Дело № 2а-154/ 2021
УИД 44RS0013-01-2021-000264-23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Красное-на-Волге 12 мая 2021 года
Красносельский районный суд Костромской области
в составе председательствующего судьи Артимовской А.В.,
при секретаре Чемодановой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Красносельского района Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенно круга лиц о признании информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красносельского района Костромской области, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации о продаже документов об образовании и ответов на контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ 2021, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет - ресурсах <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Также просит направить копию решения суда в Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения указанных интернет-страниц в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Требования административный истец обосновывает тем, что прокуратурой Красносельского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, ДД.ММ.ГГГГ осуществлен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ходе которого установлено, что на страницах интернет –ресурсов, расположенных по адресам <данные изъяты> размещена информация о реализации дипломов и аттестатов, а также ответов на контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ 2021 года на территории Российской Федерации.
По результатам проверки установлено, что на указанных сайтах предлагается дистанционным способом приобрести дипломы, аттестаты об окончании образовательных организаций, ответы на контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ 2021 года, а также иные документы в городах Российской Федерации.
Интернет – ресурсы <данные изъяты> находятся в открытом доступе, регистрация пользователей на сайтах для получения информации не требуется. Ознакомиться с перечнем товаров, предложенных к продаже, может любой пользователь, в том числе несовершеннолетний. Какие –либо ограничения по доступу к указанным интернет - ресурсам, копирование и распространение не установлены. Любой пользователь, имеющий доступ к сети «Интернет», с помощью персонального компьютера или любого иного устройства, посредством введения URL-адреса в адресную строку браузера может получить доступ к указанным интернет-сайтам и их контенту.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 отказалась от административного иска в части признания информации, о продаже документов об образовании и ответов на контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ 2021, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет - ресурсах <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, поскольку доступ на вышеуказанные интернет – сайты ограничен по решениям суда, отказ от иска в заявленной части принят определением суда.
В судебном заседании представитель прокуратуры Красносельского района Костромской области ФИО1 поддержала административные исковые требования в отношении информации о продаже документов об образовании и ответов на контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ 2021, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет - ресурсе <данные изъяты>
Заинтересованное лицо по делу - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> (Управление Роскомнадзора по <адрес>), надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав представителя административного истца ФИО1, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему выводу:
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее также - Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законам требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Закона № 149-ФЗ, в соответствии с которым это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть "Интернет" является информационно-телекоммуникационной сетью.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Закона № 149-ФЗ сайтом в сети "Интернет" признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через четь "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет"; страница сайта в сети "Интернет"- часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет".
В соответствии со ст. 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 3 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В соответствии с ч. 4 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании.
За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается (ч. 16 ст. 60 Закона).
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 Уголовного кодекса РФ), а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 Уголовного кодекса РФ) являются уголовно наказуемыми преступлениями.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа - фактически является распространением запрещенной информации.
На выявленном интернет-сайте размещена информация с предложениями для неопределенного круга лиц приобрести за деньги дипломы, аттестаты, а также ответы на контрольно-измерительные материалы (КИМы), для получения которых законодательством установлен определенный порядок.
Информация носит противоправный характер, поскольку получению указанных документов предшествует соответствующее профессиональное обучение и экзамен, а получению аттестата и диплома - прохождение обучения, а также сдача государственных экзаменов.
Сведения, размещенные на данном интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения за деньги дипломов, аттестатов, а также ответы на контрольно-измерительные материалы (КИМы). Данные сведения побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Более того, распространение информации о получении за плату документов об образовании противоречит требованиям законодательства об образовании, нарушает права несовершеннолетних на получение образования.
При этом посещение указанных интернет - страниц свободно для всех без исключения граждан, интернет - страницы не содержат ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц, контент свободен для изучения без предварительной регистрации и использования паролей. Информация распространяется бесплатно, срок её пользования не ограничен.
Таким образом, распространение указанной информации может повлечь негативные социальные, экономические, политические и другие неблагоприятные последствия, что затрагивает интересы Российской Федерации, нарушает права неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 15.1 Закона № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа граждан к интернет-странице необходимо внести данные страницы в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ основанием для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
На момент рассмотрения дела указатель страницы <данные изъяты> в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», отсутствуют (<данные изъяты>).
Согласно сведениям с общедоступного сервиса <данные изъяты> информация о владельцах указанных интернет-страниц отсутствует, в связи с чем, привлечь владельцев сайтов к участию в рамках административного судопроизводства не представляется возможным.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Красносельского района в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлен ряд Интернет-сайтов, доступных для российских пользователей, содержащих информацию, запрещенную к распространению в соответствии с действующим законодательством.
В частности, на интернет - странице с URL-адресом: <данные изъяты>, размещена информация о продаже документов об образовании и ответов на контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ 2021
Посещение указанной интернет - страницы свободно для всех без исключения граждан, интернет - страница не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к ее доступу по кругу лиц, контент свободен для изучения без предварительной регистрации и использования паролей. Информация распространяется бесплатно, срок её пользования не ограничен.
На момент проверки и на настоящий период данные указатели страниц в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» отсутствуют.
Факт размещения на указанном интернет-сайте информации о продаже документов об образовании и ответов на контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ 2021 подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.№), фототаблицами информации, размещенной в сети «Интернет» по соответствующим ссылкам, скриншотами ( л.д.№).
Распространение указанной информации может повлечь негативные социальные, экономические, политические и другие неблагоприятные последствия, что затрагивает интересы Российской Федерации, нарушает права неопределенного круга лиц.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
В соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
Согласно ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Российской Федерации создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" одним из оснований для включения в Единый реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обеспечение доступа к такой информации, способствующей совершению уголовных и административно-наказуемых деяний, свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, о нарушении прав граждан, в том числе несовершеннолетних, в сфере распространения информации.
При таких обстоятельствах, суд полагает административный иск прокурора Красносельского района Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенно круга лиц, подлежащим удовлетворению.
Поскольку замедление исполнения решения суда, являющегося основанием для ограничения доступа к сайтам, может причинить значительный ущерб публичным и частным интересам, в силу положений ст. 188, 265.5 КАС РФ суд полагает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения указанных страниц сайтов сети «Интернет» в Единый реестр в установленном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 175-181, 188, 265.5 КАС РФ КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Красносельского района Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенно круга лиц о признании информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию о продаже документов об образовании и ответов на контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ 2021, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта, расположенной по адресу <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Направить копию решения суда в Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения указанных интернет-страниц в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение в течение месяца со дня его вынесения может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.
Судья: А.В. Артимовская