Дело № 2а-154/2024
УИД 22RS0012-01-2023-001448-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2024 года г. Славгород
Славгородский городской суд Алтайского края
в составе:
председательствующего судьи Гайдар Е.В.
при секретаре Самокрутовой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску С.Н.П., С.И.П., Ч.Е.В., Г.С.В., М.С.Ю., Б.В.Н., Б.Л.С., В.И.В., М.Е.Л., М.И.В., К.С.Н., Ж.И.В., Г.А.Д., Л.Н.А., М.С.Н., Х.И.А. к Славгородскому городскому Собранию депутатов Алтайского края о признании незаконным решения и его отмене, признании вопросов соответствующими законодательству и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Названные административные истцы обратились в суд с административным иском к Славгородскому городскому Собранию депутатов Алтайского края о признании незаконным решения и его отмене, признании вопросов соответствующими законодательству и возложении обязанности.
В обоснование иска указано, что 11.08.2023 г. административные истцы обратились в избирательную комиссию местного референдума на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края. В ходатайстве были указаны вопросы, предлагаемые инициативной группой для вынесения на местный референдум:
1. Согласны ли вы с тем, что глава муниципального округа город Славгород Алтайского края должен избираться гражданами, проживающими на территории муниципального округа, на выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?
2. Согласны ли вы с тем, что контрольно-счетная палата муниципального округа не должна входить в структуру органов местного самоуправления муниципального округа город Славгород Алтайского края?
3. Согласны ли вы на разделение муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края на Славгородский район и город Славгород?
31.08.2023 г. председатель Собрания депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края К.С.В. направил обращение (исх. 232 от 31.08.2023 г.) на имя главы муниципального округа город Славгород П.Л.В. с просьбой в срок не позднее 05.09.2023 г. подготовить правовое заключение о соответствии требованиям действующего законодательства вопросов, вынесенных на референдум инициативной группой по проведению местного референдума на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края.
05.09.2023 г. глава муниципального округа город Славгород П.Л.В. направила на имя председателя Собрания депутатов К.С.В. запрашиваемое правовое заключение (исх. 2259 от 05.09.2023 г.), в котором указано, что вопросы, вынесенные инициативной группой на референдум, не соответствуют различным нормам действующего законодательства.
До предоставления главой города правового заключения, председателем Собрания депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края К.С.В. 31.08.2023 г. было вынесено распоряжение № 15 «О проведении открытого голосования посредством опроса депутатов по проекту решения «О рассмотрении вопросов, выносимых на референдум на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края», назначив на 08.09.2023 г. проведение открытого голосования посредством опроса депутатов, утвердив подписной лист голосования, назначив уполномоченное лицо по проведению открытого голосования посредством опроса, начальника отдела делопроизводства управления делами администрации муниципального округа город Славгород Алтайского края К.М.В..
09.09.2023 г. Собранием депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края принято оспариваемое решение № 49 «О рассмотрении вопросов, вынесенных на референдум на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края», которое административные истцы считают незаконным, немотивированным, принятым с нарушением норм действующего законодательства, подлежащим отмене полностью. Также указано, что административным ответчиком нарушен порядок принятия оспариваемого решения.
Председателем Собрания депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края К.С.В. 31.08.2023 г. было вынесено распоряжение № 15 «О проведении открытого голосования посредством опроса депутатов по проекту решения «О рассмотрении вопросов, выносимых на референдум на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края», назначив на 08.09.2023 г. проведение открытого голосования посредством опроса депутатов, утвердив подписной лист голосования и назначив уполномоченное лицо по проведению открытого голосования посредством опроса, начальника отдела делопроизводства управления делами администрации муниципального округа город Славгород Алтайского края К.М.В..
Между тем, в соответствии с п. 8 ст. 36 Регламента Собрания депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края (далее - Регламент), утвержденного решением Собрания депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края от 20.06.2023 № 14, проведение открытого голосования посредством опроса депутатов возможно только в исключительных случаях. Рассмотрение на сессии Собрания депутатов ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального округа, не может являться исключительным случаем. У административного ответчика был достаточный промежуток между сессиями для назначения внеочередной сессии в целях принятия решения о назначении или об отказе в назначении местного референдума.
07.09.2023 г. всем депутатам посредством электронной почты уполномоченным лицом для проведения голосования посредством опроса К.М.В. было направлено сообщение с приложенными документами по вопросу проведения местного референдума. В сообщении указано, что направляется проект решения и материалы по данному вопросу. Опросный лист необходимо распечатать, подписать и отправить посредством факсимильной связи (электронной почты, ватсап). Голосование состоится 8 сентября.
При этом депутаты направляли подписные листы посредством мессенджера WhatsАрр, что не соответствует нормам Регламента.
Также оспариваемое решение не опубликовано на официальном сайте администрации муниципального округа город Славгород Алтайского края. Административные истцы полагают, что нарушено наше право на участие в местном самоуправлении путем участия в подготовке и проведении местного референдума. Выносимые на местный референдум вопросы относятся к предмету ведения муниципалитета, в связи с чем вывод административного ответчика о наличии оснований для признания вопросов не соответствующим требованиям приведенных положений закона является незаконным и необоснованным.
Административные истцы считают, что положения нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не содержат каких-либо норм, позволяющих признать правомочным заседание представительного органа муниципального образования в случае присутствия на нем менее 50 процентов от числа избранных депутатов и не устанавливают возможность признания таких заседаний правомочными в связи с неявкой на такие заседания из-за отдаленности и труднодоступности населенных пунктов, в которых проживают депутаты, уважительностью или объективностью причин неявки депутатов на заседание данного органа, либо по другим причинам.
Полагают, что требования как ФЗ-131, так и Устава муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края не позволяют устанавливать правомочность представительного органа иным порядком или способом, кроме как присутствием на заседании представительного органа местного самоуправления не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
При этом, депутаты Собрания депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. Это означает, что депутаты большую часть времени исполняют своп обязанности по основному месту работы, от которых освобождаются в силу положений ст. 170 ТК РФ, Устава муниципального образования, других нормативных правовых актов органов местного самоуправления на время заседаний представительного органа, его комитетов и комиссий.
Административные истцы считают, что депутаты Собрания депутатов муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края, реализовавшие свое конституционное право, предусмотренное ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, быть избранными в органы местного самоуправления, обязаны учитывать последствия своего избрания депутатами, в том числе заключающиеся в обязательном их участии в заседаниях представительного органа муниципального образования, проводимых не реже одного раза в три месяца, в силу ч. 1.1 ст. 35 ФЗ-13 1, п. 3 ст. 27 Устава муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края - не реже 1 раза в два месяца.
Исходя из вышеуказанного, голосование может проходить только на очередной или внеочередной сессии Собрания депутатов.
Созыва Собрания депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края по вопросу назначения референдума в сроки и в порядке, предусмотренные действующим законодательством не проводилось. Не было опубликования в газете «Славгородские вести» повестки дня очередной (внеочередной) сессии Собрания депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края по вопросу о назначении референдума на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края.
Административные истцы считают, что оспариваемое решение от 09.09.2023 №49 «О рассмотрении вопросов, вынесенных на референдум на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края» не соответствует нормам законодательства. Опросное голосование производилось не на сессии Собрания депутатов. Повестка дня и результаты голосования не опубликованы.
Оспариваемое решение административного ответчика принято с нарушением законодательства, в том числе и по причине непроведения сессии как таковой. В Уставе не содержится понятия опросного голосование депутатов между сессиями.
Распоряжение председателя Собрания депутатов от 31.08.2023 № 15 «О проведении открытого голосования посредством опроса депутатов по проекту Решения «О рассмотрении вопросов, выносимых на референдум на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края» позволило депутатам незаконно отсутствовать на сессии Собрания депутатов муниципального округа и заочно принять оспариваемое решение, которое не соответствует вышеуказанным нормам, имеющим большую юридическую силу и нарушает основополагающие конституционные принципы коллегиальности, открытости, гласности при принятии нормативно- правовых и правовых актов, а также их обсуждении.
Опросное голосование проводилось дважды и депутатам по электронной почте направлялись (7 сентября 2023 года и 8 сентября 2023 года) два вида подписных листов с разным содержанием, что также противоречит действующему законодательству.
На основании вышеизложенного административные истцы просят суд:
1. Признать незаконным решение Собрания депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края № 49 от 09.09.2023 года;
2. Отменить решение Собрание депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края № 49 от 09.09.2023 года;
3. Признать соответствующим действующему законодательству вопрос, поставленный в ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края:
- Согласны ли вы с тем, что глава муниципального округа город Славгород Алтайского края должен избираться гражданами, проживающими на территории муниципального округа, на выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?
4. Признать соответствующим действующему законодательству вопрос, поставленный в ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края:
- Согласны ли вы с тем, что контрольно-счетная палата муниципального округа не должна входить в структуру органов местного самоуправления муниципального округа город Славгород Алтайского края?;
5. Признать соответствующим действующему законодательству вопрос, поставленный в ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края:
- Согласны ли вы на разделение муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края на Славгородский район и город Славгород?;
6. Возложить обязанность на Собрание депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о назначении референдума и определении даты проведения референдума по ходатайству инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края.
Административные истцы М.С.Ю., С.И.П., С.Н.П., Ч.Е.В., Б.В.Н., Б.Л.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержали, сославшись на доводы иска.
Иные лица, участвующие в деле, прокурор в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены. В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (в ред. от 31.07.2017, действующей на момент возникновения спорных отношений) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом (пункт 3 статьи 1 Федерального закона N 67-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта Российской Федерации. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум( пункт 4).
Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод (пункт 5).
Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (пункт 7).
Порядок реализации инициативы проведения референдума установлен статьей 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которой каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее десяти человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации.
Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы( пункт 2 статьи 36 Федерального закона N 67-ФЗ).
В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума( пункты 4,5 статьи 36 Федерального закона N 67-ФЗ).
Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный орган субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (пункт 5 статьи 36 Федерального закона N 67-ФЗ).
Законодательный орган субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов (пункт 7 статьи 36 Федерального закона N 67-ФЗ).
Если законодательный орган субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания законодательным органом субъекта Российской Федерации либо представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона.
Если законодательный орган субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации пункты 8,11 статьи 36 Федерального закона N 67-ФЗ).
Кодекс Алтайского края о выборах и референдумах от 08.07.2003 N 35-ЗС (принят Постановлением АКСНД от 03.07.2003 N 232) регулируют отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов в Алтайское краевое Законодательное Собрание, Губернатора Алтайского края, в органы местного самоуправления, референдума Алтайского края, местного референдума, краевого народного опроса (плебисцита) (далее - народного опроса). Кодекс имеет прямое действие и применяется на всей территории Алтайского края.
В силу ст. 204 Кодекса Алтайского края о выборах и референдумах инициатива проведения референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.
Для выдвижения инициативы проведения референдума каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума (далее по тексту настоящей главы - инициативная группа) в количестве не менее десяти человек, имеющих право на участие в референдуме.
Для назначения референдума инициативная группа, образованная в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, должна представить в комиссию, организующую референдум, подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.
Согласно ст. 206 Кодекса Алтайского края о выборах и референдумах инициативная группа обращается с ходатайством о регистрации в комиссию, организующую референдум, которая со дня его получения действует в качестве комиссии референдума.
В ходатайстве инициативной группы должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
Статьей 207 Кодекса Алтайского края о выборах и референдумах установлено, что комиссия, организующая референдум, в течение пятнадцати дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона, Устава (Основного Закона) Алтайского края, настоящего Кодекса, устава муниципального образования о направлении их в представительный орган муниципального образования, в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Представительный орган муниципального образования в течение двадцати дней, если этот срок не сокращен уставом муниципального образования, со дня поступления ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов обязан в порядке, установленном настоящим Кодексом, уставом муниципального образования, проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом, статьей 203 настоящего Кодекса.
Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 203 настоящего Кодекса, комиссия, организующая референдум, осуществляет регистрацию инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и удостоверения ее членам, а также сообщает об этом в средства массовой информации (обнародует).
Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям статьи 203 настоящего Кодекса, комиссия, организующая референдум, отказывает инициативной группе в регистрации.
В судебном заседании установлено, что 11 августа 2023 года участники инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципальный округ город Славгород Алтайского края С.Н.П., С.И.П., Ч.Е.В., Г.С.В., М.С.Ю., Б.В.Н., Б.Л.С.,В.И.В., М.Е.Л., М.И.В., К.С.Н., Ж.И.В., Г.А.Д., Л.Н.А., М.С.Н., Х.И.А. обратились в избирательную комиссию местного референдума на территории муниципального образования муниципального округа город Славгород Алтайского края с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования муниципального округа город Славгород Алтайского края, приложив протокол № 1 от 09 августа 2023 года собрания инициативной группы( л.д. 124-138 том 1).
22 августа 2023 года Славгородской городской территориальной избирательной комиссией принято решение № 34/136 о рассмотрении ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования муниципального округа город Славгород Алтайского края, которым направлено в Собрание депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края « О регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края» от 09 августа 2023 года и протокол № 1 от 09 августа 2023 года собрания инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края( л.д. 181-182 том 1).
23 августа 2023 года Славгородская городская территориальная избирательная комиссия уведомила Собрание депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края о поступлении ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края и направила решение Славгородской городской территориальной избирательной комиссией принято решение № 34/136 от 22 августа 2023 года( л.д. 122 том 1).
Распоряжением председателя Собрания депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края № 15 от 31 августа 2023 года назначено проведение открытого голосования 08 сентября 2023 года по проекту решения «О рассмотрении вопросов, выносимых на референдум на территории муниципального образования муниципального округа город Славгород Алтайского края, утвержден подписной лист, назначено лицо, уполномоченное провести открытое голосование.
Представлен проект решения «О рассмотрении вопросов, выносимых на референдум на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород», в соответствии с которым Собрание решило: Признать не соответствующими требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации( ред. От 21.07.2005 № 93-ФЗ), статьи 203 Кодекса Алтайского края о выборах и референдумах от 08.07.2003 № 35-ЗС( реб. От 07.06.2023) вопросы, выносимые на референдум инициативной группой по проведению местного референдума на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края:
Вопрос 1. Согласны ли вы с тем, что глава муниципального округа город Славгород Алтайского края должен избираться гражданами, проживающими на территории муниципального округа, на выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?
Вопрос 2. Согласны ли вы с тем, что контрольно-счетная палата муниципального округа не должна входить в структуру органов местного самоуправления муниципального округа город Славгород Алтайского края?
Вопрос 3. Согласны ли Вы, на разделение муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края на Славгородский район и город Славгород?
Подписной лист утвержден в следующей редакции: «О рассмотрении вопросов, выносимых на референдум на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород», выраженное мнение депутата ( «за», « против», «воздержался»)( л.д. 140-142 том 1).
31 августа 2023 года Собрание депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края обратилось к главе муниципального округа г. Славгород с просьбой подготовить правовое заключение о соответствии требованиям действующего законодательства вопросов, выносимых на референдум, инициативной группой по проведению местного референдума на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края в срок не позднее 05 сентября 2023 года (л.д. 139 том 1).
05 сентября 2023 года главой муниципального округа П.Л.В. председателю Собрания депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края направлено правовое заключение о соответствии требованиям действующего законодательства выносимых на референдум инициативной группой вопросов( л.д. 143 том 1).
Согласно заключению о соответствии требованиям действующему законодательству вопросов, выносимых на референдум инициативной группой по проведению местного референдума на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края вопросы, поставленные инициативной группой, противоречат статьей 12 Федерального закона от 12 июня 2022 года № 67-ФЗ» Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и законодательству Алтайского края:
Вопрос 1. Согласны ли вы с тем, что глава муниципального округа город Славгород Алтайского края должен избираться гражданами, проживающими на территории муниципального округа, на выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?
Противоречит пп. в п. 8 ст.12 вышеназванного закона и закону Алтайского края от 27 ноября 2014 года № 92-ЗС «О порядке избрания глав муниципальных образований Алтайского края».
Избрание глав муниципального образования определяется законом Алтайского края и Уставом муниципального образования.
Согласно статье 43 Устава муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края, глава муниципального округа избирается Собранием депутатов на открытой сессии из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального округа устанавливается Собранием депутатов.
Вопрос 2. Согласны ли вы с тем, что контрольно-счетная палата муниципального округа не должна входить в структуру органов местного самоуправления муниципального округа город Славгород Алтайского края?
Противоречит пп. б п. 8 ст.12 вышеназванного федерального закона, статье 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении на территории Российской Федерации» и статье 24 Устава муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края, структуру органов местного самоуправления составляет: Собрание депутатов - представительный орган муниципального образования, глава муниципального округа, администрация муниципального округа, контрольно-счетная палата муниципального округа город Славгород Алтайского края. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав.
Вопрос 3. Согласны ли Вы, на разделение муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края на Славгородский район и город Славгород?
Противоречит п.7 ст.12 вышеназванного закона. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения и противоречит статье 13 «Преобразование муниципальных образований» Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.
В частности, неясным является, на какие виды муниципальных образований предлагается разделить муниципальный округ, какие территории должны быть распределены между вновь образованными муниципальными образованиями л.д. 144-145 том 1).
Распоряжением председателя Собрания депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края № 16 от 08 сентября 2023 года внесены изменения в распоряжение Собрания депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края № 15 от 31 августа 2023 года, изменен срок проведения голосование на период с 08 сентября 2023 года по 09 сентября 2023 года; подписной лист утвержден в новой редакции, а именно:
« Рассматриваемый вопрос: О рассмотрении вопросов, выносимых на референдум на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края.
Предлагаемый проект решения:
1.Признать не соответствующими требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации( ред. От 21.07.2005 № 93-ФЗ), статьи 203 Кодекса Алтайского края о выборах и референдумах от 08.07.2003 № 35-ЗС( ред. от 07.06.2023) вопросы, выносимые на референдум инициативной группой по проведению местного референдума на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края:
Вопрос 1. Согласны ли вы с тем, что глава муниципального округа город Славгород Алтайского края должен избираться гражданами, проживающими на территории муниципального округа, на выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?
Вопрос 2. Согласны ли вы с тем, что контрольно-счетная палата муниципального округа не должна входить в структуру органов местного самоуправления муниципального округа город Славгород Алтайского края?
Вопрос 3. Согласны ли Вы, на разделение муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края на Славгородский район и город Славгород?.
Выраженное мнение депутата( «за», « против», «воздержался» )»( л.д. 146-147 том 1).
В соответствии с протоколом № 37 проведенного открытого голосования посредством опроса депутатов Собрания депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края от 09 сентября 2023 года из 19 депутатов Собрания депутатов муниципального округа посредством опроса депутатов по предлагаемому проекту решения проголосовали: «За» 15 депутатов, « Против» нет, « Воздержались» 1 депутат, не голосовали 2 депутата( причина: не ответили на телефонный звонок. Депутат С.И.П. предоставила особое мнение, прилагается к реестру итогов голосования посредством опроса депутатов Собрания депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края для принятия решения по вопросу «О рассмотрении вопросов, выносимых на референдум на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород». Решение принято, прилагается( л.д. 167 том 1)
Согласно реестру итогов голосования посредством опроса депутатов Собрания муниципального округа город Славгород Алтайского края для принятия решения по вопросу: «О рассмотрении вопросов, выносимых на референдум на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород» голосование проведено с 08.09.2023 по 09.09.2023 г.
Проголосовали «за депутаты З.Н.Н., К.С.В.,К.А.В., У.С.Г., Ф.Н.Н., Ж.Ю.А., И.Д.С., Л.Н.Б., Ф.В.Л., М.А.А., С.Л.Д., К.Н.В., К.К.А., Х.С.И., К.С.В.; депутаты Б.Л.Н. и Г.В.Ф. не голосовали; депутат Г.В.В. воздержался; депутат С.И.П. выразила особое мнение.
По итогам голосования посредством опроса депутатов проголосовали: «За» 15, « Против» нет, « Воздержались» 1, не голосовали 2 депутата. Решение: принято №49 от 09 сентября 2023 г. (л.д. 148-166 том 1).
Решением Собрания депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края № 49 от 09 сентября 2023 года признаны не соответствующими требованиям закона вопросы, выносимые на референдум на территории муниципального образования муниципального округа город Славгород Алтайского края.
Решением Славгородской городской территориальной избирательной комиссией № 36/147 от 13 сентября 2023 года отказано в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования муниципального округа город Славгород Алтайского края( л.д. 179-180 том 1).
Инициативной группой решение Славгородской городской территориальной избирательной комиссией № 36/147 от 13 сентября 2023 года об отказе в регистрации инициативной группы не оспорено, предъявлены требования об оспаривании постановления представительного органа муниципального образования, которое явилось основанием для принятия решения Славгородской городской территориальной избирательной комиссией об отказе в регистрации инициативной группы.
В соответствии с положениями части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской избирательные объединения, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах (часть 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Учитывая, что оспариваемое решение Собрания депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края № 49 принято 09 сентября 2023 года, опубликовано 27 сентября 2023 года, а административные истцы обратились в суд 09 декабря 2023 года, в пределах трехмесячного срока для оспаривания проставления представительного органа местного самоуправления, т.е. срок обращения в суд административными истцами соблюден.
Оспаривая решение Собрания депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края № 49 от 09 сентября 2023 года, административные истцы полагают, что вопросы, предлагаемые инициативной группой, соответствуют действующему законодательству.
Суд не может согласиться с указанным доводом.
В соответствии с преамбулой Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
Пунктами 53 и 54 статьи 2 указанного федерального закона установлено, что референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме; референдум местный (местный референдум) - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.
В соответствии со ст. 203 Кодекса Алтайского края о выборах и референдумах на референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
Федеральным законом, Уставом (Основным Законом) Алтайского края, законами Алтайского края, уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.
Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
Вопросы референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Алтайского края.
Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Из содержания предложенного для вынесения на местный референдум вопроса «Согласны ли вы с тем, что глава муниципального округа город Славгород Алтайского края должен избираться гражданами, проживающими на территории муниципального округа, на выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании? следует, что инициативная группа указывает на необходимость избрания главы муниципального образования на муниципальных выборах.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") предусматривает способы избрания главы муниципального образования.
Исходя из положений части 2 статьи 36 названного Федерального закона определение способа избрания главы муниципального образования относится к компетенции законодателя субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 приведенной нормы глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Порядок избрания глав муниципальных образований Алтайского края урегулирован Законом Алтайского края от 27.11.2014 N 92-ЗС "О порядке избрания глав муниципальных образований Алтайского края" (принят Постановлением АКЗС от 27.11.2014 N 642), статьей 1 которого предусмотрено, что глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается одним из следующих способов: а) представительным органом муниципального образования из своего состава; б) на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; в) представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, проводимого в порядке, устанавливаемом представительным органом муниципального образования, и возглавляет местную администрацию.
Статьей 43 Устава муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края установлено, что глава муниципального округа избирается Собранием депутатов на открытой сессии из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Положения приведенных выше законодательных норм исключают возможность вынесения данного вопроса на местный референдум ввиду его несоответствия требованиям пункта 3 статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Предлагаемый инициативной группой вопрос «Согласны ли вы с тем, что контрольно-счетная палата муниципального округа не должна входить в структуру органов местного самоуправления муниципального округа город Славгород Алтайского края?» правильно признан противоречащим законодательству Российской Федерации, законодательству Алтайского края. Частью 1 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в структуру органов местного самоуправления входит, в том числе, контрольно-счетный орган муниципального образования, который создается представительным органом муниципального образования в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля.
Согласно части 1 и части 2 статьи 38 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.
Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 24 Устава муниципального образования структуру органов местного самоуправления составляют: Собрание депутатов- представительный орган муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края; глава муниципального округа- глава муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края; администрация муниципального округа- исполнительно- распорядительный орган муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края; контрольно- счетная палата муниципального округа город Славгород Алтайского края- контрольно- счетный орган муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края.
Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав.
Указанные выше нормы свидетельствуют о том, что вопрос не относится к вопросам местного значения, следовательно исключается возможность вынесения его на местный референдум.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса муниципального округа в связи с наделением его статусом городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом муниципального округа или статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Статьей 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" преобразование муниципальных образований не отнесено к вопросам местного значения.
При таких обстоятельствах, вопрос «Согласны ли Вы, на разделение муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края на Славгородский район и город Славгород?» также не мог быть вынесен на местный референдум, поэтому правомерно признан не соответствующим действующему законодательству.
Порядок принятия оспариваемого постановления, вопреки доводам, административных истцов, не нарушен.
Регламент Собрания депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края, утвержденный решением Собрания депутатов муниципального округа город Славгород №14 от 20 июня 2023 года решения Собрания депутатов муниципального округа (далее - Регламент) устанавливает порядок организации работы Собрания депутатов муниципального округа, образования и упразднения постоянных депутатских комиссий и иных органов Собрания депутатов муниципального органа, формирование их состава и организации их работы; порядок избрание председателя и заместителя председателя Собрания депутатов муниципального органа, председателей и заместителей председателя постоянных депутатских комиссий Собрания депутатов муниципального органа; порядок образования в Собрании депутатов муниципального округа временных комиссий, рабочих групп, депутатских объединений и их права; порядок Созыва и проведения сессий Собрания депутатов муниципального органа; порядок формирования и утверждения повестки дня сессии, подготовки внесения и рассмотрения проектов решений Собрания депутатов муниципального органа, процедуру соответствующих способов голосования; осуществление контрольных функций Собранием депутатов муниципального органа; иные вопросы организации деятельности Собрания депутатов муниципального органа
В соответствии с Регламентом Собрания депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края, решения Собрания депутатов муниципального округа принимаются открытым или тайным голосованием.
Депутат имеет право голосовать за принятие решения, против принятия решения либо воздержаться от принятия решения( статья 35 Регламента).
Открытое голосование может быть поименным, а также посредством опроса депутатов.
Проведение открытого голосования в исключительных случаях в промежутках между сессиями по распоряжению председателя Собрания депутатов муниципального округа может проводиться посредством опроса депутатов. Опрос депутатов проводит лицо, уполномоченное председателем Собрания депутатов муниципального округа.
Опрос осуществляется с помощью именных подписных листов, в которых указывается вопрос, по которому проводится голосование, дата его проведения и другие данные. Форма подписного листа утверждается председателем Собрания депутатов муниципального округа.
В день (дни) проведения голосования посредством опроса депутат предоставляет в Собрание депутатов муниципального округа собственноручно заполненный и подписанный подписной лист. В исключительных случаях подписной лист может быть предоставлен посредством факсимильной связи, при этом депутат обязан в этот же день лично уведомить об этом председателя Собрания депутатов муниципального округа, а при его отсутствии - заместителя председателя Собрания депутатов муниципального округа.
Подписные листы, предоставленные с нарушением требований, установленных частями 9-10 настоящей статьи, считаются недействительными.
Об итогах голосования посредством опроса депутатов составляется реестр, который является основанием для подписания либо не подписания главой муниципального округа соответствующего решения Собрания депутатов муниципального округа ( статья 36 Регламента).
Распоряжением председателя Собрания депутатов муниципального округа между сессиями назначено открытое голосование посредством опроса депутатов по вопросу «О рассмотрении вопросов, выносимых на референдум на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края», что соответствует требованиям Регламента и не противоречит Уставу муниципального образования. Доводы административных истцов об обратном основаны на ошибочном толковании закона.
Опрос депутатов провело уполномоченное лицо К.М.В., депутатами представлены поименные подписные листы, соответствующие установленной форме, в установленный срок. Об итогах голосования составлен реестр, который явился основанием для подписания соответствующего решения Собрания депутатов муниципального округа. Решение Собрания депутатов муниципального округа от 09.09.2023 № 49«О рассмотрении вопросов, выносимых на референдум на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края», с приложением опубликовано на официальном сайте администрации города Славгорода.
Голосование по вопросу проводилось один раз, не являлась повторным, поскольку распоряжением председателя Собрания депутатов от 08 сентября 2023 года, принятым в пределах полномочий председателя Собрания депутатов, изменен срок голосования и форма подписного листа. При этом следует отметить, что изменение формы подписного листа фактически уточняло его первоначальное содержание путем изложения в нем полного текста проекта постановления и не изменяло представленный на голосование проект постановления. Депутатам также были представлены для предварительного ознакомления, кроме проекта решения по вопросу «О рассмотрении вопросов, выносимых на референдум на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края», также и правовое заключение по представленным на референдум вопросам, что следует из электронного письма, адресованного депутатам и представленного административными истцами ( л.д. 45).
Отсутствие председателя Собрания депутатов на момент подписания решения Собрания депутатов не исключает его возможности подать в этот день подписной лист. Кроме того, результаты голосования депутата К.С.В., с учетом количества проголосовавших депутатов « за» принятое решение, не могли повлиять на принятое решение, с учетом того, что решения принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов (статья 26 Регламента).
При таких обстоятельствах, оснований для признания оспариваемого постановления незаконным по мотиву нарушения процедуры его принятия и его отмене не имеется.
Поскольку решение Собрания депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края № 49 от 09.09.2023 года судом признано законным, инициативная группа по проведению местного референдума на территории муниципальный округ город Славгород Алтайского края не зарегистрирована, оснований для удовлетворения требований административных истцов о возложении на Собрание депутатов муниципального округа город Славгород Алтайского края обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о назначении референдума и определении даты проведения референдума по ходатайству инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края также не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное, административным истцам С.Н.П., С.И.П., Ч.Е.В., Г.С.В., М.С.Ю., Б.В.Н., Б.Л.С., В.И.В., М.Е.Л., М.И.В., К.С.Н., Ж.И.В., Г.А.Д., Л.Н.А., М.С.Н., Х.И.А. в удовлетворении иска к Славгородскому городскому Собранию депутатов <адрес> в удовлетворении иска к Славгородскому городскому Собранию депутатов Алтайского края о признании незаконным решения и его отмене, признании вопросов соответствующими законодательству и возложении обязанности следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
С.Н.П., С.И.П., Ч.Е.В., Г.С.В., М.С.Ю., Б.В.Н., Б.Л.С., В.И.В., М.Е.Л., М.И.В., К.С.Н., Ж.И.В., Г.А.Д., Л.Н.А., М.С.Н., Х.И.А. в удовлетворении иска к Славгородскому городскому Собранию депутатов Алтайского края о признании незаконным решения и его отмене, признании вопросов соответствующими законодательству и возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья - Е.В.Гайдар
Решение в окончательной форме изготовлено 19 февраля 2024 года