ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1545/2021 от 06.04.2021 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 апреля 2021 года

Кировский районный суд г. Астрахани в составе

председательствующего судьи Мелиховой Н.В.

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенном по адресу: <...> административное дело № 2а-1545/2021 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Астраханской области к ФИО1 о взыскании земельного налога и пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с иском, указав, что ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 613 кв.м. Согласно данным лицевого счета ответчик имеет задолженность по земельному налогу за 2015, 2016г. в сумме 1186 рублей, пени в сумме 25,27 рублей. В соответствии с действующим законодательством налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, производят уплату налога не позднее 1 декабря года, следующего за налоговым периодом, на основании полученного налогового уведомления. Ответчику были направлены требования об уплате налога, однако они не были исполнены. В связи с этим они обращались к мировому судье судебного участка №4 Кировского района г. Астрахани с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика указанной задолженности. Данное заявление 5 июня 2020г. удовлетворено. Однако по заявлению ФИО1 определением мирового судьи от 25 августа 2020г. судебный приказ отменен. В связи с этим в установленный законом срок они были вынуждены обратиться в суд и просят взыскать с ответчика сумму задолженности по земельному налогу и пени в размере 1211,27 рублей.

Суд, исследовав доказательства в письменной форме, приходит к следующему выводу.

В силу статьи 388 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии статьей 390, пунктами 1,2 статьи 391 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Согласно статье 394 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В силу пункта 4 статьи 397 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, физические лица, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно статье 15 Налогового Кодекса Российской Федерации к местным налогам и сборам относится земельный налог.

Исходя из представленных документов, ФИО1 является собственником земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 613 кв.м.

В соответствии с пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В связи с этим налоговым органом в адрес ФИО1 были направлены уведомления №77685992 от 6 августа 2016г. о необходимости оплаты земельного налога за 2015г. в размере 593 рублей в срок до 1 декабря 2016г. и №2161371 от 2 июля 2017г. с расчетом земельного налога в размере 593 рублей и предложением его оплаты в срок до 1 декабря 2017г.

В соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса Российской Федерации за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня налоговым органом начислена, указанная в требовании, пеня за неуплату налога.

Поскольку в установленные законом сроки задолженность по налогу административным ответчиком не погашена, то административным истцом должнику направлены требования об уплате: от 9 февраля 2017г. №11006 на сумму налога 593 рубля и сумму пени 13,64 рубля со сроком оплаты 21 марта 2017г.; от 15 февраля 2018г. №20800 на сумму налога 593 рубля и пени 11,63 руля со сроком оплаты 3 апреля 2018г. До настоящего времени указанная задолженность не погашена.

Между тем, согласно возражениям ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, она является пенсионером по старости с 2006г., что подтверждается пенсионным удостоверением , о чем сообщила налоговому органу по месту жительства еще в 2006г. путем подачи заявления с приложением документов.

В соответствии с требованиями пункта 10 части 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков: пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Согласно разъяснениям, отраженным в Письме ФНС России от 25 июня 2019г. №БС-4-21/12286@ «О "беззаявительном" порядке предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц» в соответствии с пунктом 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если налогоплательщик, относящийся к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10 пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса, и имеющий право на налоговую льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом и другими федеральными законами.

В силу пункта 5 части 2 статьи 4 Положения о земельном налоге на территории муниципального образования "Город Астрахань», утвержденного Решением Совета муниципального образования "Город Астрахань" от 27 октября 2005г. №204 освобождаются от уплаты земельного налога: пенсионеры, пенсии которым назначены в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, в отношении земельных участков в размере 600 квадратных метров площади земельного участка.

Между тем, несмотря на то, что в собственности ФИО1 находится один земельный участок и она имеет право на льготы по оплате земельного налога в отношении земельного участка площадью 600 кв.м., указанная льгота к ней не применена, расчет налога на земельный участок площадью 13 кв.м., не подпадающий под льготное налогообложение налоговым органом не произведен, уведомление по оплате налога от указанной площади налогоплательщику не направлено.

Учитывая изложенное и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано в полном объеме.

При этом налоговый орган не утрачивает право на проведение перерасчета земельного налога, с учетом льгот ФИО1 на часть земельного участка, превышающего площадь 600 кв.м. с соблюдением предусмотренной налоговым законодательством процедуры.

Руководствуясь ст.ст.175-180,290,292,294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Астраханской области к ФИО1 о взыскании земельного налога и пени отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: