Дело № 2а-89/2017 09 января 2017 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Спиридонова А.П.,
при секретаре Гуменюк Т.А.,
с участием административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, заинтересованного лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Коряжме в помещении Коряжемского городского суда 09.01.2017 административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Отделу судебных приставов по городу Коряжме и Вилегодскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по г. Коряжме и Вилегодскому району ФИО2, о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ФИО2 от 21.12.2016 о расчете задолженности по алиментам и обязании произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к УФССП по АО и НАО, ОСП по г. Коряжме и Вилегодскому району УФССП по АО и НАО, судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Коряжме и Вилегодскому району ФИО2 о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ФИО2 от 21.12.2016 о расчете задолженности по алиментам должника ФИО1 по исполнительному производству № 9153/15/29033-ИП и обязании произвести перерасчет с учетом ранее предоставленных налоговой декларации, книги учета расходов и доходов, накладных и товарных чеков. В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что в обжалуемом постановлении необоснованно указано, что он в период времени с 29.11.2016 по 21.12.2016 не работал, неверно определен размер задолженности по алиментам по состоянию на 22.12.2016 в размере 264 234,01 рубля.
Административный ответчик УФССП России по АО и НАО уведомлен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайство об отложении судебного заседания суду не представил.
Административный истец ФИО1, административный ответчик ФИО2, представитель административного ответчика ОСП по г. Коряжме и Вилегодскому району УФССП России по АО и НАО ФИО3, заинтересованное лицо ФИО4 считают возможным рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании административный истец ФИО1 пояснил, что в отношении него на основании решения суда о взыскании алиментов возбуждено исполнительное производство. В настоящий момент он является главой крестьянского (фермерского) хозяйства. В октябре-ноябре 2016 г. ФИО1 передал судебному приставу-исполнителю ФИО2 налоговую декларацию по единому сельскохозяйственному налогу за 2015 г., книгу учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей за 2015 г., документы, подтверждающие размер фактически понесенных расходов. Указанные документы откопированы ФИО2 с использованием собственных технических средств и возвращены ФИО1 Несмотря на указанные обстоятельства судебным приставом-исполнителем ФИО2 до настоящего времени не произведен перерасчет задолженности по алиментам с учетом рода деятельности ФИО1, вместе с тем 21.12.2016 вынесено незаконное постановление о расчете задолженности по алиментам исходя из отсутствия у него трудоустройства. На основании изложенного ФИО1 просит признать незаконным обжалуемое постановление от 21.12.2016, обязать административных ответчиков произвести перерасчет размера задолженности по алиментам. Кроме того, административный истец ходатайствует о вынесении в адрес ответчиков частного определения в связи с указанием в обжалуемом постановлении заведомо недостоверных сведений относительно его личности.
Административный ответчик ФИО2 и представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании пояснили, что в производстве ОСП по г. Коряжме и Вилегодскому району имеется исполнительное производство в отношении должника ФИО1 о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей. Весной 2016 г. ФИО1 представлена копия налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу за 2015 г. Иных документов, свидетельствующих о роде деятельности ФИО1, подтверждающих размер его расходов и доходов как главы крестьянского (фермерского) хозяйства должником ФИО1 в ОСП по г. Коряжме и Вилегодскому району или лично судебному приставу-исполнителю ФИО2 не предоставлялось, в том числе и осенью 2016 г., что следует из материалов исполнительного производства № 9153/15/29033-ИП. На основании изложенного ФИО2 и ФИО3 обжалуемое постановление от 21.12.2016 считают законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебном заседании пояснила, что не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1
Заслушав административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, заинтересованное лицо ФИО4, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что 06.12.2001 Коряжемским городским судом вынесено решение, которым с ФИО1 взысканы алименты на содержание дочерей ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.р. в размере 1/3 части всех видов заработка ежемесячно начиная с 06.09.2001 и до совершеннолетия дочерей в пользу ФИО4 07.04.2015 судебным приставом-исполнителем ФИО2 на основании исполнительного листа № 2-826 от 28.01.2002, выданного Коряжемским городским судом, возбуждено исполнительное производство № 9153/15/29033-ИП в отношении должника ФИО1
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя ФИО2 от 21.12.2016 о расчете задолженности по алиментам в период времени с 29.11.2016 по 21.12.2016 ФИО1 не работал, алименты выплачивал частично, путем списания денежных средств с расчетного счета, открытого на имя должника в Сбербанке, в размере 88,37 рублей, на учете в МЦЗН не состоял. Размер задолженности по алиментам на 29.11.2016 составлял 257 654,81 рублей, размер задолженности с 29.11.2016 по 21.12.2016 составляет 6 579,2 рублей исходя из размера среднемесячной заработной платы равной 35 843 рубля. Размер задолженности по алиментам по состоянию на 22.12.2016 определен указанным постановлением от 21.12.2016 в размере 264 234,01 рубля.
Согласно ст. 102 ФЗ № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
В силу пп. «з» п. 2 «Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 841 от 18.07.1996 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пунктом 1 ст. 81 СК РФ предусмотрено, что при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.
Согласно п. 4 ст. 113 СК РФ размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В судебном заседании установлено, что 23.06.2015 ФИО1 зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена соответствующая запись. Об указанном обстоятельстве ФИО1 сообщил судебному приставу-исполнителю ФИО2, что не оспаривается сторонами. Кроме того, весной 2016 г. ФИО1 предоставил судебному приставу-исполнителю ФИО2 копию налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу за 2015 г., что также не оспаривается сторонами.
В силу ст. 14 ФЗ № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» в постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны: наименование подразделения судебных приставов и его адрес; дата вынесения постановления; должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление; наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление; вопрос, по которому выносится постановление; основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; решение, принятое по рассматриваемому вопросу; порядок обжалования постановления.
Вышеуказанным требованиям ст. 14 ФЗ № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» обжалуемое постановление от 21.12.2016 не соответствует.
Согласно содержанию обжалуемого постановления от 21.12.2016 судебный пристав-исполнитель ФИО2 в качестве одного из оснований принимаемого решения об определении размера задолженности по алиментам указала, что административный истец ФИО1 в период времени с 29.11.2016 по 21.12.2016 не работал. Вместе с тем, согласно исследованным материалам дела, исполнительного производства, пояснениям ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 административный истец с 23.06.2015 является главой крестьянского (фермерского) хозяйства. Доказательств обратного сторонами суду не предоставлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем ФИО2 в постановлении о расчете задолженности по алиментам от 21.12.2016 необоснованно указано в качестве основания принимаемого решения об определении размера задолженности по алиментам на то обстоятельство, что ФИО1 не работал в период времени с 29.11.2016 по 21.12.2016.
Также суд не может согласиться с размером задолженности по алиментам за период времени с 29.11.2016 по 21.12.2016, определенным судебным приставом-исполнителем в сумме 6 579,2 рублей по следующим основаниям.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ № 698 от 11.07.2015 «Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности» установлено, что формирование официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности осуществляется Федеральной службой государственной статистики на основе федеральных статистических наблюдений за деятельностью юридических лиц, а также выборочных обследований рабочей силы, доходов населения и участия в социальных программах, бюджетов домашних хозяйств, личных подсобных хозяйств, проводимых на основе представительной (репрезентативной) выборки, позволяющей полно и адекватно отразить данные о доходах от трудовой деятельности по субъектам Российской Федерации.
Согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, на дату обновления 20.12.2016 размер средней заработной платы в Российской Федерации на момент расчета задолженности, то есть 21.12.2016, составлял 35 749 рублей. Вместе с тем, при расчете размера подлежащих взысканию с ФИО1 алиментов за период с 29.11.2016 по 21.12.2016 судебный пристав-исполнитель необоснованно определил размер средней заработной платы в Российской Федерации на момент произведения расчета суммой 35 843 рублей, что привело к неверному определению размера задолженности за указанный период.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление ФИО1 в части требования о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Коряжме и Вилегодскому району УФССП России по АО и НАО ФИО2 от 21.12.2016 о расчете задолженности по алиментам подлежит удовлетворению.
Кроме того, суд приходит к выводу, что ФИО1 книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей за 2015 г., документы, подтверждающие размер фактически понесенных расходов в ОСП по г. Коряжме и Вилегодскому району или судебному приставу-исполнителю ФИО2 не предоставлялись, что подтверждается пояснениями ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании, исследованными материалами исполнительного производства № 9153/15/29033-ИП. Доводы ФИО1 об обратном суд находит несостоятельными, так как какими-либо представленными суду доказательствами указанные доводы не подтверждаются.
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного административным истцом требования об обязании административных ответчиков произвести перерасчет задолженности согласно ранее предоставленным в ОСП по г. Коряжме и Вилегодскому району книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей за 2015 г., документов, подтверждающих размер фактически понесенных расходов. Кроме того, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства ФИО1 о вынесении в адрес административных ответчиков частного определения, так как, в силу положений ст. 200 КАС РФ, вынесение частного определения является правом, а не обязанностью суда.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Отделу судебных приставов по городу Коряжме и Вилегодскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по г. Коряжме и Вилегодскому району ФИО2 удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Коряжме и Вилегодскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО2 от 21.12.2016 по исполнительному производству № 9153/15/29033-ИП о расчете задолженности по алиментам должника ФИО1.
В удовлетворении требования ФИО1 об обязании Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Отдела судебных приставов по городу Коряжме и Вилегодскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Коряжме и Вилегодскому району ФИО2 произвести перерасчет задолженности по алиментам согласно ранее предоставленным в ОСП по г. Коряжме и Вилегодскому району книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей за 2015 г., документов, подтверждающих размер фактически понесенных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий - А.П. Спиридонов