ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1553/2016 от 18.04.2016 Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а- 1553/2016

Мотивированное решение

изготовлено ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ярославль 18 апреля 2016 года

Фрунзенский районный суд г.Ярославля в составе:

председательствующего судьи Сингатулиной И.Г.,

при секретаре Колюховой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Григорьева О.В. к Фрунзенскому районному отделу судебных приставов г.Ярославля, судебному приставу-исполнителю Фрунзенского РОСП г.Ярославля Бахваловой Ю.С., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя.

установил:

Григорьев О.В. в лице представителя по доверенности Самойленко С.А. обратился в суд с административным иском к Фрунзенскому РОСП г. Ярославля УФССП по Ярославской области, судебному приставу-исполнителю Бахваловой Ю.С. о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, ссылаясь на то, что расчет задолженности произведен с учетом его доходов, полученных от предпринимательской деятельности, в состав которых необоснованно включены суммы, подлежащие уплате в бюджет в виде налогов, а также пени, поскольку данные суммы не входят в состав средств, образующих экономическую выгоду алиментно-обязанного лица. По состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА задолженность по алиментам отсутствовала.

С учетом характера спорного правоотношения судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП по Ярославской области, в качестве заинтересованного лица - Григорьева С.Ж.

В судебном заседании истец Григорьев О.В., представитель истца по доверенности Самойленко С.А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указали, что на протяжении всего периода уплаты алиментов, должник представлял судебному приставу-исполнителю документы подтверждающие его расходы. В настоящее время судебным приставом-исполнителем определена сумма задолженности в размере ... руб. Судебный пристав-исполнитель необоснованно включил в состав доходов суммы, которые не входят в состав средств, образующих экономическую выгоду – налоги, а также пени, начисленные налоговым органом в связи с выявлением недоимки по налогу.

Административный ответчик Бахвалова Ю.С., одновременно являющаяся представителем Фрунзенского РОСП г. Ярославя, УФССП по Ярославской области по доверенностям, исковые требования не признала. Пояснила, что в обжалуемое постановление от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА были внесены изменения в части суммы задолженности, должнику Григорьеву О.В. задолженность по алиментам по состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА определена в размере ... руб. Полагала, что в соответствии с Приказом Минтруда России №703н, Минфина России №112н, Минобрнауки России №1294 от 29.11.2013 г. «Об утверждении разъяснения о применения подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного до которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г.» расходы индивидуальных предпринимателей при расчете алиментов определяются: для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения – в соответствии со ст. 346.16 главы 26.2 Налогового кодекса РФ. Налоги и пени в данной статье не поименованы.

Заинтересованное лицо Григорьева С.Ж. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, материалы дела №2а-1364/2016, суд установил следующее.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА постановлением судебного пристава-исполнителя Фрунзенского РОСП г. Ярославля Задворной К.С. возбуждено исполнительное производство НОМЕР в отношении Григорьева О.В. в пользу Григорьевой С.Ж. о взыскании алиментов на содержание дочери в размере ... доли доходов ежемесячно.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА судебным приставом-исполнителем Жирновой М.М. вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому задолженность по алиментам определена исходя из размера средней заработной платы в РФ на момент взыскания за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в сумме ... руб.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА постановлением судебного пристава-исполнителя Бахваловой Ю.С. постановление судебного пристава-исполнителя Жирновой М.М. от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА признано недействительным, задолженность по алиментам по состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с учетом постановления о внесении изменений в постановление о расчете задолженности по алиментам от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, определена в размере ... руб.

Из содержания обжалуемого постановления следует, что при расчете задолженности в состав расходов, связанных с осуществлением должником предпринимательской деятельности, не включен налог УСН, доначисления по УСН: налог, пени и штраф.

В силу ст. 82 Семейного кодекса РФ определение видов заработка и (или) иных доходов, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей в долевом отношении, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 г. №841 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.

Согласно пп. «з» п. 2 Перечня удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. При этом в п. 4 Перечня установлено, что взыскание алиментов производится с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством.

При расчете размера алиментов (задолженности) для должника - индивидуального предпринимателя судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать сумму его дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной системы налогообложения.

Согласно материалам дела Григорьев О.В. является индивидуальным предпринимателем, применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов.

В соответствии с п. 5.3 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов», утв. ФССП России 19.06.2012 г. №01-16, с учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20.07.2010 г. №17-П, расчет алиментов (задолженности) рекомендуется производить с учетом выбранной индивидуальным предпринимателем налоговой базы, исходя из сведений, представленных в налоговой декларации.

При определении размера алиментов (задолженности) индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы», также необходимо учитывать понесенные им расходы, непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и подтвержденные надлежащим образом.

При этом во всех указанных случаях порядка расчета размера алиментов (задолженности) для должника - индивидуального предпринимателя судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать сумму его дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной системы налогообложения.

В случае уменьшения суммы дохода индивидуального предпринимателя на величину расходов судебному приставу-исполнителю следует руководствоваться п. 2 ст. 346.5, п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

На основании подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Расходы на уплату налогов и сборов подлежат учету налогоплательщиками, применяющими УСН, в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком.

Также законодатель в рамках указанного подпункта указывает, что при наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.

Согласно Приказа Минтруда России №703н, Минфина России №112н, Минобрнауки России №1294 от 29.11.2013 г. «Об утверждении разъяснения о применения подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного до которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г.» расходы индивидуальных предпринимателей при расчете алиментов определяются: для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения – в соответствии со ст. 346.16 главы 26.2 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 5 предусмотрено, что расходы индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, определяются на основании документов, подтверждающих в соответствии с требованием налогового законодательства Российской Федерации понесенные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

К документам, подтверждающим доходы индивидуального предпринимателя, применяющих упрощенную систему налогообложения, относится копия налоговой декларации, предоставленной в налоговый орган.

К документам, подтверждающим понесенные расходы для индивидуального предпринимателя, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, относится книга учета доходов и расходов.

В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 346.16 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Из материалов дела 2а-1364/2016 усматривается, что должник ежемесячно предоставлял в Фрунзенский РОСП г.Ярославля отчеты о доходах, на основании которого высчитывался размер очередного платежа, уплату которого должник производил добровольно.

Из Постановления Конституционного суда РФ №17-11 от 20.07.2010 года «По делу о проверке конституционности п. «3» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов, на несовершеннолетних детей в связи с жалобой гражданина Л.Р.Амаякяна», следует, что Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденный Правительством Российской Федерации в порядке реализации полномочия, делегированного ему статьей 82 Семейного кодекса Российской Федерации, предусматривает в абзаце первом пункта 4, что взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством. По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению частью своего имущества, подлежащей в виде определенной денежной суммы взносу в казну (Постановление от 17 декабря 1996 года N 20-П), это означает, что алименты могут быть взысканы только с тех сумм заработной платы и иного дохода, которыми алиментно-обязанное лицо вправе распоряжаться.

Следовательно, суммы, подлежащие уплате в бюджет в виде налогов, не входят в состав средств, образующих экономическую выгоду алиментно-обязанного лица. Не могут быть отнесены к ним и суммы расходов, которые алиментно-обязанное лицо - индивидуальный предприниматель несет непосредственно в ходе предпринимательской деятельности и которые действительно необходимы для ее осуществления, поскольку бременем несения таких расходов определяется, по сути, сама возможность реализации этим лицом конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и, соответственно, исполнения своих алиментных обязательств.

Согласно Семейному кодексу Российской Федерации семейные отношения регулируются нормами семейного и гражданского законодательства; при отсутствии таких норм применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), либо права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости (статья 5). Из этого следует, что отношения, связанные с уплатой алиментов, налоговое законодательство не регулирует. Соответственно, определение размера доходов от занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица для исчисления суммы алиментов, как это предусмотрено подпунктом «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, на основании положений налогового законодательства, определяющих в целях налогообложения размер доходов индивидуального предпринимателя, не отвечало бы отраслевой природе семейного права и обусловленной ею специфике семейного законодательства.

В свою очередь, положения налогового законодательства не могут быть истолкованы как допускающие во всех случаях взыскание алиментов с дохода в том его размере, который учитывается при налогообложении.

Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет в числе специальных налоговых режимов, предусматривающих особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, упрощенную систему налогообложения (статья 18) и предоставляет налогоплательщикам - организациям и индивидуальным предпринимателям возможность добровольного перехода к упрощенной системе налогообложения или возврата к иным режимам налогообложения (статья 346.11).

Выбирая тот или иной налоговый режим, индивидуальные предприниматели принимают во внимание экономические, не связанные с их семейно-правовым статусом, обстоятельства, прежде всего - состояние и перспективы развития бизнеса. Установление в законе прямой зависимости исчисления алиментов от избранного индивидуальным предпринимателем режима налогообложения выходило бы за рамки регулирования собственно налоговых отношений, означало бы вторжение в частноправовые отношения и, как следствие, противоречило бы публично-правовому существу налогового законодательства.

Имея специальное - а именно налогово-правовое - значение, положения Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие в том числе понятие дохода как объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38), не дают прямых оснований для истолкования подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, как позволяющего рассматривать полученные в качестве дохода денежные суммы, на которые обращается взыскание алиментов, без учета расходов, связанных с его извлечением. Равным образом Налоговый кодекс Российской Федерации не препятствует индивидуальным предпринимателям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, независимо от выбора ими объекта налогообложения, предъявлять документальные доказательства понесенных ими расходов для определения объема своих прав и обязанностей в иных, помимо налоговых, правоотношениях.

Поскольку бремя доказывания необходимости и обоснованности заявленных расходов лежит на самом плательщике алиментов, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут использовать в их подтверждение книгу учета доходов и расходов, которую они ведут для целей исчисления налоговой базы по налогу и форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (статья 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации), а те из них, кто избрал в качестве объекта налогообложения только доходы (без вычета расходов) и, следовательно, по смыслу налогового законодательства, вправе не вести учет расходов, могут использовать предусмотренные Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, которыми подтверждаются понесенные ими расходы, для учета при определении размера доходов, из которого подлежат удержанию алименты на несовершеннолетних детей.

Соответственно, правоприменительные органы, осуществляющие расчет и взыскание алиментов (задолженности по уплате алиментов), при определении размера доходов индивидуального предпринимателя, перешедшего на упрощенную систему налогообложения и избравшего объектом налогообложения доходы, обязаны учитывать понесенные им в связи с осуществлением предпринимательской деятельности расходы в случае их подтверждения. В силу статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, плательщик или получатель алиментов при несогласии с расчетом размера алиментов (задолженности по уплате алиментов) вправе обжаловать его в суд, который, в свою очередь, разрешая дело по существу, должен исходить из совокупности всех обстоятельств, имеющих значение для определения размера подлежащих удержанию алиментов.

Иное, а именно возможность удержания алиментов с дохода, не уменьшенного на сумму понесенных в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и надлежащим образом подтвержденных расходов, т.е. без учета заслуживающего внимания обстоятельства, относящегося к материальному положению стороны алиментного обязательства, означало бы отступление от вытекающего из статей 7 (часть 2), 17 (часть 3) и 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации требования, конкретизированного в статье 7 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которой осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан.

Исходя из анализа указанных положений, учитывая, что при расчете задолженности должника, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, подлежали учету положения Налогового кодекса РФ и позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 20.07.2010 г. №17-П, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для включения в состав доходов должника сумм расходов по уплате налога УСН, а также доначисленных по результатам выездной камеральной проверки, с учетом решения Арбитражного суда Ярославской области от 24.07.2014 г., УСН: налога, пени и штрафа.

При таких обстоятельствах постановление судебного пристава - исполнителя Фрунзенского районного отдела судебных приставов <адрес> от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА о расчете задолженности по алиментам, которым с учетом постановления о внесении изменений в постановление о расчете задолженности по алиментам, определена задолженность по алиментам по состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в размере ... руб. нельзя признать законным и оно подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования Григорьева О.В. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава – исполнителя Фрунзенского районного отдела судебных приставов г.Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА о расчете задолженности по алиментам, которым с учетом постановления о внесении изменений в постановление о расчете задолженности по алиментам, определена задолженность по алиментам по состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в размере ... руб.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

И.Г. Сингатулина