Дело 000а-1545/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 ноября 2020 г. г.к.Анапа
Анапский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Долина И.О.
при секретаре М.В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования г.к. Анапа о признании незаконным решения об отмене разрешения на строительство,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась к администрации муниципального образования город-курорт Анапа с иском, в котором просит признать незаконным постановление № 1765 от 18.08.2020 года, которым было отменено разрешение на строительство от 27.12.2016 года №23-301000-1471-2016, выданное в отношении объекта «Жилой комплекс, расположенный по адресу: (...)(...)». Свои требования мотивирует тем, что обжалуемое решение мотивировано только ст.48 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.34 Устава муниципального образования город-курорт Анапа. Ею было заключено 100 договоров долевого участия на общую сумму 000 рублей в приведенном объекте недвижимости. Отсутствие оснований отмены ранее вынесенного разрешения на строительство нарушает ее право на защиту. Исходя из требований закона, орган местного самоуправления не вправе безосновательно отменять ранее принятые им акты, затрагивающие права и интересы третьих лиц, основанием для отмены ненормативного акта органа местного самоуправления может служить лишь его несоответствие Конституции РФ, законам и иным нормативным правовым актам РФ и субъектов РФ. Согласно позиции Конституционного Суда РФ орган местного самоуправления должен обосновать необходимость отмены предыдущего решения в самом принятом акте, что является безусловным основанием для его отмены. Вопреки требованиям закона, орган местного самоуправления не привел обоснования отмены ранее выданного разрешения на строительство, которое может быть прекращено в случаях и по основанию, прямо указанному в Градостроительном кодексе РФ, что обеспечивает стабильность правоотношений, возникающих в сфере строительства и оборота недвижимого имущества, исключения причинения имущественного ущерба.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, просила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие, поддержала исковые требования.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца и представителя административного ответчика администрации муниципального образования город-курорт Анапа, который просил о рассмотрении дела в его отсутствие, суду представил письменный отзыв на требования административного истца, согласно которому он просит отказать в удовлетворении требований ФИО1, ссылаясь на нормативы градостроительного проектирования относительно расчета парковочных мест, превышение показателя плотности застройки, превышение лимита в проектной документации относительно технических условий водоснабжения и водоотведения, отсутствие экспертизы при корректировке разрешительной документации.
Представитель заинтересованного лица, привлеченного определением суда, АО УК «Юг», уведомленного о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки, а также отзыв на административное исковое заявление суду не направил, в связи с чем полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из представленных письменных доказательств, 27.12.2016 года администрацией муниципального образования город-курорт Анапа выдано разрешение на строительство №23-301000-1471-2016 ЗАО УК «Юг», в отношении объекта «Жилой комплекс, расположенный по адресу: (...)(...)».
18.08.2020 года административным ответчиком вынесено постановление № 1765, которым отменено разрешение на строительство от 27.12.2016 года №23-301000-1471-2016, выданное в отношении объекта «Жилой комплекс, расположенный по адресу: (...)(...)», также постановлено Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа внести соответствующие изменения в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа.
В этот же день в адрес ЗАО УК «Юг» направлено уведомление об отмене разрешения на строительство.
Исходя из оспариваемого решения, оно вынесено на основании ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 года № 134-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.34 Устава муниципального образования город-курорт Анапа.
Между ФИО1 и ЗАО УК «Юг» 11.07.2018 года заключен ряд договоров участия в долевом строительстве объекта, на строительство которого администрацией муниципального образования город-курорт Анапа выдано разрешение на строительство от 27.12.2016 года №23-301000-1471-2016.
Эти обстоятельства следуют из содержания административного иска, представленных сторонами документов, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также - КАС РФ), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления связанного с отменой разрешения на строительство необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к
осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано: соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Согласно ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Часть 2 вышеприведенной статьи устанавливает, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В части 7 той же статьи приведено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Согласно части 11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Как следует из части 21.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в случае: 1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 1.1) поступления предписания уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории; 2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки; 3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки; 4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Исходя из ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 года № 134-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», на которую имеется ссылка в оспариваемом постановлении, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации). Действие муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, незамедлительно приостанавливается принявшим (издавшим) его органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в случае получения соответствующего предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации об уполномоченных по защите прав предпринимателей.
Оспоренное административным истцом постановление № 1765 от 18.08.2020 года, которым было отменено разрешение на строительство от 27.12.2016 года №23-301000-1471-2016, выданное в отношении объекта «Жилой комплекс, расположенный по адресу: (...)(...)», не содержит каких-либо сведений, послуживших основанием для его принятия, кроме фактического указания относительно отмены разрешения.
Оснований для отмены разрешения, предусмотренных ст.51 Градостроительного кодекса РФ, ст.48 Закона №131-Ф3 в обжалуемом постановлении не содержится.
Административным ответчиком данные основания приведены только в отзыве на требования административного истца, представитель которого, ссылается на нормативы градостроительного проектирования относительно расчета парковочных мест, превышение показателя плотности застройки, превышение лимита в проектной документации относительно технических условий водоснабжения и водоотведения, отсутствие экспертизы при корректировке разрешительной документации.
Вместе с тем, суду не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих доводы административного ответчика, отраженные им в отзыве, обязанность представления которых лежит на нем в силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ, не представлено сведений об оспаривании экспертизы проектной документации, сведений, подтверждающих расчет парковочных мест, превышение показателя плотности застройки, превышение лимита в проектной документации относительно технических условий водоснабжения и водоотведения.
Принятое в указанных условиях решение органа местного самоуправления нарушает права и законные интересы как административного истца, участвующей в долевом строительстве, так и застройщика.
С учетом приведенных сведений, отсутствия объективных данных, подтверждающих доводы административного ответчика, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административные требования и отменить оспариваемое решение органа местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального образования г.к. Анапа о признании незаконным постановления – удовлетворить.
Признать незаконным и недействительным постановление администрации муниципального образования г.к. Анапа от 18 августа 2020 года № 1765 «Об отмене разрешения на строительство от 27 декабря 2016 года № 23-301000-1471-2016» в отношении объекта «Жилой комплекс, расположенный по адресу: (...)(...)».
Обязать администрацию муниципального образования г.к. Анапа устранить нарушение прав ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 10.12.2020 года.
Председательствующий: