ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1548/2015 от 12.01.2016 Заиграевского районного суда (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Мархаева П.С., при секретаре Киселевой Е.А., с участием представителя заявителя Гузеевой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному заявлению Администрации Муниципального Образования «Заиграевский район» к Администрации Муниципального образования сельское поселение «Новобрянское», Совету депутатов Муниципального образования сельское поселение «Новобрянское» о признании пункта 3 решения Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Новобрянское» Заиграевского района Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании Совета депутатов Муниципального образования сельское поселение «Новобрянское», Муниципальное образование сельское поселение «Новобрянское» устранить препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов Муниципального Образования «Заиграевский район» по принятию безвозмездно в собственность Муниципального Образования «Заиграевский район» имущества необходимого для осуществления полномочий по организации в границах сельского поселения «Новобрянское» электро, тепло, газо водоснабжения населения, водоотведения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Муниципального Образования «Заиграевский район» обратилось в суд с административным заявлением к Администрации Муниципального образования сельское поселение «Новобрянское», Совету депутатов Муниципального образования сельское поселение «Новобрянское» о признании незаконным бездействия Совета депутатов Муниципального образования сельское поселение «Новобрянское», МО СП «Новобрянское» выраженном в непринятии мер по безвозмездной передаче в собственность Муниципального Образования «Заиграевский район» имущества необходимого для осуществления полномочий по организации в границах сельского поселения «Новобрянское» электро, тепло, газо водоснабжения населения, водоотведения, признании незаконным решения Совета депутатов Муниципального образования сельское поселение «Новобрянское» от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании Совета депутатов Муниципального образования сельское поселение «Новобрянское» согласовать передачу безвозмездно в собственность Муниципального Образования «Заиграевский район» имущества необходимого для осуществления полномочий по организации в границах сельского поселения «Новобрянское» электро, тепло, газо водоснабжения населения, водоотведения, об обязании Совета депутатов Муниципального образования сельское поселение «Новобрянское» согласовать передачу безвозмездно в собственность Муниципального Образования «Заиграевский район» имущества необходимого для осуществления полномочий по организации в границах сельского поселения «Новобрянское» электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, об обязании Администрации МОСП «Новобрянское» осуществить передачу безвозмездно в собственность Муниципального Образования «Заиграевский район» имущества необходимого для осуществления полномочий по организации в границах сельского поселения «Новобрянское» электро, тепло, газо водоснабжения населения, водоотведения.

Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов Муниципального образования сельское поселение «Новобрянское» принял решение «Об осуществлении полномочий органов местного самоуправления МО «Заиграевский район» по организации в границах сельского поселения «Новобрянское» электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. (далее по тексту Решение).

Пунктом решения Совета депутатов МО СП разрешил АМО СП «Новобрянское» передать в безвозмездное пользование имущество необходимое для исполнения полномочий указанных в п.1 Решения.

Однако данное имущество не может находиться в собственности поселения в виду ч.4 ст.14 ФЗ РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В связи с этим Совет депутатов МО СП должен разрешить АМОСП «Новобрянское» передать вышеуказанное имущество в собственность МО «Заиграевский район».

В судебном заседании представитель заявителя Гузеева Н.И. изменила предмет заявления, просила суд признать пункт 3 решения Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Новобрянское» Заиграевского района Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать Совет депутатов Муниципального образования сельское поселение «Новобрянское», Муниципальное образование сельское поселение «Новобрянское» устранить препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов Муниципального Образования «Заиграевский район» по принятию безвозмездно в собственность Муниципального Образования «Заиграевский район» имущества необходимого для осуществления полномочий по организации в границах сельского поселения «Новобрянское» электро, тепло, газо водоснабжения населения, водоотведения путем передачи данного имущества в собственность Муниципального Образования «Заиграевский район» в с соответствии с Законом Республики Бурятия «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образования в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-IV.

В судебное заседание МО СП «Новобрянское», Совет депутатов МО СП «Новобрянское» будучи извещены надлежащим образом не явились.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает возможным удовлетворить заявленные требования.

ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов Муниципального образования сельское поселение «Новобрянское» принял решение «Об осуществлении полномочий органов местного самоуправления МО «Заиграевский район» по организации в границах сельского поселения «Новобрянское» электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения. Согласно данного п.3 решения постановлено «разрешить АМОСП «Новобрянское» передать в безвозмездное пользование имущество необходимое для исполнения полномочий.

В соответствии со ст.50 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; 2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; 3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; 4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения, которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; 5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

В соответствии со ст.14 ч.1 п.4 Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.14 Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с ч.4 ст.14 Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.15 ФЗ РФ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.4,5 ст.8 Закона Республики Бурятия «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия на основании части 3 статьи 14 Федерального закона настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним уставами муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные пунктами 4 (за исключением вопросов организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения), 6, 13 (за исключением вопроса охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения), 15, 18, 20 (в части осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 33.1, 33.2 части 1 статьи 14 Федерального закона. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона и частью 4 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с п.11.1 ФЗ РФ №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

установить, что в целях обеспечения выполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями производится в следующем порядке.

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 485-ФЗ)

Разграничение имущества осуществляется между:

вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы;

вновь образованным муниципальным районом и расположенными в его границах городскими, сельскими поселениями;

вновь образованными муниципальными образованиями в случае разделения муниципального образования;

муниципальным районом и городским округом в случае наделения городского поселения, входящего в границы муниципального района, статусом городского округа или лишения его статуса городского округа;

муниципальными образованиями в случае изменения их границ, влекущего за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов одного муниципального образования к территории другого муниципального образования;

муниципальными образованиями, созданными до дня вступления в силу главы 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

(абзац введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 281-ФЗ)

муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения;

(абзац введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 485-ФЗ)

городским округом с внутригородским делением и внутригородскими районами в случаях изменения статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением, изменения перечня вопросов местного значения внутригородских районов, разграничения полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов по решению вопросов местного значения внутригородских районов.

(абзац введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 485-ФЗ)

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" видами имущества. До ДД.ММ.ГГГГ в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 485-ФЗ)

Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Наличие судебного спора по отдельным объектам имущества не является основанием для приостановления передачи иных объектов имущества.

Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. В случае, если устав хотя бы одного из муниципальных образований, указанных в настоящей части, не утвержден в течение указанного срока, срок отсчитывается со дня утверждения соответствующего устава.

Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.

Изменения в учредительные документы соответствующих муниципальных предприятий и учреждений вносятся в двухмесячный срок.

Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.

Муниципальное образование, имущество которого передано в соответствии с настоящей частью, несет субсидиарную ответственность по обязательствам переданных им учреждений и казенных предприятий, возникшим до перехода права собственности.

Установить, что к правоотношениям, возникающим при разграничении муниципального имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи. (часть одиннадцатая.1 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 230-ФЗ).

Порядок передачи имущества от одного муниципального образования другому производится на основании Закона Республики Бурятия «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образования в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-IV.

Таким образом разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным районом и поселениями, предусмотрено частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, и оно осуществляется в соответствии с установленным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ разграничением вопросов местного значения и статьей 50 этого Федерального закона, при этом организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий относится к вопросам местного значения муниципального района, а не сельского поселения.

Таким образом п.3 решение Совета депутатов МОСП «Новобрянское» от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, подлежит отмене, как не соответствующий вышеперечисленным нормативно правовым актам и нарушающем права, свободы и законные интересы административного истца. Так как Здание котельной (нежилое здание) Республика Бурятия, Заиграевский район, с. <адрес>, Административное здание (нежилое здание) <адрес> столярного цеха (нежилое здание) <адрес>, склад гаража <адрес>, Здание КНС (нежилое здание) <адрес>, Здание водозабора (нежилое здание) <адрес>, Здание очистных сооружений (нежилое здание) <адрес>, Водонапорная башня (нежилое здание) <адрес>, Тепловые сети <адрес>, Водопроводные сети <адрес>, Канализационные сети (нежилое здание) <адрес> то есть имущество предназначенное для организации электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения <адрес> РБ в силу перечисленных положений закона передается безвозмездно в собственность МО «<адрес>».

Суд также обязывает Совет депутатов Муниципального образования сельское поселение «Новобрянское», Муниципального образования сельское поселение «Новобрянское» устранить препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов Муниципального Образования «Заиграевский район» по принятию безвозмездно в собственность Муниципального Образования «Заиграевский район» имущества необходимого для осуществления полномочий по организации в границах сельского поселения «Новобрянское» электро, тепло, газо водоснабжения населения, водоотведения путем передачи данного имущества в собственность Муниципального Образования «Заиграевский район» с соответствии с Законом Республики Бурятия «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образования в Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ-IV. При этом суд исходит из того, что ответчики в силу прямого указания закона обязаны передать данное имущество в безвозмездную собственность МО «Заиграевский район».

На основании изложенного и руководствуясь ст.177-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Администрации Муниципального Образования «Заиграевский район» удовлетворить.

Признать пункт 3 решения Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Новобрянское» Заиграевского района Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать Совет депутатов Муниципального образования сельское поселение «Новобрянское», Муниципальное образование сельское поселение «Новобрянское» устранить препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов Муниципального Образования «Заиграевский район» по принятию безвозмездно в собственность Муниципального Образования «Заиграевский район» имущества необходимого для осуществления полномочий по организации в границах сельского поселения «Новобрянское» электро, тепло, газо водоснабжения населения, водоотведения путем передачи данного имущества в собственность Муниципального Образования «Заиграевский район» в с соответствии с Законом Республики Бурятия «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образования в Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ-IV.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Заиграевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья П.С. Мархаев