Дело №2а-1544/2021
УИД 43RS0017-01-2021-002187-81
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Кирово-Чепецк 31 августа 2021 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Щелчковой Н.А.,
при секретаре Шибановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием административного ответчика ФИО4 административное дело №2а-1544/2021 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по <адрес> к ФИО5 о взыскании недоимки по налогам,
установил:
Межрайонная ИФНС России *** по <адрес> обратилась в суд с административным иском к ФИО6 (ИНН ***) о взыскании недоимки по налогам.
В обоснование заявленных требований указано, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России *** по <адрес> состоит в качестве налогоплательщика ФИО7 у которого имеются недоимки по налогам за 2016 год в общей сумме 1189,06 руб. В установленные законом сроки должником налог уплачен не был, на сумму недоимки налоговым органом начислены пени. Согласно ст.ст.69,70 НК РФ налоговым органом в отношении ФИО8 выставлено и направлено требование от <дата>*** об уплате налога и пени, которое до настоящего времени должником в полном объеме не исполнено, остаток задолженности составляет 1189,06 руб.
Межрайонная ИФНС России *** по <адрес> просит суд взыскать с ФИО9 (ИНН ***) недоимки по налогам в размере 1189,06 руб., из которых: транспортный налог с физических лиц за 2016 год в размере 1050 руб., пени в размере 17,10 руб. по требованию от <дата>***; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2016 год в размере 120 руб., пени в размере 1,96 руб. по требованию от <дата>***.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России *** по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в административном исковом заявлении дело просил рассмотреть без его участия. В дополнительной информации по делу от <дата> указано, что в информационных ресурсах Инспекции отражено, что ФИО10 является пенсионером с <дата> года (удостоверение А *** от <дата>), а также отражена льгота «<данные изъяты>» с <дата>. При исчислении транспортного налога за 2016 год в отношении легкового автомобиля <данные изъяты>, мощностью *** л.с., была учтена указанная налоговая льгота. Сумма налога за 2016 год с учетом льготы составила 1050 руб., что отражено в налоговом уведомлении от <дата>***. В отношении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью *** кв.м., принадлежащего ФИО11 исчисление земельного налога с учетом вычета *** кв.м. в соответствии с действующим законодательством производится с 2017 года, в связи с чем, при исчислении земельного налога за 2016 год в отношении указанного участка, налоговый вычет не применялся (л.д.25-26). Также в дополнительной информации по делу от <дата> указано, что административный иск получен ФИО12 лично <дата>, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении. При этом в иске помимо ФИО административного ответчика указаны иные его данные: ИНН, адрес регистрации, дата и место рождения, что позволяет его однозначно идентифицировать. Кроме того, ФИО13 не отрицает наличие у него в собственности имущества, на которое начислены указанные налоги за 2016 год. Задолженность ФИО14 в полном объеме не уплачена, доказательств обратного в материалы дела не представлено. Просит заявленные требования удовлетворить (л.д.40-41).
Административный ответчик ФИО15 в судебном заседании с требованиями Межрайонной ИФНС России *** по <адрес> не согласился, пояснил, что его фамилия ФИО1, а не ФИО1, как указано в административном исковом заявлении, при этом срок для подачи настоящего административного иска истек, так как нарушен трехгодичный срок. От уплаты земельного налога он освобожден, так как является военным пенсионером с <дата> года, транспортный налог им уплачивался ежегодно в установленный законом срок до продажи автомобиля другому физическому лицу. Просит отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Возражения административного ответчика приобщены к материалам дела (л.д.28-29).
Суд, выслушав административного ответчика, изучив и исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ, ч.1 ст.3 и п.1 ч.1 ст.23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Как следует из п.9 ч.1 ст.31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п.3 и п.5 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
В соответствии п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В силу п.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Судом установлено, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России *** по <адрес> состоит в качестве налогоплательщика ФИО16., у которого имеются недоимки по налогам за 2016 год в общей сумме 1189,06 руб., из которых: транспортный налог с физических лиц за 2016 год в размере 1050 руб., пени в размере 17,10 руб. по требованию от <дата>***; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2016 год в размере 120 руб., пени в размере 1,96 руб. по требованию от <дата>***.
Налоговым органом <дата> в соответствии со ст.52 НК РФ по адресу регистрации административного ответчика было направлено налоговое уведомление *** от <дата> об уплате налогов в сумме 1170 руб., срок уплаты установлен – не позднее <дата> (л.д.15,16).
В установленные законом сроки налоги административным ответчиком уплачены в полном объеме не были, в связи с чем, на сумму недоимки, в соответствии со ст.75 НК РФ, налоговым органом начислены пени.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.п. 1 и 3 п.1 ст.45 НК РФ).
В соответствии с п.2 ст.69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п.1 ст.70 НК РФ).
Согласно ст.ст.69,70 НК РФ налоговым органом в отношении ФИО17 выставлено и направлено <дата> требование от <дата>*** об уплате налога и пени в срок до <дата>, которое до настоящего времени должником в полном объеме не исполнено, остаток задолженности составляет 1189,06 руб. (л.д.17-18).
Судом установлено, что требование об уплате налогов и пени было направлено налоговым органом в адрес ФИО1 в установленный законом срок. Однако в установленный срок указанное требование административным ответчиком исполнено не было.
В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
<дата> мировым судьей судебного участка *** Кирово-Чепецкого судебного района <адрес> по заявлению МРИ ФНС России *** по <адрес> был выдан судебный приказ *** о взыскании с ФИО18 в пользу МРИ ФНС России *** по <адрес> задолженности по налогам и пени в сумме 1189,06 руб. и расходов по уплате госпошлины в размере 200 руб., который <дата> определением мирового судьи судебного участка *** Кирово-Чепецкого судебного района <адрес>, и.о. мирового судьи судебного участка *** Кирово-Чепецкого судебного района <адрес> отменен по заявлению должника (л.д.12).
Поскольку общая сумма налога, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, не превысила 10000 рублей, то суд, руководствуясь установленным абз.3 п.2 ст.48 НК РФ шестимесячным сроком на подачу заявления в суд общей юрисдикции со дня истечения трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, приходит к выводу о том, что налоговый орган не пропустил срок подачи заявления мировому судье на выдачу судебного приказа на взыскание задолженности по налогам и пени с административного ответчика.
Согласно п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление подано в Кирово-Чепецкий районный суд <адрес><дата> (л.д.6).
Суд установил, что налоговый орган с учетом истечения срока исполнения требования об уплате недоимки (3 года) и с учетом установленного шестимесячного срока для подачи заявления в суд общей юрисдикции, не пропустил срок подачи административного искового заявления с требованием о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и пени (<дата> + 3 года + 6 месяцев = <дата>).
Таким образом, в судебном заседании доводы административного ответчика о пропуске налоговым органом срока для предъявления в суд настоящего административного искового заявления не нашли своего подтверждения и опровергаются материалами дела.
До настоящего времени недоимки по налогам и пени административным ответчиком не уплачены, доказательств обратного, вопреки доводам ФИО1, не представлено, размеры указанных недоимок не оспорены, расчет с указанием иных сумм суду не представлен.
Также суд не принимает иные доводы административного ответчика (идентификация налогоплательщика, предоставление налоговых льгот) ввиду следующего.
Административный иск, направленный Инспекцией, получен ФИО19 лично <дата>, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (л.д.45). При этом в административном иске помимо ФИО административного ответчика указаны иные его данные: ИНН, адрес регистрации, дата и место рождения, что позволяет его однозначно идентифицировать. Кроме того, ФИО20 не отрицает наличие у него в собственности имущества, на которое начислены указанные налоги за 2016 год (автомобиль <данные изъяты>, земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>, площадью ***.м. (л.д.13,14).
Таким образом, оснований полагать, что административный иск предъявлен не к административному ответчику ФИО21 (ИНН ***), у суда не имеется.
Также судом установлено, что ФИО22 является пенсионером с <дата> года (удостоверение А *** от <дата>), при этом, ему полагается льгота категории «<данные изъяты>» с <дата>.
При исчислении транспортного налога за 2016 год в отношении легкового автомобиля <данные изъяты>, мощностью *** л.с., налоговым органом была учтена налоговая льгота, предусмотренная п.п.1 п.3 ст.<адрес> от <дата>***-ЗО «О транспортном налоге в <адрес>». Сумма налога за 2016 год с учетом льготы составила 1050 руб., что отражено в налоговом уведомлении от <дата>*** (л.д.15).
В соответствии с п.п.8 п.5 ст.391 НК РФ налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий: пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
Согласно п.6.1 ст.391 НК РФ уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.
Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет. Уведомление о выбранном земельном участке может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.
В силу п.13 ст.14 Федерального закона РФ от <дата> №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения пп.8 п.5 ст.391 НК РФ применяются к порядку исчисления за налоговые периоды, начиная с 2017 года.
В отношении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью *** кв.м., принадлежащего ФИО23 исчисление земельного налога с учетом вычета *** кв.м. в соответствии с действующим законодательством производится с 2017 года, в связи с чем, при исчислении земельного налога за 2016 год в отношении указанного участка, налоговый вычет не применялся.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о взыскании с ФИО24 в доход государства недоимки по налогам в размере 1189,06 руб., из которых: транспортный налог с физических лиц за 2016 год в размере 1050 руб., пени в размере 17,10 руб. по требованию от <дата>***; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2016 год в размере 120 руб., пени в размере 1,96 руб. по требованию от <дата>***.
В силу ст.114 КАС РФ с ФИО1 в доход бюджета МО «<адрес>» <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по <адрес> к ФИО25 о взыскании недоимки по налогам удовлетворить.
Взыскать с ФИО26, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход государства недоимку по налогам в размере 1189,06 руб., из которых: транспортный налог с физических лиц за 2016 год в размере 1050 руб., пени в размере 17,10 руб. по требованию от <дата>***; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2016 год в размере 120 руб., пени в размере 1,96 руб. по требованию от <дата>***.
Взыскать с ФИО27, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» <адрес> государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.
Председательствующий судья Н.А.Щелчкова
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Решение02.09.2021