ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1556/2021 от 20.06.2022 Череповецкого городского суда (Вологодская область)

< >

2а-1556/2021

УИД 35RS0001-02-2022-000677-96

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июня 2022 года г.Череповец

Череповецкий городской суд Вологодской области в составе:

судьи Изюмовой С.В.,

при секретаре Ивановой А.С.,

с участием помощника прокурора Волковой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к мэрии о признании недействующим постановления мэрии в части,

установил:

ФИО1 обратился в суд с данным иском, в обосновании его указав, что ДД.ММ.ГГГГ мэрии принято постановление «Об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом», опубликовано и размещено на интернет-портале (< >). Постановление принято административным ответчиком при реализации предоставленных ему административных публично-властных полномочий. Вместе с этим, в силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Положения Постановления распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих населению услуги транспортного обслуживания автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярных перевозок пассажиров в границах муниципального образования «». Согласно пункту 1 Постановления на территории муниципального образования «» с ДД.ММ.ГГГГ устанавливаются следующие тарифы на перевозки пассажиров и багажа: на одну поездку в автомобильном (кроме такси) и городском наземном электрическом транспорте (трамвай) по муниципальным маршрутам регулярных перевозок при протяженности маршрута более 10 км по безналичному расчету в размере 31 руб., по наличному расчету в размере 33 руб.; при протяженности маршрута не более 10 км по безналичному расчету в размере 15 руб., по наличному расчету в размере 16 руб.; на провоз багажа в автомобильном (кроме такси) и городском наземном электрическом транспорте (трамвай) по муниципальным маршрутам регулярных перевозок при протяженности маршрута более 10 км по безналичному расчету в размере 31руб., по наличному расчету в размере 33руб.; при протяженности маршрута не более 10 км по безналичному расчету в размере 15 руб., по наличному расчету в размере 16 руб. Вместе с этим, отношения между перевозчиком и гражданином-потребителем регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей). Федеральным законом от 05 мая 2014 года № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Закон о защите прав потребителей дополнен статьей 16.1, пунктом 4 которой установлено, что при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Между тем, пункт 1 Постановления фактически противоречит приведенному законоположению, поскольку устанавливает в отношении услуг транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярных перевозок пассажиров в границах муниципального образования «» различные тарифы в зависимости от способа их оплаты, в частности, для граждан, осуществляющих оплату таких услуг в безналичном порядке, тариф установлен ниже, чем при расчете наличными средствами. Административный истец, будучи лицом, зарегистрированным и постоянно проживающим на территории муниципального образования «», не имеющим во владении индивидуального транспортного средства, а также счетов в кредитных финансовых учреждениях, вынужден периодически приобретать названные выше услуги для личных нужд, отплачивая их по тарифу, установленному административным ответчиком для наличного расчета. Следует отметить, отсутствие между сторонами договорных отношений само по себе правового значения не имеет, поскольку принятый административным ответчиком нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям статьи 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации. Кроме того, пунктом 17 статьи 10 Устава установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам. Федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу, законам, иным нормативным правовым актам . При таких обстоятельствах, принятое административным ответчиком нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает права административного истца, поскольку не соответствует действующему законодательству, в связи с чем подлежит признанию судом не действующим со дня его принятия. Просит признать частично недействующим постановление мэрии от 12 ноября 2021 года № 4339 «Об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом», а именно пункт 1, как несоответствующий законодательству Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, также представлены письменные объяснения.

Представитель административного ответчика мэрии ФИО2 с иском не согласна, представлены письменные возражения.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Департамента ЖКХ мэрии ФИО3 с иском не согласилась, ранее представлены письменные возражения.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц Финансовое управление мэрии , МУП « Череповецкая автоколонна », ООО «< >», ООО «< >» не явились, представлены письменные отзывы.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица МУП «< >» не явился, извещен.

ТО Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах представлено письменное заключение.

Суд, выслушав участников процесса, заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (подпункт 55 пункт 2); по вопросам пункта 2 данной статьи органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пункта 3.1).

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулирует Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ), согласно которому в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (статья 14); регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 15); регулируемые тарифы на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации устанавливаются органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 15).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в котором включены перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

Законом Вологодской области от 05.10.2006 № 1501-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Вологодской области отдельными государственными полномочиями в сфере регулирования цен (тарифов)» органы местного самоуправления городских округов Вологодской области наделены отдельными государственными полномочиями в сфере регулирования цен (тарифов), в том числе полномочиями по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (часть 1 статьи 2 Закона).

В силу положений статьи 38 Устава города Череповца, утвержденного постановлением Череповецкой городской Думы от 08.08.2005 № 84 (далее - Устав города Череповца) мэрия города является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области.

Согласно части 5 статьи 10 Устава города Череповца мэр города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Вологодской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами городской Думы, издает постановления мэрии города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области, а также распоряжения мэрии города по вопросам организации работы мэрии города.

В целях реализации предоставленных полномочий, на основании статьей 10, 38 Устава города Череповца 12.11.2021 издано постановление мэрии города № 4339 «Об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом», пунктом 1 которого с 01.12.2021 установлены дифференцированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа в автомобильном (кроме такси) и электрическом общественном транспорте городского сообщения в зависимости от способа оплаты.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 является жителем .

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе обращаться в суд с настоящим административным иском.

В соответствии с оспариваемым пунктом 1 постановления мэрии города № 4339 «Об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом» с 01.12.2021 установлены тарифы на перевозки пассажиров и багажа: на одну поездку в автомобильном (кроме такси) и городском наземном электрическом транспорте (трамвай) по муниципальным маршрутам регулярных перевозок при протяженности маршрута более 10 км по безналичному расчету в размере 31 руб., по наличному расчету в размере 33 руб.; при протяженности маршрута не более 10 км по безналичному расчету в размере 15 руб., по наличному расчету в размере 16 руб.; на провоз багажа в автомобильном (кроме такси) и городском наземном электрическом транспорте (трамвай) по муниципальным маршрутам регулярных перевозок при протяженности маршрута более 10 км по безналичному расчету в размере 31 руб., по наличному расчету в размере 33 руб.; при протяженности маршрута не более 10 км по безналичному расчету в размере 15 руб., по наличному расчету в размере 16 руб.

Также, в соответствии с пунктом 10 статьи 10 Устава города Череповца проекты муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом Вологодской области, за исключением: проектов решений городской Думы, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы; проектов решений городской Думы, регулирующих бюджетные правоотношения; проектов нормативных правовых актов, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.

Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и местных бюджетов.

В отношении частично оспариваемого муниципального правового акта оценка регулирующего воздействия проведена в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается заключением управления экономической политики мэрии города об оценке регулирующего воздействия на проект постановления мэрии города «Об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом» от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением мэра города от 03.11.2006 № 4782 утверждено Положение о порядке установления тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным (кроме такси) и электрическим общественным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (далее - Порядок), включающее Методику определения тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным (кроме такси) и электрическим общественным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (далее - Методика).

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка установление (изменение) тарифов на перевозки пассажиров автомобильным (кроме такси) и электрическим транспортом общего пользования производится по инициативе субъектов ценообразования (перевозчиков) или мэрии города.

Как следует из анализа проверки представленного проекта, МУП «Череповецкая автоколонна », МУП «< >» были направлены в департамент жилищно-коммунального хозяйства мэрии города обращения об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа с приложением расчетов и документов, предусмотренных Порядком. Расчетные тарифы на проезд были представлены перевозчиками на 33 руб. и на 31 руб.

В соответствии с разделом 3 Порядка департаментом жилищно-коммунального хозяйства мэрии города рассмотрел представленные документы на предмет обоснованности и объективности инвестиционной и производственной программ, в том числе программ капитальных и текущих ремонтов, норм и нормативов материальных и трудовых ресурсов, применяемых перевозчиками в тарифах, с необходимостью (отсутствием необходимости) и сроков изменения тарифов.

По результатам рассмотрения департамент жилищно-коммунального хозяйства мэрии города составлено заключение об обоснованности и объективности вышеизложенных показателей и направлено в финансовое управление мэрии с приложением пакета документов перевозчиков.

Расчеты тарифов финансовым управлением мэрии был проведен в соответствии с Методикой и по формам, установленным приказом финансового управления мэрии от 23.08.2012 №60 «Об утверждении форм» методом экономически обоснованных расходов.

При этом ДД.ММ.ГГГГ специалистами был проведен экономический анализ представленных материалов, составлено заключение об установлении регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском сообщении в пределах границ муниципального образования городской округ , расчет регулируемого тарифа на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом приведен в таблице заключения с указанием необходимой валовой выручки как при наличном расчете оплаты проезда, так и при безналичном расчете оплаты проезда, вследствие чего тариф при наличном расчете оплаты проезда пассажира и провоза багажа составил 33 руб., при безналичном расчете оплаты проезда пассажира и провоза багажа - 31 руб.

ДД.ММ.ГГГГ заключение финансового управления мэрии об уровне тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным (кроме такси) и электрическим общественным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города было подготовлено и направлено в департамент жилищно-коммунального хозяйства мэрии.

Далее, департамент жилищно-коммунального хозяйства мэрии осуществил подготовку проекта постановления мэрии города «Об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и электрическим общественным транспортом городского сообщения» (далее - Проект правового акта мэрии) к утверждению и организовал его согласование с органами мэрии в установленном Регламентом мэрии порядке.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также постановлением мэрии г. Череповца от 29.02.2016 № 801 «Об организации оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» департаментом жилищно-коммунального хозяйства мэрии была организована процедура оценки регулирующего воздействия Правового акта мэрии (далее - процедура ОРВ) в целях выявления избыточных обязанностей, запретов и ограничений, а также необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Управлением экономической политики по результатам анализа представленных документов было подготовлено заключение об ОРВ, согласно которому изменение стоимости проезда позволит обеспечить безопасность выполнения пассажирских перевозок, гарантированность предоставления услуг пассажирским транспортом общего пользования и доступность услуг пассажирского транспорта для населения. Положения проекта Правового акта не вводят избыточных обязанностей, запретов и ограничений, и не способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В соответствии с пунктом 14 статьи 10 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в городских газетах «Речь» или «Голос Череповца».

Постановление мэрии от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом» опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете «< >», номер выпуска .

Исходя из анализа указанных выше норм федерального и регионального законодательства и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемое в части постановление мэрии принято в пределах представленных указанными выше правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка его принятия, введения его в действие, в том числе правил опубликования.

Доводы стороны административного истца о том, что установленные размеры оплаты за проезд в зависимости от вида оплаты нарушают права и законные интересы ФИО1 как потребителя, своего подтверждения не нашли и опровергаются собранными по делу доказательствами.

В обоснование своей позиции административный истец указал, что оспариваемые нормы противоречат Конституции Российской Федерации, Закону о защите прав потребителей, являются дискриминационными, нарушающими равенство прав и свобод граждан, поскольку устанавливают преимущество потребителям пассажирских перевозок, намеренным оплачивать оказанные услуги в безналичном порядке, цена услуги при этом составляет меньший размер.

Вместе с тем, как указано в преамбуле к Закону о защите прав потребителей, он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Статьей 1 названного закона, определяющей правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей, установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, данным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Закон о защите прав потребителей применяется к отдельным видам гражданско-правовых договоров.

Однако в данном случае отношения, регулируемые оспариваемым нормативным правовым актом, вытекают из административных правоотношений, то есть из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

С учетом приведенного выше, устанавливая тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском сообщении в пределах границ муниципального образования город Череповец мэрия города реализовывала предоставленные ей законом административные публично-властные полномочия, то есть полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Установление различного размера оплаты проезда в зависимости от способа оплаты (наличный расчет либо безналичный расчет) не нарушает прав и законных интересов административного истца, не носит дискриминационный характер и не может повлечь нарушение равенства прав и свобод граждан, поскольку способ оплаты за проезд пассажира влияет на размер оплаты, исходя из его экономической составляющей, и выбор способа оплаты за проезд предоставлен пассажирам.

Таким образом, установленная постановлением мэрии города система оплаты проезда и провоза багажа в общественном транспорте города в зависимости от способа оплаты не противоречит положениям статей 2, 4, 15, 55 Конституции Российской Федерации. Постановление мэрии города принято с соблюдением баланса между экономическими интересами поставщика услуг по перевозке и его потребителями, не нарушает права и законные интересы граждан, принят с соблюдением норм действующего законодательства.

С учетом изложенного, административный иск ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требования ФИО1 к мэрии о признании недействующим пункта 1 постановления мэрии от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом», - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01 июля 2022 года.

Судья < > С.В.Изюмова