Дело № 2а-154/2022
УИД 45RS0005-01-2022-000254-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Звериноголовское, Курганской области 07 октября 2022 года
Звериноголовский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Старовойтовой Е.Ю.,
при секретаре Кривошеевой Т.М.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Звериноголовского района Курганской области к Администрации Звериноголовского муниципального округа Курганской области о признании бездействий незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Звериноголовского района Курганской области обратился в Звериноголовский районный суд с исбратились в суд с иком с учетом изменения заявленных требований к Администрации Звериноголовского муниципального округа Курганской области о признании бездействий незаконными, возложении обязанности.
В обосновании иска указано, что прокуратурой Звериноголовского района Курганской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере теплоснабжения на территории Звериноголовского муниципального округа, в ходе которой выявлены существенные нарушения законодательства. На администрацию Звериноголовского района возложены полномочия по организации теплоснабжения на территории Звериноголовского муниципального района, в том числе принятие соответствующих мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. В отопительный сезон 2021-2022 на территории п. Искра, Звериноголовского района услуги теплоснабжения оказывало ООО «УсТЭК». В марте 2022 года в Администрацию Звериноголовского района поступило заявление от руководства ООО «УсТЭК» о прекращении хозяйственной деятельности, на основании определения Арбитражного суда Курганской области от 13.05.2022 года о введении процедуры банкротства - наблюдения. На 12.08.2022 года на территории п. Искра Звериноголовского муниципального округа теплоснабжающей организации, которая будет предоставлять услуги теплоснабжения 12 многоквартирных домов по ул. Г. Ожгихина в отопительный период с 2022-2023г.г. не имеется, подготовка к предстоящему отопительному периоду не ведется. Администрацией Звериноголовского муниципального округа должные меры по организации обеспечения теплоснабжения потребителей проживающих в 12 многоквартирных домов п. Иска, Звериноголовского муниципального округа в отопительный период с 2022-2023г.г. не приняты, до настоящего времени теплоснабжающая организация не определена. Бездействие администрации Звериноголовского муниципального округа Курганской области по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории п. Искра Звериноголовского муниципального округа, организации подготовки к отопительному сезону 2022-2023г.г. противоречит ст.ст.3,6 ФЗ от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Указанные факты нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение надежного теплоснабжения.
На основании изложенного просит признать незаконным бездействие Администрации Звериноголовского муниципального округа Курганской области, выразившееся в не определении теплоснабжающей организации на территории п. Искра, Звериноголовского муниципального округа Курганской области. Возложить обязанность на администрацию Звериноголовского муниципального округа Курганской области организовать обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории п. Искра Звериноголовского муниципального округа Курганской области в отопительный сезон 2022-2023г.г. путем определения теплоснабжающей организации, предоставляющей услуги теплоснабжения потребителей проживающим в 12 многоквартирных домах по ул. Ожгихина №3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,16, а так же два дома № 14,15 по ул. Школьная, здание школы по адресу ул. Школьная д.16 п. Искра, здание детского сада по адресу ул. Школьная 16 б, п. Искра, в срок до 15.09.2022 года.
На основании определения Звериноголовского районного суда производство по делу в части возложения обязанности на администрацию Звериноголовского муниципального округа Курганской области организовать обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории п. Искра Звериноголовского муниципального округа Курганской области в отопительный сезон 2022-2023г.г. путем определения теплоснабжающей организации, предоставляющей услуги теплоснабжения потребителей проживающим в 12 многоквартирных домах по ул. Ожгихина №3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,16, а так же два дома № 14,15 по ул. Школьная, здание школы по адресу ул. Школьная д.16 п. Искра, здание детского сада по адресу ул. Школьная 16 б, п. Искра, в срок до 15.09.2022 года прекращено.
Административный истец прокурор Звериноголовского района Курганской области ФИО2 в судебном заседании требования поддержал частично, просил признать незаконным бездействие Администрации Звериноголовского муниципального округа Курганской области, выразившееся в не определении теплоснабжающей организации на территории п. Искра, Звериноголовского муниципального округа Курганской области.
Представитель административного ответчика администрации Звериноголовского муниципального округа ФИО3, действующая на основании доверенности от 05.09.2022года, в судебном заседании требования о признаниинезаконным бездействие Администрации Звериноголовского муниципального округа Курганской области, выразившееся в не определении теплоснабжающей организации на территории п. Искра, Звериноголовского муниципального округа Курганской области признала.
Заслушав, лиц участвующих в судебном заседании, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти и должностных лиц, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают в порядке, предусмотренном Кодекса административного судопроизводства РФ.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются в том числе: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; развитие систем централизованного теплоснабжения; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.
В соответствии с ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся в том числе: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
Таким образом, полномочия по организации теплоснабжения на территории Звериноголовского округа в том числе и принятие соответствующих мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, законодателем возложена на органы местного самоуправления, то есть в данном случае на Администрацию Звериноголовского муниципального округа.
В силу ч.2,3 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.
В силу ч.5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В силу ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в случае уведомления органа местного самоуправления собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию.
Согласно п.6 ст.8 Устава Звериноголовского района Курганской области в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Звериноголовского района обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными ФЗ «О теплоснабжении».
В судебном заседании установлено, что в отопительный сезон 2021-2022 на территории п. Искра, Звериноголовского района, Курганской области услуги теплоснабжения оказывало ООО «УсТЭК».
В марте 2022 года в Администрацию Звериноголовского района поступило заявление от руководства ООО «УсТЭК» о прекращении хозяйственной деятельности, на основании определения Арбитражного суда Курганской области от 13.05.2022 года о введении процедуры банкротства - наблюдения.
10.06.2022 года администрацией Звериноголовского района вынесено распоряжение № 203-р «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Звериноголовского района к отопительному периоду 2022-2023годов» в соответствии с которым, утверждены мероприятия по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Звериноголовского района к работе в отопительный период 2022-2023годов, создана районная межведомственная комиссия по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Звериноголовского района к работе в отопительный период 2022-2023годов, утверждено положение о районной межведомственной комиссии по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Звериноголовского района к работе в отопительный период 2022-2023годов.
27.06.2022 года по результатам совещания районной межведомственной комиссии по вопросу подготовки объектов ЖКХ и социальной сферы Звериноголовского района к отопительному периоду 2022-2023 годов принято решение держать закупку угля на контроле, рассмотреть предложение ООО «УсТЭК»- работать при процедуре проведения банкротства.
05.07.2022года по результатам совещания районной межведомственной комиссии по вопросу подготовки к отопительному периоду 2022-2023годов школ и детских садов Звериноголовского района принято решение держать закупку угля на контроле, держать на контроле проведение аукциона.
07.07.2022 года Прокуратурой Звериноголовского района в отношении главы Звериноголовского района вынесено предостережение о недопустимости нарушения законодательства в сфере теплоснабжения и разъяснено, что в случае невыполнения законных требований прокурора предусмотрена административная ответственность по ст. 17.7. КоАП РФ.
21.07.2022 года по результатам совещания районной межведомственной комиссии по вопросу подготовки объектов ЖКХ и социальной сферы Звериноголовского района к отопительному периоду 2022-2023годов принято решение оказать ООО «Стройотдел» информационную помощь по подготовке котельной к отопительному периоду и защите тарифа на предоставление услуг теплоснабжения. Провести работу по оценке теплосетей, заключить договор аренды.
03.08.2022 года по результатам совещания районной межведомственной комиссии по вопросу подготовки объектов ЖКХ и социальной сферы Звериноголовского района к отопительному периоду 2022-2023годов принято решение оказать ООО «Стройотдел» информационную помощь по подготовке котельной к отопительному периоду и защите тарифа на предоставление услуг теплоснабжения.
На основании договора аренды №1 от 26.08.2022 года заключенного между ООО «Агропромышленный комплекс «Бруснятское» и ООО «Стройотдел» арендодатель передал арендатору в аренду нежилое помещение котельной общей площадью 220,3 кв.м. расположенное по адресу <...>. Цель использования в качестве котельной.
05.09.2022 года администрацией Звериноголовского муниципального округа Курганской области вынесено постановление «О создании рабочей группы по оценке готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Звериноголовского муниципального округа Курганской области к работе в отопительный период 2022-2023 годов», а так же утверждена программа проведения проверки готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2022-2023 годов. Объектами подлежащими проверке готовности к началу отопительного периода 2022-2023 годов согласно приложения к программе так же отнесены котельная в <...> котельная в <...>.
На основании п.1.1. договора аренды муниципального имущества от 08.09.2022 года заключенного между Администрацией Звериноголовского муниципального округа Курганской области (арендодатель) и ООО «Стройотдел» (арендатор) арендодатель предоставляет в арендатору во временное владение и пользование имущество для целей получения тепловой энергии а именно: тепловые сети назначение - сооружения коммунального хозяйства, протяженностью 1365 м., помещение теплопункта назначение – нежилое, общей площадью 94.9кв.м., водогрейный котел - отопительный 3 КВр-1,45 ТТ, заводской номер 7525, водогрейный котел- отопительный 4 КВр-1,45 ТТ, заводской номер 7667, расположенные по адресу: Курганская область, Звериноголовский район, п. Искра.
26.09.2022 года Администрацией Звериноголовского муниципального округа вынесено распоряжение № 34-р «О начале отопительного сезона 2022-2023годов в Звериноголовском муниципальном округе».
ООО «Стройотдел» по состоянию на 03.10.2022 года с 98 жителями п. Искра Звериноголовского муниципального округа Курганской области заключило договоры на поставку тепловой энергии, что подтверждается соответствующим реестром.
Таким образом, суд приходит к выводу, что со стороны Администрации Звериноголовского муниципального округа Курганской области исчерпывающих мер по определению теплоснабжающей организации на территории п. Искра, Звериноголовского муниципального округа Курганской области принято не было, аукцион на право заключения договора аренды не проводился, информация на официальном сайте административного ответчика о подаче заявок заинтересованными организациями не размещалась, договор аренды муниципального имущества между Администрацией Звериноголовского муниципального округа Курганской области и ООО «Стройотдел» был заключен только 08.09.2022 года, первый договор ООО «Стройотдел» с жителем п. Искра Звериноголовского муниципального округа на поставку тепловой энергии был заключен 31.08.2022 года, в связи с чем теплоснабжающая организация на территории п. Искра, Звериноголовского муниципального округа Курганской области была определена лишь после обращения прокурором Звериноголовского района с настоящими исковыми требованиями в суд.
На основании изложенного, суд считает, что при подготовке к отопительному сезону было допущено бездействие административного ответчика, в связи с чем административный иск Прокурора Звериноголовского района Курганской области к Администрации Звериноголовского муниципального округа Курганской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в не определении теплоснабжающей организации на территории п. Искра, Звериноголовского муниципального округа Курганской области обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административный иск Прокурора Звериноголовского района Курганской области к Администрации Звериноголовского муниципального округа Курганской области о признании бездействий незаконными - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Звериноголовского муниципального округа Курганской области выразившееся в не определении теплоснабжающей организации на территории п. Искра, Звериноголовского муниципального округа Курганской области.
Мотивированное решение изготовлено 11.10.2022года.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Звериноголовский районный суд Курганской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Старовойтова Е.Ю.