Р Е Ш Е Н И Е С У Д А Дело № 2а-154\2017
Именем Российской Федерации
27 февраля 2017 года город Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Хоменко Л.Я., с участием адвоката Антонова А.А., при секретаре судебного заседания Дергачевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Комитету имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь Московской области и Комитету имущественных отношений Московской области о признании незаконным отказ в заключении договора купли-продажи земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
у с т а н о в и л:
01.12.2016г. в Электростальский городской суд Московской области обратились ФИО1, ФИО2 с административным иском, предъявленным к Комитету имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь Московской области и Комитету имущественных отношений Московской области о признании незаконным отказ в заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по <адрес> с кадастровым №, площадью "кв.м".., и обязании заключить договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка.
27.02.2017 в судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО2 не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, предоставили суду письменное заявление об отказе от административных исковых требований в части требования об обязании заключения договора купли-продажи земельного участка, расположенного по <адрес> с кадастровым №, площадью "кв.м".
27. 02. 2017г. определением Электростальского горсуда дело по административному исковому заявлению ФИО1, Титовой Е,Е. к Комитету имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь Московской области в части заявленных требований об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, производством прекращено в связи с отказом истцов от административного иска.
Представитель истцов по нотариальной доверенности адвокат Антонов А.А. суду пояснил, что в феврале 2017 года договор купли- продажи земельного участка, расположенного по <адрес> с кадастровым №, площадью "кв.м" с истцами был заключен.
Однако истцы не отказываются от заявленных требований в части о признании незаконным отказ в заключении договора купли-продажи земельного участка, так как несвоевременное разрешение вопроса по заключению договора купли- продажи земельного участка, причинило истцам убытки, а именно то, что они в течение всего времени ожидания по заключению договора продолжали производить значительную для них оплату по договору аренды земельного участка.
Административные истцы владеют на праве общей долевой собственности нежилым одноэтажным зданием площадью "кв.м"., расположенным по <адрес>, кадастровый №. Данное Здание введено в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 27.01.2016г. №, выданное Министерством строительного комплекса Московской области Правительства Московской области. В разрешении указано, что здание построено на земельных участках с кадастровыми № и №. Расположения Здания на двух земельных участках так же подтверждается кадастровым паспортом здания, сооружения, объекта незавершенного строительства.
Земельный участок с кадастровым № принадлежит административным истцам на праве общей долевой собственности.
Земельным участком с кадастровым № административные истца владеют на основании договора № аренды земельного участка от 27.09.2011г., отведенный на основании Постановления Администрации г.о. Электросталь Московской области от 16.09.2011г. №602/10.
В соответствии с п. 1.2 Договора, вид разрешенного использования земельного участка – «под размещение торгово-складского комплекса», а 24.12.2014г. Администрацией г.о. Электросталь Московской области выдано разрешение на строительство №.
12.05.2016г. административные истцы обратились к Главе Администрации г.о. Электросталь Московской области с заявлением на приобретение земельного участка с кадастровым № в собственность за плату без проведения торгов. Письмо Администрации г.о. Электросталь Московской области от 12.07.2016г. № сообщено об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка в связи с тем, что земельный участок расположен в границах двух земельных участков и отсутствуют правоустанавливающие документы на оба земельных участка с кадастровыми № и №. Также сообщено, что Комитетом имущественных отношений осуществляется подготовка соответствующих материалов для повторного направления на согласование в Минмособлимущество.
Письмом Администрации г.о. Электросталь Московской области от 13.10.2016г. №исх, административным истцам сообщили, что в соответствии с протоколом Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 30.09.2016г. № принято решение отказать в заключении договора купли-продажи земельного участка по <адрес> с кадастровым №, площадью "кв.м." в связи с тем, что не представлен правоустанавливающий документ на земельный участок с кадастровым номером №.
Согласно п. 8.1 Административного регламента, срок предоставления государственной услуги не превышает 40 (сорока) дней с даты регистрации заявления заявителя о предоставлении государственной услуги в администрацию городского округа Электросталь Московской области (ОМС).
В соответствии с подпунктом «б», п. 22.4.6 Административного регламента, для предоставления государственной услуги МФЦ, Комитет имущественных отношений администрации городского округа Электросталь Московской области направляют межведомственные запросы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в целях получения:
- выписки из ЕГРП о правах на здание, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, сооружения;
- выписки из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок;
в) филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области в целях получения кадастрового паспорта земельного участка либо кадастровой выписки о земельном участке.
Таким образом, к заявлению прилагаются документы, удостоверяющие права заявителя на испрашиваемый земельный участок, находящиеся на нем здания, строения, сооружения только если они не зарегистрированы в ЕГРП. Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является исчерпывающим.
В остальных случаях Комитет имущественных отношений администрации городского округа Электросталь Московской области обязан направить межведомственный запрос для получения данных сведений.
Обязанность предоставления каких-либо документов на другие земельные участки, кроме испрашиваемого, вообще не предусмотрено Административным регламентом.
Просит суд признать незаконным отказ административных ответчиков от 13.10.2016г. в заключении договора купли-продажи земельного участка по <адрес> с кадастровым №, площадью "кв.м"
Представители административных ответчиков Комитет имущественных отношений администрации городского округа Электросталь Московской области и Комитета имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явились, хотя были извещены надлежащим образом о дне и времени рассмотрения данного иска.
Суд считает возможным рассмотреть данный административный иск в отсутствие не явившихся представителей ответчика.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя истцов, суд приходит к следующему.
Подпунктом 6 ч. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ, для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2.1 Административного регламента предоставление государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов, безвозмездное пользование», утвержденного Распоряжением администрации городского округа Электросталь МО от 06.11.2015 N 554-р (далее по тексту – Административный регламент), в качестве лиц, имеющих право на получение государственной услуги по предоставлению земельного участка в аренду без проведения торгов, могут выступать собственники зданий, сооружений, помещений в них и (или) лица, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления.
Административные истцы владеют на праве общей долевой собственности нежилым одноэтажным зданием площадью "кв.м"., расположенным по <адрес>, кадастровый №. Данное Здание введено в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 27.01.2016г. №, выданное Министерством строительного комплекса Московской области Правительства Московской области. В разрешении указано, что здание построено на земельных участках с кадастровыми № и №. Расположения Здания на двух земельных участках так же подтверждается кадастровым паспортом здания, сооружения, объекта незавершенного строительства. Земельный участок с кадастровым № принадлежит административным истцам на праве общей долевой собственности.
Земельным участком с кадастровым № административные истца владеют на основании договора № аренды земельного участка от 27.09.2011г., отведенный на основании Постановления Администрации г.о. Электросталь Московской области от 16.09.2011г. №602/10.
В соответствии с п. 1.2 Договора, вид разрешенного использования земельного участка – «под размещение торгово-складского комплекса», а 24.12.2014г. Администрацией г.о. Электросталь Московской области выдано разрешение на строительство №.
12.05.2016г. административные истцы обратились к Главе Администрации г.о. Электросталь Московской области с заявлением на приобретение земельного участка с кадастровым № в собственность за плату без проведения торгов. Письмо Администрации г.о. Электросталь Московской области от 12.07.2016г. № сообщено об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка в связи с тем, что земельный участок расположен в границах двух земельных участков и отсутствуют правоустанавливающие документы на оба земельных участка с кадастровыми № и №. Также сообщено, что Комитетом имущественных отношений осуществляется подготовка соответствующих материалов для повторного направления на согласование в Минмособлимущество.
Письмом Администрации г.о. Электросталь Московской области от 13.10.2016г. №исх, административным истцам сообщили, что в соответствии с протоколом Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 30.09.2016г. № принято решение отказать в заключении договора купли-продажи земельного участка по <адрес> с кадастровым №, площадью 1770 кв.м. в связи с тем, что не представлен правоустанавливающий документ на земельный участок с кадастровым №.
Согласно п. 8.1 Административного регламента, срок предоставления государственной услуги не превышает 40 (сорока) дней с даты регистрации заявления заявителя о предоставлении государственной услуги в администрацию городского округа Электросталь Московской области (ОМС).
В разделе 12 Административного регламента приведен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителям, способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, порядок их представления.
Согласно подпункту 8 п. 12.1.3 Административного регламента, к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов прилагаются документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП (для юридических лиц, которым предоставлен земельный участок для ведения дачного хозяйства либо использующих земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования).
Согласно подпункту 9 п. 12.1.3 Административного регламента, к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов прилагается сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров, копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на здание, сооружение, если право на такое здание, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (для собственников зданий, сооружений либо помещений в них).
В соответствии с подпунктом «б», п. 22.4.6 Административного регламента, для предоставления государственной услуги МФЦ, Комитет имущественных отношений администрации городского округа Электросталь Московской области направляют межведомственные запросы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в целях получения:
- выписки из ЕГРП о правах на здание, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, сооружения;
- выписки из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок;
в) филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области в целях получения кадастрового паспорта земельного участка либо кадастровой выписки о земельном участке.
Таким образом, к заявлению прилагаются документы, удостоверяющие права заявителя на испрашиваемый земельный участок, находящиеся на нем здания, строения, сооружения только если они не зарегистрированы в ЕГРП. Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является исчерпывающим. В остальных случаях Комитет имущественных отношений администрации городского округа Электросталь Московской области обязан направить межведомственный запрос для получения данных сведений. Обязанность предоставления каких-либо документов на другие земельные участки, кроме испрашиваемого, вообще не предусмотрено Административным регламентом.
Учитывая, что административными истцами представлены все доказательства, необходимые для удовлетворения требований при избранном способе защиты права, а именно доказательства по заключению между сторонами договора купли-продажи земельного участка, суд приходит к выводу, что требования административных истцов при избранном способе защиты права подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 39.3, 39.20 Земельного кодекса РФ, разделом 12 Административного регламента предоставление государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов, безвозмездное пользование», утвержденного Распоряжением администрации городского округа Электросталь МО от 06.11.2015 N 554-р, статьями 124-126 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
Требования административных истцов ФИО1, ФИО2 – удовлетворить.
Признать незаконным отказ административных ответчиков Комитета имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь Московской области и Комитета имущественных отношений Московской области от 13.10.2016г. в заключении договора купли-продажи земельного участка по <адрес> с кадастровым №, площадью "кв.м"с административными истцами ФИО1 и ФИО2.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Хоменко Л.Я.
В окончательной форме решение судом принято 02 марта 2017 года.
Судья: