ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1551/20 от 18.08.2020 Электростальского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-1551/2020

Р Е Ш Е Н И Е С У Д А

Именем Российской Федерации

18 августа 2020 года г. Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Рыжовой Г.А.,

с участием прокурора Слободчиковой А.Д.,

при секретаре Холиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Электростали Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Прокурор г.Электростали Московской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению на территории РФ, ссылаясь на то, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что в сети Интернет по электронным адресам <адрес> размещена информация о продаже паспортов гражданина РФ, отнесенных федеральным законодательством к официальным документам, указаны цены на указанные услуги. Посещение сайтов свободно для всех граждан, отсутствуют какие-либо ограничения, либо предупреждения об ограничении к их доступу по кругу лиц. Установить владельцев вышеуказанного сайта через ООО «Регистратор доменных имен REG.RU не представилось возможным. Предлагаемые к приобретению на вышеуказанных сайтах паспорта гражданина РФ по внешним признакам отвечают установленным законодательством требованиям, вводя неопределенный круг лиц в заблуждение относительно законности их происхождения. Размещенная информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги паспорт гражданина РФ носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределенный круг относительно допустимости приобретения и использования паспортов, без исполнения обязанности посещения территориального органа Министерства внутренних дел РФ по месту жительства или по месту пребывания. Вышеуказанные деяния содержат признаки административного правонарушения (ст.19.23 КоАП РФ) и уголовного преступления (ст.327 УК РФ). Сайты с предлагаемой информацией не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений, а также способствуют их совершению, тем самым может повлечь негативные социальные и экономические последствия, нарушает публичные интересы РФ и права неопределенного круга лиц. Посещение сайтов свободно для всех без исключения граждан, сайты не содержат ограничений либо предупреждений об ограничениях к доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии.

Административный истец прост суд признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайтах <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В целях ограничения доступа к указанным сайтам копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения сетевых адресов, содержащих информацию распространение которой в Российской Федерации запрещено в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Слободчикова А.Д. административный иск, его обоснование поддержала; просила удовлетворить.

Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания; его неявка не препятствует рассмотрению административного дела (ч.4 ст.263 КАС РФ).

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч.4 ст.29 Конституции РФ).

Положениями ч.3 ст.55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу положений ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ (п.1); запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (п.6).

Согласно п.10, п.11 Положению о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утв.Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (ред. от 20.11.2018), выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел РФ по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел РФ (п.10); для получения паспорта гражданин представляет: заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел РФ; свидетельство о рождении (для граждан, проживающих за пределами территории РФ и не имеющих паспорта, - паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами территории РФ (заграничный паспорт)); две личные фотографии размером 35 x 45 мм (п.11).

Статьей 19.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт.

Статьей 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа. Указанное преступление посягает на порядок управления.

Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки осуществлен мониторинг сети «Интернет» и установлено, что в сети Интернет по электронным адресам https<адрес> размещена информация о продаже паспортов гражданина РФ, отнесенных федеральным законодательством к официальным документам, указаны цены на указанные услуги. Посещение сайтов свободно для всех граждан, отсутствуют какие-либо ограничения, либо предупреждения об ограничении к их доступу по кругу лиц. Установить владельцев вышеуказанного сайта через ООО «Регистратор доменных имен REG.RU не представилось возможным. Указанные обстоятельства подтверждены скриншотами страниц, актами помощника прокурора города от 19.06.2020 г., 18.08.2020 г.

В силу ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно положениям ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр) (яч.1); в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.2); создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.3); основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является также решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 утверждены "Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", в соответствии с пунктами 2, 3 которых создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством РФ.

Распространение информации на упомянутых выше сайтах вводит в заблуждение неопределенный круг относительно допустимости приобретения и использования паспортов, без исполнения обязанности посещения территориального органа Министерства внутренних дел РФ по месту жительства или по месту пребывания. Сайты с предлагаемой информацией не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений, а также способствуют их совершению, тем самым может повлечь негативные социальные и экономические последствия, нарушает публичные интересы РФ и права неопределенного круга лиц. Распространение подобной информации недопустимо. Кроме того, указанная информация способствует совершению преступлений, тем самым может повлечь негативные социальные и экономические последствия, нарушает публичные интересы РФ и права неопределенного круга лиц.

Поскольку размещенная на указанных сайтах информация направлена на предоставление услуг по оформлению за денежное вознаграждение паспорта гражданина РФ, находится в свободном доступе, доступ к этой информации должен быть ограничен.

С учетом приведенного правового регулирования, оценив доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований, полагает иск удовлетворить.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению (ч.4 ст.265.5 КАС РФ).

Руководствуясь ст.ст.265.5, 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора г.Электростали Московской области в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах: <адрес> - информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения названных сетевых адресов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: Рыжова Г. А.

В окончательной форме решение судом принято 18 августа 2020 года.

Судья: Рыжова Г. А.