Дело №2а-155/2021
75RS0020-01-2021-000416-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли 27 октября 2021 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Затеевой Т.В.,
с участием административного истца – помощника прокурора Тунгокоченского района Мамкина С.Ю.,
при секретаре Кузьминой Е.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тунгокоченского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края об исполнении обязательств в части обеспечения сохранности жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тунгокоченского района обратился в суд с указанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки соблюдения жилищных прав детей-сирот на территории Тунгокоченского района выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер к осуществлению контроля за использованием жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, которые построены по государственному контракту и предназначены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения в указанных домах разрушены и приведены в ненадлежащее техническое состояние. Фактически квартиры не заселены, в квартиры проникают посторонние лица, в них складируется мусор. Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, являющимся собственником данных жилых помещений, мер по сохранности жилых помещений, а также мер по приведению жилых помещений к установленным санитарно-бытовым условиям и требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не принимается.
Просит суд возложить на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края обязанность принять меры к сохранности жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> путем ограничения доступа в жилые помещения посторонних лиц, а также обязанность принять меры к приведению жилых помещений, расположенных по указанным адресам к установленным санитарно-бытовым условиям, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
В судебном заседании процессуальный истец Мамкин С.Ю. исковые требования поддержал в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края своего представителя не направил, предварительно ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (л.д.___). В судебных заседаниях 13.09.2021, 05.10.2021 представитель административного ответчика Большаков А.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, указав, что Департамент является ненадлежащим ответчиком. Спорные жилые помещения распределены нанимателям, которые привели жилые помещения в ненадлежащее состояние. Департаментом как собственником, несущим бремя содержания своего имущества, приняты необходимые меры по сохранности имущества, в частности, на нанимателей по решению суда возложена обязанность к восстановлению технического состояния квартир. Неисполнение нанимателями решений судов по восстановлению жилых помещений не влечет возникновения у Департамента обязанности произвести его вместо ответчиков и за счет Забайкальского края. Кроме того, Департаментом в рамках гарантийных обязательств, проводится работа с застройщиком. Работы по ограничению доступа в жилые помещения в настоящее время выполнены. Также <адрес> признан непригодным для проживания и решается вопрос о его сносе, соответственно, принятие мер к его приведению к установленным санитарно-бытовым условиям не требуется.
В судебное заседание Лагунов В.В., Андреев А.А., Копылова Е.А., Расторгуева Н.С., Козлова Н.В. и Афанасьева С.С., привлеченные к участию в деле в качестве административных соответчиков определением суда от 13.09.2021, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежаще и своевременно, дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав и изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Согласно пункту 4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 26.02.2013 №90, жилые помещения детям сиротам, лицам из числа детей-сирот предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Жилые помещения должны отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 18.01.2018 №10 утвержден Порядок осуществления контроля за выполнением условий договоров найма специализированных жилых помещений, предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании данного Порядка контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения условий договоров найма специализированных жилых помещений, предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - жилые помещения, Наниматели) (п.2).
При осуществлении мероприятий по контролю проверяется соблюдение Нанимателем условий договора найма специализированного жилого помещения, заключенного с уполномоченным органом, в том числе: использование жилого помещения по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации; соблюдение правил пользования жилым помещением; обеспечение сохранности жилого помещения; поддержание в надлежащем состоянии жилого помещения; недопущение самовольного переустройства или перепланировки жилого помещения; своевременность проведения текущего ремонта жилого помещения; своевременность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; осуществление пользования жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-технических, экологических и иных требований законодательства (п.3).
Организацию и проведение мероприятий по контролю обеспечивает Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, в том числе путем создания комиссии по контролю за использованием жилых помещений, предоставленных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
На основании статей 65, 100 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения обязан: передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Из материалов дела следует, что жилые помещения, расположенные в домах <адрес>, включены в специализированный жилищный фонд Забайкальского края и на основании заключенных договоров найма предоставлены нанимателям Лагунову В.В., Андрееву А.А., Копыловой Е.А., Расторгуевой (Шипицыной) Н.С., Козловой Н.В. и Афанасьевой С.С. (л.д.____).
Актами осмотров от 03.07.2020, 20.05.2021 установлено, что жилые помещения в названных домах частично заселены, жилые помещения приведены в ненадлежащее техническое состояние и не отвечают установленным санитарно-бытовым условиям и требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (л.д.34-47, 84-100)
На основании решений Тунгокоченского районного суда удовлетворены исковые требования Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и на нанимателей спорных жилых помещений возложена обязанность восстановить техническое состояние жилых помещений.
Так, на основании решения от 22.06.2020 на Расторгуеву Н.С. возложена обязанность восстановить техническое состояние <адрес>, в частности устранить повреждения входной двери, восстановить электроснабжение, остекление, заборное ограждение по периметру земельного участка (л.д.___).
Решением от 24.08.2020 на Козлову Н.В. возложена обязанность восстановить техническое состояние <адрес>, в частности устранить повреждения входной двери, в том числе установить запорные устройства, восстановить остекление, декоративное покрытие пола в виде линолеума, заборное ограждение по периметру земельного участка, освободить земельный участок от мусора и сухой травы (л.д.___).
На основании решения от 18.12.2020 на Афанасьеву С.С. возложена обязанность восстановить техническое состояние <адрес>, в частности устранить повреждения входной двери, восстановить электроснабжение, остекление, заборное ограждение по периметру земельного участка, сарай и туалет (л.д.___).
Заключением Межведомственной комиссии от 21.07.2020 по результатам обследования жилых помещений № и №, расположенных в жилом доме по адресу: <адрес>, выявлены основания для признания указанных жилых помещений непригодными для проживания.
Таким образом, судом установлен факт того, что жилые помещения, расположенные в домах <адрес>, предназначенные для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, приведены в ненадлежащее техническое состояние и не соответствуют установленным санитарно-бытовым условиям, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
В силу указанных положений закона обязанность по осуществлению контроля за сохранностью жилых помещений, предоставленных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также обязанность принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, и осуществлять капитальный ремонт жилого помещения возложена на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Между тем, Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края действенных и достаточных мер по контролю за использованием и распоряжением (обеспечением сохранности) жилых помещений и по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещении не принято.
Отсутствие надлежащего контроля за использованием нанимателями спорных жилых помещений и своевременное непринятие мер по обеспечению сохранности жилых помещений со стороны Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, как собственника жилых помещений и органа исполнительной власти Забайкальского края, наделенного полномочиями в сфере предоставления детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края, привело к значительному ухудшению состояния жилых помещений.
При проведении прокурорской проверки выявлены такие недостатки, которые не позволяют использовать указанные жилые помещения по назначению, а именно для постоянного проживания в них.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении возложенных на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края вышеназванных обязанностей.
Доводы административного ответчика о том, что ответственность по приведению жилых помещений к установленным санитарно-бытовым условиям должна быть возложена на нанимателей жилых помещений, которые вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей по поддержанию в надлежащем состоянии жилых помещений допустили их разрушение, являются несостоятельными.
Факт обращения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края с судебными исками о возложении обязанности на нанимателей восстановить техническое состояние предоставленных им жилых помещений и наличие решений Тунгокоченского районного суда об удовлетворении указанных исковых заявлений не освобождает Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от исполнения прямо возложенных на него обязанностей по осуществлению контроля за сохранностью жилых помещений и осуществлению капитального ремонта жилых помещений.
Кроме того, судом решения о восстановлении технического состояния жилых помещений были приняты только в отношении жилых помещений <адрес>, фактически решение было исполнено только нанимателем Расторгуевой Н.С. по <адрес>, что подтверждается сведениями, предоставленными Тунгокоченским РОСП УФССП России по Забайкальскому краю.
При этом в предмет рассматриваемых решений относились обязанности нанимателей по выполнению текущего ремонта жилых помещений, в рассматриваемом же случае выявленные недостатки жилых помещений могут требовать не только текущего ремонта, но и капитального.
Также в рамках исполнения обязанностей по контролю за выполнением условий договоров специализированных наймов жилых помещений Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес> в случае отсутствия необходимости проведения капитального ремонта не лишен права как требовать от нанимателей спорных жилых помещений устранения выявленных недостатков, в том числе в судебном порядке, так и путем осуществления контроля за исполнением состоявшихся решений в ходе исполнительного производства.
С учетом изложенного, в настоящем споре суд не находит оснований для возложения на административных соответчиков Лагунова В.В., Андреева А.А., Копылову Е.А., Расторгуеву Н.С., Козлову Н.В. и Афанасьеву С.С. обязанностей к приведению жилых помещений к установленным санитарно-бытовым условиям, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Представленные административным ответчиком письмо ГКУ «Центр казенного имущества Забайкальского края» с фотоматериалами без акта выполненных работ с конкретным указанием вида произведенных работ не могут достоверно свидетельствовать о выполнении Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края мер к сохранности жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> путем ограничения доступа в жилые помещения посторонних лиц.
Доводы административного ответчика о том, что <адрес> признан непригодным для проживания, соответственно, принятие мер к его приведению к установленным санитарно-бытовым условиям не требуется, не могут быть приняты во внимание, поскольку на основании акта обследования помещений, произведенного межведомственной комиссией 21.07.2020 собственнику жилых помещений необходимо провести экспертное обследование жилого <адрес> в <адрес> для повторного заключения межведомственной комиссии.
Вместе с тем повторное заключение межведомственной комиссии административным ответчиком суду не представлено, в связи с чем, оснований полагать о том, что принято окончательное решение о признании жилых помещений №<адрес> непригодными для проживания и подлежащими сносу, не имеется.
При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.174, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Тунгокоченского района удовлетворить.
Обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края принять меры к сохранности жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, путем ограничения доступа в жилые помещения посторонних лиц.
Обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края принять меры к приведению жилых помещений, расположенных по указанному адресу к установленным санитарно-бытовым условиям, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Тунгокоченский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий – судья
Тунгокоченского районного суда Т.В. Затеева
Мотивированное решение составлено 29 октября 2021 г.