пх от 26.11.2015 (о ходе per.) в ЦА РПН.
Согласно проектной документацией «Обустройство кустов скважин №№ 586, 85Б, 222Б, 572 Ватьеганского месторождения», имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы № 19/ээ от 21.03.2012г., утверждённой приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тюменской обл. № 313-Э от 21.03.2012 г., предусмотрена следующая периодичность отбора проб: начало половодья, летне- осенняя межень, перед ледоставом. На замкнутых водоемах: летне-осенняя межень (стр. 24 Заключения ГЭЭ № 19/ээ от 21.03.2012г.). Пакет документов для постановки на учет в ГРОРО направлен в 2014 г. (исх. № 53/2-20- 173 Пх от 03.03.2014). Однако уведомления от Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре. В 2015 г. повторно собран и направлен в адрес Управления пакет документов для регистрации, что подтверждается копиями писем № 53/2-20-173 Пх от 03.03.2014 ( о per.); № 53/2-20-426 Пх от 01.07.2015 ( о per.); № 53/2-20-457 Пх от 10.08.2015 (о ходе рег.).
Согласно проектной документации «Обустройство кустов скважин №№ 91Б, 588 и скважины 198Р Ватьеганского месторождения», имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы № 13/ээ от 20.02.2014г., утверждённой приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тюменской обл. № 195-э от 20.02.2014 г., предусмотрена следующая периодичность отбора проб: 2 раза за период строительства (до начала строительных работ), и после завершения строительства. Начало половодья, летне-осенняя межень, перед ледоставом. На замкнутых водоемах: летне-осенняя межень (стр. 25-26 (ПК вода) Заключения ГЭЭ № 13/ээ от 20.02.2014г.). Пакет документов для постановки на учет в ГРОРО направлен в 2015 г. (исх. № 53/2-20- 422 Пх от 30.06.2015). После обработки данных, Управлением Росприроднадзора по ХМАО- Югре направлены документы для регистрации в адрес Центрального аппарата Росприроднадзора (ЦА РПН). 01.10.2015 г. и 26.11.2015 г. ТПП «Повхнефтегаз» направлены запросы (исх. № 53/2-20-571 Пх от 01.10.2015 г.; исх. № 53/2-20-676 Пх от 26.11.2015 г.) в адрес ЦА РПН о предоставлении сведений о ходе регистрации объектов размещения отходов что подтверждается копиями писем № 53/2-20-422 Пх от 30.06.2015 (о per.); № 53/2-20-457 Пх от 10.08.2015 (о ходе per.); № 03-1/7439 от 13.08.2015 (напр. в ЦРПН на per., исх. № 03-1/6645 от 20.07.15); №53/2-20-571 Пх от 01.10.2015 (о ходе per.) в ЦА РПН; № 53/2-20-676 Пх от 26.11.2015 (о ходе per.) в ЦА РПН.
Как было указано выше, предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Обжалуемые предписания административного органа вынесены без учета вышеизложенных мероприятий, проведенных административным истцом для обеспечения производственного контроля за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод и по включению объектов размещения отходов в ГРОРО.
Кроме того, в обжалуемых предписаниях не указано, какие конкретно мероприятия административному истцу еще необходимо выполнить для обеспечения производственного контроля за влиянием хозяйственной деятельности и по включению объектов размещения отходов в ГРОРО.
В силу п.4 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания указанного обстоятельства возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 КАС РФ).
При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет требование Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Западная Сибирь», признав незаконными предписания №№ 471-ОН/7, 472-ОН/7, 473-ОН/7, 474-ОН/7, 475-ОН/7, 476-ОН/7, 478-ОН/7, 490-ОН/30 от 13.11.2015г.
На основании ч.1 ст. 111 КАС РФ суд возлагает на Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре обязанность возместить судебные расходы по оплате госпошлины в размере 16 000 рублей ввиду удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 294 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Западная Сибирь» к Управлению Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании недействительными предписаний №№ 471-ОН/7, 472-ОН/7, 473-ОН/7, 474-ОН/7, 475-ОН/7, 476-ОН/7, 478-ОН/7, 490-ОН/30 от 13.11.2015г. от 13.11.2015г. об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований – удовлетворить.
Признать незаконными предписания №№ 471-ОН/7, 472-ОН/7, 473-ОН/7, 474-ОН/7, 475-ОН/7, 476-ОН/7, 478-ОН/7, 490-ОН/30 от 13.11.2015г. Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре.
Обязать Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре отменить предписания №№ 471-ОН/7, 472-ОН/7, 473-ОН/7, 474-ОН/7, 475-ОН/7, 476-ОН/7, 478-ОН/7, 490-ОН/30 от 13.11.2015 года.
Обязать Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре направить письменное сообщение в Ханты-Мансийский районный суд в срок не позднее одного месяца со дня получения решения суда об его исполнении.
Взыскать с Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Западная Сибирь» судебные расходы в размере 16 000, 0 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда В.В. Черкашин