ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-155/2018 от 07.03.2018 Шелеховского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 марта 2018 года г.Шелехов

Шелеховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Плындиной О.И., при секретаре Поповой О.С., с участием административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-155/2018 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №19 по Иркутской области к потребительскому обществу «Участие», ФИО1 о ликвидации юридического лица,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №17 по Иркутской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к потребительскому обществу «Участие», ФИО1 о ликвидации юридического лица.

Как указывает административный истец, исходя из ст. 1 Закона от 19.06.1992 №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской федерации» потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ) при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица в двух экземплярах; документ об уплате государственной пошлины.

Достоверность представляемых для данного вида регистрации документов подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений предусмотрена ответственность, установленная законодательством Российской Федерации.

*дата скрыта* (вх. *номер скрыт*А) в Межрайонную ИФНС России №17 по Иркутской области представлен пакет документов для государственной регистрации ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА «УЧАСТИЕ» при создании: Заявление о создании *номер скрыт*, документ об оплате государственной пошлины, протокол, согласие собственника, устав ЮЛ. Согласно представленному заявлению по форме *номер скрыт* заявителем (учредителем) по вышеуказанной регистрации является: ФИО1, *дата скрыта* года рождения.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона 129-ФЗ и в соответствии с разделом 5 листа «И» Заявления по форме №Р11001 заявителем подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

На основании вышеуказанного пакета документов, представленного для государственной регистрации, Инспекцией 05.05.2015 года принято решение о государственной регистрации ПО «УЧАСТИЕ», о чем в Единый государственной реестр юридических лиц внесена запись и присвоен основной государственный номер (ОГРН) <***>.

Подпунктом 1.1 пункта 1 Устава ПО «УЧАСТИЕ» предусмотрено, что потребительское общество «УЧАСТИЕ» далее именуемое «Общество», является добровольным объединением граждан и юридических лиц, созданным на основе членства в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации и ГК РФ для удовлетворения материальных и иных потребностей участников.

Также подпунктом 1.2 пункта 1 Устава ПО «УЧАСТИЕ» общество является юридическим лицом - некоммерческой организацией.

Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Закон 99-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть с 01.09.2014 года.

При этом вышеуказанной главой Гражданского кодекса (в редакции Закона №99-ФЗ) не предусмотрено такой организационно-правовой формы юридического лица, как потребительское общество, так как п. 3 ст. 50 ГК РФ (ред. №76 от 13.07.2015) на момент создания ПО «УЧАСТИЕ» предусматривало, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно- строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачныепотребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

общественных организаций, к которым относятся, в том числе, политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

2.1) общественных движений;

ассоциаций (союзов), к которым относятся, в том числе, некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты;

товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

автономных некоммерческих организаций;

религиозных организаций;

публично-правовых компаний;

адвокатских палат;

адвокатских образований (являющихся юридическими лицами).

Таким образом, решение о государственной регистрации создания ПО «УЧАСТИЕ» принято на основании несоответствующего требованиям закона протокола об учреждении и устава ЮЛ.

Документы, представляемые в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном статьей 12 Закона 129-ФЗ, должны соответствовать установленной форме, в том числе, с учетом требований законов, регламентирующих статус и порядок функционирования соответствующих юридических лиц. Документы, не отвечающие установленной законом форме, не могли быть основанием для внесения записи в государственный реестр.

Вместе с этим оснований для признания незаконными действия регистрирующего органа по государственной регистрации отсутствуют в силу заявительного характера государственной регистрации, ограниченных возможностей регистрирующего органа по проверке представленных документов и принятию решения (п.4.1 статьи 9 Закона 129-ФЗ).

Согласно п.2 ст.25 Закона 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Учитывая вышеизложенное, при создании ПО «УЧАСТИЕ» грубо нарушены положения действующего законодательства и Закона 129-ФЗ, в части представления в Инспекцию для государственной регистрации ПО «УЧАСТИЕ» решения общего собрания учредителей ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА «УЧАСТИЕ» и утверждения устава юридического лица, оформленного протоколом *номер скрыт* от *дата скрыта*, принятого с нарушением требований, установленных п. 3 ст. 50 ГК РФ и ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Противоправные действия ПО «УЧАСТИЕ», выразившиеся в грубом нарушении общих положений о сущности юридического лица, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом 129-ФЗ, затрагивают не только интересы государства, но также права и законные интересы третьих лиц, вступающих в финансово-хозяйственные отношения с ПО «ЕВРАЗИЯ».

Более того, Федеральная налоговая служба Российской Федерации в соответствии со ст. 4 Закона 129-ФЗ ведет государственные реестры и обеспечивает единство и сопоставимость содержащихся в нем сведений.

В соответствии со ст. 6 Закона 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен. Сведения о конкретном юридическом лице могут быть предоставлены по запросу любого физического или юридического лица.

Учитывая общедоступность информации, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, содержание в реестре заведомо ложных сведений недопустима.

В настоящее время в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся недостоверные сведения о регистрации от *дата скрыта* создания ПО «УЧАСТИЕ», что противоречит смыслу и задачам Закона 129-ФЗ и полномочиям, возлагаемым законом на регистрирующий орган.

Просит принять решение о ликвидации ПО «УЧАСТИЕ» ОГРН <***>, ИНН <***> за нарушение требований ч.5 ст.3 Федерального закона от 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов российской Федерации»;

Обязать ПО «УЧАСТИЕ» провести все необходимые действия, связанные с ликвидацией, в шестимесячный срок;

Возложить обязанности по ликвидации ПО «УЧАСТИЕ» и завершению ликвидационной процедуры в срок, не превышающий 6-ти календарных месяцев на учредителя-заявителя: ФИО1*дата скрыта* г.р., при создании ПО «УЧАСТИЕ».

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заинтересованные лица – ФИО3, ФИО4, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии с требованиями статьи 263 ч. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате и времени слушания дела надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит требования Межрайонной ИФНС России *номер скрыт* по *адрес скрыт* подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно п. 1 ст. 18 ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными

законами.

В соответствии с подпунктом I пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер

Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 26 и 32 постановления от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.

В силу подп. 7 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения.

Согласно статье 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации; регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Поскольку ответственность за достоверность сведений о некоммерческой организации, содержащихся в документах, представляемых для государственной регистрации при ее создании, возложена действующим законодательством на заявителя, нарушения, допущенные заявителем при подаче настоящих документов являются неустранимыми.

*дата скрыта* (вх. *номер скрыт*А) в Межрайонную ИФНС России №17 по Иркутской области представлен пакет документов для государственной регистрации ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА «УЧАСТИЕ» при создании: Заявление о создании ЮЛ *номер скрыт* документ об оплате государственной пошлины, протокол, согласие собственника, устав ЮЛ. Согласно представленному заявлению по форме №Р *номер скрыт* заявителем (учредителем) по вышеуказанной регистрации является: ФИО1, *дата скрыта* года рождения.

На основании вышеуказанного пакета документов, представленного для государственной регистрации, Инспекцией *дата скрыта* принято решение о государственной регистрации ПО «УЧАСТИЕ», о чем в Единый государственной реестр юридических лиц внесена запись и присвоен основной государственный номер (ОГРН) <***>.

Подпунктом 1.1 пункта 1 Устава ПО «УЧАСТИЕ» предусмотрено, что потребительское общество «УЧАСТИЕ» далее именуемое «Общество», является добровольным объединением граждан и юридических лиц, созданным на основе членства в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации и ГК РФ для удовлетворения материальных и иных потребностей участников.

Также подпунктом 1.2 пункта 1 Устава ПО «УЧАСТИЕ» общество является юридическим лицом - некоммерческой организацией.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, которые могут в том числе создаваться в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов).

В соответствии с п. 2 ст. 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Исходя из положений пункта 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, некоммерческая организация имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму и на характер деятельности организации.

При этом наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово "кооператив" (абзац второй пункта 2 статьи 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, наименование некоммерческой организации, созданной в организационно-правовой форме потребительского кооператива, должно содержать слово «кооператив».

Пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: 1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы; 2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления; 2.1) общественных движений; 3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты; 4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья; 5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; 6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации; 7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды; 8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения; 9) автономных некоммерческих организаций; 10) религиозных организаций; 11) публично-правовых компаний; 12) адвокатских палат; 13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами); 14) государственных корпораций; 15) нотариальных палат.

При этом, как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно пункту 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, типов и видов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами.

Согласно части 5 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступившего в законную силу 01.09.2014 (за исключением отдельных положений), со дня вступления в силу настоящего Федерального закона юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Сведения о юридических лицах содержатся в едином государственном реестре юридических лиц, являющемся открытым и общедоступным федеральным информационным ресурсом. Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, основывается на принципах свободы получения и достоверности информации (пункт 1 статьи 4, пункт 1 статьи 5, статья 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункты 1, 6 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность возложения судом обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.

Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрена обязанность учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации некоммерческой организации, назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), определить порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

В судебном заседании установлено, что потребительское общество «Участие» создано после вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 №99-ФЗ, пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ не предусмотрено организационно-правовой формы юридического лица - потребительское общество, в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о регистрации юридического лица в организационно-правовой форме не предусмотренной Российским законодательством, нарушения, допущенные при регистрации юридического лица являются неустранимыми, в связи с чем суд приходит к убеждению о правомерности требований административного истца и наличия оснований для удовлетворения административного иска в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №19 по Иркутской области к потребительскому обществу «Участие», ФИО1 о ликвидации юридического лица, удовлетворить.

Ликвидировать ПО «УЧАСТИЕ» ОГРН <***>, ИНН <***> за нарушение требований ч.5 ст.3 Федерального закона от 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов российской Федерации»;

Обязать ПО «УЧАСТИЕ» провести все необходимые действия, связанные с ликвидацией, в шестимесячный срок;

Возложить обязанности по ликвидации ПО «УЧАСТИЕ» и завершению ликвидационной процедуры в срок, не превышающий 6-ти календарных месяцев на учредителя-заявителя: ФИО1*дата скрыта* г.р., при создании ПО «УЧАСТИЕ».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Шелеховский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме в 17 часов 12 марта 2018 года.

Судья <данные изъяты>