Дело №2а-155/2021
Категория 3.022
УИД 39RS0013-01-2021-000417-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2021 года г.Озерск
Озерский районный суд Калининградской области в составе
председательствующего судьи Мурашко Н.А.,
при секретаре Кореневской В.А.,
с участием представителя административного истца пом. прокурора Озерского района Калининградской области Крижановского А.С.,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Озерский городской округ» Калининградской области по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Озерского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации муниципального образования «Озерский городской округ» Калининградской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Озерский городской округ» Калининградской области и возложении обязанности произвести технический учет и паспортизацию автомобильных дорог местного значения в пос. Львовское Озерского района Калининградской области,
установил:
Прокурор Озерского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Озерский городской округ» Калининградской области (далее по тексту - администрация МО «Озерский городской округ») в части непринятия мер по проведению оценки технического состояния и паспортизации автомобильных дорог местного значения в пос. Львовское Озерского района Калининградской области по ул. Калининградская, протяженностью 850,0 м, по ул. Новодеревенская, протяженностью 650,0 м, по ул. Спортивная, протяженностью 700,0 м, по ул. Цветочная, протяженностью 900,0 м, по ул. Элеваторная, протяженностью 350,0 м; возложить обязанность на администрацию МО «Озерский городской округ» в срок до 31 декабря 2022 года произвести технический учет и паспортизацию автомобильных дорог, расположенных в границах МО «Озерский городской округ», а именно автодорог местного значения в пос. Львовское Озерского района Калининградской области: по ул. Калининградская, протяженностью 850,0 м, по ул. Новодеревенская, протяженностью 650,0 м, по ул. Спортивная, протяженностью 700,0 м, по ул. Цветочная, протяженностью 900,0 м, по ул. Элеваторная, протяженностью 350,0 м.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что указанные автомобильные дороги общего пользования, расположенные в границах МО «Озерский городской округ» не имеют технических паспортов, в то время как указанный документ является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока службы, наличие которого необходимо для осуществления полномочий органом местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения. Отсутствие технического паспорта затрудняет выполнение работ по своевременному ремонту и содержанию автомобильных дорог и как следствие влияет на безопасность дорожного движения.
Ссылаясь на положения Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» от 08.11.2007 №257-ФЗ, Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», требования «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», просит признать незаконным бездействие администрации МО «Озерский городской округ» и возложить на администрацию обязанность произвести технический учет и паспортизацию вышеназванных автомобильных дорог местного значения в пос. Львовское Озерского района Калининградской области.
В судебном заседании пом. прокурора Озерского района Калининградской области Крижановский А.С. полностью поддержал требования административного искового заявления, изложив в их обоснование аналогичные доводы.
Представитель административного ответчика администрации МО «Озерский городской округ» по доверенности ФИО1 в судебном заседании требования административного искового заявления не признала. При этом пояснила, что на паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах МО «Озерский городской округ», в дорожном фонде на 2021 год заложены денежные средства в размере 700 000 руб., стоимость паспортизации автомобильных дорог округа (205 км) обойдется муниципалитету в 4 000 000 руб. Однако фактического расходования бюджетных средств на указанные цели не осуществлялось. На момент рассмотрения дела ни одна из автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа не паспортизирована, никаких работ по инвентаризации, оценке технического состояния указанных автомобильных дорог не производилось и не производится, поскольку помимо паспортизации дорог необходимо проводить работу по ремонту дорог. Лимит средств дорожного фонда на 2021 год составляет 17 731 890 руб. Исходя из наличия лимита средств дорожного фонда, периодически пополняемого только из бюджета Калининградской области, возложение на администрацию МО «Озерский городской округ» обязанности провести работы по паспортизации дорог подразумевает неисполнение другой части запланированных мероприятий на данную сумму работ и нарушение другой части неопределенного круга лиц. Полагает, что отсутствие паспортов автомобильных дорог не препятствует администрации ремонтировать дороги. Одномоментное изъятие из бюджета дорожного фонда 3 300 000 руб. свыше запланированных 700 000 руб. повлечет за собой не проведение ремонта части запланированных к ремонту дорог, повлияет на безопасность дорожного движения и нарушит права неопределенного круга лиц.
Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу п.9 ст.6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» от 08.11.2007 №257-ФЗ (далее по тексту - Закон №257-ФЗ), к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п.11 ст.5 Закона № 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно п.3, п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.4.2.1 «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2016 №1004-ст, (далее по тексту - ГОСТ 33388-2015), паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог.
Согласно п.4.2.2 ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги.
В соответствии со ст.12 Закона №257-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Статья 17 Закона №257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Во исполнение данной нормы, приказом Минтранса России от 16.11.2012 №402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
В подп.4 п.9 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.
Пунктом 2 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.08.2020 №288, предусмотрено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации.
Согласно п.3 вышеуказанного Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.
Из анализа данных норм права следует, что поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией городского округа, в административных границах которого имеются дороги местного значения.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества МО «Озерский городской округ», выданной 21 июня 2021 года, указанные в административном иске автомобильные дороги являются дорогами общего пользования местного/муниципального значения. В подпрограмме «Капитальный ремонт и текущее содержание дорог общего пользования и тротуаров», выполняемой за счет средств муниципального бюджета «Дорожный фонд» на территории МО «Озерский городской округ» на 2021 год заложены средства на паспортизацию автомобильных дорог общего пользования муниципального значения.
Из сообщения ГКУ КО «Управление дорожного хозяйства Калининградской области» следует, что автомобильные дороги по ул. Калининградской, ул. Новодеревенской, ул. Спортивной, ул. Цветочной, ул. Элеваторной в пос. Львовское Озерского района Калининградской области, в перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Калининградской области, отсутствуют.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что вышеуказанные автомобильные дороги расположены в границах муниципального образования «Озерский городской округ», входят в реестр имущества городского округа, однако технический учет и паспортизация указанных дорог администрацией МО «Озерский городской округ» не проведены.
Анализ положений законодательства, регулирующих правоотношения в данной сфере, позволяет сделать вывод, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, что напрямую влияет на безопасность дорожного движения и затрагивает интересы граждан. Отсутствие технического паспорта создает неопределенность при использовании прилегающих к дороге земельных участков, не позволяет объективно оценивать состояние дороги и дорожных сооружений, при этом к работам по содержанию автомобильных дорог относятся, в том числе, и работы по проведению оценки технического состояния и паспортизации (составление технического паспорта дороги).
При таких обстоятельствах, бездействие административного ответчика по невыполнению работ по содержанию автомобильных дорог, к которым относятся, в том числе, и работы по проведению оценки технического состояния и паспортизации (составление технического паспорта дороги), является незаконным, нарушает права неопределенного круга лиц в части безопасности дорожного движения, соответственно, требования прокурора подлежат удовлетворению с возложением на администрацию МО «Озерский городской округ» обязанности организовать проведение оценки технического состояния и паспортизации указанных автомобильных дорог.
Доводы представителя административного ответчика о том, что своими исковыми требованиями прокурор вмешивается в деятельность органов местного самоуправления в вопросе разработки и принятия мероприятий по безопасности дорожного движения, суд полагает необоснованными.
В силу положений Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации представляет из себя единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Предметом надзора прокуратуры являются, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита нарушенных или оспоренных прав.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно позиции прокурора, отраженной в административном исковом заявлении, отсутствие технического паспорта может создать препятствия для качественного выполнения работ по содержанию дорог и повлиять на безопасность дорожного движения.
Таким образом, прокурор, действуя в интересах неограниченного круга лиц, обратился в суд в рамках предоставленных ему законом полномочий, не подменяя собой органы местного самоуправления в вопросах разработки и принятия мероприятий по безопасности дорожного движения. Требования прокурора направлены на устранение нарушений требований действующего законодательства. При этом требования прокурора в интересах неограниченного круга лиц не могут быть постановлены в зависимость от финансирования определенного направления деятельности администрации.
С учетом положений п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, принимая во внимание характер административного иска, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод, объем материальных и временных затрат, необходимых для выполнения соответствующих мероприятий по проведению оценки технического состояния и паспортизации автомобильных дорог, суд считает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения возложенной обязанности - до 31 декабря 2022 года, считая его разумным и достаточным для выполнения требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск прокурора Озерского района Калининградской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Озерский городской округ» Калининградской области в части непринятия мер по проведению оценки технического состояния и паспортизации автомобильных дорог местного значения в пос. Львовское Озерского района Калининградской области по ул. Калининградская, протяженностью 850,0 м, по ул. Новодеревенская, протяженностью 650,0 м, по ул. Спортивная, протяженностью 700,0 м, по ул. Цветочная, протяженностью 900,0 м, по ул. Элеваторная, протяженностью 350,0 м.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Озерский городской округ» Калининградской области в срок до 31 декабря 2022 года произвести технический учет и паспортизацию автомобильных дорог, расположенных в границах муниципального образования «Озерский городской округ» Калининградской области, а именно: автомобильных дорог местного значения в пос. Львовское Озерского района Калининградской области по ул. Калининградская, протяженностью 850,0 м, по ул. Новодеревенская, протяженностью 650,0 м, по ул. Спортивная, протяженностью 700,0 м, по ул. Цветочная, протяженностью 900,0 м, по ул. Элеваторная, протяженностью 350,0 м.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Озерский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2021 года.
Судья