Дело № 2а-154/2019. Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 24 апреля 2019 года город Вичуга Вичугский городской суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Сизовой И.Ю., при секретаре Егорычевой Е.Е., с участием помощника Вичугского межрайонного прокурора Волковой А.Е., представителя истца Черных А.А.- Воронина В.Г., действующего на основании доверенности, представителей ответчика- администрации городского округа Вичуга Верховского А.В., Коныгиной А.В., действующих на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Черных А.А. к администрации городского округа Вичуга о признании нормативного правового акта недействующим, У С Т А Н О В И Л: 18 января 2018 года администрацией городского округа Вичуга Ивановской области принято постановление № 30 «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Вичуга», пунктом 1 которого утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Вичуга согласно приложению и методика расчета размера оплаты по договору на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Вичуга. Пунктом 2 указанного постановления установлена базовая ставка платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта в сумме 700 рублей за один квадратный метр площади земельного участка, занимаемого нестационарным торговым объектом, без учета НДС. В соответствии с методикой расчета плата по договору на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) на земельных участках и землях, находящихся в неразграниченной государственной собственности, муниципальной собственности, определяется по следующей формуле:Пр = БС x S x Кs x К x НДС, где: Пр - годовой размер платы по договору на размещение НТО (руб.); БС - базовая ставка, утверждаемая постановлением администрации городского округа Вичуга (руб./в год); S - площадь земельного участка, необходимая для размещения НТО (кв. м); Кs - коэффициент, отражающий зависимость размера платы от площади земельного участка, необходимого для размещения НТО: К - коэффициент, соответствующий произведению годовых индексов потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги по Ивановской области по официальным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (по состоянию на декабрь предыдущего года) за период, начинающийся с года, следующего за годом введения в действие результатов государственной кадастровой оценки земель. Значение К в первый год заключения договора на размещение НТО принимается в размере, равном 1.В остальных случаях значение К определяется по формуле: К = К1 x К2 x.. . x Кn, где: К1, К2,.. ., Кn - годовые индексы потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги по Ивановской области по официальным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (установленные по состоянию на декабрь предыдущего года и опубликованные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru) за период, начинающийся с года, следующего за годом заключения договора на размещение НТО; НДС - налог на добавленную стоимость. 08 октября 2018 года администрацией городского округа Вичуга принято постановление № 794, пункт 6.1 Порядка изложен в новой редакции. Пунктом 6.1 установлено, что договор аренды земельного участка для размещения НТО, заключенный до 01.03.2015 на определенный срок и действующий на дату вступления в силу настоящего Порядка, является основанием для заключения договора на размещение НТО без проведения торгов на оставшийся срок, указанный в договоре аренды земельного участка, если меньший срок не указан в заявлении, предусмотренном пунктом 6.2 настоящего Порядка. Договор аренды земельного участка для размещения НТО, заключенный до 01.03.2015 на неопределенный срок и действующий на дату вступления в силу настоящего Порядка, является основанием для заключения договора на размещение НТО без проведения торгов сроком на один год, если меньший срок не указан в заявлении, предусмотренном пунктом 6.2 настоящего Порядка. Пунктом 6.2. установлено, что договор в случаях, предусмотренных п. 6.1 настоящего Порядка, заключается Комитетом на основании заявления арендатора такого земельного участка в течение 10 рабочих дней с момента поступления заявления с одновременным расторжением договора аренды земельного участка, при условии полной оплаты задолженности по договору аренды земельного участка до даты расторжения, начисленных пеней, а также отсутствия нарушений требований к размещению НТО, установленных настоящим Порядком. При этом размер ежегодной платы по Договору определяется в размере, равном годовой плате за размещение НТО, определенной в соответствии с Методикой определения размера платы по договору на размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа Вичуга. ИП Черных А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Вичуга о признании нормативного правового акта – постановления администрации городского округа Вичуга Ивановской области от 08.10.2018 №794 «О внесении изменений в порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Вичуга, утвержденный постановлением администрации городского округа Вичуга от 18.01.2018 №30», недействующим. Административный иск мотивирован тем, что вступившим в законную силу 29.10.2018 постановлением администрации городского округа Вичуга Ивановской области от 08.10.2018 №794 были внесены изменения в п.6.1 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Вичуга, утвержденного постановлением администрации городского округа Вичуга от 18.01.2018 №30, противоречащие Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку внесенные изменения позволили отдельным субъектам предпринимательской деятельности заключать договор на размещение нестационарных торговых объектов (далее НТО) без процедуры аукциона на право заключения договора, а также предоставили преимущество по размеру платы за размещение НТО. Представитель административного истца Воронин В.Г. административные исковые требования уточнил, просил признать недействующим полностью с 29.10.2018 года пункт 6.1 постановления администрации городского округа Вичуга Ивановской области от 18.01.2018 №30 «Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Вичуга» в редакции постановления администрации городского округа Вичуга Ивановской области от 08.10.2018 №794 «О внесении изменений в порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Вичуга, утвержденный постановлением администрации городского округа Вичуга от 18.01.2018 №30». Представители административного ответчика - администрации городского округа Вичуга Верховский А.В., Коныгина А.В. административные исковые требования не признали, представили письменный отзыв на административное исковое заявление. Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, а также заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить административные исковые требования без удовлетворения, приходит к следующему. В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны недействительными. В силу ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме. Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что одним из принципов, на которых основывается настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Федеральный законодатель, определяя основания использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 этого же Кодекса установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 указанного Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления либо договора. Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. В главе V.6 Земельного кодекса Российской Федерации федеральный законодатель, регламентируя использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, определил случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута. Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов. При этом пунктом 2 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи (то есть за исключением вышеназванного случая), осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа. В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Согласно частям 1 - 3 статьи 10 указанного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Из анализа приведенных законоположений следует, что федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе. Указанное предписание означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляемая в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, возможна не только на основании договора аренды земельного участка, но не исключает возможность заключения иного договора. При этом размещение нестационарных торговых объектов, являясь одним из способов использования земельных участков, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации. Федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель или земельных участков в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора. Из приведенных правовых норм следует вывод о том, что вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Как установлено материалами дела, в соответствии с требованиями пункта п.1.5. Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Вичуга, утвержденного постановлением администрации № 30 от 18.01.2018 года, НТО размещаются в соответствии с утвержденной постановлением администрации городского округа Вичуга схемой размещения НТО на территории городского округа Вичуга (далее - Схема размещения). Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Вичуга была утверждена постановлением главы администрации городского округа Вичуга № 50 от 29.01.2019 года. Пунктом 1.6. вышеуказанного Порядка предусмотрено, что основанием для размещения НТО является договор на размещение нестационарного торгового объекта (далее - Договор), заключенный комитетом по управлению имуществом городского округа Вичуга с победителем аукциона (с единственным участником аукциона, единственным подавшим заявку на участие в аукционе) на право размещения НТО (далее - Аукцион). Главой 6 этого же Порядка установлены заключительные и переходные положения, которые оспаривает административный истец. Так, пунктом 6.1 установлено, что договор аренды земельного участка для размещения НТО, заключенный до 01.03.2015 на определенный срок и действующий на дату вступления в силу настоящего Порядка, является основанием для заключения договора на размещение НТО без проведения торгов на оставшийся срок, указанный в договоре аренды земельного участка, если меньший срок не указан в заявлении, предусмотренном пунктом 6.2 настоящего Порядка. Договор аренды земельного участка для размещения НТО, заключенный до 01.03.2015 на неопределенный срок и действующий на дату вступления в силу настоящего Порядка, является основанием для заключения договора на размещение НТО без проведения торгов сроком на один год, если меньший срок не указан в заявлении, предусмотренном пунктом 6.2 настоящего Порядка. Пунктом 6.2. установлено, что договор в случаях, предусмотренных п. 6.1 настоящего Порядка, заключается Комитетом на основании заявления арендатора такого земельного участка в течение 10 рабочих дней с момента поступления заявления с одновременным расторжением договора аренды земельного участка, при условии полной оплаты задолженности по договору аренды земельного участка до даты расторжения, начисленных пеней, а также отсутствия нарушений требований к размещению НТО, установленных настоящим Порядком. При этом размер ежегодной платы по Договору определяется в размере, равном годовой плате за размещение НТО, определенной в соответствии с Методикой определения размера платы по договору на размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа Вичуга. В судебном заседании было установлено, что ранее между комитетом по управлению имуществом городского округа Вичуга и ФИО7ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Ивановская область, г. Вичуга, ул. 50 лет Октября (остановка Центральный рынок), площадью 73 кв.м., разрешенное использование - для установки остановочного комплекса с встроенным торговым павильоном. Указанный договор аренды был расторгнут с одновременным заключением с ФИО7 16.11.2018 договора на размещение нестационарного торгового объекта по указанному адресу сроком до 01.10.2019. 12.01.2007 между комитетом по управлению имуществом городского округа Вичуга и ФИО8 был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Ивановская область, г. Вичуга, ул. 50 лет Октября (остановка Центральный рынок), площадью 31 кв.м., разрешенное использование - для размещения торгового киоска. Указанный договор аренды был расторгнут с одновременным заключением с ФИО8 16.11.2018 договора на размещение нестационарного торгового объекта по указанному адресу сроком до 01.10.2019. В отношении места, указанного в схеме размещения нестационарных торговых объектов под №1, 16.02.2012 между комитетом по управлению имуществом городского округа Вичуга и ИП ФИО9 был заключен на неопределенный срок договор аренды земельного участка, кадастровый номер №, площадью 34 кв.м., расположенный по адресу: Ивановская область, г. Вичуга ул. 50 лет Октября, смежно с территорией дома №4, разрешенное использование - для территории торгового киоска. Указанный договор аренды был расторгнут с одновременным заключением с ИП ФИО9 31.10.2018 договора на размещение нестационарного торгового объекта по указанному адресу сроком до 01.10.2019. В отношении места, указанного в схеме размещения нестационарных торговых объектов под №6, 13.08.2014 между комитетом по управлению имуществом городского округа Вичуга и ФИО10 был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу: Ивановская область, г. Вичуга, ул. 50 лет Октября, смежно с остановкой Центральный рынок, площадью 82 кв.м., разрешенное использование - для установки торгового павильона, сроком до 13.08.2019. Указанный договор был расторгнут с одновременным заключением с ФИО10 16.11.2018 договора на размещение нестационарного торгового объекта по указанному адресу сроком до 13.08.2019. Таким образом, после расторжения комитетом по управлению имуществом договоров аренды с предпринимателями, имеющими право на использование земельных участков для размещения НТО в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, заключены договоры на размещение НТО в соответствии с оспариваемым пунктом 6.1 постановления администрации городского округа Вичуга. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. Глава V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (введена в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") допускает возможность использования земельных участков без их предоставления или установления в их отношении сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, а потому само истечение сроков договоров аренды, как и сроков договоров на право размещения нестационарных торговых объектов не могло служить основанием для произвольного исключения соответствующих объектов из указанной Схемы. Указанные обстоятельства отражены и в правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся. Поскольку размещение всех нестационарных торговых объектов, предусмотренных схемой такого размещения в городском округе Вичуга, осуществляется без заключения договоров аренды земельных участков, утвержденная методика расчета размера оплаты по договору на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Вичуга в равной мере распространяется на всех субъектов предпринимательства в этой сфере, следовательно, не ставит владельцев таких объектов в неравное положение друг с другом, их конкуренцию между собой не ограничивает, а равно не создает и необоснованных препятствий для осуществления ими предпринимательской деятельности. Таким образом, администрация городского округа Вичуга, внося соответствующие изменения в редакцию пункта 6.1. Постановления администрации городского округа Вичуга Ивановской области № 30 от 18 января 2018 года «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Вичуга» в редакции постановления администрации городского округа Вичуга Ивановской области № 794 от 8 октября 2018 года «О внесении изменений в порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Вичуга, утвержденный постановлением администрации городского округа Вичуга от 18.01.2018 № 30», действовала в пределах полномочий, предоставленных ей законом, с целью обеспечения баланса интересов местного сообщества в целом и отдельных хозяйствующих субъектов. Довод представителей административного ответчика о том, что административный истец не является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным актом, не основан на требованиях закона и опровергается представленными суду доказательствами участия ИП Черных А.А. в аукционах на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов ( л.л. 15-30). На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении административных исковых требований Черных А.А. к администрации городского округа Вичуга о признании недействующим с 29 октября 2018 года пункта 6.1. Постановления администрации городского округа Вичуга Ивановской области № 30 от 18 января 2018 года «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Вичуга» в редакции постановления администрации городского округа Вичуга Ивановской области № 794 от 8 октября 2018 года «О внесении изменений в порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Вичуга, утвержденный постановлением администрации городского округа Вичуга от 18.01.2018 № 30», отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение 1 месяца с момента принятия решения в окончательной форме 29 апреля 2019 года. Судья И.Ю. Сизова. |