Дело № 2а-1545/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Салехард 26 ноября 2020 года
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего Поздняковой М.И., при секретаре Якуповой А.У., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа Мартынова В.И., поданное в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информационных материалов экстремистскими,
установил:
первый заместитель прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах Российской Федерации и в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании экстремистскими информационных материалов сборник статей "Мифы патриотов", распространяемых посредством сети Интернет на сайтах с URL-адресами:
- №;
- №;
- №;
- №;
- №;
- №;
-№,
В обоснование требований указал, в ходе проверки сети «Интернет» установлено, что на указанных сайтах размещен сборник статей «Мифы патриотов» автора Истислав на 48 страницах, состоящий из 4 глав с наименованиями «Великая Война: правда против вымысла», «Розовый туман», «Расизм по-русски», «Ступени к Победе» (текст начинается словами «поверхностный читатель…» и заканчивается словами «..И так, ступень за ступенью, - к Победе»), в котором по заключению специалистов содержатся лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности и превосходства представителей европеоидной расы; возбуждения ненависти, вражды по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам принадлежности к евреям; оправдания терроризма, идеологии насилия и/или разрушительных действий, совершаемых в целях оказания воздействия на органы власти. Таким образом, указанные информационные материалы являются экстремистскими, размещены в открытом для неопределенного круга лиц доступе в сети Интернет.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, пояснил, что лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информационных материалов экстремистскими, не установлено, Истислав является псевдонимом автора.
Заинтересованные лица о месте и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц.
В представленном в суд письменном отзыве Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округ - Югре, Ямало-Ненецкому автономному округу указано, что перечисленные в административном иске информационные материалы не признаны экстремистскими, не включены в Федеральный список экстремистских материалов.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 29 Конституции Российской Федерации (ч. 1, 2) каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
В силу ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о прекращении деятельности средств массовой информации.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Признание информационных материалов экстремистскими, в том числе размещенными в сети Интернет, производится федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу (статья 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности").
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свободы мысли и слова, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 указанного Закона под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается, в частности: насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
Частью 2 статьи определено, что экстремистскими материалами являются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Закона об информации).
Пунктом 6 статьи 10 Закона об информации запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Приведенными выше правовыми нормами в их взаимосвязи закреплено, что в Российской Федерации запрещается распространение посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей информационных материалов, признанных в установленном законом порядке экстремистскими.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона об информации информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Сайт в сети Интернет - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет (пункт 13 статьи 2 Закона об информации).
По смыслу вышеперечисленных понятий сайт в сети Интернет представляет собой разновидность информации, состоящей из совокупности содержащихся на нем информационных материалов, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Статьей 15.1 Закона об информации предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Основаниями для включения в данный реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 2 июля 2013 г. N 1053-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 3 статьи 1 и части третьей статьи 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", признание тех или иных информационных материалов экстремистскими означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные антиэкстремистским законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу правам и свободам человека и гражданина, основам конституционного строя, обеспечению целостности и безопасности Российской Федерации.
Осуществляя публичные полномочия в сфере контроля за распространением информации в СМИ, в том числе и в сети «Интернет», прокурор обратился в суд с данным административным исковым заявлением, действуя как субъект публичных правоотношений в рамках предоставленных ему полномочий.
Из материалов дела следует, в ходе проверки сети «Интернет» прокуратурой Ямало-Ненецкого автономного округа установлено, что на страницах с URL-адресами - №;
- №;
- №;
- №;
- №;
- №;
-№,
в свободном доступе в электронном виде размещен сборник статей автора Истислав под наименованием «Мифы патриотов» на 48 страницах, состоящий из 4 глав: «Великая Война: правда против вымысла», «Розовый туман», «Расизм по-русски», «Ступени к Победе».
Доступ к сайтам открыт для неопределенного круга лиц, возможность их просмотра ничем не ограничена.
Согласно заключению комиссии специалистов №1615(67)/20-ипл от 10.07.2020, в тексте «Мифы патриотов» содержится комплекс лингвистических и психологических признаков пропаганды исключительности и превосходства представителей европеоидной расы; признаки пропаганды неполноценной группы лиц, объединенных по признаку принадлежности к лицам еврейской национальности, а также монголоидной негроидной расе, народам Средней Азии, Кавказа и Закавказья; признаки возбуждения ненависти, вражды по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам принадлежности к евреям; признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к враждебным насильственным действиям против группы, выделяемой по признакам принадлежности к евреям; признаки оправдания терроризма, идеологии насилия и/или разрушительных действий, совершаемых в целях оказания воздействия на органы власти. В тексте «Мифы патриотов» имеются высказывания, содержащие информацию о превосходстве одной религии, нации, расы, социальной группы и (или) неполноценности другой, в частности высказывания со значением исключительности и превосходства представителей европеоидной расы, а также высказывания со значением неполноценности группы лиц, объединенных по признаку принадлежности к лицам еврейской национальности, монголоидной, негроидной расе, народам Средней Азии, Кавказа, Закавказья.
Размещенная информация содержит лингвистические и психологические признаки оправдания терроризма, идеологии насилия, разрушительных действий, совершаемых в целях оказания воздействия на органы власти, в отношении евреев.
По всем вопросам, поставленным на разрешение специалистов, сделаны мотивированные выводы. Специалисты, проводившие исследование и давшие заключение, имеют специальное образование, необходимый стаж работы по специальности, достаточную квалификацию.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований не доверять данному заключению комиссии специалистов.
Таким образом, заявителем представлены доказательства, которые объективно и однозначно свидетельствуют об экстремистском характере информационных материалов – сборника статей автора Истислав «Мифы патриотов», размещенных в сети «Интернет».
Анализируя текст сборника статей, принимая во внимание заключение специалистов, свидетельствующие о том, что размещенные материалы содержат информацию, относимую законодательством к экстремисткой, а также выходящую за рамки свободы слова, как гарантированной, так и ограниченной Конституцией Российской Федерации и общепризнанными международно-правовыми стандартами, оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии в вышеуказанных информационных материалах, размещенных в сети «Интернет» признаки экстремизма, и наличии оснований для удовлетворения заявленного административного иска.
Статьей 15.1 Закона об информации предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, из которого следует, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свои полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также по принятию мер по ограничению доступа к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в пределах компетенции, установленной Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Для целей противодействия экстремизму применяется комплекс мер, предусмотренных законодательством.
В частности, на основании статьи 5 Закона о противодействии экстремизму в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Согласно подпункту 30.28 пункта 7 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" Минюст России определяет порядок ведения федерального списка экстремистских материалов и ведет этот список.
По сведениям, предоставленным заинтересованным лицом, информация, размещенная на вышеуказанных сайтах активна, указанные информационные ресурсы не признаны экстремистскими и не включены в Федеральный список экстремистских материалов.
В соответствии с положениями ст. 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление первого заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа Мартынова В.И., поданное в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информационных материалов экстремистскими, удовлетворить.
Признать информационный материал - сборник статей автора Истислав под наименованием «Мифы патриотов», состоящий из 4 глав с наименованиями «Великая Война: правда против вымысла», «Розовый туман», «Расизм по-русски», «Ступени к Победе» экстремистским и запрещенным к распространению на территории Российской Федерации.
Признать информационный материал - сборник статей автора Истислав под наименованием «Мифы патриотов», состоящий из 4 глав с наименованиями «Великая Война: правда против вымысла», «Розовый туман», «Расизм по-русски», «Ступени к Победе», распространяемый на Интернет-сайтах с URL-адресами:
- №;
- №;
- №;
- №;
- №;
- №;
-№, запрещенным к распространению на территории Российской Федерации.
Настоящее решение суда является основанием для включения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций доменного имени (указателя страниц) сайтов в сети «Интернет»
Настоящее решение суда является основанием для включения Министерством юстиции Российской Федерации информационного материала - сборника статей автора Истислав под наименованием «Мифы патриотов», состоящего из 4 глав: «Великая Война: правда против вымысла», «Розовый туман», «Расизм по-русски», «Ступени к Победе» в Федеральный список экстремистских материалов.
Настоящее решение суда является основанием для включения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций доменного имени (указателя страниц) сайтов в сети «Интернет»:
- №;
- №;
- №l;
- №;
- №;
- №;
-№,
содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало - Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной путем подачи апелляционной жалобы, представления через Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья М.И. Позднякова
Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2020 года.