ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1546/2016 от 16.03.2016 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2016 года г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе

председательствующего судьи Мелиховой Н.В.

рассмотрев в порядке упрощенного производства в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43 административное дело № 2а-1546/2016 по административному иску прокурора Советского района города Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании бездействия администрации незаконным, понуждении устранить нарушения законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Астрахани обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения действующего законодательства при размещении рекламных конструкций в Советском районе г. Астрахани. В результате проверки установлено, что в нарушение требований законодательства о рекламе администрацией города допущено размещение и эксплуатация рекламных конструкций по следующим адресам: <адрес>: <адрес> отсутствие разрешения, с нарушением требований технического регламента. Несоответствие расположения рекламных конструкций требованиям Государственного стандарта создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права граждан – участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья и создает реальную угрозу безопасности дорожного движения. В связи с этим прокурор был вынужден обратиться в суд и просит признать бездействие администрации муниципального образования «Город Астрахани» по демонтажу рекламных конструкций эксплуатируемых и установленных в отсутствие разрешения, с нарушением требований технического регламента по следующим адресам: <адрес>, отсутствует разрешение, несоответствует ГОСТ Р 52044-2003; <адрес>, отсутствует разрешение, несоответствует ГОСТ Р 52044-2003. Обязать администрацию муниципального образования «Город Астрахань» произвести демонтаж незаконно установленных и эксплуатируемых рекламных конструкций, расположенных по адресам: <адрес>.

В судебное заседание административный истец и административный ответчик не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

В связи с этим, на основании определения Кировского районного суда г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГг. дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства..

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе").

В соответствии со статьей 19 названного Федерального закона, установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. 5 - 7 указанной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (пункт 9). Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются (часть 10).

Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным (часть 17).

В силу пункта 5 части 3 статьи 25 Федерального Закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных данным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения. До принятия технического регламента, устанавливающего технические требования к рекламной конструкции, требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".

Согласно разделу 1 данного ГОСТа «Область применения» стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения (раздел 6).

Пунктом 6.1 названного ГОСТа предусмотрено, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены: на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами; ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств; в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах; сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5м-в населенных пунктах.

Поскольку требования п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, то они обязательны к применению при установке и эксплуатации рекламных конструкций. В связи с этим применение указанного ГОСТа при согласовании и выдаче разрешений на размещение наружной рекламы является обязательным.

Исходя из п.п. 21, 21.1 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", владелец рекламной конструкции обязан осуществить ее демонтаж в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил вышеуказанную обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому "присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Также согласно п. 21.2 ст. 19 указанного Федерального закона в случае, если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил вышеуказанную обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета.

В соответствии с п. 21.3 рассматриваемой статьи, в случае, если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества в случае, указанном в части 21.1 ст. 19 настоящего Федерального закона, ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Вместе с тем, в соответствии с п. 2 Положения о порядке демонтажа самовольно установленных и (или) эксплуатируемых рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Астрахань», утвержденного Постановлением администрации г.Астрахани от 31 марта 2014г. №2087, рекламные конструкции, установленные и (или) эксплуатируемые на территории муниципального образования «Город Астрахань» без разрешения, подлежат демонтажу на основании предписания о демонтаже рекламной конструкции соответствующей администрации района города, на территории которой установлена рекламная конструкция.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что управлением муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» разрешения на установку рекламных конструкций по адресам: <адрес> не выдавались, их собственники неизвестны.

Согласно актам проверок инспектора по дорожному надзору ОГИБДД России по г.Астрахани все вышеуказанные конструкции установлены с нарушением положений ГОСТа Р 52044-2003.

Нарушение правил размещения рекламных конструкций, установленных ГОСТ Р 52044-2003 и направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, свидетельствует об угрозе жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

Таким образом, администрацией города обязанности, предусмотренные приведенными правовыми нормами, по демонтажу указанных рекламных конструкций не исполняются.

Учитывая указанные обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по демонтажу вышеназванных рекламных конструкций, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные требования закона, а также принимая во внимание, что выполнение работ по демонтажу конструкций требует определенных материальных и временных затрат, суд полагает возможным возложить на администрацию муниципального образования «Город Астрахань» обязанность в трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме допущенные нарушения и после истечения трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения по этому административному делу в суд и административному истцу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180,227,293,294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Астрахани» по демонтажу рекламных конструкций эксплуатируемых и установленных в отсутствие разрешения, с нарушением требований технического регламента по следующим адресам: <адрес>, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Астрахань» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести демонтаж незаконно установленных и эксплуатируемых рекламных конструкций, расположенных по адресам: <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Астрахань» после истечения трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения по этому административному делу в суд и административному истцу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: