ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1553/20 от 22.09.2020 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-1553/2020 (УИД 69RS0040-02-2020-004614-80)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2020 года г. Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,

при секретаре Исаковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Ассоциации автошкол, станций технического осмотра и предприятий по оказанию услуг населению о ликвидации, исключении из ЕГРЮЛ,

у с т а н о в и л :

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области (далее – Управление) обратилось в Центральный районный суд города Твери с административным исковым заявлением к Ассоциации автошкол, станций технического осмотра и предприятий по оказанию услуг населению о ликвидации, исключении из ЕГРЮЛ.

В обоснование заявленных административных требований указано, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области (далее — Управление), действующим на основании Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в рамках контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций проведен анализ материалов учетного дела Ассоциации автошкол, станций технического осмотра и предприятий по оказанию услуг населению (далее - Организация).

В ходе анализа установлено, что на Общем собрании учредителей 23.04.2009 г. принято решение о создании Организации, утверждении Устава, избрании органов управления.

Учредителями Организации выступили 3 физических лица:

- ООО «Механик Плюс», ОГРН 1056900026303, дата прекращения деятельности – 12.09.2012 г.;

- ООО « Тверьтехцентр», ОГРН 1066950055523, дата прекращения деятельности – 28.03.2019г;

- ООО « Центр-сервис Солекс», ОГРН 1096952005050, дата прекращения деятельности – 29.07.2015 г.;

Распоряжением Управления от 15.05.2009 г. № 292 принято решение о государственной регистрации создания Организации. Полное наименование: Ассоциации автошкол, станций технического осмотра и предприятий по оказанию услуг населению. Организация осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного 23.04.2009 г. Запись о создании Организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 19.05.2009 г. за основным государственным регистрационным номером 1096900000889. Адрес (место нахождения) Организации: 170033, г. Тверь, ул. Коминтерна, д.71. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Организации, является Председатель Калёкин Евгений Николаевич, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Управлением 20.12.2019 г. в адрес Организации вынесено письменное предупреждение № 04-29/164 за нарушения:

- п. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» - документы подтверждающие адрес ( место нахождения) Организации, протоколы Общего собрания членов и Совета, распорядительные документы председателя Организации, документы об избрании (переизбрании) Совета и Председателя организации к проверке не представлены;

- п. 4 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации – Организации необходимо внести сведения о фактическом местонахождении в ЕГРЮЛ;

- п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации – место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта ( муниципального образования) в Уставе Организации;

-исключительная компетенция Общего собрания членов, определенная в п. 4.2. Устава, не соответствует п. 3 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 – ФЗ « О некоммерческих организациях»;

- п. 3.23. ст. 32 Федерального закона о некоммерческих организациях» - Организацией не обеспечена доступность ознакомления с сообщениями о продолжении деятельности Организации.

В связи с не устранением выявленных нарушений к установленному сроку (17.03.2020) Управлением 23.03.2020 г. вынесено повторное письменное предупреждение № 04-29/19.

К установленному в повторном предупреждении сроку (19.05.2020 г.) нарушения Организацией не устранены. В предупреждении от 23.03.2020 г. Управление информировало Организацию о том, что в случае неустранения выявленных нарушений в установленный срок в соответствии со ст. 32Федерального закона «О некоммерческих организациях» Управление вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации Организации.

Таким образом, Организация неоднократно нарушала требования действующего законодательства Российской Федерации.

Бездействие руководящих органов Организации, неприятие мер, направленных на соблюдение законодательства Российской Федерации, свидетельствует о том, что организация не осуществляет мероприятия, направленные на достижение уставных целей.

В связи с данными обстоятельствами административный истец обратился в суд с настоящим заявлением.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по Тверской области, извещенного судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик, а также представитель заинтересованного лица в судебное заседание также не явились, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются, о причинах неявки суду не сообщили.

Учитывая надлежащее извещение не явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц, судом в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ определено рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.

Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705.

Пунктом 2 указанного Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями (за исключением политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий) требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В силу пункта 1 статьи 18 названного Федерального закона некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу п.п. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона мили иных правовых актов.

Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.

Согласно пунктам 1,2 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Судом установлено, что Общем собрании учредителей 23.04.2009 г. принято решение о создании Организации, утверждении Устава, избрании органов управления.

Учредителями Организации выступили 3 юридических лица: ООО «Механик Плюс» ОГРН 1056900026303; ООО « Тверьтехцентр», ОГРН 1066950055523; ООО « Центр-сервис Солекс» ОГРН 1096952005050.

Распоряжением Управления от 15.05.2009 № 292 принято решение о государственной регистрации создания Организации. Полное наименование: Ассоциации автошкол, станций технического осмотра и предприятий по оказанию услуг населению. Организация осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного 23.04.2009 г. Запись о создании Организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 19.05.2009 г. за основным государственным регистрационным номером 1096900000889. Адрес (место нахождения) Организации: 170033, г. Тверь, ул. Коминтерна, д.71. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Организации, является Председатель Калёкин Е.Н., сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", который в статье 7 называет общественную организацию как одну из организационно-правовых форм общественных объединений.

Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ установлена обязанность общественного объединения, в том числе, соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в течение трех дней с момента таких изменений.

В силу подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В силу пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на некоммерческие организации возложена обязанность представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

Из представленных в материалы дела документов следует, что в нарушение

п. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» - документы подтверждающие адрес ( место нахождения) Организации, протоколы Общего собрания членов и Совета, распорядительные документы председателя Организации, документы об избрании (переизбрании) Совета и Председателя организации к проверке не представлены, в нарушение п. 4 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации – Организации не внесла сведения о фактическом местонахождении в ЕГРЮЛ, в нарушение. 3 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 – ФЗ « О некоммерческих организациях» исключительная компетенция Общего собрания членов, определенная в п. 4.2. Устава, не соответствует закону, в нарушение п. 3.23. ст. 32 Федерального закона о некоммерческих организациях» - Организацией не обеспечена доступность ознакомления с сообщениями о продолжении деятельности Организации. В связи с чем Управлением вынесено предупреждение от 20.12.2019 г. № 04-29/164, в связи с не устранением выявленных нарушений Управлением вынесено повторное предупреждение от 17.03.2020 г. № 04-29/19, которым установлен срок по 19.05.2020 г. для устранения допущенных нарушений.

Указанные недостатки в установленный Управлением срок Организацией не были устранены.

В предупреждении от 23.03.2020 г. Управление информировало Организацию о том, что в случае неустранения выявленных нарушений в установленный срок в соответствии со ст. Федерального закона «О некоммерческих организациях» Управление вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации Организации.

Бездействие руководящих органов организации, неприятие мер, направленных на соблюдение Организацией законодательства Российской Федерации, свидетельствует о том, что Организация не осуществляет мероприятия, направленные на достижение уставных целей.

Основания полагать, что Организация предприняла все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, у суда отсутствуют.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 262-265 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Управления министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Ассоциации автошкол, станций технического осмотра и предприятий по оказанию услуг населению о ликвидации, исключении из ЕГРЮЛ - удовлетворить.

Ликвидировать Ассоциацию автошкол, станций технического осмотра и предприятий по оказанию услуг населению (юридический адрес: 170033, Тверская область, г.Тверь, ул. Коминтерна, д.71, ИНН 6950026826, КПП 695001001, ОГРН 1096900000889) и исключить сведения об Ассоциации автошкол, станций технического осмотра и предприятий по оказанию услуг населению (юридический адрес: 170033, Тверская область, г.Тверь, ул. Коминтерна, д.71, ИНН 6950026826, КПП 695001001, ОГРН 1096900000889) из ЕГРЮЛ.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 сентября 2020 года.

Председательствующий Н.В.Булыгина

Дело № 2а-1553/2020 (УИД 69RS0040-02-2020-004614-80)