ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1556/18 от 19.12.2018 Ермаковского районного суда (Красноярский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Ермаковское 19 декабря 2018 года

Ермаковский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Максиян О.Г.,

при секретаре Анашкиной Ю.А.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Ермаковского района Иванова В.А.,

представителя административного ответчика администрации Григорьевского сельсовета – Леоненко С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ермаковского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Григорьевского сельсовета об обязании принять на учет бесхозяйное имущество,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ермаковского района обратился в суд с указанными требованиями к администрации Григорьевского сельсовета. Просит обязать административного ответчика в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйоного объекта недвижимого имущества – моста, расположенного в <...>. Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Ермаковского района проведена проверка исполнения администрацией Григорьевского сельсовета законодательства о безопасности дорожного движения в ходе которой установлено, что на территории Григорьевского сельского поселения Ермаковского района имеется бесхозяйный мост, расположенный в <...> собственник и эксплуатирующая организация которого неизвестны. Каких-либо действенных мер со стороны органа местного самоуправления по обеспечению безопасности указанного объекта не принимается. Поскольку мост, расположенный в <...> является частью автомобильной дороги в границах населенного пункта поселения, а в обязанность органа местного самоуправления поселения входит дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, данный орган местного самоуправления должен принять меры, направленные на содержание и надлежащую эксплуатацию автомобильной дороги.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Ермаковского района Красноярского края Иванов В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации Григорьевского сельсовета Ермаковского района Красноярского края – Леоненко С.Н. исковые требования признала в полном объеме, дополнительно пояснила, что мост находится на территории д. Верхний Кебеж, были приняты меры по установлению, кому он принадлежит, но не нашли. Необходимо поставить сначала на кадастровый учет, данным вопросом уже занимаются. В течение 5 месяцев они обратятся в Управление Росреестра с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимости.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с п.п. 3 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии со ст. 14 ч. 3 Федерального на от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно ч.3, ч.4 ст. 14 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения является расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Приведенные нормы закона не предусматривают передачу бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность помимо воли муниципальных образований и без решения суда.

По смыслу указанных выше правовых норм орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, прокуратурой Ермаковского района проведена проверка соблюдения исполнения администрацией Григорьевского сельсовета законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что на территории Григорьевского сельского поселения Ермаковского района имеется бесхозяйный мост, расположенный в <...> собственник и эксплуатирующая организация которого неизвестны.

В связи с выявленными нарушениями в адрес Главы администрации Григорьевского сельсовета Леоненко С.Н. прокурором Ермаковского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.

В соответствии с ответом главы администрации Григорьевского сельсовета Леоненко С.Н. на представление прокурора от 16.04.2018 года мост на баланс администрации Григорьевского сельсовета поставить не представляется возможным, так как на его ремонт и содержание денежных средств нет. Ремонт моста согласовывается с администрацией Ермаковского района.

Как следует из ответа администрации Ермаковского района от 12 декабря 2018 года мост, расположенный <...> в реестре муниципальной собственности Ермаковского района Красноярского края не числится, на праве оперативного управления и хозяйственного ведения не закреплен, техническая и иная предусмотренная законом документация на него отсутствует.

Из представленной информации руководителя КГКУ Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю следует, что мост, расположенный в д. Верхний Кебеж Ермаковского района по ул. Центральная за КГКУ «КрУДор» на праве оперативного управления не закреплен.

Отсутствие собственника вышеуказанного объекта влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данного объекта на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам неопределенного кругу лиц – населения муниципального образования Григорьевский сельсовет.

Поскольку указанные объекты расположены в административных границах муниципального образования Григорьевский сельсовет, отсутствие обращения администрации поселения в Территориальное управление Федеральной регистрационной службы Красноярского края с заявлением о принятии указанных объектов на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК РФ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ермаковского района к администрации Григорьевского сельсовета об обязании принять на учет бесхозяйное имущество, удовлетворить.

Обязать администрацию Григорьевского сельсовета Ермаковского района в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйоного объекта недвижимого имущества – моста, расположенного в <...>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Ермаковский районный суд.

Председательствующий О.Г. Максиян

Резолютивная часть Решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ.

Мотивированное Решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.