ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1553/18 от 07.08.2018 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело № 2а-1553/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Орел «07» августа 2018 года

Заводской районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Второвой Н.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Заводского района г.Орла Харламова А.Н.,

при секретаре судебного заседания Гусельниковой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Ливенского межрайонного прокурора Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Ливенский межрайонный прокурор Орловской области в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указывая, что Ливенской межрайонной прокуратурой в связи с выполнением задания прокуратуры области проведен мониторинг Интернет-ресурса с целью выявления сайтов, пропагандирующих проституцию, по результатам которого установлено, что физические и юридические лица имеют свободный доступ к информации, размещенной на сайте: (информация скрыта), содержащем материалы, пропагандирующие проституцию.

Размещение такой информации на сайтах сети «Интернет» со свободным доступом создает образ проституции как приемлемого обществом явления и способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления, что может повлечь за собой нарушение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за вовлечение в занятие проституцией, а также за пособничество в организации и содержании притонов для занятия проституцией (ст.ст. 240, 241 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Из представленного акта осмотра сайта (информация скрыта) усматривается, что указанные в объявлении женщины оказывают сексуальные услуги за установленную плату. Это обстоятельство в совокупности с описанием предлагаемых услуг и имеющимися фотографиями сексуального характера, позволяют прийти к выводу о характере размещенной информации, на что законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет.

Указанная информация запрещена для распространения среди детей, что также является основанием для признания ее запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Интернет-ресурс (информация скрыта) расположен на технических площадях хостинга провайдера 1 и находится за пределами юрисдикции Российской Федерации. Доменное имя (информация скрыта) зарегистрировано в компании 2 и также находится за пределами юрисдикции Российской Федерации.

В связи с изложенным, предоставление информации о владельце доменного имени (информация скрыта) и IP-адресах, с которых осуществлялось системное администрирование данного ресурса, невозможно.

На основании изложенного, просил признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети интернет на сайте: (информация скрыта), благодаря которому пользователи получают доступ к сайту, на котором размещены материалы, пропагандирующие проституцию, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

После вступления решения суда в законную силу, направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу: (адрес обезличен) для включения сведений о доменном имени и (или) указателях страниц сайта: (информация скрыта) в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В судебном заседании старший помощник прокурора Заводского района г.Орла требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям и просил суд признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет - ресурсе с URL - адресом: (информация скрыта), информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Суду пояснил, что до настоящего времени доступ к сайту не заблокирован, организация, на хостинге которой размещен Интернет-сайт, а также организация, в которой зарегистрировано данное доменное имя, находятся на территории иностранных государств, с которыми у Российской Федерации отсутствуют соглашения о правовой помощи или сотрудничестве. На Интернет-сайте размещен информационный материал, связанной с осуществлением деятельности по организации проституции, который в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт. Указанная информация потворствует созданию образа проституции, как приемлемого общественного явления, способствует формированию мнения у пользователей сайтов ее обыденности и успешности лиц, занимающихся данным видом деятельности или пользующихся подобными услугами, в том числе среди несовершеннолетнего круга лиц. В связи с чем, в целях защиты неопределенного круга лиц, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Роскомнадзора по Орловской области, указав, что возражений по существу административного иска не имеет.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяют свое действие на производство по административным делам о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которого на территории Российской Федерации запрещено.

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации праве обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ( далее – Закон об информации) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Как указано в п. 1 ст. 9 Закона об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 1 ст. 10 Закона об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Пунктом 6 статьи 10 Закона об информации запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу п. 1, п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В настоящем административном иске прокурор, заявляя требование о признании информации запрещенной, ставит вопрос об установлении правового состояния спорного информационного материала, который имеет юридическое значение для разрешения вопроса о его включении по правилам ч. 2 ст. 15.1 Закона N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и как следствие прекращения права на его распространение.

Судом установлено, что Ливенской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которой 27.06.2018г. с применением персонального компьютера, расположенного в помещении прокуратуры по адресу: (адрес обезличен), выявлен сайт (информация скрыта), размещенный в сети «Интернет», содержащие информацию о предоставлении неограниченному по возрасту кругу лиц сексуальных услуг за денежное вознаграждение.

По результатам проведения проверки составлен акт о результатах проведения проверки соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, из содержания которого следует, что на сайте (информация скрыта) пользователю предоставляется информация о лицах, занимающихся проституцией, с указанием их контактных номеров телефонов, мест оказания и стоимости услуг, внешних данных, возраста и личное фото. Используя функцию расширенного поиска, возможно установить фильтры по району, национальности, цвету волос, услуге, возрасту, цене услуги, внешним данным девушки с пониженной социальной ответственностью. Имеется инструкция о порядке приобретения, согласования стоимости и объема услуг.

Тем самым, на интернет - сайте (информация скрыта) неустановленными лицами фактически организовано предоставление сексуальных услуг за материальное вознаграждение, тогда как законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет на распространение для неопределенного круга лиц информации с предложениями приобрести за денежное вознаграждение сексуальные услуги.

Согласно информации, полученной из отделения «К» БСТМ УМВД России по Орловской области, указанный Интернет - ресурс расположен на технических площадях хостинг провайдера 1 и находится за пределами юрисдикции Российской Федерации; доменное имя (информация скрыта) зарегистрировано в компании 2 и также находится за пределами Российской Федерации.

Осмотром Интернет – сайта установлено место нахождения хостинг провайдера 1: (адрес обезличен)

Осмотром Интернет - сайта регистратора доменного имени (информация скрыта) установлено место его нахождения: (адрес обезличен)

По результатам осмотров Ливенской межрайонной прокуратурой 27.06.2018г. составлены соответствующие акты, приобщенные к материалам дела.

В соответствии с ч.1 Федерального закона от 04.06.2018 N 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» защита интересов и безопасности Российской Федерации, ее суверенитета и территориальной целостности, прав и свобод граждан Российской Федерации от недружественных действий Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств, в том числе выражается во введении политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, в совершении других действий, представляющих угрозу территориальной целостности Российской Федерации или направленных на экономическую и политическую дестабилизацию Российской Федерации.

Меры воздействия (противодействия), направленные на достижение вышеуказанной цели, могут применяться в отношении Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, а также в отношении организаций, находящихся под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольных недружественным иностранным государствам или аффилированных с ними, должностных лиц и граждан недружественных иностранных государств в случае, если данные организации, должностные лица и граждане причастны к совершению недружественных действий в отношении Российской Федерации.

Меры воздействия (противодействия) вводятся независимо от других мер, направленных на устранение или минимизацию угрозы интересам и безопасности Российской Федерации, ее суверенитету и территориальной целостности, угрозы нарушений прав и свобод граждан Российской Федерации.

Реализация мер воздействия (противодействия) обязательна для государственных органов, органов местного самоуправления, а также для граждан Российской Федерации и находящихся под юрисдикцией Российской Федерации юридических лиц.

Учитывая положения указанного Федерального закона, суд соглашается с доводами Ливенского межрайонного прокурора о том, что размещение на хостинге провайдера 1 сайта (информация скрыта), а также регистрация данного доменного имени компанией 2 находящимися под юрисдикцией Соединенных Штатов Америки и Соединенного Королевства Великобритании, являются недружественными действиями в отношении Российской Федерации, поскольку размещенная на указанном интернет-сайте информация направлена на разложение института российской семьи, негативно влияет на развитие несовершеннолетних, побуждает граждан Российской Федерации к совершению противоправных действий, вовлекает женщин с низкой социальной ответственностью в аморальное и противоправное занятие проституцией, а также стимулирует отток личных капиталов граждан в теневой сектор экономики посредством оплаты сексуальных услуг.

Так, законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет на распространение для неопределенного круга лиц информации с предложениями приобрести за денежное вознаграждение сексуальные услуги.

Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Статьей 6.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за занятие проституцией, а также уголовная ответственность за общественно опасные деяния, направленные на вовлечение в занятия проституцией и организацию занятия проституцией другими людьми (ст. ст. 240 - 241 Уголовного Кодекса Российской Федерации).

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по занятию проституцией, организацией занятия проституцией, с использованием сети «Интернет», за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио - и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, перечислены в ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 5 названного Федерального закона к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии с п. 1 ст. 14 названного Федерального закона органы государственной власти в Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

С учетом изложенного, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи также установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье, жизнь несовершеннолетних.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».

Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Целью обращения Ливенского межрайонного прокурора в суд с вышеуказанным заявлением является последующее включение сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствующий реестр, ведение которого предусмотрено ст. 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.

Признание тех или иных информационных материалов, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу здоровью неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних, от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

По делам о признании информации, пропагандирующей оказание сексуальных услуг и получение за оказываемые услуги денежного вознаграждения, среди широкого круга лиц, включая несовершеннолетних, и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

При таких обстоятельствах, учитывая, что на интернет - сайте (информация скрыта) фактически организовано предоставление сексуальных услуг за материальное вознаграждение, что фактически является информационным пособничеством к совершению уголовно наказуемых действий, создающих опасность для основ конституционного строя, нравственности и законных интересов граждан, вопреки государственной политики Российской Федерации в интересах детей по их защите от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие несовершеннолетних, суд приходит к выводу, что информация, размещенная на интернет - сайте (информация скрыта), является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и, как следствие, подлежит включению в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ.

В связи с чем, заявленные прокурором требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Ливенского межрайонного прокурора Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте (информация скрыта), информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, размещенной в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте (информация скрыта), в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Решение по вступлении в законную силу направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу: (адрес обезличен)

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 августа 2018 года.

Судья Н. Н. Второва