ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-155/2021 от 27.10.2021 Тунгокоченского районного суда (Забайкальский край)

Дело №2а-155/2021

75RS0020-01-2021-000416-70

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Верх-Усугли 27 октября 2021 года

Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Затеевой Т.В.,

с участием административного истца – помощника прокурора Тунгокоченского района Мамкина С.Ю.,

при секретаре Кузьминой Е.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тунгокоченского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края об исполнении обязательств в части обеспечения сохранности жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тунгокоченского района обратился в суд с указанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки соблюдения жилищных прав детей-сирот на территории Тунгокоченского района выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер к осуществлению контроля за использованием жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, которые построены по государственному контракту и предназначены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения в указанных домах разрушены и приведены в ненадлежащее техническое состояние. Фактически квартиры не заселены, в квартиры проникают посторонние лица, в них складируется мусор. Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, являющимся собственником данных жилых помещений, мер по сохранности жилых помещений, а также мер по приведению жилых помещений к установленным санитарно-бытовым условиям и требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не принимается.

Просит суд возложить на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края обязанность принять меры к сохранности жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> путем ограничения доступа в жилые помещения посторонних лиц, а также обязанность принять меры к приведению жилых помещений, расположенных по указанным адресам к установленным санитарно-бытовым условиям, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

В судебном заседании процессуальный истец Мамкин С.Ю. исковые требования поддержал в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края своего представителя не направил, предварительно ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (л.д.___). В судебных заседаниях 13.09.2021, 05.10.2021 представитель административного ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности, иск не признал, указав, что Департамент является ненадлежащим ответчиком. Спорные жилые помещения распределены нанимателям, которые привели жилые помещения в ненадлежащее состояние. Департаментом как собственником, несущим бремя содержания своего имущества, приняты необходимые меры по сохранности имущества, в частности, на нанимателей по решению суда возложена обязанность к восстановлению технического состояния квартир. Неисполнение нанимателями решений судов по восстановлению жилых помещений не влечет возникновения у Департамента обязанности произвести его вместо ответчиков и за счет Забайкальского края. Кроме того, Департаментом в рамках гарантийных обязательств, проводится работа с застройщиком. Работы по ограничению доступа в жилые помещения в настоящее время выполнены. Также <адрес> признан непригодным для проживания и решается вопрос о его сносе, соответственно, принятие мер к его приведению к установленным санитарно-бытовым условиям не требуется.

В судебное заседание ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7, привлеченные к участию в деле в качестве административных соответчиков определением суда от 13.09.2021, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежаще и своевременно, дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав и изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

Согласно пункту 4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 26.02.2013 №90, жилые помещения детям сиротам, лицам из числа детей-сирот предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Жилые помещения должны отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 18.01.2018 №10 утвержден Порядок осуществления контроля за выполнением условий договоров найма специализированных жилых помещений, предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании данного Порядка контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения условий договоров найма специализированных жилых помещений, предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - жилые помещения, Наниматели) (п.2).

При осуществлении мероприятий по контролю проверяется соблюдение Нанимателем условий договора найма специализированного жилого помещения, заключенного с уполномоченным органом, в том числе: использование жилого помещения по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации; соблюдение правил пользования жилым помещением; обеспечение сохранности жилого помещения; поддержание в надлежащем состоянии жилого помещения; недопущение самовольного переустройства или перепланировки жилого помещения; своевременность проведения текущего ремонта жилого помещения; своевременность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; осуществление пользования жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-технических, экологических и иных требований законодательства (п.3).

Организацию и проведение мероприятий по контролю обеспечивает Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, в том числе путем создания комиссии по контролю за использованием жилых помещений, предоставленных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

На основании статей 65, 100 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения обязан: передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Из материалов дела следует, что жилые помещения, расположенные в домах <адрес>, включены в специализированный жилищный фонд Забайкальского края и на основании заключенных договоров найма предоставлены нанимателям ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО8, ФИО6 и ФИО7 (л.д.____).

Актами осмотров от 03.07.2020, 20.05.2021 установлено, что жилые помещения в названных домах частично заселены, жилые помещения приведены в ненадлежащее техническое состояние и не отвечают установленным санитарно-бытовым условиям и требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (л.д.34-47, 84-100)

На основании решений Тунгокоченского районного суда удовлетворены исковые требования Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и на нанимателей спорных жилых помещений возложена обязанность восстановить техническое состояние жилых помещений.

Так, на основании решения от 22.06.2020 на ФИО5 возложена обязанность восстановить техническое состояние <адрес>, в частности устранить повреждения входной двери, восстановить электроснабжение, остекление, заборное ограждение по периметру земельного участка (л.д.___).

Решением от 24.08.2020 на ФИО6 возложена обязанность восстановить техническое состояние <адрес>, в частности устранить повреждения входной двери, в том числе установить запорные устройства, восстановить остекление, декоративное покрытие пола в виде линолеума, заборное ограждение по периметру земельного участка, освободить земельный участок от мусора и сухой травы (л.д.___).

На основании решения от 18.12.2020 на ФИО7 возложена обязанность восстановить техническое состояние <адрес>, в частности устранить повреждения входной двери, восстановить электроснабжение, остекление, заборное ограждение по периметру земельного участка, сарай и туалет (л.д.___).

Заключением Межведомственной комиссии от 21.07.2020 по результатам обследования жилых помещений и , расположенных в жилом доме по адресу: <адрес>, выявлены основания для признания указанных жилых помещений непригодными для проживания.

Таким образом, судом установлен факт того, что жилые помещения, расположенные в домах <адрес>, предназначенные для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, приведены в ненадлежащее техническое состояние и не соответствуют установленным санитарно-бытовым условиям, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

В силу указанных положений закона обязанность по осуществлению контроля за сохранностью жилых помещений, предоставленных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также обязанность принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, и осуществлять капитальный ремонт жилого помещения возложена на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.

Между тем, Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края действенных и достаточных мер по контролю за использованием и распоряжением (обеспечением сохранности) жилых помещений и по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещении не принято.

Отсутствие надлежащего контроля за использованием нанимателями спорных жилых помещений и своевременное непринятие мер по обеспечению сохранности жилых помещений со стороны Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, как собственника жилых помещений и органа исполнительной власти Забайкальского края, наделенного полномочиями в сфере предоставления детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края, привело к значительному ухудшению состояния жилых помещений.

При проведении прокурорской проверки выявлены такие недостатки, которые не позволяют использовать указанные жилые помещения по назначению, а именно для постоянного проживания в них.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении возложенных на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края вышеназванных обязанностей.

Доводы административного ответчика о том, что ответственность по приведению жилых помещений к установленным санитарно-бытовым условиям должна быть возложена на нанимателей жилых помещений, которые вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей по поддержанию в надлежащем состоянии жилых помещений допустили их разрушение, являются несостоятельными.

Факт обращения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края с судебными исками о возложении обязанности на нанимателей восстановить техническое состояние предоставленных им жилых помещений и наличие решений Тунгокоченского районного суда об удовлетворении указанных исковых заявлений не освобождает Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от исполнения прямо возложенных на него обязанностей по осуществлению контроля за сохранностью жилых помещений и осуществлению капитального ремонта жилых помещений.

Кроме того, судом решения о восстановлении технического состояния жилых помещений были приняты только в отношении жилых помещений <адрес>, фактически решение было исполнено только нанимателем ФИО5 по <адрес>, что подтверждается сведениями, предоставленными Тунгокоченским РОСП УФССП России по Забайкальскому краю.

При этом в предмет рассматриваемых решений относились обязанности нанимателей по выполнению текущего ремонта жилых помещений, в рассматриваемом же случае выявленные недостатки жилых помещений могут требовать не только текущего ремонта, но и капитального.

Также в рамках исполнения обязанностей по контролю за выполнением условий договоров специализированных наймов жилых помещений Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес> в случае отсутствия необходимости проведения капитального ремонта не лишен права как требовать от нанимателей спорных жилых помещений устранения выявленных недостатков, в том числе в судебном порядке, так и путем осуществления контроля за исполнением состоявшихся решений в ходе исполнительного производства.

С учетом изложенного, в настоящем споре суд не находит оснований для возложения на административных соответчиков ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 обязанностей к приведению жилых помещений к установленным санитарно-бытовым условиям, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Представленные административным ответчиком письмо ГКУ «Центр казенного имущества Забайкальского края» с фотоматериалами без акта выполненных работ с конкретным указанием вида произведенных работ не могут достоверно свидетельствовать о выполнении Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края мер к сохранности жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> путем ограничения доступа в жилые помещения посторонних лиц.

Доводы административного ответчика о том, что <адрес> признан непригодным для проживания, соответственно, принятие мер к его приведению к установленным санитарно-бытовым условиям не требуется, не могут быть приняты во внимание, поскольку на основании акта обследования помещений, произведенного межведомственной комиссией 21.07.2020 собственнику жилых помещений необходимо провести экспертное обследование жилого <адрес> в <адрес> для повторного заключения межведомственной комиссии.

Вместе с тем повторное заключение межведомственной комиссии административным ответчиком суду не представлено, в связи с чем, оснований полагать о том, что принято окончательное решение о признании жилых помещений №<адрес> непригодными для проживания и подлежащими сносу, не имеется.

При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.174, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Тунгокоченского района удовлетворить.

Обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края принять меры к сохранности жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, путем ограничения доступа в жилые помещения посторонних лиц.

Обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края принять меры к приведению жилых помещений, расположенных по указанному адресу к установленным санитарно-бытовым условиям, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Тунгокоченский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий – судья

Тунгокоченского районного суда Т.В. Затеева

Мотивированное решение составлено 29 октября 2021 г.