ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1556/2022 от 18.05.2022 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Юмановой Е.В.,

при секретаре Царегородцевой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл к Четвериковой Елене Юрьевне о взыскании страховых взносов,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл обратилось в суд с административным исковым заявлением к Четвериковой Е.Ю. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемое в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой премии (перерасчеты, недоимка, задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному за расчетные периоды, начиная с ) по требованию от : налог в сумме 11029,33 руб. за налоговый период 2020 года по сроку уплаты 31 декабря 2020 года, пени в сумме 18,75 руб. за период с по ; о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с , по требованию от : налог в сумме 3312,67 руб., за налоговый период 2020 года по сроку уплаты 31 декабря 2020 года, пени в сумме 5,63 руб. за период с по . В обоснование заявленных требований истцом указано, что Четверикова Е.Ю. с по настоящее время зарегистрирована в качестве адвоката, является плательщиком страховых взносов. За налоговый период 2020 года Четвериковой Е.Ю. произведено начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 32448 руб. В связи с ранее образовавшейся переплатой в размере 21418,67 руб. сумма ко взысканию составила 11029,33 руб. Также произведено начисление страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения за налоговый период 2020 года в размере 8426 руб. В связи с ранее образовавшейся переплатой в размере 5113,33 руб. сумма ко взысканию составила 3312,67 руб. В установленные сроки в полном размере оплата налога в бюджет не поступила в связи с чем истцом на сумму недоимки исчислены пени.

Представители административного истца Галиева С.А., Тетерина Л.А., действующие на основании доверенности, в судебном заседании уточненные требования поддержала в полном объеме.

Административный ответчик Четверикова Е.Ю., представитель административного ответчика Козлов К.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, просили оставить административный иск без рассмотрения, ссылаясь на то, что Четверикова Е.Ю. не получала направленное через личный кабинет налогоплательщика требование, административный истец по почте требование Четвериковой Е.Ю. не направлял. Административный ответчик, представитель административного ответчика поддержали доводы встречного иска о признании незаконными действий Управления налоговой службы по Республике Марий Эл по созданию личного кабинета налогоплательщика на имя Четвериковой Е.Ю. без ее волеизъявления.

Выслушав участников процесса, исследовав административное дело, материалы административных дел Йошкар-Олинского городского суда , материалы административного дела мирового судьи судебного участка Йошкар-Олинского судебного района , суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пп. 1 п. 3.4 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.

С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части 2 Налогового Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 419 Налогового Кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) признаются плательщиками страховых взносов в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с п. 1 ст.420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1). Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта (п. 9).

Статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации определен размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

Исходя из положений п. 2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Положениями п. п. 1, 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Как установлено в судебном заседании, Четверикова Е.Ю. зарегистрирована в качестве адвоката с по настоящее время, является плательщиком страховых взносов.

Налоговый орган выставил и направил в адрес Четвериковой Е.Ю. требование от об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 11029,33руб., пени в размере 18,75 руб., а также об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 3312,67 руб., пени в размере 5,63 руб.

Исходя из положений п. п. 1, 3, 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено данной статьей.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса

В соответствии с п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе уплатой пеней.

До настоящего времени требование об уплате страховых взносов административным ответчиком не исполнено, доказательств уплаты страховых взносов, пени административным ответчиком суду не представлено.

Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Как следует из материалов дела, по неисполненному в срок до 16 февраля 2021 года требованию налоговый орган 5 августа 2021 года обратился к мировому судье судебного участка № 1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл с заявлением о выдаче судебного приказа. 12 августа2021 года мировым судьей выдан судебный приказ о взыскании задолженности по налогам, пени.

21 октября 2021 года от Четвериковой Е.Ю. поступили возражения относительно исполнения судебного приказа и определением мирового судьи от 26 октября 2021 года судебный приказ от 12 августа 2021 года отменен.

В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 21 февраля 2022 года, то есть, в течение шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

Поскольку обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование ответчиком не исполнена, с Четвериковой Е.Ю. в бюджет подлежит взысканию задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по требованию от : налог в сумме 11029,33 руб. за налоговый период 2020 года по сроку уплаты 31 декабря 2020 года, пени в сумме 18,75 руб. за период с по , страховые взносы на обязательное медицинское страхование по требованию от 31 декабря 2021 года: налог в сумме 3312,67 руб., за налоговый период 2020 года по сроку уплаты 31 декабря 2020 года, пени в сумме 5,63 руб. за период с по .

Административный ответчик ссылается на то, что она не могла получить данное требование об уплате страховых взносов через личный кабинет налогоплательщика, поскольку она не направляла в налоговый орган заявлений о выдаче регистрационной карты для получения логина и первично присвоенного физическому лицу пароля, доступа к личному кабинету налогоплательщика не имеет. Поскольку требование по почте налоговый орган ей не направил, исковое заявление подлежит о взыскании страховых взносов подлежит оставлению без рассмотрения.

Указанный довод административного ответчика суд находит несостоятельным.

Согласно п.п. 1,2 ст. 11.2 Налогового Кодекса Российской Федерации в редакции на момент направления требования личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

ПорядокПорядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п.2 ст. 11.2).

Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика утвержден Приказом Федеральной налоговой службы от 22 августа 2017 г. N ММВ-7-17/617@.

Согласно п. 8 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием:

1) логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком;

2) усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица;

3) идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА) в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13 апреля 2012 г. N 107 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2012 г., регистрационный номер 23952), с изменениями, внесенными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 августа 2012 г. N 218 "О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 сентября 2012 г., регистрационный номер 25546), приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 278 "О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 октября 2015 г., регистрационный номер 39470) и приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 7 июля 2016 г. N 307 "О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 ноября 2016 г., регистрационный номер 44379).

Из представленных налоговым органом доказательств следует, что Четверикова Е.Ю. направляла в налоговый орган заявление на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика с просьбой выдать новый пароль для получения доступа к личному кабинету налогоплательщика, что свидетельствует о том, что о наличии личного кабинета налогоплательщика Четверикова Е.Ю. знала и принимала меры к получению доступа к нему.

В судебном заседании представитель административного истца Ефремова Н.Е. пояснила, что ею от Четвериковой Е.Ю. было получено данное заявление и выдан новый пароль для доступа к личному кабинету налогоплательщика.

Довод Четвериковой Е.Ю. том, что заявление на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика она не подписывала, судом отклоняется, исходя из следующего.

Представленными налоговым органом доказательствами подтверждается то обстоятельство, что Четверикова Е.Ю. неоднократно с 2018 года производила вход в личный кабинет налогоплательщика, в том числе, посредством вкладки «войти через госуслуги ЕСИА», производила редактирование профиля.

13 октября 2019 года в личном кабинете налогоплательщика Четвериковой Е.Ю. было направлено заявление об ошибке в начислениях налога на доходы физических лиц за 2018 год с указанием на неполучение доходов.

Как следует из исследованных в судебном заседании материалов административных дел , налоговым органом к исковому заявлению были представлены сведения о направлении требований об уплате налогов через личный кабинет налогоплательщика.

По административному делу в судебном заседании участвовал представитель административного ответчика Четвериковой Е.Ю. Козлов К.А., представитель знакомился с материалами дела, в связи с чем суд приходит к убеждению, что административный ответчик должна была знать о том, что требования направлялись ей посредством личного кабинета налогоплательщика и, следовательно, об открытии личного кабинета налогоплательщика.

В судебном заседании по административному делу также участвовал представитель административного ответчика Четвериковой Е.Ю. Козлов К.А., что также опровергает довод Четвериковой Е.Ю. о том, что об открытии личного кабинета налогоплательщика ей стало известно в ходе рассмотрения настоящего административного дела.

Ссылка административного ответчика направление по административным делам налоговым органом требований также по почте, не опровергает вывод суда о том, что при рассмотрении данных дел Четверикова Е.Ю. должна была знать о создании личного кабинета налогоплательщика и имела возможность принять меры по прекращению доступа к нему.

Однако заявлений о прекращении доступа к личному кабинету налогоплательщика Четверикова Е.Ю. в налоговый орган не направляла, опцией отказа в доступе к личному кабинету по правилам п. 15.1 ведения личного кабинета налогоплательщика не воспользовалась.

При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению о соблюдении налоговым органом норм закона о направлении Четвериковой Е.Ю. требования об уплате страховых взносов.

Порядок оформления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов определен ст. 69 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Направленное административному ответчику требование от оформлено в соответствии с законом, получено административным ответчиком. Ссылка на то, что направленное через личный кабинет требование не содержит подписи от имени налогового органа, не влечет признание его недействительным.

Требования административного истца о взыскании с Четвериковой Е.Ю. страховых взносов подлежат удовлетворению.

После принятия судом административного иска административный ответчик задолженность по страховым взносам не погасила.

Встречное административное исковое заявление Четвериковой Е.Ю. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл о признании незаконными действий по созданию личного кабинета определением Йошкар-Олинского городского суда от оставлено без рассмотрения.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл удовлетворить.

Взыскать с Четвериковой Елены Юрьевны, ИНН 121518283404, в доход бюджета недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, начисляемым в П+енсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии по требованию от : налог за налоговый период 2020 год в сумме 11029,33 руб., пени за период с по в размере 1875 руб., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования по требованию от : налог за налоговый период 2020 год в размере 3312,67 руб., пени за период с по в размере 5,63 руб.

Возложить обязанность по распределению взысканных сумм по бюджетам различных уровней на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Юманова

мотивированное решение изготовлено

Решение21.06.2022