ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1546/2021 от 09.08.2021 Бердского городского суда (Новосибирская область)

Дело №2а-1546/2021

Поступило 06.08.2021 г.

УИД 54RS0013-01-2021-003395-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 августа 2021 года г. Бердск

Бердский городской суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Лихницкой О.В., при секретаре Уваровой Ю.В., с участием прокурора Стулиной О.Ж., представителя Избирательной комиссии Новосибирской области ФИО1, административного истца ФИО2, представителя административного истца ФИО3, представителей административного ответчика Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва ФИО4, ФИО5, представителей заинтересованного лица Главного управления Министерства юстиции РФ по Новосибирской области ФИО6, ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва от 29.07.2021 года № 3/3,

установил:

Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным иском к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва от 29.07.2021 года № 3/3.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что Решением Совета депутатов города Бердска четвертого созыва № 463 от 21.06.2021 года назначены выборы депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва на 19 сентября 2021 года.

15 июля 2021 г. истец представил в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва (далее - окружная избирательная комиссия, ОИК) документы о выдвижении своей кандидатуры для участия в выборах в порядке самовыдвижения, о чем ему выдано соответствующее подтверждение.

20 июля 2021 года истец представил в окружную избирательную комиссию подписные листы с содержащимися в них подписями избирателей в поддержку своего выдвижения кандидатом в Совет депутатов г.Бердска в количестве 19 шт., протокол об итогах сбора подписей избирателей и первый финансовый отчет, о чем выдано подтверждение от 20.07.2021 года.

26 июля 2021 года состоялось заседание рабочей группы по проверке подписей избирателей, по итогам которого все сданные подписи были признаны достоверными, оснований для отказа в регистрации кандидата ФИО2 не выявлено.

29 июля 2021 года Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва вынесла решение № 3/3 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 3, ФИО2.

Основанием для вынесения решения об отказе в регистрации послужило письмо ГУ Министерства юстиции РФ по Новосибирской области от 28.07.2021 года № 54/05-12317, в котором указано, что в отношении ФИО2 имеются сведения о причастности к деятельности Общественного движения “Штабы Навального”, некоммерческих организаций “Фонд борьбы с коррупцией” и “Фонд защиты прав граждан”, являющихся общественным объединением и организациями, в отношении которых обращено к немедленному исполнению решение Московского городского суда от 09.06.2021 года (дело № 3а-1573/2021) о запрете деятельности и ликвидации по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в частности, он являлся членом наблюдательного совета некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан» - коллегиального руководящего органа названной организации.

Административный истец считает, что информация, изложенная в указанном письме ГУ Министерства юстиции РФ по Новосибирской области, не может быть положена в основу принятия решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска по следующим основаниям.

При принятии обжалуемого решения окружная избирательная комиссия руководствовалась пунктом 3.6. статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который гласит, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Данное ограничение распространяется на лиц, являвшихся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, в срок, начинающийся за три года до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для учредителя, члена коллегиального руководящего органа, руководителя, заместителя руководителя, руководителя регионального или другого структурного подразделения, заместителя руководителя регионального или другого структурного подразделения, за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для участника, члена, работника экстремистской или террористической организации и иного лица, причастного к деятельности экстремистской или террористической организации, а также после вступления в законную силу указанного решения суда.

Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети "Интернет", либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе, отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической..."

Исходя из буквального толкования закона, для применения нормы п. 3.6. ст. 4 ФЗ “Об основных гарантиях” в отношении конкретного физического лица необходимо выполнение в совокупности двух условий:

- вступление в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации;

- вступление в законную силу решения суда, установившего причастность данного физического лица к деятельности данной экстремистской или террористической организации в качестве ее участника, члена, работника или иного причастного к ее деятельности лица.

Однако в рассматриваемом случае ни одно из этих условий не выполнено, поскольку ни в отношении упоминаемых в письме организаций, ни в отношении административного истца не имеется вступившего в силу решения суда по указанным вопросам.

Решение Московского городского суда от 09.06.2021 г. по делу № 3а-1573/2021, на которое ссылается ГУ Минюста по Новосибирской области, вынесено по иску прокурора г.Москвы к Некоммерческой организации «Фонд борьбы с коррупцией» (г.Москва), Некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан» (г.Санкт-Петербург), общественному движению «Штабы Навального» о ликвидации и запрете деятельности.

До настоящего времени решение суда в законную силу не вступило.

Содержащаяся в письме ГУ Минфина по Новосибирской области информация о том, что решение Мосгорсуда от 09.06.2021 года по делу № 3а-1573/2021 обращено к немедленному исполнению, не имеет правового значения для решения вопроса о регистрации истца в качестве кандидата на выборах. Обращение решения суда к немедленному исполнению не означает вступления в законную силу решения суда о ликвидации указанных организаций и общественного движения. Действующим законодательством РФ не предусмотрено, что обращение решения суда к немедленному исполнению может повлечь за собой какие-либо негативные последствия для лица, не являющегося стороной (ответчиком, административным ответчиком) или третьим лицом по данному делу.

Кроме того, информация о причастности ФИО2 к деятельности Некоммерческой организации «Фонд борьбы с коррупцией» (г.Москва), Некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан» (г.Санкт-Петербург), общественному движению «Штабы Навального» в решении Мосгорсуда по делу № 3а-1573/2021 отсутствует. Вопрос об установлении причастности истца в какой-либо форме к деятельности какой-либо из организаций, фигурирующих в данном деле, судом не рассматривался.

Иных судебных дел в отношении истца о причастности к какой-либо экстремистской организации не рассматривалось и решений по данному вопросу не выносилось. Сведения в письме ГУ Минюста по Новосибирской области от 28.07.2021 года о его участии в коллегиальном органе управления одной из организаций, в отношении которых вынесено указанное решение Мосгорсуда, не соответствуют действительности.

Административный истец никогда не имел никакого отношения к Некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан», не состоял в ее наблюдательном совете. Он являлся членом наблюдательного совета Фонда защиты прав граждан, однако это другое юридическое лицо, учрежденное решением единственного учредителя Б.С. от 19 марта 2019 г., <данные изъяты> Это подтверждается решением № 1 от 19.03.2021 года, Уставом и Свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации от 24.04.2019 года. Как следует из выписки из ЕГРЮЛ в отношении данного юридического лица, оно было прекращено 12.05.2021 года, то есть еще до принятия решения Мосгорсуда от 09.06.2021 года.

Таким образом, вопреки информации, содержащейся в письме ГУ Министерства юстиции РФ по Новосибирской области от 28.07.2021 года № 54/05-12317, истец не являлся членом коллегиального руководящего органа Некоммерческой организации Фонд защиты прав граждан, которая выступала одним из административных ответчиков по делу № 3а-1573/2021, рассмотренному Мосгорсудом.

Административный истец считает, что в отношении него отсутствует вступившее в законную силу решение суда, которым была бы установлена его причастность к деятельности экстремистской или террористической организации в качестве ее участника, члена, работника или иного причастного к ее деятельности лица, то есть отсутствует второе необходимое условие для применения в отношении него нормы п. 3.6. ст. 4 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Оспариваемое решение необоснованно лишает истца пассивного избирательного права, чем нарушает его конституционное право быть избранным в орган местного самоуправления (ч. 2 ст. 32 Конституции) и право на свободные выборы (ст. 3 протокола № 1 от 20.03.1952 года к Европейской конвенции по правам человека).

Истец просит признать недействительным решение Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва № 3/3 от 29.07.2021 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 3, ФИО2; обязать избирательную комиссию устранить нарушение прав ФИО2, зарегистрировав его в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва.

В судебном заседании административный истец ФИО2 уточнил исковые требования, просил признать незаконным решение Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва № 3/3 от 29.07.2021 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 3, ФИО2; обязать окружную избирательную комиссию устранить нарушение прав ФИО2, зарегистрировав его в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва и направив в Новосибирское отделение ПАО Сбербанк №8047/0389 обращение о возобновлении финансовых операций по специальному избирательному счету, открытому кандидатом ФИО2 Распределить судебные расходы.

В случае удовлетворения исковых требований просил обратить решение суда к немедленному исполнению.

Административный истец ФИО2 и его представитель ФИО3 в судебном заседании поддержали уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным выше.

Представитель административного ответчика Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва ФИО4, действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, исковые требования не признал. Поддержал письменные возражения, в соответствии с которыми Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 3, руководствуясь нормами ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Письмом заместителя председателя Центральной избирательной комиссии №07-06/2922 от 25.06.2021 года, направила 15.07.2021 года в адрес ГУ Министерства юстиции РФ по Новосибирской области (через Избирательную комиссию Новосибирской области) сведения для проверки причастности кандидата к деятельности экстремистских либо террористических организаций. 28.07.2021 года ответ на запрос был получен Избирательной комиссией Новосибирской области и передан в окружную избирательную комиссию. Из указанного ответа следовало, что в отношении ФИО2 имеются сведения о причастности к деятельности общественного движения «Штабы Навального», некоммерческих организаций «Фонд борьбы с коррупцией» и «Фонд защиты прав граждан», в отношении которых обращено к немедленному исполнению решение Московского городского суда от 09.06.2021 года о запрете деятельности и ликвидации по основаниям, предусмотренным Федеральным законом №114-ФЗ от 25.07.2002 года. По данным ГУ МВД России по Новосибирской области административный истец является членом Наблюдательного совета некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан» - коллегиального руководящего органа данной организации.

Получив ответ и изучив его, председатель комиссии довела указанную информацию до всех членов комиссии перед принятием решения о регистрации (отказе в регистрации) ФИО2 Поскольку в январе – феврале 2021 года информация о деятельности общественного движения «Штабы Навального», некоммерческих организаций «Фонд борьбы с коррупцией» и «Фонд защиты прав граждан» активно и масштабно освещалась в прессе, на Интернет- платформах и в социальных сетях, а кандидат ФИО2 неоднократно упоминался и являлся участником происходящих событий в Новосибирской области, у членов комиссии содержание ответа из ГУ Министерства юстиции РФ по Новосибирской области не вызвало сомнений в объективности представленных сведений. Решением Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва ФИО2 было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва ввиду отсутствия у него пассивного избирательного права. Решение комиссией было принято единогласно.

Ссылка административного истца на то, что в отношении него отсутствует решение суда о причастности к деятельности экстремистских или террористических организаций основана на неверном толковании норм материального права. На момент принятия избирательной комиссией оспариваемого решения об отказе в регистрации кандидата ФИО2, решение Московского городского суда от 09.06.2021 года по делу №3а-1573/2021 обладало свойствами законной силы постановления, и, несмотря на то, что разрешает вопрос о правах и об обязанностях конкретных лиц, обязательно для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель административного ответчика – председатель окружной избирательной комиссии ФИО5 считает исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению по тем же основаниям.

Представитель заинтересованного лица Главного управления Министерства юстиции РФ по Новосибирской области ФИО6, действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что ГУ Министерству юстиции РФ по Новосибирской области на основании Постановления Правительства РФ №932 от 18.06.2021 года поручено предоставление сведений о причастности физических лиц к деятельности экстремистских или террористических организаций на основании запросов Избирательной комиссии Новосибирской области. Из ГУ МВД России по Новосибирской области в рамках межведомственного взаимодействия поступила информация о причастности истца к организациям в отношении которых Московским городским судом вынесено решение о их ликвидации. ФИО2 являлся членом коллегиального руководящего органа некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан». Данная организация была ликвидирована по решению Заельцовского районного суда г.Новосибирска от 25.03.2021 года. Данный фонд осуществлял перечисление денежных средств на нужды «Фондов Навального», то есть действовал как региональное отделение. Кроме того, ФИО2 в 2021 году привлекался к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.2 КоАП РФ. Постановление о привлечении к административной ответственности вступило в законную силу. Также из представленных ГУ МВД России по Новосибирской области документов усматривается, что ФИО2 в 2019 – 2020гг. получал денежные средства от «Фонда борьбы с коррупцией», а также участвовал в несанкционированных митингах. Указанная выше информация была доведена до сведения Избирательной комиссии по Новосибирской области, а затем – до окружной комиссии.

Представитель заинтересованного лица Главного управления Министерства юстиции РФ по Новосибирской области ФИО7, действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, поддержала позицию предыдущего представителя.

В ходе рассмотрения дела прокурором Стулиной О.Ж. и представителем Избирательной комиссии Новосибирской области ФИО1 даны заключения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Суд, выслушав административного истца и его представителя, представителей сторон, прокурора, представителя Избирательной комиссии Новосибирской области, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 239 КАС РФ, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10).

В соответствии с частями 1, 2, 10 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Пунктом 3 статьи 20, пунктами 1, 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что избирательные комиссии субъекта Российской Федерации, являясь государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной названным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации, обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав.

Полномочия окружной избирательной комиссии установлены статьей 25 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с п.3.6 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - решение суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации).

Данное ограничение распространяется на лиц, являвшихся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, в срок, начинающийся за три года до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для учредителя, члена коллегиального руководящего органа, руководителя, заместителя руководителя, руководителя регионального или другого структурного подразделения, заместителя руководителя регионального или другого структурного подразделения, за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для участника, члена, работника экстремистской или террористической организации и иного лица, причастного к деятельности экстремистской или террористической организации, а также после вступления в законную силу указанного решения суда.

Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети "Интернет", либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.

Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

Таким образом, обстоятельством, подлежащим выяснению в рамках рассмотрения данной категории дел, является доказанность причастности того или иного лица к деятельности экстремистской организации, признанной таковой вступившим в законную силу решением суда.

Указанные нормы введены Федеральным законом «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», вступили в силу 04.06.2021 года и применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу указанного закона.

При рассмотрении дела судом установлено, что в соответствии с решением Совета депутатов города Бердска четвертого созыва №463 от 21.06.2021 года назначены выборы депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва на 19 сентября 2021 года (л.д.8).

Постановлением избирательной комиссии Новосибирской области №71/585-6 от 30 ноября 2020 года сформирована территориальная избирательная комиссия города Бердска в количестве одиннадцати членов с правом решающего голоса.

Решением Избирательной комиссии Новосибирской области №166/1276-4 от 19.04.2013 года полномочия избирательной комиссии муниципального образования города Бердска Новосибирской области возложены на территориальную избирательную комиссию города Бердска Новосибирской области.

Решением Избирательной комиссии г.Бердска Новосибирской области №1/1 от 17.06.2021 года полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№1-27 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва возложены на избирательную комиссию муниципального образования города Бердска Новосибирской области.

Административный истец ФИО2 15.07.2021 года представил административному ответчику документы, уведомляющие о самовыдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу № 3 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва (л.д. 9), о чем 20.07.2021 года ему было выдано подтверждение о приеме документов для регистрации кандидата (л.д.10).

Решением №3/3 Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 3 от 29 июля 2021 года на основании пункта 3.6. статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие граждан Российской Федерации» административному истцу ФИО2 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №3. В Новосибирское отделение ПАО Сбербанк №8047/0389 направлено обращение о прекращении финансовых операций по специальному избирательному счету, открытому кандидатом ФИО2 (л.д. 14-17).

Указанное решение принято единогласно на заседании Решением Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 3, что подтверждается Протоколом заседания № 3 от 29.07.2021 года. Основанием для принятия оспариваемого решения явились полученные сведения в отношении ФИО2 о его причастности к деятельности Общественного движения «Штабы Навального», некоммерческих организаций «Фонд борьбы с коррупцией» и «Фонд защиты прав граждан», являющихся общественными объединениями и организациями, в отношении которых обращено к немедленному исполнение решение Московского городского суда от 09.06.2021 года о запрете деятельности и ликвидации по основаниям, предусмотренным Федеральным законом РФ от 25.07.2002 года №14-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Информация была представлена административному ответчику из ГУ Министерства юстиции РФ по Новосибирской области.

В соответствии с п.34 Постановления Правительства РФ от 18.06.2021 года №932 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Министерству юстиции Российской Федерации по представлениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных комиссий поручено представлять в пределах установленной компетенции имеющиеся сведения о физических лицах (учредителях, руководителях, а также входящих в состав руководящих органов), причастных к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом "О противодействии терроризму", и сведения о которых содержались в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций.

В порядке межведомственного взаимодействия указанные выше сведения, послужившие основанием для вынесения оспариваемого решения, представлены ГУ Министерство юстиции РФ по Новосибирской области из ГУ МВД России по Новосибирской области, в связи с чем являются допустимыми доказательствами по настоящему административному делу.

РФ в Новосибирской области.

В ходе рассмотрения дела также установлено, что решением Московского городского суда от 09 июня 2021 года по административному делу № 3а-1573/2021 запрещена деятельность Общественного движения «Штабы Навального», а также принято решение о ликвидации некоммерческих организаций «Фонд борьбы с коррупцией» и «Фонд защиты прав граждан», которое в силу статьи 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в части прекращения деятельности некоммерческой организации «Фонд борьбы с коррупцией», Некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан», Общественного движения «Штабы Навального» приведено к немедленному исполнению, что в силу положений указанной статьи придает такому решению одно из свойств законной силы судебного постановления, допускающее исполнение судебного постановления до его вступления в законную силу в тех случаях, когда вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

За неисполнение такого судебного постановления наступает предусмотренная законом ответственность на тех же основаниях, что и за неисполнение судебного постановления, вступившего в законную силу (статья 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статья 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статья 315 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, решение суда от 09 июня 2021 года по делу № 3а-1573/2021 в момент вынесения оспариваемого решения обладало свойствами законной силы судебного постановления, и, несмотря на то, что оно разрешает вопрос о правах и об обязанностях конкретных лиц, является актом индивидуального правоприменения, обязательно для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Указанное выше решение вступило в законную силу 04.08.2021 года.

Как следует из указанного решения, согласно сведениям, размещенным на сайте, в Российской Федерации работают 37 штабов, в том числе, в г.Новосибирске. Согласно материалам дела, в том числе информации, размещенной в сети «Интернет», содержание которой зафиксировано соответствующими скриншотами и актом осмотра, руководителями региональных структурных подразделений, именующимися координаторами штабов, являются: в г.Новосибирске – ФИО8 образом, учитывая, что Движение «Штабы Навального» осуществляет свою деятельность на территории менее половины субъектов Российской Федерации, оно является межрегиональным общественным объединением (л.д.23).

В материалы дела представлено Решение №1 единственного учредителя Фонда от 19.03.2019 года Б.С. о создании Фонда защиты прав граждан, назначении директором Фонда – Б.С., назначении членами Наблюдательного совета Фонда – Б.С., и ФИО2 (л.д.35).

В соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ от 02.08.2021 года Фонд защиты прав граждан зарегистрирован в г.Новосибирске 19.04.2019 года, <данные изъяты>, адрес места нахождения <адрес> (л.д.42-46). Фонд прекратил свою деятельность 12.05.2021года по причине ликвидации на основании решения суда.

Решением Заельцовского районного суда г.Новосибирска от 25.03.2021 года по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области к Фонду защиты прав граждан о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из ЕГРЮЛ установлено, что Фондом осуществлялось расходование денежных средств на неуставные цели путем оплаты изготовления полиграфической продукции, текстильных изделий агитационного характера с реквизитами других организаций, в том числе за изготовление флага с надписью «Штаб Навального в Архангельске».

Согласно информации, представленной ГУ МВД России по Новосибирской области, ФИО2 являлся неоднократным организатором и участником акций протестного характера, инициированных в период 2020-2021 гг. штабом Навального в г.Новосибирске. За организацию и участие в несогласованных публичных мероприятиях как сторонник и активист штаба Навального в г.Новосибирске неоднократно привлекался к административной ответственности. Установлены факты получения ФИО2 денежных средств от некоммерческой организации «Фонд борьбы с коррупцией» по договорам гражданско-правового характера.

Постановлением Центрального районного суда г.Новосибирска от 25.01.2021 года, оставленным без изменения Новосибирским областным судом от 11.03.2021 года, ФИО2 был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ – организация публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.

В судебном заседании административный истец не оспаривал свое участие в несанкционированном митинге 23.01.2021 года в поддержку Навального.

Непосредственное отношение ФИО2 к деятельности и работе штаба Навального подтверждается также представленными скриншотами персональных страниц административного истца в сети «Интернет».

С учетом изложенного позиция административного истца о том, что он не имеет никакого отношения к Некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан» (г.Санкт-Петербург) и Общественному движению «Штабы Навального» не соответствует действительности.

Суд считает, что собранными по делу доказательствами подтвержден факт причастности административного истца к вышеуказанным организациям, деятельность которых запрещена.

Ссылки административного истца ФИО2 на то обстоятельство, что в отношении него судом не принято решение о причастности к деятельности экстремистских или террористических организаций, а также, что административный истец никогда не был участником вышеприведенных организаций, а потому оснований для принятия оспариваемого решения не имелось, направлены на неверное толкование норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению, поскольку как следует из приведенных выше законодательных норм, действие статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» распространяется «на иных лиц, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации».

Кроме того, суд считает, что причастность административного истца ФИО2 к деятельности экстремистских организаций, признанных таковыми в установленном законом порядке, подтверждается исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, указанными выше, которые не опровергнуты истцом.

Принимая во внимание, что в силу положений пункта 3.6 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» действие пассивного избирательного права ФИО2 является ограниченным, суд приходит к выводу, что последний не имеет права быть зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва.

С учетом изложенного суд считает, что оспариваемое решение Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва принято в пределах полномочий комиссии, в соответствии с процедурой принятия и требованиями действующего законодательства, регулирующего правоотношения в указанной сфере, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется в полном объеме. Требование административного истца об обязании административного ответчика направить в Новосибирское отделение ПАО Сбербанк №8047/0389 обращение о возобновлении финансовых операций по специальному избирательному счету, открытому кандидатом ФИО2, является производным от первоначального, в связи с чем также не является подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Поскольку административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, оснований для возмещения судебных расходов не имеется.

Руководствуясь статьями 241, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 3 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва от 29.07.2021 года № 3/3 и обязании устранить нарушение прав ФИО2, зарегистрировав его в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва и направив в Новосибирское отделение ПАО Сбербанк России №8047/0389 обращение о возобновлении финансовых операций по специальному избирательному счету, открытому кандидатом ФИО2, возмещении судебных расходов отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Бердский городской суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

Судья О.В.Лихницкая

Полный текст решения изготовлен 10 августа 2021 года.