ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-155/20 от 22.06.2020 Приволжского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2а-155/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2020 года

Приволжский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи И.А. Шабаровой

при секретаре Д.С. Смирнове,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области к Дудову А.В. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области (далее по тексту – МИФНС № 4 по Ивановской области, налоговый орган) обратилась в Приволжский районный суд Ивановской области с административным иском к Дудову А.В. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по сведениям, полученным административным истцом от органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, Дудов А.В. владеет на праве собственности транспортным средствам: ОПЕЛЬ ОМЕГА, рег. , в связи с чем, является плательщиком транспортного налога. Налоговым органом Дудову А.В. был начислен транспортный налог за 2015 и 2016 года и направлено налоговое уведомление от 20.09.2017 № 63128561. В установленные сроки до 01.12.2017 оплата налогов от Дудова А.В. в бюджет не поступила. В связи с имеющейся у него недоимкой по транспортному налогу и в соответствии со ст. 75 НК РФ, налогоплательщику были начислены пени по транспортному налогу. В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ должнику заказной корреспонденцией было направлено требование об уплате налога и пени от 12.12.2017 № 4051, от 15.11.2018 №10052, с предложением добровольно уплатить задолженность по налогу и пени, которое считается полученным по истечении шести дней с даты его направления. До настоящего времени уплата недоимки по транспортному налогу от Дудова А.В. в бюджет не поступала.

Одновременно с административным иском МИФНС России № 4 по Ивановской области подало заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в отношении Дудова А.В., мотивированное тем, что установленный законом срок для подачи данного административного искового заявления пропущен МИФНС России № 4 по Ивановской области по причине не включения требований к Дудову А.В. в автоматическое пользовательское задание, т.е. пакет документов для своевременного обращения в суд не сформировывался в силу технической ошибки, которая была обнаружена при формировании искового заявления 27.02.2020.

Определением суда от 05.06.2020 принято к рассмотрению заявление об изменении основания административного иска, согласно которому МИФНС просит взыскать с Дудова А.В. недоимку по транспортному налогу за 2015 год и 2016 год в сумме 1813,00 руб., пени по транспортному налогу в сумме 4,99 руб. за период с 02.12.2017 по 11.12.2017, а всего задолженность по обязательным платежам в сумме 1817,99 руб. Заявление обосновано тем, что в ходе судебного разбирательства по данному делу Инспекция обнаружила ошибку в начислении транспортного налога за расчетный период 2016 года, который был начислен за 12 месяцев 2016 года. При уточнении сведений, полученных из органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, установлено, что налогоплательщик Дудов А.В. владел объектом налогообложения – автомобиль Опель Омега, гос. рег. , с 24.11.2015 по 07.07.2016, т.е. 6 месяцев. В связи с чем, 29.05.2020 сделан перерасчет транспортного налога за 2016 год, сумма задолженности уменьшена и составляет 1360 руб. Общая задолженность административного ответчика по неисполненным требованиям составила 1813,00 руб., в том числе за 2015 год – 453,00 руб., за 2016 год – 1360,00 руб. Налоговым органом сделан перерасчет пени на недоимку по транспортному налогу за 2016 год, сумма задолженности составила 3,74 руб. за период с 02.12.2017 по 11.12.2017. Общая сумма задолженности по пени по транспортному налогу за указанный период на недоимки за 2015, 2016 годы составила 4,99 руб. Инспекция просит обратить внимание, что Дудов А.В. в налоговый орган для регулирования вопроса о начислении транспортного налога за расчетный период не обращался, разногласий не поступало. В соответствии с НК РФ Дудов А.В. обязан самостоятельно уплатить в отведенные для этого сроки установленные налоги, однако обязанность свою не исполнил. Налоговым органом последовательно принимались надлежащие меры по взысканию задолженности. Инспекцией были направлены требования об уплате налога, которые ответчик проигнорировал. Инспекцией пропущен установленный законом срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа по причине большого объема материалов по недоимкам, сокращенные сроки, установленные НК ПФ на обращение в суд, время, требуемое для подготовки заявления и выполнения обязательных процессуальных действий (л.д.42-43).

В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России № 4 по Ивановской области не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя налогового органа.

Административный ответчик Дудов А.В. неоднократно извещенный надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, судебные извещения возвращены по причине истечения срока хранения.

В соответствии с ч. 2 ст. 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершении процессуального действия.

На основании части 2 статьи 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст.ст. 31, 45-47 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки.

В силу абзацев 2, 3 пункта 2 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В силу пункта 2.1 статьи 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (пункт 2.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ, в соответствии со статьей 3 которого пункт 2.1 ст. 52 НК РФ вступает в силу с 01.01.2019, обратной силы не имеет).

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации (пункт 3 статьи 52 НК РФ).

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговые (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Пунктом 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно пункту 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении.

В соответствии со статьями 68, 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В силу пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

На основании пунктов 3, 4 статьи 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 357, 358, 363 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, у административного ответчика Дудова А.В. в период с 24.11.2015 по 07.07.2016 имелся в собственности указанный в административном исковом заявлении автомобиль Опель Омега, гос. рег. (легковой седан, мощность двигателя 136 л.с.).

03.10.2017 Дудову А.В. было направлено налоговое уведомление № 63128561 от 20.09.2017 об оплате не позднее 01.12.2017 транспортного налога в сумме 3173,00 руб. за а/м Опель Омега, гос. рег. , в т.ч. за налоговый период 2015 год, 2 месяца владения, сумма исчисленного налога 453,00 руб., за налоговый период 2016 год, 12 месяцев владения, сумма исчисленного налога 2720,00 руб., по ОКТМО 24620106.

В связи с неуплатой транспортного налога за 2015-2016 год в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ в адрес административного ответчика было направлено требование № 4051 от 12.12.2017 на общую сумму недоимки 3181,73 руб., из которых сумма недоимки по транспортному налогу 3173,00 руб., пени 8,73 руб., установлен срок исполнения требования до 22.01.2018.

21.11.2018 в адрес Дудова А.В.направлено требование № 10052 от 15.11.2018 об уплате пени в сумме 265,44 руб., начисленных на недоимку по транспортному налогу в сумме 453,00 руб., установлен срок исполнения требования 25.12.2018.

Указанные требования Дудовым А.В. не исполнены в установленный срок.

Новое налоговое уведомление с перерасчетом в меньшую сторону ранее исчисленного транспортного налога за 2016 год на сумму 1360,00 руб. и требование об уплате транспортного налога за 2015, 2016 годы в сумме 1813,00 руб. не формировались и налогоплательщику Дудову А.В. не направлялись налоговым органом.

Вместе с тем административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом установлено, что срок оплаты задолженности в размере 3173,00 руб. по требованию № 4051 от 12.12.2017 оканчивался 22.01.2018, а задолженности по пени 265,44 руб. по требованию № 10052 от 15.11.2018 оканчивался 25.12.2018.

20.01.2020 Межрайонная ИФНС России № 4 по Ивановской области обратилась к мировому судье судебного участка № 1 Приволжского судебного района в Ивановской области с заявлением о взыскании с Дудова А.В. задолженности по транспортному налогу в сумме 3173,00 руб., пени по транспортному налогу в сумме 274,17 руб., а всего 3447,17 руб.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 Приволжского судебного района в Ивановской области от 21.01.2020 отказано МИФНС России № 4 по Ивановской области в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Дудова А.В. налоговой недоимки, поскольку заявление подано с пропуском установленного законом срока. Объективных препятствий для своевременного обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа не представлено, что свидетельствует о спорности заявленных требований.

07.04.2020 Межрайонная ИФНС России № 4 по Ивановской области обратилась в Приволжский районный суд Ивановской области с административным иском к Дудову А.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015, 2016 годы в сумме 3173,00 руб., пени по транспортному налогу в сумме 274,17 руб. за период с 02.12.2017 по 14.11.2018, а всего347.17 руб.

Таким образом, административным истцом не соблюден установленный законом срок для обращения в суд по взысканию образовавшейся у Дудова А.В. задолженности по обязательным платежам.

Налоговый орган обязан был подать заявление в суд о взыскании с Дудова А.В. недоимки по требованию № 4051 от 12.12.2017 в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования, т.е. не позднее 21.07.2018.

Из положений статей 45 - 47, 69, 70 НК РФ следует, что налоговым законодательством установлена последовательность осуществления налоговым органом действий по принудительному взысканию с налогоплательщика недоимок по уплате налогов и сборов - процедура принудительного взыскания, первым этапом осуществления которой в любом случае является направление налогоплательщику требования об уплате налога (сбора), пеней, штрафов. Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством.

Согласно ч.2 ст.48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Бремя доказывания соответствующих обстоятельств лежит, в силу ст.56 ГПК РФ, на истце.

Первоначально Межрайонная ИФНС России № 4 по Ивановской области указала, что срок для взыскания обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства пропущен налоговым органом по причине не включения требований к Дудову А.В. в автоматическое пользовательское задание, т.е. пакет документов для своевременного обращения в суд не сформировывался в силу технической ошибки, которая была обнаружена при формировании искового заявления 27.02.2020. Однако доказательств наличия технической ошибки суду не представлено. В заявлении об изменении основания административного иска от 02.06.2020 административный истец указал, что инспекцией пропущен установленный законом срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа по причине большого объема материалов по недоимкам, сокращенных сроков, установленных НК ПФ на обращение в суд, время, требуемое для подготовки заявления и выполнения обязательных процессуальных действий. В связи с чем, суд считает неуважительными причины пропуска срока обращения в суд, указанные административным истцом. Наличие внутренних организационных причин у налогового органа, повлекших несвоевременную подачу заявления в суд, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд.

Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

По причине пропуска административным истцом срока на обращение в суд, исковые требования МИФНС России № 4 по Ивановской области к Дудову А.В. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области к Дудову А.В. о взыскании налоговой недоимки отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья И.А. Шабарова

Решение изготовлено в окончательной форме 30.06.2020.