Дело № 2а-1545/2016 Изготовлено 10 октября 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 октября 2016 года Ростовский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего Яковлевой Л.В.
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ростов Ярославской области
административное дело по административному исковому заявлению Ростовского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к ФИО2, Муниципальному Совету <данные изъяты> о признании незаконным решения Муниципального Совета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№, о признании незаконным бездействия Муниципального Совета с.п. <данные изъяты> по принятию мер по досрочному прекращению полномочий депутата ФИО7 обязании Муниципального Совета с.п. <данные изъяты> прекратить полномочия депутата Муниципального Совета с.п. <данные изъяты>ФИО8
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Ростовский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации с административным иском к ФИО2, Муниципальному Совету <данные изъяты> о признании незаконным решения Муниципального Совета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№, о признании незаконным бездействие Муниципального Совета с.п. <данные изъяты> по принятию мер по досрочному прекращению полномочий депутата ФИО9 и обязании Муниципального Совета с.п. <данные изъяты> прекратить полномочия депутата Муниципального Совета с.п. <данные изъяты>ФИО10
В основание административных исковых требований указал, что Ростовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции депутатами Муниципального Совета с.п. <данные изъяты>? в ходе которой выявлено, что в нарушение ч. 4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 № 303-ФЗ депутат Муниципального Совета с.п. <данные изъяты>ФИО11 являюсь лицом, замещающим муниципальную должность (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") не исполнил свою обязанность о представлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Неисполнение депутатом ФИО12 возложенной законом обязанности по представлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера препятствует реализации эффективной и координированной политики государства в сфере противодействия коррупции, подрывает авторитет представительного органа местного самоуправления и дискредитирует законотворческую деятельность представительных органов, наносит существенный вред интересам Российской Федерации.
Ссылаясь на п.14, п.16 Положения о порядке предоставления депутатами Муниципального Совета с.п. <данные изъяты> сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних и запретов, установленных законодательством РФ ( утв. 29.04.2016 года решением Муниципального Совета с.п. <данные изъяты>), указывает, что непредставление сведений о доходах, расходах и об имуществе и обязательствах имущественного характера, несоблюдение ограничений и запретов, установленных законом РФ, является основанием для наступления ответственности, установленной ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Ч.7.1 ст. 40 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Согласно ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом. Исходя из положений ч. 11 вышеуказанной статьи решение о досрочном прекращении полномочий принимает представительный орган муниципального образования.
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ в адрес Муниципального Совета с.п. <данные изъяты> внесено представление, которое рассмотрено на внеочередном заседании Муниципального совета ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения представления решением № от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора отклонены, полномочия депутата ФИО13 досрочно не прекращены.
В судебном заседании помощник Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области Уксусова Я.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании административный ответчик ФИО14 возражал против удовлетворения административных требований, пояснив, что депутатом Муниципального Совета он избран ДД.ММ.ГГГГ. С 2013 по 2016 год понятия - депутат Муниципального Совета и лицо, замещающее муниципальную должность со всеми вытекающими обязанностями не отождествлялись. В указанный период не требовалось предоставлять сведения о доходах в рамках ФЗ «О противодействии коррупции», данная обязанность наступила лишь в 2016 году. По его мнению, данное положение не должно распространяться в отношении депутатов Муниципального Совета, занимающихся политической деятельностью на общественных началах, т.е. безвозмездно, в ущерб семье и основной работе, которые приступили к своим обязанностям раньше, чем вступили в силу отдельные поправки ФЗ, вплоть до окончания срока, на который были избраны депутатами. Также он пояснил, что он является предпринимателем и считает, что его предпринимательская деятельность не пересекается с депутатской и сведения о него доходах являются коммерческой тайной. Кроме того, у него имеются препятствия для подачи сведений: отсутствие значительной части документов, подтверждающих право собственности, утраченных во время пожара в феврале 2016 года; отсутствие достаточного времени для восстановления документов в связи с тем, что в семье имеется ребёнок-инвалид, и с января (когда сыну исполнилось 18 лет) по июль 2016 года он занимался прохождением медкомиссий в <адрес> и <адрес> МСЭ на получение инвалидности 1 группы и программ реабилитации; 1 марта он стал дедушкой, а его дочь заканчивала IV курс Ярославского Демидовского колледжа, и ему нужно было нянчить внучку.
Административный ответчик Муниципальный Совет с.п. <данные изъяты>, в судебное заседание представителя не направил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Исходя из положений ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под лицом, замещающим муниципальную должность понимается депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
В соответствии с ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 № 303-ФЗ) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Решением Муниципального Совета с.п. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке представления депутатами Муниципального совета сельского поселения <данные изъяты> сведений о доходах, расходах, Об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, проверки их достоверности и полноты и соблюдение ограничений и запретов, установленных законодательством РФ (далее - Положение).
Согласно п. 2 указанного Положения сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются депутатом в отношении себя, его супруги( супруга) и каждого из него несовершеннолетних детей в виде справки по установленным формам, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, председателю Муниципального Совета сельского поселения <данные изъяты>.
Частью 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В силу прямого действия вышеуказанных норм права ФИО15 обязан предоставить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей, независимо от даты избрания депутатом и осуществления депутатских полномочий безвозмездно, на общественных началах, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных положений законодательства депутат Муниципального совета с.п. <данные изъяты> своевременно, в том числе, и на момент рассмотрения дела в суде, не представил сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Уполномоченную Комиссию не извещал путем предоставления соответствующего заявления о невозможности по объективным причинам предоставить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. ( п.4.1 Положения ). Причины, указанные ФИО16 в судебном заседании - уничтожение документов, подтверждающих права на имущества в результате пожара в феврале 2016 года, недостаточность времени для их восстановления, уход за ребенком-инвалидом, не являются объективными и уважительными.
Согласно п.14, п.16 Положения о порядке предоставления депутатами Муниципального Совета с.п. <данные изъяты> сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних и запретов, установленных законодательством РФ ( утв. 29.04.2016 года решением Муниципального Совета с.п. <данные изъяты>), непредставление сведений о доходах, расходах и об имуществе и обязательствах имущественного характера, несоблюдение ограничений и запретов, установленных законом РФ, является основанием для наступления ответственности, установленной ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом. ( ч.10.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий. ( ч.11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")
Таким образом, в силу вышеизложенных положений законодательства неисполнение депутатом ФИО17 возложенной законом обязанности по представлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, является основанием для досрочного прекращения его полномочий депутата Муниципального Совета с.п. <данные изъяты>, решение о чем должно было быть принято Муниципальным Советом с.п. <данные изъяты>, чего сделано не было. Кроме того, в связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ в адрес Муниципального Совета с.п. <данные изъяты> внесено представление Ростовским межрайонным прокурором, которое рассмотрено на внеочередном заседании Муниципального Совета ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения представления решением № от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора отклонены, полномочия депутата ФИО18 досрочно не прекращены.
При указанных обстоятельствах суд полагает заявленные административным истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить административные исковые требования Ростовского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации.
Признать незаконным решение Муниципального совета с.п. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Признать незаконным бездействие Муниципального Совета с.п. <данные изъяты> по неприятию мер по досрочному прекращению полномочий депутата ФИО2.
Обязать Муниципальный Совет с.п. <данные изъяты> прекратить полномочия депутата Муниципального Совета с.п. <данные изъяты>ФИО2ФИО3.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в апелляционном порядке через Ростовский суд Ярославской области в месячный срок со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Яковлева